ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-5330/09 от 17.03.2010 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

24 марта 2010года Дело № А74-5330/2009

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2010 года.

Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2010 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Колосовой Л.А., при ведении протокола судебного заседаниясудьёй Колосовой Л.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Саяногорский политехнический техникум», г. Саяногорск,

к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан,

о признании недействительным решения от 11 ноября 2009 года № 1900040038 в части непринятия к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования,

об обязании принять к зачёту расходы, произведённые страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования, в сумме 4 147 рублей 71 копейки.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя – ФИО1 по доверенности от 01 января 2010 года, ФИО2 по доверенности от 01 января 2010 года;

Фонда социального страхования – ФИО3 по доверенности от 11 января 2010 года № 01-14/05-19.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саяногорский политехнический техникум» (далее – ГОУ СПО «Саяногорский политехнический техникум», Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Фонд социального страхования, ФСС) от 11 ноября 2009 года № 1900040038 в части непринятия к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования и об обязании принять к зачёту расходы, произведённые страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования, в сумме 4 147 рублей 71 копейки.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, возражениях на отзыв Фонда социального страхования и документы, представленные в материалы дела. Полагают, что абзацы 2 и 4 статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» имеют равную юридическую силу. При этом выплата пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, осуществляется за счёт средств федерального бюджета в случае их выделения образовательному учреждению в составе стипендиального фонда.

Представитель Фонда социального страхования поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнении к нему, согласно которым в удовлетворении заявления просила отказать. Полагает, что абзац 4 статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» является специальной нормой по отношению к общей норме абзаца 2 указанной статьи, следовательно, указанное пособие должно выплачиваться за счёт средств стипендиального фонда образовательного учреждения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

ГОУ СПО «Саяногорский политехнический техникум» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 февраля 1996 года Администрацией города Саяногорска за номером 560.

В период с 05 октября 2009 года по 10 октября 2009 года должностными лицами Фонда социального страхования проведена документальная выездная проверка Учреждения по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога в счёт начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования.

При проверке правильности назначения и выплаты пособия женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, установлено нарушение пунктов 20, 14 (подпункт «а») Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» (пособия выплачены за счёт средств Фонда социального страхования женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования).

16 октября 2009 года по результатам проверки составлен акт № 1900040038с/с, из которого следует, что Фондом социального страхования не приняты к зачёту расходы, произведённые страхователем – плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в сумме 4 147 рублей 71 копейки, в том числе: 390 рублей (IV 2007 г.), 390 рублей (VI 2007 г.), 390 рублей (X 2007 г.), 423 рубля 15 копеек (II 2008 г.), 423 рубля 15 копеек (III 2008 г.), 423 рубля 15 копеек (IV 2008 г.), 423 рубля 15 копеек (V 2008 г.), 423 рубля 15 копеек (VII 2008 г.), 430 рублей 98 копеек (IX 2008 г.), 430 рублей 98 копеек (XI 2008 г.).

Уведомлением от 16 октября 2009 года № 01-13/04-8247 Фонд социального страхования сообщил Учреждению о том, что рассмотрение материалов проверки (акт от 16 октября 2009 года № 1900040038с/с) состоится 11 ноября 2009 года в 09 часов 00 минут по адресу: <...>.

27 октября 2009 года Учреждение представило возражения на акт от 16 октября 2009 года № 1900040038с/с, в которых выразило несогласие с указанным выводом Фонда социального страхования.

11 ноября 2009 года должностным лицом Фонда социального страхования в присутствии главного бухгалтера Учреждения ФИО2 и юрисконсульта ФИО1 составлен протокол о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя.

11 ноября 2009 года заместителем управляющего Фонда социального страхования принято решение № 1900040038 о непринятии к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования.

Учреждению предложено отразить суммы не принятых к зачёту расходов (4 147 рублей 71 копейки) в бухгалтерском учёте и расчётной ведомости по средствам Фонда социального страхования (форма 4-ФСС РФ, раздел I) и представить в территориальный орган Федеральной налоговой службы уточнённый расчёт по авансовым платежам по единому социальному налогу.

Не согласившись с решением Фонда социального страхования от 11 ноября 2009 года № 1900040038 в части непринятия к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Заявление подано в арбитражный суд с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определён перечень обстоятельств, подлежащих исследованию при рассмотрении дел в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

К таковым законодатель относит обстоятельства, свидетельствующие о соответствии (несоответствии) оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличии полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), нарушении оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая положения пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», пунктов 1, 3, 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 101, арбитражный суд признал, что оспариваемое решение принято Фондом социального страхования в пределах предоставленных полномочий.

По вопросу о соответствии (несоответствии) оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее- Закон №81-ФЗ) предусмотрено, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится, в том числе, за счет:

средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка (за исключением пособий, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящей части), ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования (абзац 2 в редакции, действующей на момент спорных правоотношений);

средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования (абзац 4 в редакции, действующей на момент спорных правоотношений).

