ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-4874/09 от 11.01.2010 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

13 января 2010 года Дело №А74-4874/2009

г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 13 января 2010 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Кузнцовой Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

некоммерческого партнерства «ИНЖУЛЬ», п. Копьёво Орджоникидзевского района,

к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, г. Абакан,

о признании незаконным решения № 1 от 09 февраля 2007 года о предстоящем исключении некоммерческого партнерства «ИНЖУЛЬ» из единого государственного реестра юридических лиц,

о признании незаконными действий по исключению Некоммерческого партнерства «ИНЖУЛЬ» из единого государственного реестра юридических лиц,

обязании исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись № 2071900007200 от 05 июня 2007 года и восстановить запись о Некоммерческом партнерстве «ИНЖУЛЬ» как о действующем юридическом лице.

В судебном заседании принимали участие:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.11.2009 № 19-01/231657;

от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия – ФИО2 по доверенности от 28.01.2009 № СД-04-20/1/1/0545.

Некоммерческое партнёрство «ИНЖУЛЬ» (далее – НП «ИНЖУЛЬ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия № 1 от 09 февраля 2007 года о предстоящем исключении некоммерческого партнерства «ИНЖУЛЬ» из единого государственного реестра юридических лиц, о признании незаконными действий по исключению некоммерческого партнерства «ИНЖУЛЬ» из единого государственного реестра юридических лиц. НП «ИНЖУЛЬ» просит восстановить свои нарушенные права и обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия исключить из единого государственного реестра юридических лиц запись № 2071900007200 от 05 июня 2007 года и восстановить запись о некоммерческом партнерстве «ИНЖУЛЬ» как о действующем юридическом лице.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.

Оспаривая решение и действия регистрирующего органа, НП «ИНЖУЛЬ» полагает, что они не соответствуют положениям статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку некоммерческое партнёрство «ИНЖУЛЬ» на момент исключения из единого государственного реестра юридических лиц являлось и в настоящий момент является действующим юридическим лицом, имеет лицензию на право пользования животным миром, намеревается и в дальнейшем осуществлять уставную деятельность.

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в отзыве на заявление, поддержанном представителем в ходе судебного разбирательства, требования не признало, полагает, что для принятия решения о предстоящем исключении организации из единого реестра юридических лиц имелись основания, процедура исключения из реестра, установленная Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», соблюдена.

Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

Некоммерческое партнёрство «ИНЖУЛЬ» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 5 по Республике Хакасия 21 июля 2004 года (ОГРН <***>).

Согласно пункту 3.1. Устава партнёрство создано в целях охраны окружающей природы, увеличения роста поголовья диких животных, облагораживания дикой природы, предотвращения загрязнения дикой природы, проведения культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий для знакомства с окружающей природой, изучения поведения и жизнедеятельности диких животных.

6 июня 2005 года Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Хакасия на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 13 мая 2005 года № 162 НП «ИНЖУЛЬ» выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серия ХХ № 4186.

5 июня 2007 года Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) была внесена запись №20719000007200 об исключении НП «ИНЖУЛЬ» из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица.

Внесению указанной записи предшествовало принятие Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия решения № 10 от 09 февраля 2007 года о предстоящем исключении НП «ИНЖУЛЬ» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.

Решение принято в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с отсутствием движения денежных средств на расчётном счёте в течение более чем 12 месяцев, а также непредставлением предусмотренной действующим законодательством отчётности. Основанием для принятия решения явились представленные в Управление Межрайонной ИФНС № 3 по Республике Хакасия справки о непредставлении НП «ИНЖУЛЬ» в течение последних 12 месяцев документов отчётности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по счету в ВСФ Банка «Навигатор».

В журнале «Вестник государственной регистрации» № 6(108) от 14 февраля 2007 года опубликовано сообщение о принятии налоговым органом решения о предстоящем исключении НП «ИНЖУЛЬ» из ЕГРЮЛ. В преамбуле раздела сведений о принятых регистрирующим органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ имеется предложение юридическим лицам, в отношении которых принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, кредиторам и иным заинтересованным лицам, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из реестра в течение 3 месяцев со дня публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении.

