ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-4649/09 от 04.12.2009 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Абакан

04 декабря 2009 года Дело № А74-4649/2009

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2009 года.

Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевым Н.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Сибирского межрегионального Территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, г. Новосибирск, в лице обособленного подразделения Отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Хакасия и Республике Тыва, г. Абакан,

к обществу с ограниченной ответственностью «Спецоптторг», г. Абакан,

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя: ФИО1 (доверенность от 29 января 2009 года № 88);

общества с ограниченной ответственностью «Спецоптторг»: отсутствовал

Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице обособленного подразделения - Отдела (инспекции) госнадзора по Республике Хакасия и Республике Тыва (далее в тексте – СМТУ Ростехрегулирования, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Спецоптторг» (далее в тексте – ООО «Спецоптторг», общество) к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за реализацию (поставку, продажу) средств защиты, обеспечивающих безопасность труда, с нарушением обязательных требований государственных стандартов.

В судебном заседании представитель СМТУ Ростехрегулирования поддержала заявленное требование, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении и дополнении к нему. По мнению представителя административного органа, процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, так как генеральный директор ООО «Спецоптторг» был извещен о том, что 23 октября 2009 года в 16 часов 00 минут состоится рассмотрение материалов проверки и составление протокола об административном правонарушении. Поскольку в назначенный день и час представитель общества не явился, то протокол об административном правонарушении был составлен на следующий рабочий день, то есть 26 октября 2009 года.

Представитель ООО «Спецоптторг» в судебном заседании отсутствовал, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается протоколом судебного заседания от 16 ноября 2009года и почтовым уведомлением №92891. Отзыв на заявление СМТУ Ростехрегулирования обществом не представлен. В предыдущем судебном заседании представитель общества факт совершения административного правонарушения не отрицал, однако указал на нарушение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен 26 октября 2009 года без уведомления законного представления о времени и месте составления процессуального документа.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее:

15 августа 2006 года обществ с ограниченной ответственностью «Спецоптторг» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером <***>.

На основании распоряжения руководителя СМТУ Ростехрегулирования от 24 сентября 2009 года № 234 должностным лицом административного органа проведена проверка в отношении ООО «Спецоптторг» с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных стандартов) в сфере технического регулирования.

С указанным распоряжением генеральный директор общества ФИО2 ознакомлен 24 сентября 2009 года.

29 сентября 2009 года должностным лицом СМТУ Ростехрегулирования в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3 отобраны образцы средств защиты, обеспечивающих безопасность труда, - костюма мужского для защиты от искр и брызг расплавленного металла 62 размера, изготовитель ООО «Волговятснабкомплект», г. Дзержинск Нижегородской области, рукавиц специальных хлопчатобумажных с брезентовыми наладонниками (информация об изготовителе отсутствует), рукавиц специальных – краги брезентовые утепленные (информация об изготовителе отсутствует), для проверки их на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 12.4.010-75 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия», ГОСТ 12.4.045-87 «ССБТ. Костюмы мужские для защиты от повышенных температур. Технические условия» и направлены на испытания в АИЛ ФГУ «Новосибирский ЦСМ», что отражено в акте отбора образцов от 29 сентября 2009 года.

В этот же день проверяющим должностным лицом административного органа в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3 составлены протоколы идентификации, технического осмотра и испытаний.

