АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан
17 декабря 2010 года Дело № А74-4215/2010
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Беляевым Н.М., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
к Муниципальному общеобразовательному учреждению Шорской основной общеобразовательной школе, с. Шора Аскизского района,
о взыскании пеней в сумме 1 439 рублей 87 копеек.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова сторон.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения Шорской основной общеобразовательной школы (далее – учреждение) пеней за несвоевременную уплату единого социального налога за 2008 – 2009 годы, начисленных за период с 05 февраля 2010 года по 31 марта 2010 года, в сумме 1 439 рублей 87 копеек.
Определением арбитражного суда от 23 ноября 2010 года заявление налоговой инспекции принято к производству, на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонам предложено рассмотреть дело в порядке упрощенного производства, в случае несогласия с предложенным порядком рассмотрения дела – представить письменные возражения в срок не позднее 15 декабря 2010 года.
В установленный судом срок стороны не предоставили возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощённого производства. С учётом данного обстоятельства при рассмотрении дела арбитражным судом исследуются только письменные доказательства, представленные заявителем, поскольку налогоплательщиком не представлены отзыв и доказательства в подтверждение своей позиции в споре.
Исследовав предоставленные налоговой инспекцией доказательства, арбитражный суд установил следующее.
20 декабря 2000 года Муниципальное общеобразовательное учреждение Шорская основная общеобразовательная школа зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Аскизского района за № 342.
26 ноября 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об учреждении, зарегистрированном до 01 июля 2002 года, выдано свидетельство серии 19 № 0441173.
13 октября 2008 года налогоплательщик представил в налоговую инспекцию расчёт по авансовым платежам по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года, указав, что за отчётный период налоговый вычет составил 30 311 рублей.
Должностным лицом налоговой инспекции проведена камеральная проверка указанного расчёта и 13 января 2009 года учреждению направлено уведомление № 10-46Д/5392 о явке налогоплательщика 23 января 2009 года по адресу: <...>, каб. 304, для подписания акта камеральной налоговой проверки.
Уведомление получено учреждением 22 января 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением № 01924.
23 января 2009 года должностным лицом налоговой инспекции составлен акт камеральной налоговой проверки № 6146, в котором зафиксировано занижение налогоплательщиком суммы единого социального налога, подлежащего уплате в Федеральный бюджет за 9 месяцев 2008 года, в связи с неполной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за этот же период. Так, учреждение применило налоговый вычет по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года в сумме 30 311 рублей, однако фактически сумма страховых взносов за этот же отчётный период не уплачена.
В тот же день учреждению направлено уведомление № 10-46Д/3182 о явке налогоплательщика в 10 часов 00 минут 27 февраля 2009 года по адресу: <...>, каб. 304, для рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, в 10 часов 00 минут 10 марта 2009 года – для рассмотрения материалов проверки и вынесения соответствующего решения.
Акт и уведомление получены учреждением 03 февраля 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением № 05774.
17 февраля 2009 года учреждению направлено уведомление № 10-46Д/6146/1 о явке налогоплательщика в 10 часов 00 минут 26 февраля 2009 года по адресу: <...>, каб. 304, для рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, в 10 часов 00 минут 11 марта 2009 года – для рассмотрения материалов проверки и вынесения соответствующего решения.
Уведомление получено учреждением 24 февраля 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением № 05210.
11 марта 2009 года заместитель руководителя налоговой инспекции рассмотрела материалы камеральной налоговой проверки и приняла решение № 2046-392 об отказе в привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в сумме 11 706 рублей 54 копейки (30 311 руб. – 521,46 руб. – 18 083 руб.) и пени, начисленные за период с 12 ноября 2008 года по 11 марта 2009 года, в сумме 1 393 рублей 48 копеек.
Решение получено учреждением 23 марта 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением № 05651.
18 марта 2009 года учреждение представило в налоговую инспекцию декларацию по единому социальному налогу за 2008 год, продекларировав к уплате за 4 квартал 2008 года в Федеральный бюджет сумму налога в размере 19 282 рублей, в том числе за октябрь – 6 688 рублей, за ноябрь – 6 547 рублей, за декабрь – 6 047 рублей.
09 апреля 2009 года налогоплательщик представил в налоговую инспекцию расчёт по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 года, согласно которому к уплате за 1 квартал 2009 года в Федеральный бюджет подлежит сумма налога в размере 20 622 рублей, из них за январь – 7 013 рублей, за февраль – 6 685 рублей, за март – 6 924 рубля, за отчётный период налоговый вычет составил 48 118 рублей.
Должностным лицом налоговой инспекции проведена камеральная проверка указанного расчёта и 09 июля 2009 года учреждению направлено уведомление № 10-46Д/5429 о явке налогоплательщика 27 июля 2009 года по адресу: <...>, каб. 304, для подписания акта камеральной налоговой проверки.
Уведомление получено учреждением 18 июля 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением № 05480.