Запись об исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ внесена в реестр по истечении 3-х месяцев со дня опубликования сообщения в связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, содержащих возражения против исключения из ЕГРЮЛ НП «ИНЖУЛЬ».

Оценив приведённые сторонами доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 8 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Согласно пункту 9 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из содержания статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Арбитражным судом установлено, что Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия обладало соответствующими полномочиями на исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица – некоммерческой организации.

Согласно статье 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, действующей на момент вынесения регистрирующим органом решения о предстоящем исключении) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, ФНС России является регистрирующим органом в целях применения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», в том числе принятия решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также принятия решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц.

В соответствии с пунктом 6.3.1 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 9 августа 2005 года № 101н (приложение № 5 к приказу), Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации.

Федеральная налоговая служба в письме от 7 августа 2006 г. № ШТ-6-09/770@ «Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации»в целях реализации положений статьи 21.1, пункта 3 статьи 26 Закона о регистрации разъяснила порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующих общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций.

В соответствии с указанным порядком решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующей некоммерческой организации принимается Управлением Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации на основании представленных территориальными налоговыми органами справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.

Статьёй 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Пунктами 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» трёхмесячный срок заявления от вышеперечисленных лиц в регистрирующий орган не поступили. Управление, не принимая решения об исключении НП «ИНЖУЛЬ» из ЕГРЮЛ, внесло в реестр запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Из пояснений представителя Управления следует, что основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ явилось решение Управления от № 10 от 09 февраля 2007 года о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, принятое в отношении. НП «ИНЖУЛЬ».

В силу положений статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (ред. от 08.12.2008 далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.

Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Анализ правовых норм, регулирующих процедуру исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, позволяет сделать вывод о том, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра не является окончательным правовым актом, на основании которого вносится запись об исключении юридического лица из реестра.

Из смысла пунктов 3 и 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что после вынесения налоговым органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра недействующему юридическому лицу, кредиторам, или иным лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, предоставляется право направить соответствующие заявления в регистрирующий орган. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Таким образом, решение об исключении юридического лица из реестра выносится в том случае, если от указанных выше лиц не поступили заявления, и является основанием для внесения записи об исключении юридического лица из реестра.

Как установлено арбитражным судом, регистрирующий орган, внес запись в ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица – НП «ИНЖУЛЬ» при отсутствии соответствующего решения об его исключении.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что НП «ИНЖУЛЬ» исключено из ЕГРЮЛ с нарушением процедуры, установленной статьями 4, 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Основаниями для исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, как уже указывалось выше, являются два обстоятельства:

- непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчётности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- отсутствие в течение того же периода операций по банковскому счёту.

Вместе с тем из положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не следует, что совокупность признаков недействующего юридического лица, содержащихся в статье 21.1., императивно влечёт за собой исключение соответствующего им юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Нормы данной статьи направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.

Из документов, представленных заявителем в материалы дела, арбитражным судом установлено, что НП «ИНЖУЛЬ» не прекратило свою уставную деятельность.

НП «ИНЖУЛЬ» имеет действующую лицензию на пользование объектами животного мира, к условиям которого отнесено проведение необходимых мероприятий, обеспечивающих воспроизводство объектов животного мира и ежегодное представление на согласование в Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Хакасия планов мероприятий по воспроизводству, охране животных и среды их обитания в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25.06.1959 № 1097 (с последующими изменениями); осуществление учёта и оценки состояния используемых объектов животного мира, а также оценки состояния среды их обитания, проведение за счет собственных средств всего комплекса учётных работ на предоставленной территории; осуществление охраны государственного охотничьего фонда и надзора за соблюдением природоохранного законодательства.

