АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Дело № А74-4400/2013
17 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2013 года.
Решение в полном объёме изготовлено 17 октября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Н.А. Ошаровой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального казенного учреждения города Абакана «Архитектура и градостроительство» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об исполнении обязательств по муниципальному контракту,
при участии представителей:
истца – ФИО2 на основании доверенности от 17.01.2013 № 47, ФИО3 на основании доверенности от 10.10.2013 № 1233,
ответчика – Рабочей Е.В. на основании доверенности от 24.09.2013 № 3.
Муниципальное казенное учреждение города Абакана «Архитектура и градостроительство» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об исполнении обязательств по муниципальному контракту от 26.04.2013 № 23А/13.
В судебном заседании представитель истца подержал заявленные требования в полном объёме. Пояснил, что контракт действует до фактического исполнения сторонами принятых обязательств, следовательно, ответчик обязан исполнить его условия в полном объёме.
Представитель ответчика письменный отзыв на иск не представил. Возражал против предъявленных требований. Пояснил, что не приступал к исполнению муниципального контракта и не намерен в добровольном порядке исполнять его условия, так как объёмы работ, заявленные в техническом задании, не соответствуют фактическим объёмам, в результате чего стоимость работ по контракту существенно занижена. Пояснил, что направил истцу дополнительное соглашение о внесении изменений в муниципальный контракт от 26.04.2013 № 23А/13 в части стоимости работ, а также сроков их выполнения и площади демонтируемых конструкций. Соглашение истцом не подписано.
При рассмотрении настоящего спора, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
На основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 09.04.2013 № 0180300000213000114-3 муниципальное казенное учреждение города Абакана «Архитектура и градостроительство» (заказчик) и индивидуальный предприниматель ФИО1 (подрядчик) 26 апреля 2013 года заключили муниципальный контракт № 23А/13, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по демонтажу рекламных конструкций общей площадью 580,93 кв.м, расположенных на территории г. Абакана в соответствии с техническим заданием (приложение № 1). Сроки выполнения работ с 26.04.2013 по 16.05.2013.
В соответствии с пунктами 2.1 – 2.7. контракта стоимость работ составляет 54 690 рублей 38 копеек с учётом НДС. Начальная (максимальная) цена контракта, заявленная в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, составляет 318 287 рублей с учётом НДС. В стоимость работ включены: производство работ, использование машин и механизмов, рабочей силы, транспорта, прочие и накладные расходы, таможенные платежи и налоги. Оплата осуществляется денежными средствами на расчётный счёт подрядчика в течение трёх месяцев после подписания акта сдачи-приёмки
выполненных работ, счёта и счёта-фактуры. Стоимость работ по каждой рекламной конструкции определяется приложением № 2 путём пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме. Оплата может быть осуществлена путём выплаты подрядчику суммы, уменьшенной на сумму неустойки, при условии перечисления в установленном порядке неустойки в доход бюджета города Абакана на основании платёжного документа, оформленного заказчиком с указанием реквизита контракта, по которому осуществляется перечисление неустойки.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 13 мая 2013 года обратился в МКУ «Архоград» с претензией, в которой указал, что в процессе выполнения работ по демонтажу рекламных конструкций установлено значительное занижение в контракте объёмов выполняемых работ фактическим. Разница в объёме составила 52,5 кв.м, разница в стоимости – 28 724 рубля 20 копеек (в ценах, определённых в аукционной документации), 4 944 рубля 02 копейки (в ценах контракта). Требовал увеличить установленную контрактом цену на 4 944 рубля 02 копейки, а также уведомил о приостановлении работ по контракту до момента изменения цены контракта.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 также направил в адрес ответчика дополнительное соглашение от 08 мая 2013 года № 1 к муниципальному контракту от 26 апреля 2013 года № 23А/13, в котором указал, что подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по демонтажу рекламных конструкций общей площадью 633,43 кв.м. Срок выполнения работ – 21 календарный день с момента подписания соглашения. Стоимость работ – 59 634 рубля 40 копеек с учётом НДС.