27 июля 2009 года должностным лицом налоговой инспекции составлен акт камеральной налоговой проверки № 7416, в котором зафиксировано занижение налогоплательщиком суммы единого социального налога, подлежащего уплате в Федеральный бюджет за 1 квартал 2009 года, в связи с неполной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за этот же период. Так, учреждение применило налоговый вычет по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 48 118 рублей, однако фактически сумма страховых взносов за этот же отчётный период не уплачена.
03 августа 2009 года учреждению направлено уведомление № 10-46О/7416/1 о явке налогоплательщика в 15 часов 00 минут 31 августа 2009 года по адресу: <...>, каб. 304, для рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, в 15 часов 00 минут 10 сентября 2009 года – для рассмотрения материалов проверки и вынесения соответствующего решения.
Акт и уведомление получены учреждением 12 августа 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением № 01265.
10 сентября 2009 года руководитель налоговой инспекции рассмотрел материалы камеральной налоговой проверки и принял решение № 2259-1747 об отказе в привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в сумме 48 118 рублей и пени, начисленные за период с 14 мая 2009 года по 10 сентября 2009 года, в сумме 2 170 рублей 12 копеек.
Решение получено учреждением 09 октября 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением.
16 июля 2009 года учреждение представило в налоговую инспекцию расчёт по авансовым платежам по единому социальному налогу за полугодие 2009 года, указав, что к уплате за 2 квартал 2009 года в Федеральный бюджет подлежит сумма налога в размере 25 450 рублей, в том числе за апрель – 6 769 рублей, за май – 6 839 рублей, за июнь – 11 852 рубля, за отчётный период налоговый вычет составил 59 384 рублей.
Должностным лицом налоговой инспекции проведена камеральная проверка указанного расчёта и 05 октября 2009 года учреждению направлено уведомление № 10-46Д/5423 о явке налогоплательщика 16 октября 2009 года по адресу: <...>, каб. 304, для подписания акта камеральной налоговой проверки.
Уведомление получено учреждением 08 октября 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением № 01392.
16 октября 2009 года должностным лицом налоговой инспекции составлен акт камеральной налоговой проверки № 8014, в котором зафиксировано занижение налогоплательщиком суммы единого социального налога, подлежащего уплате в Федеральный бюджет за полугодие 2009 года, в связи с неполной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за этот же период. Так, учреждение применило налоговый вычет по единому социальному налогу за полугодие 2009 года в сумме 59 384 рублей, однако фактически сумма уплаченных страховых взносов за этот же отчетный период составила 47 272 рублей.
27 октября 2009 года учреждению направлено уведомление № 10-46Д/7833 о явке налогоплательщика в 15 часов 00 минут 20 ноября 2009 года по адресу: <...>, каб. 304, для рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, в 15 часов 00 минут 03 декабря 2009 года – для рассмотрения материалов проверки и вынесения соответствующего решения.
Акт и уведомление получены учреждением 04 ноября 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением № 09386.
03 декабря 2009 года заместитель руководителя налоговой инспекции рассмотрела материалы камеральной налоговой проверки и приняла решение № 2350-2386 об отказе в привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в сумме 12 112 рублей (59 384 руб. – 47 272 руб.) и пени, начисленные за период с 11 августа 2009 года по 03 декабря 2009 года, в сумме 470 рублей 85 копеек.
Решение получено учреждением 18 декабря 2009 года, что подтверждается почтовым уведомлением № 03060.
14 октября 2009 года налогоплательщик представил в налоговую инспекцию расчёт по авансовым платежам по единому социальному налогу за 9 месяцев 2009 года, продекларировав к уплате за 3 квартал 2009 года в Федеральный бюджет сумму налога в размере 12 048 рублей, из них за июль – 2 981 рубль, за август – 3 165 рублей, за сентябрь – 5 902 рубля.
26 января 2010 года учреждение представило в налоговую инспекцию декларацию за 2009 год, согласно которой к уплате за 4 квартал 2009 года в Федеральный бюджет подлежит сумма налога в размере 17 041 рубля, в том числе за октябрь – 5 541 рубль, за ноябрь – 5 561 рубль, за декабрь – 5 939 рублей.
29 апреля 2010 года налоговая инспекция предъявила учреждению требование № 286 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, указав срок для добровольного исполнения до 21 мая 2010 года.
Требование от 29 апреля 2010 года № 286 направлено налогоплательщику 04 мая 2010 года, что подтверждается реестром исходящей корреспонденции.
Неуплата учреждением задолженности в установленный срок послужила основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, исследовав материалы дела, пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу положений подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В частности, взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счёт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под лицевыми счетами понимаются счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что в соответствии с положениями пункта 4 статьи 29 и части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Применяя данные положения по спорам, в которых ответчиком выступает бюджетное учреждение, судам необходимо учитывать, что в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного, налоговая инспекция правомерно обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения пеней.
В силу положений статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) учреждение в 2008 – 2009 годы являлось плательщиком единого социального налога.
