ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-4024/13 от 18.11.2013 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

20 ноября 2013 года Дело № А74-4024/2013

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.В. Кузнецовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными решения и предписания от 26 апреля 2013 года по делу № 19-А-13,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя – ФИО3 на основании доверенности от 2 марта 2013 года;

ответчика – ФИО4 на основании доверенности от 10 января 2013 года № 04-48.

Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – антимонопольный орган) от 26 апреля 2013 года по делу № 19-А-13.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 августа 2013 года в порядке части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2.

Арбитражным судом установлено, что определением от 30 октября 2013 года лица, участвующие в деле, извещались о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в том числе посредством телефонограммы.

Информация о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованием части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 6 ноября 2013 года.

Учитывая данные обстоятельства и положения части 1, пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает третьих лиц извещёнными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях. Пояснил, что условие договора аренды земельного участка об обязании арендатора в 10-дневный срок заключить договор на вывоз мусора с МП г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» не является существенным условием, данное условие не было предметом аукциона, в связи с чем заявитель не контролирует его исполнение. При таких обстоятельствах, по мнению Департамента, антимонопольным органом неверно квалифицированы действия заявителя по пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Кроме того, указал, что в рассматриваемом случае Департамент действовал с соблюдением принципов гражданского законодательства относительно равенства сторон и свободы договора, и в рассматриваемом случае действия Департамента не относятся к государственной или муниципальной услуге.

Представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях. Пояснил, что действия Департамента по включению существенного условия в проект договора указанного в конкурсной документации, по мнению антимонопольного органа, ограничивают конкуренцию на рынке вывоза твердых бытовых отходов, в связи с чем Департамент правомерно признан нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

14 декабря 2012 года Департаментом объявлен аукцион № 48 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для размещения объектов. Извещение о проведении аукциона № 48 опубликовано в газете «Абакан», выпуск № 45. В качестве приложений к аукционной документации размещены проекты договоров аренды земельных участков. В пункте 4.2 данных проектов договоров аренды, в частности, предусмотрено, что арендатор обязан в 10-дневный срок, с момента заключения договора, заключить договор с МП г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» на вывоз мусора.

18 декабря 2012 года по результатам аукциона № 48 заключены договоры аренды земельных участков с индивидуальными предпринимателями ФИО1 и ФИО2 Пункт 4.2 данных договоров содержит, в том числе, условие об обязанности арендатора в 10-дневный срок, с момента заключения договора, заключить договор с МП г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» на вывоз мусора.

26 апреля 2013 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 19-А-13, возбужденного в отношении Департамента по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и приняла решение о признании Департамента нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 указанного закона в части предоставления МП г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» преимущественного положения среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке вывоза твердых бытовых отходов, а также в создании ограничений выбора хозяйствующих субъектов для потребителей услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

26 апреля 2013 года по делу № 19-А-13 Департаменту вынесено предписание о немедленном прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и внесении изменений в проект договора, содержащегося в конкурсной документации открытого аукциона № 48, а также в заключенных договорах аренды по результатам данного аукциона.

Не согласившись с решением антимонопольного органа и выданным на его основании предписанием от 26 апреля 2013 года по делу № 19-А-13, Департамент в установленный законом срок оспорил их в арбитражном суде.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на его принятие, обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.

С учётом положений статьи 22, пунктов 1, 3, 3.2 части 1 статьи 23, статей 39, 41, 45, 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» арбитражный суд считает, что комиссия антимонопольного органа вынесла оспариваемые решение и предписание в пределах предоставленных полномочий.

Оспариваемым решением Департаменту вменено нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части включения в проекты договоров аренды земельных участков, являющихся приложением к аукционной документации № 48, условия, создающего ограничение выбора хозяйствующих субъектов для потребителей услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а именно: обязанность арендатора в 10-дневный срок заключить договор на вывоз мусора с МП г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ».

Арбитражный суд соглашается с позицией антимонопольного органа.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции поименованы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к ним относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается устанавливать для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Для квалификации вменяемого заявителю нарушения доказыванию подлежат обстоятельства возможного ограничения или устранения конкуренции на товарном рынке в результате принятия правового акта, совершения действий и наличие (отсутствие) прямо закрепленного федеральным законом полномочия заявителя принять соответствующий правовой акт, совершить действия.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Решением Абаканского городского Совета депутатов от 05.07.2006 № 287 (ред. от 30.10.2012) утверждено Положение о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории города Абакана для целей, не связанных со строительством (далее – Положение № 287), которое в соответствии с пунктом 1.1. разработано в соответствии со статьями 11, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и определяет порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Абакан, а также находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством (далее - земельные участки).

В силу пункта 4.3. Положения № 287 организация и проведение торгов по продаже земельных участков для целей, не связанных со строительством, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

Департамент обеспечивает подготовку и заключение по результатам торгов договора купли-продажи или договора аренды земельного участка (пункт 4.4. Положения № 287).

В силу пункта 1.1 Положения «О Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана», утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 20 ноября 2004 года № 100 (далее - Положение), Департамент является органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан.

