ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-5100/14 от 20.10.2014 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

27 октября 2014 года Дело № А74-5100/2014

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2014 года.

Решение в полном объёме изготовлено 27 октября 2014 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания К.П. Кирбижековой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства труда и социального развития Республики Хакасия (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным представления от 28 июля 2014 года № 41.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя – Мель Т.В. по доверенности от 9 января 2014 года № 14дов. (т. 1); ФИО1 от 9 января 2014 года № 15дов (т. 2);

ответчика – ФИО2 по доверенности от 26 августа 2014 года (т. 1).

Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее - управление) о признании недействительным представления от 28 июля 2014 года № 41.

Представители министерства в судебном заседании требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении (т. 1), в письменных пояснениях к нему (т. 2), и на доказательства, представленные в материалы дела. Доводы министерства следующие:

-совокупность представленных суду доказательств свидетельствует о том, что оспариваемое представление не носит рекомендательного характера и подлежит рассмотрению в арбитражном суде;

-для расчёта социальной выплаты учитывается состав семьи в случае признания членами семьи в судебном порядке. Судебным решением установлено, что Ямин А.В. является членом семьи ФИО3 независимо от места регистрации;

-ответом ЗАГСа на запрос арбитражного суда подтверждена законность действий министерства, так как на момент выдаче сертификата (21 мая 2013 года) Ямин А.В. не являлся членом другой семьи, в данный период ни с кем не состоял в брачных отношениях;

-в копии финансово-лицевого счета от 20 мая 2013 года указано, что Ямин А.В. зарегистрирован в жилом помещении собственника жилого помещения по категории «прочие» и членом семьи собственницы квартиры не является;

-Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» (далее – Правила), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2003 года № 153, не содержат запрета на выдачу сертификатов на сумму менее суммы, рассчитанной в соответствии с пунктом 16 Правил, при согласии на это получателя. Сумма 674 302 руб. является разумной для улучшения жилищных условий.

Представитель управления с требованиями заявителя не согласился, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление (т. 1), в пояснениях к нему (т. 2), и на доказательства, представленные в материалы дела. Возражения управления следующие:

-заявителем не указаны конкретные права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым представлением, представление носит рекомендательный характер и не затрагивает права заявителя;

-Ямин А.В. на момент выдачи сертификата (21 мая 2013 года), являясь сожителем собственника жилья по адресу: <...>, вел раздельное хозяйство с семьей ФИО3 Соответственно, он не являлся членом семьи ФИО3, а значит утратил право участия в качестве члена семьи гражданина - участника подпрограммы;

-в отношении ФИО4 управление отмечает, что Правилами не предусмотрена выдача сертификата на неполную сумму.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.

На основании централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17 января 2014 года № 01-05-25/327@ должностным лицом управления проведена проверка правомерности использования министерством бюджетных средств на реализацию мероприятий подпрограммы за 2013 год.

По результатам проверки составлен акт от 24 июня 2014 года № 60, в котором зафиксированы нарушения:

-неправомерно завышена сумма выплат субсидий по выданному ФИО3 государственному жилищному сертификату на 683 100 руб. (пункты 16, 17, 44 Правил);

-неправомерно занижена сумма выплат субсидий по выданному ФИО4 государственному жилищному сертификату на 60 201 руб. (пункты 16, 17 Правил).

Акт проверки от 24 июня 2014 года № 60 получен министерством 24 июня 2014 года (отметка на документе) (т. 1).

30 июня 2014 года министерством представлены возражения на акт проверки от 24 июня 2014 года (т. 1).

28 июля 2014 года по результатам проверки руководителем управления вынесено  представление № 41 о нарушении министерством бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно: пунктов 16, 17, 44 Правил. Представление содержит требования: рассмотреть информацию об указанных в настоящем представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; принять меры по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий данных нарушений. В нём установлен срок исполнения данных требований – не позднее 30 дней с даты его получения. министерству указано на необходимость информирования управления о результатах исполнения представления в срок не позднее 3-х рабочих дней с даты исполнения представления.