МКУ «Архоград» в письме от 23 мая 2013 года № 613 в адрес предпринимателя ФИО1 указало, что количество подлежащих демонтажу рекламных конструкций в процессе исполнения контракта не изменялось, доказательства существенного возрастания стоимости материалов и оборудования в связи с увеличением объёма работ по контракту подрядчиком не представлено. Сообщило, что в связи с отсутствием правовых оснований для изменения цены контракта заказчик отказывает в удовлетворении претензии об увеличении цены муниципального контракта на 4 944 рубля 02 копейки. МКУ «Архоград» также сообщило о необходимости незамедлительно приступить к выполнению обязательств по контракту от 26.04.2013 № 23А/13.
Поскольку ответчик не исполнил в установленный контрактом срок обязательства по выполнению работ по демонтажу рекламных конструкций, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
По своей правовой природе, муниципальный контракт от 26.04.2013 № 23А/13 является муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ для государственных нужд, предусмотренным статьёй 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключённый заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учётом положений данного Федерального закона.
В статье 766 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что муниципальный контракт должен содержать условия об объёме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках её начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, если муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, условия муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной названным кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4.1. статьи 9 Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твёрдой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1. части 2 статьи 55 данного закона, а также случаев, установленных частями 4.2., 6, 6.2.-6.4. статьи 9.
На основании пункта 3 статьи 29 Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации участники гражданских правоотношений свободны в заключении договора, и вправе определять условия договора по своему усмотрению. В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны обязаны исполнять заключённое ими соглашение в соответствии с его условиями и требованиями закона, иных правовых актов.
Заключая муниципальный контракт, подрядчик выразил согласие со всеми его условиями, в том числе в отношении объёмов и стоимости выполняемых по контракту работ.
Доводы истца о том, что заявленные при проведении аукциона объёмы работ не соответствуют фактическим, не подтверждены какими-либо доказательствами.
Кроме того, несогласие ответчика с величиной стоимости работ по контракту, которая, по его мнению, существенно занижена, не являются основанием для отказа от одностороннего исполнения условий контракта ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Истец участвовал в аукционе на право заключения муниципального контракта своей волей и в своём интересе, минимальная цена контракта определена самим истцом добровольно, истец является победителем аукциона, с которым заключён муниципальный контракт от 26.04.2013 № 23А/13. При этом цена контракта являлась твёрдой.
Исходя из смысла статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права подлежат защите в суде независимо от того имеется ли соответствующее указание в Гражданском кодексе Российской Федерации, иных законах.
Обязательства в силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в настоящем кодексе.
Из анализа условий муниципального контракта от 26.04.2013 № 23А/13 следует, что предприниматель ФИО1 принял на себя обязательства по демонтажу установленных на территории города Абакана рекламных конструкций.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве одного из способов защиты гражданских прав принуждение к исполнению обязательств в натуре, однако ее применение конкретизировано в Главе 25 Гражданского кодекса Российской Федерации в частности, применительно к данному делу статьи 397 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязанность должника исполнить обязательства по выполнению определенных работ за определённую по результатам аукциона цену, то есть по выполнению обязательств в натуре, непосредственно предусмотрена условиями муниципального контракта от 26.04.2013 № 23А/13, поскольку обязательство не исполнено истец вправе обратиться в суд за защитой.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности выполнить работы по демонтажу рекламных конструкций на территории города Абакана, ответчик не представил.
Истец, заявляя требование о понуждении к исполнению обязательства, при рассмотрении дела ссылался на то, что работы по демонтажу рекламных конструкций в городе Абакане должны быть выполнены исключительно ответчиком, как лицом, предложившим наименьшую цену на аукционе. Неисполнение ответчиком принятых по контракту обязательств приведёт к дополнительному расходованию бюджетных средств, необходимых на проведение нового открытого аукциона в соответствие с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Проведение нового аукциона также потребует больших временных затрат, следовательно, в течение всего периода времени подлежащие демонтажу рекламные конструкции не будут демонтированы.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Поскольку работы могут быть выполнены ответчиком, а требования заявлены истцом в пределах срока действия договора, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда не имеется.
С учётом доказанности факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по демонтажу рекламных конструкций, исковое требование является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
удовлетворить иск:
обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 исполнить условия муниципального контракта от 26.04.2013 № 23А/13, заключённого между муниципальным казенным учреждением города Абакана «Архитектура и градостроительство» и индивидуальным предпринимателем ФИО1, а именно: выполнить работы по демонтажу рекламных конструкций общей площадью 580,93 кв.м, расположенных на территории города Абакана в соответствии с техническим заданием к контракту в течение 20 дней после вступления настоящего решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья С.М. Тропина