Согласно указанным протоколам на маркировке рукавиц специальных – краги брезентовые утепленные - не указаны товарный ярлык, клеймо; на товарном ярлыке не указаны наименование страны изготовителя, фирменное наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, обозначение стандарта или технического документа, обязательным требованиям которого соответствует изделие, наименование изделия, артикул и модель изделия, размер, сырьевой состав, дата изготовления, штриховой код товара; на клейме не указаны товарный знак предприятия изготовителя, наименование и местонахождение предприятия-изготовителя, размер, обозначение по защитным свойствам, дата выпуска; отсутствуют сертификат соответствия и знак соответствия на рукавицы специальные – краги брезентовые утепленные, информация об изготовителе отсутствует;

- на маркировке костюма мужского для защиты от искр и брызг расплавленного металла не указаны товарный ярлык, клеймо; на товарном ярлыке не указаны артикул и модель изделия, дата изготовления; на клейме не указаны товарный знак предприятия изготовителя, наименование и местонахождение предприятия-изготовителя; отсутствуют сертификат соответствия и знак соответствия на костюм мужской для защиты от искр и брызг расплавленного металла 62 размера, изготовитель ООО «Волговятснабкомплект», г. Дзержинск Нижегородской области;

- на маркировке рукавиц специальных хлопчатобумажных с брезентовыми наладонниками не указаны товарный ярлык, клеймо; на товарном ярлыке не указаны наименование страны изготовителя, фирменное наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, обозначение стандарта или технического документа, обязательным требованиям которого соответствует изделие, наименование изделия, артикул и модель изделия, размер, сырьевой состав, дата изготовления, штриховой код товара; на клейме не указаны товарный знак предприятия изготовителя, наименование и местонахождение предприятия-изготовителя, размер, обозначение по защитным свойствам, дата выпуска; отсутствуют сертификат соответствия и знак соответствия на рукавицы специальные хлопчатобумажные с брезентовыми наладонниками, информация об изготовителе отсутствует.

29 сентября 2009 года должностным лицом СМТУ Ростехрегулирования вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Спецоптторг» дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования с целью испытания средств защиты, обеспечивающих безопасность труда, на соответствие обязательным стандартам нормативных документов, в соответствии с которыми они изготовлены.

Определение получено представителем общества по доверенности ФИО3

29 сентября 2009 года должностным лицом административного органа в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3 и понятых ФИО4 и ФИО5 произведен осмотр помещения, вещей и документов, принадлежащего обществу, что отражено в протоколе осмотра от 29 сентября 2009 года.

В этот же день в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3 и понятых ФИО4 и ФИО5 наложен арест на костюм мужской для защиты от искр и брызг расплавленного металла 62 размера, изготовитель ООО «Волговятснабкомплект», г. Дзержинск Нижегородской области, в количестве 2 штук, а также на рукавицы специальные – краги брезентовые утепленные (информация об изготовителе отсутствует) в количестве 2 пар, что отражено в протоколе ареста от 29 сентября 2009 года. Остальные вещи в это время были отобраны на испытания.

21 октября 2009 года организацией, проводившей испытания рукавиц специальных хлопчатобумажных с брезентовыми наладонниками, рукавиц специальных – краги брезентовые утепленные, составлены протоколы № 12062, № 12063, из которых следует, что испытуемая продукция соответствует обязательным требованиям ГОСТ 12.4.010-75 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия».

Как пояснила представитель административного органа, испытания костюма мужского для защиты от искр и брызг расплавленного металла не проводились, образцы продукции возвращены обществу.

22 октября 2009 года должностное лицо СМТУ Ростехрегулирования направило в адрес генерального директора общества телеграмму о необходимости явиться 23 октября 2009 года в 16 часов 00 минут в Отдел (инспекцию) госнадзора по Республике Хакасия и Республике Тыва по адресу: <...>, для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подписания акта проверки в качестве законного представителя ООО «Спецоптторг». В телеграмме была изложена просьба уведомить о прибытии или невозможности прибытия по факсу 8(3902)243907.

Телеграмма вручена обществу 23 октября 2009 года, однако, в назначенное время представитель общества на составление протокола и подписание акта проверки не явился и не сообщил о необходимости отложить указанные мероприятия и о причинах неявки.

