ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-4143/09 от 29.10.2009 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

6 ноября 2009 года Дело № А74-4143/2009

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 6 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Калепка А.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

Муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети», г. Абакан,

об оспаривании постановления отдела госэнергонадзора Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Хакасия, г. Абакан, от 15 сентября 2009 года № 434/09/ОГЭН/юл по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22.10.2009. был объявлен перерыв до 29.10.2009 года.

В судебном заседании 22.10.2009. принимали участие представители:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 2 июля 2009 года;

ФИО2 по доверенности от 1 октября 2009 года;

ФИО3 по доверенности от 6 июля 2009 года;

Управления Ростехнадзора по РХ: ФИО4 по доверенности от 7 августа 2009 года № 02-5257/67;

государственный инспектор отдела Энергонадзора по РХ: ФИО5 (сл. удост. серия ТО-20 №0130).

В судебном заседании 29.10.2009. принимали участие представители:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 2 июля 2009 года;

ФИО3 по доверенности от 6 июля 2009 года;

Управления Ростехнадзора по РХ: ФИО4 по доверенности от 7 августа 2009 года № 02-5257/67,

государственный инспектор отдела Энергонадзора по РХ: ФИО5 (сл. удост. серия ТО-20 №0130).

Муниципальное предприятие г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее – МП «Абаканские электрические сети») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления отдела госэнергонадзора Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Хакасия (далее – Управление Ростехнадзора) от 15 сентября 2009 года № 434/09/ОГЭН/юл по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представители МП "Абаканские электрические сети" поддержали заявленные требования.

Представители Управления Ростехнадзора требования не признали по обстоятельствам, изложенным в отзыве на заявление, дополнении к отзыву.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее:

31 августа 2009 года начальник отдела Енисейского Управления Ростехнадзора выдал распоряжение № 303-х-р о проведении внеплановой проверки соблюдения МП «Абаканские электрические сети» обязательных требований технического состояния и правил эксплуатации участка ВЛ-10кВ на месте несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего с работником ФИО6 11.08.2009. на крыше производственного здания по адресу ул. Фабричная, 34-д в г. Абакане.

31 августа 2009 года государственным инспектором отдела энергонадзора по Республике Хакасия ФИО5 составлен акт-предписание № 625, в котором указано, что в соответствии с названным распоряжением на принадлежащем МП «Абаканские электрические сети» участке ВЛ-10кВ по адресу ул. Фабричная, 34-д в г. Абакане в присутствии первого заместителя директора – главного инженера МП «Абаканские электрические сети» проведена внеплановая проверка технического состояния и правил эксплуатации участка ВЛ-10кВ. В акте-предписании отражены выявленные нарушения правил эксплуатации ВЛ и указаны мероприятия, которые МП "Абаканские электрические сети" надлежит выполнить.

В ходе судебного разбирательства, представитель Управления Ростехнадзора пояснил, что фактически на участок он не выезжал. Он являлся членом комиссии по расследованию несчастного случая и был на месте происшествия. Вторично выезжать на участок не было необходимости. От МП "Абаканские электрические сети" была запрошена техническая документация, которая и была исследована при составлении акта.

Также 31 августа 2009 года главному инженеру МП "Абаканские электрические сети" ФИО3 было вручено уведомление о необходимости ему и ряду должностных лиц явиться в Управления Ростехнадзора 2 сентября 2009 года к 9 часам для составления протоколов об административном правонарушении согласно статье 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главный инженер МП "Абаканские электрические сети" ФИО3, согласно распоряжению Первого заместителя мэра города Абакана от 14 августа 2009 года № 351р, с 1 сентября 2009 года по 12 октября 2009 года исполнял обязанности директора МП "Абаканские электрические сети".

2 сентября 2009 года должностным лицом отдела Енисейского управления Ростехнадзора в отношении МП «Абаканские электрические сети» в присутствии первого заместителя директора – главного инженера МП «Абаканские электрические сети» ФИО3 составлен протокол № 434/09/ОГЭН/юл об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола вручена ФИО3 2 сентября 2009 года.