Не согласившись с данным представлением, заявитель в установленный законом срок оспорил его в арбитражном суде.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив доводы представителей сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Из положений части 1 статьи 198, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В предмет доказывания при рассмотрении данного дела входят обстоятельства, свидетельствующие о соответствии закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого акта, о наличии полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возложена частью 5 статьи 200 АПК РФ на орган или лицо, принявшие оспариваемый ненормативный правовой акт.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Арбитражный суд полагает, что оспариваемое представление о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, подлежит рассмотрению арбитражным судом исходя из следующего.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Пунктом 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

Управление, вынося представление, действовало в рамках своих полномочий по контролю за использованием бюджетных средств (подпункт 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11 июля 2005 года № 89н). В представлении содержатся выводы о нарушении заявителем бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие министерство принять меры по устранению выявленных нарушений, устранению причин и условий данных нарушений; устанавливает сроки его исполнения и информирования о результатах его рассмотрения; предполагает в случае его неисполнения применение мер государственного принуждения (привлечение к ответственности). Данное представление обязывает совершить определенные действия, связанные с осуществляемой министерством деятельностью, то есть, затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Учитывая названные выше правовые нормы, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 октября 2011 года № 7407/11 по делу № А38-1596/2010, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемое представление является ненормативным правовым актом и может быть обжаловано в порядке главы 24 АПК РФ.

Согласно пункту 1 Положения о министерстве, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 июня 2009 года № 241, министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а так же управления в сферах социального развития, социального партнерства, социальной защиты и поддержки семьи, женщин, детей, совершеннолетних нетрудоспособных граждан, инвалидов, предоставления социальных гарантий.

Пунктами 4.3.24, 4.3.25 названного Положения определены полномочия министерства по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принятию решений о постановке на учет граждан данной категории и уведомлению их о принятом решении; по определению порядка оформления и выдачи сертификатов, а так же расчету размера социальной выплаты для приобретения жилья и оформления бланков сертификатов на имя граждан следующим категориям участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы: гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненным к ним лицам; гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами; гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствии со статьёй 157, пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5.1.1, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Росфиннадзора, утвержденного приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. №89н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 года № 18н, пунктом 68 Правил осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092, программой, утверждённой руководителем Росфиннадзора от 3 февраля 2014 года, приказом управления от 27 мая 2014 года № 60, удостоверением ФИО5 № 60 на проведение ревизии (проверки) (т. 1), проверка проведена и оспариваемое представление вынесено управлением в пределах предоставленных полномочий.

При проверке соответствия оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14, пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1, 2, 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

В соответствии со статьёй 3 названного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Согласно статье 4 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьёй 5 названного Закона установлено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется, в том числе исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера. Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 10 названного Закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2003 года № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктами 1, 2 Правил определено, что Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

В пункте 5 Правил указаны категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы. Применительно к настоящему делу - подпункты «е», «з» пункта 5 Правил.

В соответствии с подпунктами «а», «в», «г» пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;

в отношении граждан, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и граждан, указанных в подпункте «и» пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;

в отношении граждан, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, если они по прежнему месту жительства были вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство; в исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Пунктом 44 Правил установлен исчерпывающий перечень документов, которые гражданин - участник подпрограммы представляет для получения сертификата. К таким документам отнесены, в том числе: заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 5; документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи.

Согласно пункту 44(1) Правил в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.

Как следует из материалов дела, министерством направлена заявка на выпуск бланков сертификатов в отношении граждан -   участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф - 2 бланка на сумму 4 098 600 руб. (серия МЧ) и граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - 2 бланка на сумму 1 738 800 руб. (серия ПС).

В проверяемом периоде для категории распоряжением от 21 мая 2013 года № 430 выданы государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья гражданину ФИО3 на сумму 3 415 500 руб. (серия МЧ), распоряжением от 21 мая 2013 года № 431 гражданину ФИО4 на сумму 674 302 руб. (серии ПС) (т. 1).

По вопросу занижения суммы по выданному ФИО4 государственному жилищному сертификату на сумму 60 201 руб. (пункт 2 оспариваемого представления) арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

На стр. 7 акта проверки и в отзыве на заявление содержится расчет размера субсидии для выплаты ФИО4 государственного жилищного сертификата на сумму 734 503 руб. Данные расчёт подтверждается представленными в материалы дела учетными документами ФИО4 (т. 1).