23 октября 2009 года должностным лицом СМТУ Ростехрегулирования составлен акт № 93 о результатах проверки, из которого усматривается, что обществом с ограниченной ответственностью «Спецоптторг» нарушены обязательные требования государственных стандартов ГОСТ 12.4.045-87 «ССБТ. Костюмы мужские для защиты от повышенных температур. Технические условия» (пункт 1.5), ГОСТ 12.4.010-75 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия» (пункт 4.1), ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» (раздел 1).

26 октября 2009 года должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении № 12-63, в котором указано, что ООО «Спецоптторг» совершило правонарушение, выразившееся в реализации (поставке, продаже) продукции с нарушением обязательных требований государственных стандартов. Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы проверки и протокол об административном правонарушении были направлены обществу 27 октября 2009года.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами параграфа 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания при рассмотрении дела о привлечении лица к административной ответственности следует включить обстоятельства, свидетельствующие о том, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Ответственность юридических лиц по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Как следует из заявления, ООО «Спецоптторг» вменяется правонарушение, которое выразилось в реализации (поставке, продаже) средств защиты, обеспечивающих безопасность труда, с нарушением обязательных требований государственных стандартов.

В соответствии с Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, введенной в действие Постановлением Госстрандарта России от 30 июля 2002 года № 64, костюмы мужские для защиты от повышенных температур должны соответствовать обязательным требованиям ГОСТ 12.4.045-87, рукавицы и перчатки швейные защитные – требованиям ГОСТ 12.4.010-75.

Согласно пункту 1.5 ГОСТ 12.4.045-87 «ССБТ. Костюмы мужские для защиты от повышенных температур. Технические условия» маркировка костюмов должна соответствовать требованиям обязательных стандартов ГОСТ 10581-91, ГОСТ 12.4.115.

В силу пункта 4.1 ГОСТ 12.4.010-75 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия» маркировка рукавиц производится в соответствии с требованиями обязательных стандартов ГОСТ 10581-91, ГОСТ 12.4.103-83.

Пунктом 1.1 ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» установлено, что для маркирования готовых швейных изделий должны применяться товарный ярлык, лента с изображением товарного знака, клеймо и контрольная лента.

На товарных ярлыках должны быть указаны следующие реквизиты: товарный знак предприятия-изготовителя, наименование и местонахождение (адрес) предприятия-изготовителя, наименование изделия, обозначение стандарта или технических условий на изделие, артикул изделия или номер по прейскуранту, номер модели для изделий бытового назначения, размеры, состав сырья, дата выпуска (пункт 1.3 ГОСТ 10581-91).

Согласно пункту 1.6 ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» клеймо для средств индивидуальной защиты должно содержать следующие реквизиты: товарный знак предприятия-изготовителя, наименование и местонахождение предприятия-изготовителя, размеры, обозначение по защитным свойствам в соответствии с ГОСТ 12.4.103, дата выпуска.

Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что ООО «Спецоптторг» нарушило обязательные требования государственных стандартов ГОСТ 12.4.045-87 «ССБТ. Костюмы мужские для защиты от повышенных температур. Технические условия» (пункт 1.5), ГОСТ 12.4.010-75 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия» (пункт 4.1), ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» (раздел 1), то есть совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

При проверке полномочий административного органа на составление протокола по части 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд установил, что согласно подпункту 66 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 19.19 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации. Эти полномочия подтверждены также Положением о Сибирском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Положением о Хакасском отделе государственного надзора (инспекции государственного надзора по Республике Хакасия и Республике Тыва).

Нарушений в процедуре привлечения к административной ответственности арбитражный суд в действиях СМТУ Ростехрегулирования не усмотрел. Так, в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке.

В пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Таким образом, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается надлежащим образом извещенным о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, если к началу совершения данных процессуальных действий должностное лицо административного органа располагает сведениями о получении лицом, привлекаемым к административной ответственности, направленного ему извещения или копии процессуального документа, содержащего информацию о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела. К числу таких сведений относится уведомление о вручении извещения или процессуального документа, расписка в получении или иные доказательства, бесспорно подтверждающие передачу и получение информации о месте и времени рассмотрения дела.