15 сентября 2009 года должностным лицом отдела Енисейского управления Ростехнадзора в присутствии первого заместителя директора – главного инженера МП «Абаканские электрические сети» ФИО3 вынесено Постановление № 434/09/ОГЭН/юл о привлечении Муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети» к административной ответственности, предусмотренной статьёй 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение правил эксплуатации энергопотребляющих установок в виде штрафа в размере 10.000 рублей.

28 сентября 2009 года в Арбитражный суд Республики Хакасия поступило заявление МП «Абаканские электрические сети» об оспаривании постановления отдела госэнергонадзора Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Хакасия от 15 сентября 2009 года № 434/09/ОГЭН/юл по делу об административном правонарушении.

Оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд полагает, что требование МП «Абаканские электрические сети» подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд руководствовался нижеследующим.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

По результатам проверки полномочий должностного лица, возбудившего дело об административном правонарушении и принявшего спорное постановление, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение правил пользования электрической энергией, правил устройства электроустановок и их эксплуатации.

В соответствии со статьей 23.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.19, 9.7 - 9.12, 11.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают должностные лица органов государственного энергетического надзора, которыми являются: главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместители, старшие государственные инспектора по энергетическому надзору, государственные инспектора по энергетическому надзору.

Согласно подпункту 5.3.1.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004. № 401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике.

Согласно пункту 5.6 Положения об Енисейском управлении Ростехнадзора, утверждённого приказом Ростехнадзора от 08.06.2009. № 592, Управление для осуществления своих задач и функций имеет право рассматривать в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях и применять административные наказания.

Положением об отделе энергонадзора по Республике Хакасия предусмотрено, что отдел является структурным подразделением Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющим функции Управления на территории Республики Хакасия и юга Красноярского края.

Часть 1 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено лицом, уполномоченным законом рассматривать данную категорию дел.

По вопросу о наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности и проверки соблюдения установленного порядка привлечения к административной ответственности арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Статья 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что протокол об административном правонарушении является документом, в котором отражаются место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно положениям статьи 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективную сторону правонарушения образует ннарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

МП "Абаканские электрические сети" вменяется нарушение правил эксплуатации энергопотребляющих установок.

В частности, в протоколе об административном правонаруше­нии, составленном с участием представителя МП "Абаканские электрические сети", в объем совершённого админи­стративного правонарушения было вменено:

- нарушение пункта 5.7.8. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее – ПТЭЭСС), утверждённых Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003. № 229, – эксплуатация ВЛ-10кВ, проходящей в пролёте между опорами № 29 и № 30 непосредственно над кровлей здания по ул. Фабричная, 34д, без строгого соблюдения охранной зоны;

- нарушение пункта 5.7.16 ПТЭЭСС – МП "Абаканские электрические сети" при проведении осмотров не проводило в большинстве случаев проверки расстояния от проводов ВЛ-10кВ в пролёте между опорами № 29 и № 30 до различных объектов и пересекаемых сооружений (здание по ул. Фабричная, 34д);

- нарушение пункта 5.7.17. ПТЭЭСС - МП "Абаканские электрические сети" не отмечало в эксплуатационной документации для устранения в кратчайший срок неисправности (прохождение ВЛ-10кВ в пролёте между опорами № 29 и № 30 над крышей здания), выявленные при осмотре ВЛ (листок обхода от 31.12.2008.).

В силу положений части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В постановлении о назначении административного наказания указано, что нарушение пункта 5.7.8. ПТЭЭСС отмечено необоснованно.

Приложенные МП "Абаканские электрические сети" документы подтверждают, что при проведении ежегодных осмотров ВЛ-10кВ по всей длине проводились обязательные проверки расстояний от проводов ВЛ-10кВ в пролёте между опорами № 29 и № 30 до крыши производственного здания по ул. Фабричная, 34д.