В соответствии со статьёй 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признаётся календарный год, отчётными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утверждённой Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Таким образом, расчёт за 9 месяцев 2008 года должен быть представлен не позднее 20 октября 2008 года, декларация за 2008 год – не позднее 30 марта 2009 года, расчёт за 1 квартал 2009 года – не позднее 20 апреля 2009 года, расчёт за полугодие 2009 года – не позднее 20 июля 2009 года, расчёт за 9 месяцев 2009 года – не позднее 20 октября 2009 года, декларация за 2009 год – не позднее 30 марта 2010 года, а сумма единого социального налога за 9 месяцев 2008 года должна быть уплачена не позднее 15 октября 2008 года, за ноябрь 2008 года – не позднее 15 декабря 2008 года, за декабрь 2008 года – не позднее 15 января 2009 года, за 1 квартал 2009 года – не позднее 15 апреля 2009 года, за полугодие 2009 года – не позднее 15 июля 2009 года, за сентябрь 2009 года – не позднее 15 октября 2009 года, за ноябрь 2009 года – не позднее 15 декабря 2009 года, за декабрь 2009 года – не позднее 15 января 2010 года.
Согласно выписке из лицевого счёта налогоплательщика, учреждение уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года в сумме 18 604 рублей 46 копеек (521,46 руб. + 18 083 руб.), однако сумма заявленного вычета по единому социальному налогу за этот же отчётный период составила 30 311 рублей. Следовательно, учреждением занижен единый социальный налог, подлежащий уплате в Федеральный бюджет за 9 месяцев 2008 года, на сумму 11 706 рублей 54 копейки (30 311 руб. – 18 604,46 руб.).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 года учреждением не уплачены, несмотря на то, что вычет по единому социальному налогу за этот же отчётный период заявлен в сумме 48 118 рублей. Следовательно, учреждением занижен единый социальный налог, подлежащий уплате в Федеральный бюджет за 1 квартал 2009 года, на сумму 48 118 рублей.
Из выписки из лицевого счёта налогоплательщика также усматривается, что учреждение уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2009 года в сумме 47 272 рублей, однако сумма заявленного вычета по единому социальному налогу за этот же отчётный период составила 59 384 рубля. Следовательно, учреждением занижен единый социальный налог, подлежащий уплате в Федеральный бюджет на сумму 12 112 рублей (59 384 руб. – 47 272 руб.).
Полная уплата задекларированной суммы единого социального налога за ноябрь и декабрь 2008 года, за июнь, сентябрь, ноябрь и декабрь 2009 года в Федеральный бюджет произведена учреждением по истечении установленного срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налога и сбора обеспечивается пенями.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Частью 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчёты пеней, представленные заявителем, проверены арбитражным судом и признаны арифметически верными.
На основании изложенного, требование налоговой инспекции подлежит удовлетворению, с учреждения подлежат взысканию пени, начисленные за период с 05 февраля 2010 года по 31 марта 2010 года, в сумме 1 439 рублей 87 копеек, из которых 26 рублей 94 копейки – за несвоевременную уплату единого социального налога за ноябрь 2008 года, 94 рубля 28 копеек – за несвоевременную уплату единого социального налога за декабрь 2008 года, 1 рубль 15 копеек – за несвоевременную уплату единого социального налога за июнь 2009 года, 33 рубля 86 копеек – за несвоевременную уплату единого социального налога за сентябрь 2009 года, 69 рублей 56 копеек – за несвоевременную уплату единого социального налога за ноябрь 2009 года, 92 рубля 58 копеек – за несвоевременную уплату единого социального налога за декабрь 2009 года, а также 182 рубля 50 копеек – за несвоевременную уплату единого социального налога за 9 месяцев 2008 года, 750 рублей 17 копеек – за несвоевременную уплату единого социального налога за 1 квартал 2009 года, 188 рублей 83 копейки – за несвоевременную уплату единого социального налога за полугодие 2009 года.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей. В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворённых требований. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в сумме 2 000 рублей относится на учреждение и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск, - удовлетворить.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Шорской основной общеобразовательной школы, зарегистрированного Администрацией Аскизского района 20 декабря 2000 года, действующего на основании свидетельства серии 19 № 0441173, выданного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Республике Хакасия 26 ноября 2002 года, ОГРН <***>, ИНН <***>, находящегося в с. Шора Аскизского района, в доход соответствующего бюджета пени за несвоевременную уплату единого социального налога за 2008 – 2009 годы, начисленные за период с 05 февраля 2010 года по 31 марта 2010 года, в сумме 1 439 (одна тысяча четыреста тридцать девять) рублей 87 копеек.
2. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Шорской основной общеобразовательной школы, зарегистрированного Администрацией Аскизского района 20 декабря 2000 года, действующего на основании свидетельства серии 19 № 0441173, выданного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Республике Хакасия 26 ноября 2002 года, ОГРН <***>, ИНН <***>, находящегося в с. Шора Аскизского района, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
3. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Н.М. Журба