ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-4928/15 от 10.08.2015 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

10 августа 2015 года                                                                                    Дело № А74-4928/2015

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович

рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (ИНН 1901065125, ОГРН 1041901023009)

о привлечении Хакасского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ИНН 1901079199,                              ОГРН 1071900000292),

к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее – управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Хакасского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее – общество) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом,       в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.

Общество представило отзыв на заявление, в котором указало, что все работники планомерно проходят обучение. Но в связи с отсутствием внешнего финансирования обучить всех работников одновременно не представляется возможным. Обществом принимаются реальные меры по соблюдению лицензионных требований, все работники имеют профессиональное техническое образование, большой стаж работы, проходят повышение квалификации в своих областях и периодические медосмотры. Это свидетельствует об обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан, а также об отсутствии ущерба имуществу. Общество не уклонялось от профессиональной подготовки работников, обучение проходило планомерно. Правонарушение совершено в результате недопонимания ответственным лицом требований контролирующих органов. Все работники, указанные управлением в заявлении, начали проходить обучение до проведения проверки, но не успели к моменту проведения проверки закончить обучение. Общество раскаивается в совершении правонарушения и указывает, что не создало и не преследовало цели создания существенной угрозы. Общество полагает, что совокупность перечисленных обстоятельств в рассматриваемой ситуации указывает на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным интересам и на возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Хакасское республиканское отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.06.2007 Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, о чём внесена в ЕГРЮл запись, выдано свидетельство серии 19 № 000717837.

Общество осуществляет деятельность по производству работ, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах,                              на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензий                        от 10.08 2012 № 6-Б/00376 с бессрочным сроком действия и № 6-А/00016.

В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2015 год,          на основании распоряжения управления от 24.04.2015 № 8 должностным лицом надзорного органа проведена плановая проверка с целью контроля за соблюдением обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений  и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, выполняемой им на основании названных выше лицензий.

О проведении проверки общество уведомлено письмом от 28.04.2015 № 623-2-5-2           о направлении копии названного распоряжения (получено 29.04.2015, отметка на документе).

В ходе проверки должностным лицом установлено нарушение лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.12.2011 № 1225 (далее – Положение № 1225):

1) при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений обществом допущены нарушения подпункта «б» п. 4 Положения № 1225, выразившиеся в следующем:

-в штате у общества осуществляют деятельность работники, не имеющие профессионального образования (профессиональной подготовки) и повышения квалификации, соответствующие выполняемым работам и оказываемым услугам:Халезин К.И., Брынза Д.Н. не имеют профессиональной подготовки по профессии «электромонтер охранно-пожарной сигнализации», предусмотренной Перечнем профессий профессиональной подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 № 513 (далее – Перечень № 513), входит в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (код профессии 19832);

-выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций: Данилова Г.М. не имеет профессиональной подготовки по профессии «пропитчик по огнезащитной пропитке», предусмотренной Перечнем № 513, входит в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (код профессии 17436);

онтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения: Борисенко А.А. не имеет профессиональной подготовки по профессии «зарядчик огнетушителей», предусмотренной Перечнем № 513, входит в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов                          (код профессии 12229);

2) при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах,                 на производственных объектах и объектах инфраструктуры обществом допущены нарушения подпункта «е» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 (далее – Положение № 69):

-специалист, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности - Фролов В.М., не прошел повышение квалификации в области лицензируемого вида деятельности (тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры).

По результатам названой проверки сотрудником управления в присутствии представителя общества Дмитриевой Л.Г. (доверенность от 28.04.2015 № 9) составлен акт проверки от 05.06.2015 № 8, акт вручен председателю общества Галкиной Р.Г. 05.06.2015 (подпись на документе), обществу выдано предписание от 05.06.2015 № 8 об устранении выявленных нарушений.

05.06.2015 по факту нарушения должностным лицом управления в присутствии председателя общества Галкиной Р.Г. (постановление от 02.09.2013 № 336) составлен протокол об административном правонарушении № 17 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (вручен Галкиной Р.Г. 05.06.2015).

Определением управления от 05.06.2015 определено передать протокол в Арбитражный суд Республики Хакасия, вручено представителю общества Галкиной 05.06.2015.

Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами §1 главы 25 АПК РФ. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушенияи имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

С учетом положений части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, приказа МЧС России от 06.08.2004 № 372      «Об утверждении Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», пункта 2 Положения №1225, пункта 2 Положения №69, приказа МЧС России от 05.04.2012 № 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», приказа ГУ МЧС России по РХ от 19.01.2011 № 7 «Об утверждении положения об управлении надзорной деятельности и его структурных подразделениях» арбитражный суд пришёл к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа – государственным инспектором Республики Хакасия по пожарному надзору в пределах предоставленных ему полномочий.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, в присутствии законного представителя общества, которому разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ. Порядок составления протокола, предусмотренный статьёй 28.2 КоАП РФ, а также срок его составления управлением не нарушены.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктами 14, 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию.

В статье 3 указанного закона определено, что под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства России и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Положение № 1225 определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Положение № 69 определяет порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения № 1225 установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности является наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица.

Подпунктом «е» пункта 3 Положения № 69 установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры является повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет.

Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 года № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, в соответствии с которым:

- специальностью, соответствующей деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, является электромонтер охранно-пожарной сигнализации (код 19832);

- специальностью, соответствующей деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения, является зарядчик огнетушителей (код 12229);

- специальностью, соответствующей деятельности по выполнению работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, является пропитчик по огнезащитной пропитке                   (код 17436).

В ходе проведения проверки обществом представлены управлению документы, подтверждающие квалификацию работников: сведения о квалификации работников соискателя лицензии от 10.08.2012 № 6-Б/00376 (приложение № 2), сведения о квалификации работников соискателя лицензии  от 10.08.2012 № 6-А/00016 (приложение № 2).

На основании данных документов управлением было установлено отсутствие соответствующей профессиональной подготовки у Борисенко А.А., Халезина К.И., Брынза Д.Н., Даниловой Г.М., отсутствие повышение квалификации специалиста, ответственного за тушение пожаров - Фролова В.М.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о нарушении обществом лицензионных требований, установленных подпунктом «б» пункта 4 Положения № 1225, подпунктом «е» пункта 3 Положения № 69.

Ответчиком не заявлено возражений и не представлено доказательств обратного ни при составлении протокола, ни в материалы настоящего дела.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о нарушении обществом лицензионных требований, установленных подпунктом «б» пункта 4 Положения № 1225, подпунктом «е» пункта 3 Положения № 69.

С учётом изложенного, действия (бездействие) общества образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем его действия (бездействие) правильно квалифицированы надзорным органом по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что общество имело возможность для выполнения лицензионных требований и условий, но не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, пункты 16, 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10               «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждаются материалами дела, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в бездействии общества состава вменяемого административного правонарушения.

Представленные обществом в материалы дела документы, в том числе: квалификационные удостоверения от 10.07.2015, акт от 10.07.2015 № 71 о сдаче-приемке образовательных услуг по договору от 20.04.2015 № 50 свидетельствуют об устранении обществом выявленных нарушений, после их обнаружения управлением в ходе проверки.

Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, общество в отзыве на заявление просило применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Учитывая характер правонарушения и объективную сторону правонарушения, арбитражный суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ исходя из следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок, предусмотренный специальным разрешением (лицензией), который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент принятия арбитражным судом настоящего решения                 не истек.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что имеются достаточные основания для привлечения общества к административной ответственности.

С учётом характера совершенного административного правонарушения, того, что правонарушение совершено впервые, факт его совершения признан обществом, общество  раскаивается в совершении административного правонарушения и в связи с отсутствием отягчающих ответственность обстоятельств арбитражный суд полагает, что соразмерным совершенному правонарушению является наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что составляет 30 000 руб.

Руководствуясь статьями  167-170, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия.

Привлечь Хакасское республиканское отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить Хакасскому республиканскому отделению Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», г. Абакан, зарегистрированному 05.06.2007 Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.

3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Уплата административного штрафа производится по следующим реквизитам:

Получатель УФК по Республике Хакасия (ГУ МЧС России по РХ); расчетный счет 40101810200000010001; ИНН 1901065125; КПП 190101001; банк получателя: Отделение -    НБ Республика Хакасия; БИК 049514001; ОКАТО 95401000000, ОКТМО 95701000;                        КБК 177 1 16 01000 01 6000 140.

В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А74-4928/2015.

Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                    Е.В. Каспирович