Заявителем представлены документы, свидетельствующие об осуществлении вышеперечисленных мероприятий: планы работы охотхозяйства НП «ИНЖУЛЬ» на 2006, 2007, 2008 и 2009 годы, информация об охотхозяйственной деятельности за 2007, 2008 годы, отчет о выполнении воспроизводственных мероприятий в 2008 году, информация о запасе кормов на зимний период 2008-2009 годов, сводная ведомость учёта зверей по результатам ЗМУ в 2009 году, сводная таблица учёта марала на «реву» в НП «ИНЖУЛЬ» сентябрь-октябрь 2009 года; письмо Государственной инспекции по охране животного мира Хакасии в адрес НП «ИНЖУЛЬ» от 19.08.2009 «О квотах добычи охотничьих животных»; письмо Управления по охране животного мира Хакасии № 55 от 27.01.2009 «О проведении зимнего послепромыслового учёта численности охотничьих животных», договор № 18 от 28 мая 2009 года о предоставлении территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты.

Факт осуществления деятельности НП «ИНЖУЛЬ» подтверждается также документами о проведении проверки организации со стороны Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия (распоряжение о проведении проверки № 015 от 22.01.2008, уведомление о предстоящей проверке от 05.02.2008 № НС-129, акт проверки № ЖЗ-015 от 12.02.2008, предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования.

Отсутствие операций по расчётному счету в АКБ «Москва.Центр» (впоследствии ВСФ банка «Навигатор») заявитель объясняет отсутствием у организации коммерческих целей, в связи с чем расчётный счет использовался лишь для осуществления платежей, связанных и с выдачей лицензии.

Кроме того, НП «ИНЖУЛЬ» представлены документы, свидетельствующие о предоставлении в налоговую инспекцию по месту налогового учета 20.03.2006 бухгалтерского баланса за 2005, 09.03.2007 года – бухгалтерского баланса за 2006 год, а также 12.03.2007 – налоговой декларации по единому социальному налогу за 2006 год, декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год.

Указанная бухгалтерская и налоговая отчетность была принята налоговым органом.

То обстоятельство, что НП «ИНЖУЛЬ» применяло упрощенную систему налогообложения, не было обязано представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчётность, и, следовательно, представило в налоговый орган бухгалтерские балансы за 2006 и 2007 годы ошибочно, не имеет правового значения для рассматриваемой ситуации, поскольку регистрирующим органом должен был быть принят во внимание сам факт представления бухгалтерской отчетности, свидетельствующий о фактическом существовании организации.

Довод Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, основанный на пояснительной записке Межрайонной ИФНС № 3 по Республике Хакасия от 14.12.2009 № 12-10-1/26774@, о том, что на момент формирования справки № 27 от 05.02.2007 г. НП «ИНЖУЛЬ» не была исполнена обязанность по представлению налоговых деклараций (расчётов) за 2004-2006 г.г., арбитражным судом признан несостоятельным, поскольку на момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении НП «ИНЖУЛЬ» из реестра налоговая отчетность за 2006 год в виде налоговой декларации по единому социальному налогу за 2006 год и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год была представлена некоммерческим партнёрством в налоговый орган (почтовое уведомление № 10082 от 09.03.2007). Данное обстоятельство не было опровергнуто Управлением.

Таким образом, арбитражным судом установлено, что НП «ИНЖУЛЬ» на момент принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и на момент внесения записи в ЕГРЮЛ являлось действующим юридическим лицом и не подлежало исключению из реестра в соответствии со статьёй 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии со статьёй 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Незаконное исключение из ЕГРЮЛ НП «ИНЖУЛЬ» повлекло за собой прекращение правоспособности юридического лица, то есть утрату возможности иметь любые права, нести обязанности, осуществлять деятельность, предусмотренную уставом.

При таких обстоятельствах довод заявителя о нарушении прав и законных интересов признан арбитражным судом обоснованным.

Недействующее юридическое лицо прямо не указано в пункте 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Кроме того, в силу п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность такого юридического лица уже прекращена.