Из материалов дела следует, что должностное лицо СМТУ Ростехрегулирования известило ООО «Спецоптторг» о том, что составление протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоится в 16 часов 00 минут 23 октября 2009 года по адресу: <...>.

Извещение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении осуществлено должностным лицом административного органа путем направления генеральному директору общества телеграммы, которую он получил в 08 часов 38 минут 23 октября 2009 года (уведомление о вручении телеграммы № 602/394).

В дополнении к заявлению административного органа указано, что извещение о получении обществом телеграммы поступило в Отдел СМТУ в 17часов 30 минут 23 октября 2009года, поэтому протокол об административном правонарушении был составлен на следующий рабочий день (24 и 25 октября 2009года были выходными днями).

Сведений об отложении даты составления протокола либо о причинах неявки в назначенное время административному органу обществом не представлено. В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005года №5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Поэтому составление протокола 26 октября 2009года – на следующий рабочий день после назначенной даты является правомерным и права общества не нарушает.

Как отмечалось выше, общество не представило арбитражному суду и административному органу отзыв на заявление, не направило своего представителя в судебное заседание. В силу положений статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Поэтому дело рассмотрено на основании документов. представленных административным органом.

На основании изложенного, арбитражный суд полагает удовлетворить заявление административного органа. Санкцией части 1 статьи 19.19. Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, совершение правонарушения впервые, арбитражный суд полагает назначить минимальное наказание в виде штрафа в сумме 40 000рублей и конфискацию предметов административного правонарушения - костюма мужского для защиты от искр и брызг расплавленного металла 62 размера, изготовитель ООО «Волговятснабкомплект», г. Дзержинск Нижегородской области – в количестве 5 штук на сумму 3 250 рублей, рукавиц специальных хлопчатобумажных с брезентовыми наладонниками (информация об изготовителе отсутствует) – в количестве 3 пар на сумму 63 рублей, рукавиц специальных – краги брезентовые утепленные (информация об изготовителе отсутствует) в количестве 5 пар на сумму 325 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление Сибирского межрегионального Территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, г.Новосибирск, в лице обособленного подразделения Отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Хакасия и Республике Тыва, г.Абакан, - удовлетворить.

2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Спецоптторг» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

3. В случае неуплаты штрафа в установленный срок выдать исполнительный лист следующего содержания:

«Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Спецоптторг», зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия 15.08.2006, ОГРН <***>, ИНН <***>, штраф в сумме 40 000 (сорок тысяч) рублей, который подлежит перечислению по следующим реквизитам:

получатель - УФК по Новосибирской области (СМТУ Ростехрегулирования л/с <***>),

счет получателя – 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г.Новосибирск,

БИК банка получателя – 045004001,

КПП получателя – 540701001,

ИНН получателя – 5407270200,

в поле «101» указывается значение «08»,

в поле «104» указывается код бюджетной классификации – 172 1 16 01000 01 0000 140,

в поле «105» указывается код ОКАТО – 50401000000,

в поле «106-110» проставляется значение «0».

4. Конфисковать у общества с ограниченной ответственностью «Спецоптторг», зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия 15.08.2006, ОГРН <***>, ИНН <***>, костюм мужской для защиты от искр и брызг расплавленного металла 62 размера, изготовитель ООО «Волговятснабкомплект», г. Дзержинск Нижегородской области – в количестве 5 штук на сумму 3 250 рублей, рукавицы специальные хлопчатобумажные с брезентовыми наладонниками (информация об изготовителе отсутствует) – в количестве 3 пар на сумму 63 рублей, рукавицы специальные – краги брезентовые утепленные (информация об изготовителе отсутствует) в количестве 5 пар на сумму 325 рублей.

5. Выдать исполнительный лист на конфискацию предметов административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

  Республики Хакасия Н.М. Журба