Пунктом 2.4 Положения предусмотрено, что Департамент на правах муниципального заказчика осуществляет деятельность по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и заключает муниципальные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд от имени муниципального образования город Абакан в соответствии с действующим законодательством.

Департамент от имени муниципального образования город Абакан осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, Уставом города Абакана, правовыми актами представительного органа местного самоуправления, Главы города Абакана и Администрации города Абакана, а также настоящим Положением (пункт 2.5 Положения).

Согласно пункту 3.2.18 Положения Департамент участвует в подготовке документов для проведения торгов по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории, торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках на территории города Абакана, обеспечивает их проведение, осуществляет функции организатора торгов.

Как следует из материалов дела, Департамент при подготовке аукционной документации и, в дальнейшем, при заключении договоров аренды земельных участков с индивидуальными предпринимателями ФИО1 и ФИО2, признанными победителями по лотам № 3 и № 5 аукциона № 48, действовал от имени администрации города Абакана как арендодатель, то есть в пределах предоставленных ему полномочий.

Норма части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержит общий запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, Департамент, принимая участие в подготовке аукционной документации, выступая в качестве организатора аукциона по продаже права на заключение указанных выше договоров аренды, обязан соблюдать требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. При этом довод заявителя относительно того, что Департамент в рассматриваемом случае не предоставляет муниципальную услугу, а, следовательно, его действия не подпадают под действие нормы статьи 15 Закона о защите конкуренции, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании данной нормы.

Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации дозволяет собственнику имущества определять те условия, при которых принадлежащее ему имущество будет передаваться в аренду.

Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Арбитражный суд полагает, что Департамент, включив в аукционную документацию требование об обязанности победителя аукциона предусмотреть регулярный вывоз твёрдых бытовых отходов за свой счёт, действовал в пределах предоставленных ему полномочий как собственник земельного участка на основании действующего законодательства.

Однако, из материалов дела усматривается, что в составе аукционной документации по лоту № 3 и № 5 в качестве приложений предусмотрены проекты договоров аренды земельных участков (лот № 3 приложение № 4, лот № 5 приложение № 6). Пунктом 4.2 указанных проектов договоров установлена обязанность арендатора в 10-дневный срок заключить договор на вывоз мусора с МП г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ».

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что Департамент в результате включения в проекты договоров аренды земельных участков (лот № 3 приложение № 4, лот № 5 приложение № 6), являющихся неотъемлемой частью аукционной документации, условий об обязанности арендатора заключить договор на вывоз мусора с конкретным хозяйствующим субъектом - МП г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ» ограничил потенциальных арендаторов в выборе организации, которая будет осуществлять вывоз твёрдых бытовых отходов с арендуемых земельных участков.

Ответ общества с ограниченной ответственностью «Град-сервис» от 28 марта 2013 года на письмо антимонопольного органа подтверждает вывод антимонопольного органа о том, что рынок вывоза твёрдых бытовых отходов в г. Абакане является конкурентным. Данное обстоятельство заявителем также не оспаривается.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил, что включение в проекты договоров аренды земельных участков аукционной документации условий об обязанности арендаторов заключить договор на вывоз мусора с МП г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ», а также указание на эти условия при заключении договоров аренды с победителями аукциона № 48 по лотам № 3 и № 5 индивидуальными предпринимателями ФИО1 и ФИО2 является технической ошибкой, конкретные нормы законодательства, разрешающие устанавливать условия для арендаторов об обязанности заключения договоров по вывозу твердых бытовых отходов с конкретными субъектами, отсутствуют.

При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает доказанным антимонопольным органом факт нарушения Департаментом положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Довод заявителя о том, что антимонопольным органом неверно квалифицированы действия Департамента по пункту 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции признаётся судом несостоятельным, поскольку данный пункт не является квалифицирующим признаком нарушения части 1 статьи 15 названного закона, а выражает конкретную сферу отношений, на которую также распространяются заперты установленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В данном случае имели место действия Департамента по включению в проект договора аренды земельного участка условия по обязанию арендаторов в 10-дневный срок заключить договор на вывоз мусора с МП г. Абакана «Спецавтобаза ЖКХ», что в свою очередь ограничивает конкуренцию на рынке твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным, поскольку оно не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

На основании решения от 26 апреля 2013 года по делу № 19-А-13 антимонопольным органом выдано оспариваемое предписание.

Учитывая, что указанное решение признано арбитражным судом законным, выданное на его основании предписание от 26 апреля 2013 года о прекращении нарушений пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не подлежит признанию недействительным.

Довод представителя Департамента относительно невозможности исполнения оспариваемого предписания в связи с расторжением договоров аренды земельных участков с индивидуальными предпринимателями ФИО1 и ФИО2 не может быть принят судом во внимание, поскольку не влияет на законность либо незаконность выданного антимонопольным органом предписания.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Государственная пошлина по делу составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 101, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 26 апреля 2013 года по делу № 19-А-13, в связи с их соответствием Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья И.А. Курочкина