При проверке правильности назначения и выплаты пособия женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, Фонд социального страхования руководствовался абзацем 4 части 1 статьи 4 Закона 81-ФЗ, пунктами 20, 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей». Таким образом, ФСС полагает, что выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждениях в ранние сроки беременности, обучающимся по очной форме обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, должна производится за счёт средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты стипендии обучающимся. В то время как образовательным учреждением пособия выплачены за счёт средств Фонда социального страхования. При этом Учреждение руководствовалось абзацем 2 части 1 статьи 4 Закона № 81-ФЗ, подстатьёй 213 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008№ 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При буквальном толковании абзацев 2, 4 части 1 статьи 4 Закона 81-ФЗ суд исходит из равной юридической силы данных абзацев и полагает, что пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждениях в ранние сроки беременности, обучающимся по очной форме обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, может быть выплачено в силу абзаца 1 за счёт средств Фонда социального страхования или в силу абзаца 4 за счёт средств федерального бюджета. При этом поскольку абзац 4 содержит указание на то, что выплата пособия осуществляется за счёт средств федерального бюджета, выделяемых образовательному учреждению, арбитражный суд приходит к выводу, что выплата пособия за счёт средств федерального бюджета производится в случае выделения данных средств образовательному учреждению в составе стипендиального фонда.

Пунктом 20 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлено, что указанное единовременное пособие выплачивается за счет средств ФСС, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения.

Подпунктом «б» пункта 14 Положения предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается названной категории женщинам, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в установленном порядке образовательным учреждениям.

При этом Положение не предусматривает случай выплаты пособия за счёт средств Фонда социального страхования на основании абзаца 2 части 1 статьи 4 Закона №81-ФЗ. В связи с чем суд полагает необходимым руководствуется Законом №81-ФЗ как нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, и считает, что неустановление Постановлением Правительства № 865 случая выплаты пособия за счёт средств Фонда социального страхования само по себе не исключает возможность такой выплаты.

В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации ГОУ СПО «Саяногорский политехнический техникум» и Фонд социального страхования являются участниками бюджетного процесса. ГОУ СПО «Саяногорский политехнический техникум» является бюджетным учреждением, Фонд социального страхования является государственным внебюджетным фондом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пунктам 3, 4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 № 112н, составлением сметы в целях настоящих Общих требований является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (далее - лимиты бюджетных обязательств).

Бюджетная смета Учреждения не предусматривает расходы Учреждения на выплату пособия.

Учреждение полагает, что поскольку Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.12.2004 № 373 «Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении учащихся и студентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Хакасия», выплата в составе стипендий пособия по беременности и родам не предусмотрена, соответственно, их финансирование не осуществляется. Суд отклоняет как необоснованный данный довод заявителя на основании того, что данное Положение не регулирует спорный вопрос.

В соответствии с Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 № 487) материальная поддержка учащихся осуществляется за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на стипендиальное обеспечение.

Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и письму Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» (далее – Методические рекомендации) выплата пособия женщинам, встащим на учёт в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, предусмотрена за счёт средств Фонда социального страхования (статья 505 05 05). Согласно подстатьи 262.1 Методических рекомендаций «Пособия за счет средств бюджетов (кроме ФСС РФ)» предусматривает выплату государственные пособия гражданам, имеющим детей, за счет средств бюджетов (кроме бюджета Фонда социального страхования) в соответствии с Федеральным законом № 81-ФЗ.

С учётом вышеизложенного, в том числе положений абзацев 2 и 4 части 1 статьи 4 Федерального закона № 81-ФЗ, арбитражный суд приходит к выводу, что выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, не может производится за счёт средств федерального бюджета в случае невыделения главным распорядителем бюджетных средств образовательному учреждению соответствующих средств в составе средств на выплату стипендии.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает удовлетворить требование ГОУ СПО «Саяногорский политехнический техникум» о признании недействительным решения Фонда социального страхования от 11 ноября 2009 года № 1900040038 в части непринятия к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования, в связи с его несоответствием положениям части 1 статьи 4 Федерального закона №85-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», обязать Фонд социального страхования принять к зачёту расходы, произведённые страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования, в сумме 4 147 рублей 71 копейки.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании его недействительным.

Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку обязывает отразить суммы не принятых к зачёту расходов (4 147 рублей 71 копейки) в бухгалтерском учёте и расчётной ведомости по средствам Фонда социального страхования (форма 4-ФСС РФ, раздел I) и представить в территориальный орган Федеральной налоговой службы уточнённый расчёт по авансовым платежам по единому социальному налогу и, как следствие, необоснованно доплатить в бюджет сумму единого социального налога

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей, уплачена заявителем в полном объёме по платёжным поручениям от 25.11.2009 № 10961, от 24.12.2009 № 12948.

По результатам рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Фонд социального страхования.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, частью 2 статьи 176, статьями 201 и 319 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Удовлетворить заявление государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Саяногорский политехнический техникум», г. Саяногорск.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, от 11 ноября 2009 года № 1900040038 в части непринятия к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования, в связи с несоответствием в данной части решения положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.05.95 №85-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

2. Обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, принять к зачёту расходы, произведённые страхователем – плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования, в сумме 4 147 рублей 71 копейки.

3. Взыскать с Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, в пользу государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Саяногорский политехнический техникум»,г. Саяногорск, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

4. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Л.А. Колосова