Оспаривая представление от 28 июля 2014 года № 41 по данному эпизоду, министерство ссылается на то, что Правила не содержат запрета на выдачу сертификата на сумму менее суммы, рассчитанной в соответствии с пунктом 16 Правил, при согласии на это получателя.

Выдача государственного жилищного сертификата на сумму в размере 674 302 руб. произведена министерством с учётом выданного гражданке ФИО6 государственного жилищного сертификата на сумму 1 064 498 руб., остатка бюджетных средств (1 738 800 руб. – 1 064 498 руб.), отказа граждан, имеющих право на предоставление жилищных субсидий в соответствии с очередностью сводного списка.

В подтверждение согласия ФИО4 на выдачу сертификата на сумму менее суммы, рассчитанной в соответствии с пунктом 16 Правил, министерством в материалы дела представлено нотариально заверенное заявление ФИО4 от 13 мая 2013 года о согласии на получение государственного жилищного сертификата на сумму 674 302 руб., в котором указано, что он не имеет претензий по доплате до нормативного размера субсидии.

Отказ граждан, стоящих в списке впереди ФИО4, от получения жилищного сертификата на сумму 674 302 руб., подтверждается представленным в материалы дела ответом Главы города Черногорска от 24 апреля 2013 года № 425 на запрос министерства (ФИО7, ФИО8), заявлениями граждан ФИО9 от 6 мая 2013 года, ФИО10 от 18 апреля 2013 года, ФИО11 от 7 мая 2013 года (т. 2).

Из положений пунктов 2, 6 Правил следует, что участие в подпрограмме является добровольным. ФИО4 письменно выразил согласие на получение сертификата на сумму менее размера субсидии, подлежащей выплате. Граждане, включенные в сводный список, от получения спорной суммы отказались.

Правила содержат требование о выдаче сертификатов в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан. Запрета на выдачу сертификата на сумму менее суммы, рассчитанной в соответствии с пунктом 16 Правил, при согласии на это получателя сертификата, данные Правила не содержат.

Учитывая изложенные выше правовые нормы и конкретные обстоятельства дела, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации выдача министерством данному гражданину сертификата на сумму 674 302 руб. произведена в соответствии с положениями Правил и не нарушает права и законные интересы, как гражданина ФИО4, так и иных участников подпрограммы.

По вопросу завышения суммы по выданному ФИО3 государственному жилищному сертификату на сумму 683 100 руб. (пункт 1 оспариваемого представления) арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Данный вывод управления основан на том, что Ямин А.В. (пасынок ФИО3) на момент выдачи сертификата 21 мая 2013 года являлся сожителем собственника жилья ФИО12, с 9 апреля 2013 года, вел раздельное хозяйство с семьей ФИО3 (получателя сертификата) и, соответственно, не являлся членом семьи ФИО3 По мнению управления, Ямин А.В. утратил право участия в качестве члена семьи гражданина - участника подпрограммы в связи с изменением обстоятельств, на основании которых он был признан судом членом семьи ФИО3

На основании материалов учетного дела ФИО3, копий паспортов членов семьи ФИО3, копий финансово-лицевых счетов от собственников жилья управлением произведен расчет суммы жилищного сертификата, подлежащего выдаче ФИО3, исходя из состава его семьи в количестве 4 человек, что составило 2 732 400 руб.

Министерство выдало ФИО3 жилищный сертификат на сумму 3 415 500 руб.

Как следует из материалов дела, ФИО3 для получения сертификата на указанную сумму представлен полный пакет документов, установленный пунктом 44 Правил. Он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. На момент выдачи сертификата сумму 3 415 500 руб. (21 мая 2013 года) ФИО3 состоял на учете нуждающихся в жилом помещении в Администрации муниципального образования г. Саяногорск с составом семьи 5 человек, что подтверждается справкой Администрации муниципального образования г. Саяногорск от 17 апреля 2013 года № 141 (т. 1).

Администрация муниципального образования г. Саяногорск включила ФИО13 в состав семьи ФИО3 на основании судебного акта - решения Саяногорского городского суда от 19 сентября 2012 года по делу № 2-1300/2012, в котором указано, что Ямин А.В. и Ямин В.В. (дети от первого брака супруги ФИО3) зарегистрированы по адресам, где фактически не проживают, в связи с тем, что собственного жилья не имеют. Данным решением, вступившим в законную силу, установлено, что Ямин А.В. является членом семьи ФИО3 независимо от места регистрации (т. 1).

