ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-4226/16 от 16.06.2016 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

22 июня 2016 года                                                                                          Дело № А74-4226/2016

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2016 года. 

Полный текст решения изготовлен  22 июня 2016 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи А.А. Федулкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.П.Веселковой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия» (ИНН1903020480, ОГРН1101903001144)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ОГРН 1027700485757)

к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия

о признании незаконным решения,

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – Жуганов Д.О. на основании доверенности от 01.10.2015;

Управления Росреестра по РХ – Лиходиенко И.В. на основании доверенности от 10.05.2016 №03-30-1038/16,

Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия – председатель комиссии Найдешкина О.Л. на основании приказа.

Общество с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия»обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с требованием о признании незаконным отказа комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия  в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №19:02:010715:146, общей площадью 69398 кв.м., расположенного по адресу: г. Черногорск ул. Генерала Тихонова, 3 и об обязании комиссии рассмотреть заявление.

Определением суда от 17.05.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что комиссия отказала в принятии документов к рассмотрению, так как экспертное заключение  подписано  электронной цифровой подписью,  которая была  недействующей на момент подачи заявления.

Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия возражал против заявленных требований, пояснил, что  при проверке представленных обществом  документов, составленных в электронной форме, на предмет наличия  и действительности электронной цифровой подписи было установлено, что  экспертное заключение от 26.06.2015 подписано   экспертом Е.Ю.Туровой,  руководителями экспертной группы И.В.Мунерман, А.И.Вяселевой электронными цифровыми подписями, не действующими на момент  подачи заявления.  Таким образом,  отчет не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 20.07.2011 №254 (ФСО №3). 

Представитель Управления Росреестра по РХ считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поддержал позицию представителя Комиссии, полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Обществу с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия»  на праве аренды на основании договора аренды земельного участка № 2498ю от 02.04.2012 принадлежит земельный участок общей площадью 69398 кв.м., с кадастровым № 19:02:010715:146, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, 3 предоставленный для производственных территорий промышленного назначения.

  Согласно кадастровой справке от 02.12.2015 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:02:010715:146 составляет 58 673 233 руб. 08 коп.

В соответствии с отчётом по определению рыночной стоимости земельного участка № 11102014 от 19.06.2015 общества с ограниченной ответственностью «ЭРА» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым №19:02:010715:146, площадью 69398 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова,3по состоянию на 01.01.2011 составила 18 600 000 руб.

Согласно экспертному заключению №14/11-298/ЭЗ/77/1 от 26.06.2015 отчет № 11102014 от 19.06.2015 «Об определении рыночной стоимости земельного участка расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова,3 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Экспертное заключение подписано ЭЦП экспертом Е.Ю.Туровой, руководителем экспертной группы И.В.Мунерман, генеральным директором НП «СМАОс» А.И.Вяселевой.

28.01.2016 заявитель обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия.

02.02.2016 Комиссия письмом №09-30-260/16 сообщила, что указанное заявление не может быть принято к рассмотрению, в связи с тем, что экспертное заключение подписано ЭЦП  эксперта Туровой Е.Ю., действовавшей до 09.09.2015.

17.03.2016 определением Верховного суда Республики Хакасия обществу с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия» отказано  в принятии административного искового заявления  об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в связи с неподведомственностью.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №135-Ф3) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее -комиссия).

Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка Комиссия создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 № 457, таким органом является Росреестр.

Приказом Росреестра от 25.07.2012 № П/0319 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия.

Согласно  статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции, действующей на момент подачи  обществом заявления,  к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

- положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. При этом договором на проведение оценки может быть установлена обязанность исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета.

Согласно  статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

Материалами дела подтверждается, что заявитель 28.01.2016 обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №19:02:010715:146 с приложением следующих документов:

- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

- нотариально заверенная копия договора аренды земельного участка;

- отчет    об    определении    рыночной    стоимости    земельного    участка, составленный на бумажном носителе;

- положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, составленное на бумажном и электронном носителе;

- выписка из ЕГРЮЛ - с сайта ФНС.

Экспертное заключение подписано ЭЦП экспертом Е.Ю.Туровой, руководителем экспертной группы И.В.Мунерман, генеральным директором НП «СМАОс» А.И.Вяселевой.

В статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» закреплены принципы использования электронной подписи, одним из которых является недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документы не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронных подписей в информационной системе.

Согласно статье 11 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;

2) квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;

3) имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ;

4) квалифицированная электронная подпись используется с учетом ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате лица, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).

В материалы дела представлена выписка из лицензионной программы «КриптоАРМ», используемой ответчиком, согласно которой ЭЦП эксперта Туровой Е.Ю. действительна с 09.09.2014 по 09.09.2015, экспертное заключение №14/11-298/ЭЗ/77/1 от 26.06.2015  подписано экспертом 26.06.2015 в 08:54:09, ЭЦП Вяселевой А.И. действительна с 22.07.2014 по 22.07.2015,   экспертное заключение №14/11-298/ЭЗ/77/1 от 26.06.2015  подписано 26.06.2015 в 09:35:09, ЭЦП Мунермана И.В. действительна с 26.08.2014 по 26.08.2015, экспертное заключение №14/11-298/ЭЗ/77/1 от 26.06.2015  подписано 26.06.2015 в 12:18:56.

Таким образом, в момент подписания экспертного заключения №14/11-298/ЭЗ/77/1 от 26.06.2015, согласно части 2 статьи 11 №63-ФЗ  квалифицированный сертификат был действительным, соответственно, электронные цифровые подписи Е.Ю.Туровой, И.В.Мунерман,  А.И.Вяселевой являются действительными.

Материалами дела подтверждается, что Комиссия обладала информацией о достоверной дате и времени подписания экспертного заключения.

С учетом изложенного, суд считает, что обществом  были представлены в комиссию все необходимые документы в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ и оснований для отказа в принятии  заявления к рассмотрению у Комиссии не имелось.   В этой связи суд признал подлежащим удовлетворению требование общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия»о признании незаконным отказа комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 69398 кв.м., с кадастровым № 19:02:010715:146, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, 3  по состоянию на 1 января 2013 года.

Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия  является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым возложить на Комиссию  по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия  обязанность рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия»от 28.01.2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка  кадастровый №19:02:010715:146 в течение тридцати дней  с даты принятия решения суда.

Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об оспаривании решения или действий (бездействия) Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счет казны Российской Федерации (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Государственная пошлина по делу составила 2 000 руб., в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия».

Руководствуясьстатьями 176, 198-201 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия» удовлетворить: признать незаконным выраженный в письме  от 02.02.16 № 09-30-260/16  отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия  в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка  кадастровый №19:02:010715:146, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г.Черногорск ул.Генерала Тихонова,3.

2. Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия  в течение 30 дней   с  даты  принятия решения суда рассмотреть  заявление общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия»от 28.01.2016 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка  кадастровый №19:02:010715:146, по существу.

3. Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций-1 Хакасия» 2000 (две тысячи) руб. расходов по государственной пошлине.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.

Жалоба  подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                           А.А.Федулкина