Таким образом, первые два из вменяемых МП "Абаканские электрические сети" нарушений не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Относительно последнего из вменяемых МП "Абаканские электрические сети" нарушений представитель Управления Ростехнадзора пояснил, что представленные документы подтверждают, что МП "Абаканские электрические сети" отмечало в эксплуатационной документации для устранения в кратчайший срок неисправности (прохождение ВЛ-10кВ в пролёте между опорами № 29 и № 30 над крышей здания), выявленные при осмотре ВЛ, что и отражено в последнем абзаце описательной части постановления.

Далее в постановлении указано, что МП "Абаканские электрические сети" не приняло мер к устранению неисправности (прохождение ВЛ-10кВ в пролёте между опорами № 29 и № 30 над крышей здания на высоте менее 2,5м) в кратчайший срок, выявленной при осмотрах 31.12.2008. и 16.07.2009 года, что является нарушением пункта 5.7.17. ПТЭЭСС.

За данное нарушение МП "Абаканские электрические сети" привлечено к административной ответственности.

Из вышеизложенного следует, что МП "Абаканские электрические сети" привлечено к административной ответственности за правонарушение, которое не было отражено в протоколе об административном правонарушении.

Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В данном случае в протоколе об административном правонарушении в отношении МП "Абаканские электрические сети" отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, за которое МП "Абаканские электрические сети" привлечено к административной ответственности, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения.

Согласно правилам производства по делам об административных правонарушениях, установленным в главах 28 и 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении не допускается, за исключением случаев, указанных в статьях 28.4 и 28.6 Кодекса.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к таким исключениям не относится, следовательно, в отношении лица, совершившего такое правонарушение, составление протокола об административном правонарушении является обязательным.

По факту нарушения, выразившегося в том, что МП "Абаканские электрические сети" не приняло мер к устранению неисправности (прохождение ВЛ-10кВ в пролёте между опорами № 29 и № 30 над крышей здания на высоте менее 2,5м) в кратчайший срок, выявленной при осмотрах 31.12.2008. и 16.07.2009 года, протокол об административном правонарушении не составлялся.

То обстоятельство, что ранее вменяемое правонарушение и правонарушение, за которое МП "Абаканские электрические сети" было привлечено к административной ответственности названы в одном пункте ПТЭЭСС не влияет на выводы арбитражного суда, поскольку данные нарушения различны, имеют различную степень общественной опасности.

Статья 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целью определения наличия события правонарушения отсылает, применительно к данному делу, к правилам эксплуатации энергопотребляющих установок, которые, в свою очередь, содержат достаточно большой перечень требований. Соответственно, лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно совершенно определённо знать по факту нарушения каких положений правил возбуждено дело об административном правонарушении.

МП "Абаканские электрические сети" лишено было предоставленных нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий лицу, привлекаемому к административной ответственности, в виде права на защиту, права на предоставления объяснений, документов по факту вменяемого административного правонарушения.

Управление Ростехнадзора, рассматривая административное дело, не установило какой нормой регламентировано понятие «кратчайший срок для устранения неисправности». В постановлении не содержится информации, когда устранена неисправность, не указано какие меры принимались МП "Абаканские электрические сети" для устранения неисправности, являются ли эти меры соотносимыми с понятием «кратчайший срок», имело ли возможность МП "Абаканские электрические сети" устранить неисправность ранее, чем это было фактически осуществлено.

При наличии таких обстоятельств следует признать, что административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

Учитывая, что по результатам рассмотрения спора арбитражный суд пришёл к выводу о том, что привлечение МП "Абаканские электрические сети" к административной ответственности осуществлено с нарушением общих принципов наложения административного наказания и порядка привлечения к административной ответственности, установленных названными выше статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Учитывая, что вышеназванные обстоятельства, связанные с нарушением процессуальных норм, являются безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, арбитражный суд полагает возможным не давать оценки остальным доводам заявителя, изложенным в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с правилами статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление отдела госэнергонадзора Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Хакасия от 15 сентября 2009 года № 434/09/ОГЭН/юл по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети».

Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, путем подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Т.Г. Коршунова