Фактическое совместное проживание ФИО13 с участником подпрограммы подтверждается и договором найма жилого помещения. Так, в договоре от 28 марта 2013 года коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: Заводской мкр., д. 49, кв. 22, г. Саяногорск, указано, ФИО14 (наймодатель) передает ФИО15 (супруга ФИО3 – свидетельство о заключении брака от 11 декабря 2003 года) и ФИО3, ФИО16, ФИО13, ФИО17 данное жилое помещение во временное возмездное владение и пользование для проживания. Следовательно, ФИО3 (получатель сертификата) и все члены его семьи фактически проживали совместно в данном жилом помещении, в том числе Ямин А.В.

Арбитражный суд признает довод управления о том, что Ямин А.В. не является членом семьи ФИО3, не состоятельным. Сам по себе факт регистрации лица (согласно копии финансово-лицевого счета от 20 мая 2013 года Ямин А.В. был зарегистрирован в качестве «сожит» по адресу: д. 22, кв. 41, Ленинградский мкр., г. Саяногорск, собственником данного помещения является ФИО12) при отсутствии фактического использования жилого помещения по месту регистрации для проживания является административным актом и не подтверждает состава семьи.

Кроме того, согласно ответам отдела Комитета записи актов гражданского состояния при Правительстве Республики Хакасия по г. Саяногорску от 4 и 15 сентября 2014 года на запрос арбитражного суда, на момент выдачи сертификата от 21 мая 2013 года (т. 1) Ямин А.В. в браке ни с кем не состоял (т. 2).

Пункт 44(1) Правил содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых может быть отказано в выдаче сертификата.

Арбитражный суд полагает, что в рассматриваемой ситуации при условии представления ФИО3 для получения сертификата полного пакета документов, предусмотренных пунктом 44 Правил, с учётом признания судебным актом ФИО13 членом семьи ФИО3, у министерства отсутствовали основания для расчета суммы жилищного сертификата исходя из состава семьи в количестве 4 человек.

Данный вывод подтверждается ответом федерального казенного учреждения «Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минсроя России от 4 августа 2014 года № АЗ/04-768 на запрос министерства по рассматриваемой ситуации. В данном ответе указано, что при наличии судебного решения о признании пасынка членом семьи гражданина - участника подпрограммы изменение места его проживания (регистрации) не влечёт за собой необходимости повторного признания пасынка членом семьи гражданина - участника подпрограммы в судебном порядке.

Таким образом, расчет суммы социальной выплаты, указанной в сертификате ФИО3, произведен министерством в соответствии с действующим законодательством и не превышает установленного размера.

Отсутствие нарушений со стороны министерства при расчете сумм жилищных сертификатов, выданных ФИО4 и ФИО3, подтверждается актом контрольных мероприятий хода реализации подпрограммы от 3 октября 2013 года, составленным по результатам проверки, проведённой федеральным казенным учреждением «Объединённая дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Госсроя России.

Так на стр. 13 акта указано, что в 10 проверенных комиссией учётных делах граждан – участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, получивших сертификаты в период с 2011 года по 2013 год, фактов нарушений при выдаче сертификатов комиссией не установлено. В приложении № 1 – МЧ под № 10 значится ФИО3, в приложении № 1 – ПС под № 7 значится ФИО4 (т. 1).

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришёл к выводу, что оспариваемое представление не соответствует Правилам, незаконно возлагает на заявителя обязанность принять меры по устранению выявленных нарушений, поэтому на основании части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.

Определением от 4 августа 2014 года арбитражный суд удовлетворил ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер, приостановил действие оспариваемого представления управления до вступления в законную силу итогового судебного акта по настоящему делу.

Принятые арбитражным судом обеспечительные меры согласно части 4 статьи 96 АПК РФ сохраняют своё действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

Государственная пошлина по заявлению составляет 2 000 руб. и на основании статьи 110 АПК РФ относится на управление, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от её уплаты, в связи с чем её взыскание в доход федерального бюджета не производится.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Министерства труда и социального развития Республики Хакасия удовлетворить.

Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 28 июля 2014 года № 41 как противоречащее постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.

Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Е.В. Каспирович