Однако отсутствие у юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ как недействующего, права на оспаривание такого исключения противоречило бы самой концепции последующего судебного контроля исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Как следует из пояснений заявителя, партнёрство не вело коммерческую деятельность, в связи с чем кредиторы у него отсутствуют, действующие в настоящее время учредители (участники) НП «ИНЖУЛЬ» - ФИО3 и ФИО4 на общем собрании членов НП «ИНЖУЛЬ» 05.10.2009 приняли решение о своем выходе из некоммерческого партнёрства и о вступлении в члены некоммерческого партнёрства ФИО5, ФИО6 и Гордо С.А.

Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства по делу, объясняя причину обращения в арбитражный суд некоммерческого партнёрства, пояснила, что ФИО3 проживает за пределами Республики Хакасия и в настоящее время утратил интерес к деятельности партнёрства, а место нахождения члена партнёрства ФИО4 неизвестно. Принятые в состав членов партнёрства ФИО5, ФИО6 и Гордо С.А., фактически осуществляющие руководство партнёрством, намерены продолжить деятельность организации, однако, не имеют юридической возможности оформить свое членство в партнёрстве в связи с исключением последнего из ЕГРЮЛ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд полагает возможным рассмотреть по существу спор, заявленный НП «ИНЖУЛЬ».

В соответствии с положениями пункта 8 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано в течение года со дня, когда лица, права и законные интересы которых нарушены в результате исключения юридического лица из ЕГРЮЛ узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Из пояснений заявителя следует, что об исключении из ЕГРЮЛ НП «ИНЖУЛЬ» впервые стало известно в октябре 2009 году после обращения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия для внесения изменений в учредительные документы. 3 ноября 2009 года директор НП «ИНЖУЛЬ» обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия с заявлением о предоставлении сведений об исключении НП «ИНЖУЛЬ» из ЕГРЮЛ. Факт исключения НП «ИНЖУЛЬ» из реестра был подтвержден в письме Управления от 10.11.2009 № ОМ-06-14/8009.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства арбитражный суд полагает, что у НП «ИНЖУЛЬ» отсутствовала возможность узнать о нарушении своих прав до октября 2009 года, в связи с чем считает, что оно обратилось в арбитражный суд с соблюдением срока, установленного пунктом 8 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку оспариваемые решение и действия Управление принято с нарушением положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает права и законные интересы НП «ИНЖУЛЬ» у арбитражного суда имеются основания для признания их незаконными.

В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственного органа должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Согласно части 6 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд полагает в целях восстановления нарушенных прав НП «ИНЖУЛЬ» обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия исключить из единого государственного реестра юридических лиц запись № 2071900007200 от 05 июня 2007 года и восстановить запись о некоммерческом партнерстве «ИНЖУЛЬ» как о действующем юридическом лице сообщить Арбитражному суду Республики Хакасия о внесенных изменениях в единый государственный реестр юридических лиц в течение 10 дней после вступления решения в законную силу.

Государственная пошлина по спору составляет 4000 рублей и по результатам рассмотрения дела в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.

Определением от 20 ноября 2009 года при принятии заявления НП «ИНЖУЛЬ» к рассмотрению заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения спора по существу.

Учитывая, что налоговые органы в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, взыскание государственной пошлины с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия не производится.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, частью 2 статьи 176, статьями 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Удовлетворить требования некоммерческого партнерства «ИНЖУЛЬ», п. Копьёво Орджоникидзевского района.

Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия № 1 от 09 февраля 2007 года о предстоящем исключении некоммерческого партнерства «ИНЖУЛЬ» из единого государственного реестра юридических лиц и действия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия по исключению некоммерческого партнерства «ИНЖУЛЬ» из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с несоответствием их положениям статьи 21.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2. Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия исключить из единого государственного реестра юридических лиц запись № 2071900007200 от 05 июня 2007 года и восстановить запись о некоммерческом партнерстве «ИНЖУЛЬ» как о действующем юридическом лице.

3. Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия сообщить Арбитражному суду Республики Хакасия о внесенных изменениях в единый государственный реестр юридических лиц в течение 10 дней после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) через Арбитражный суд Республики Хакасия либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г.Иркутск). Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Н.В. Гигель