АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Абакан
07 мая 2009 года Дело №А74-533/2009
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2009 года
Мотивированное решение изготовлено 07 мая 2009 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нежевец И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, г. Абакан,
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, г. Абакан,
о признании незаконным отказа от 27 января 2009 года № 61-100 и обязании предоставить субсидию на покупку овец мясного направления в соответствии с пунктом 4.2.2. постановления Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2007 года № 436.
В судебном заседании 24 апреля 2009 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв судебного заседания до 16 часов 00 минут 04 мая 2009 года.
В судебном заседании 24 апреля 2009 года принимали участие представители:
заявителя: ФИО1 (паспорт <...>, выдан отделом УФМС России по РХ в г. Абакане 20.02.2008., свидетельство серии 19 № 00648992);
Министерства: ФИО2 (доверенность от 09 января 2008 года № 34-34).
В судебном заседании 04 мая 2009 года принимали участие представители:
заявителя: ФИО1 (паспорт <...>, выдан отделом УФМС России по РХ в г. Абакане 20.02.2008., свидетельство серии 19 № 00648992);
Министерства: ФИО2 (доверенность от 09 января 2008 года № 34-34); ФИО3 (доверенность от 24 апреля 2009 года № 34-457).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее – Министерство) о признании незаконным отказа от 27 января 2009 года № 61-100 и обязании предоставить субсидию на покупку овец мясного направления в соответствии с пунктом 4.2.2. постановления Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2007 года № 436.
В судебном заседании заявитель поддержал требование, полагает, что отказ Министерства в предоставлении субсидии на приобретение овец является незаконным. По пункту 1 отказа от 27 января 2009 года № 61-100 заявителем приведены следующие доводы. Договор покупки в Министерство для согласования и оформления субсидии передан в декабре 2007 года, письменного отказа с обоснованием причин не согласования договора из Министерства не поступало. Представление документов в декабре 2007 года не может служить основанием для отказа. В соответствии с пунктом 4.2.2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007. № 436 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» субсидии на покупку скота в 2008 году начисляются за период с декабря 2007 года по ноябрь 2008 года. Таким образом, пакет документов, представленный в декабре 2007 года должен был быть рассмотрен при выделении субсидий на 2008 год. То обстоятельство, что для получения субсидии на покупку овец были все необходимые документы, подтверждается также тем, что Министерством представлены субсидии на содержание овец. В части пунктов 2, 3, 4 оспариваемого отказа заявитель полагает, что не имеет правового значения для рассматриваемого спора обстоятельства доставки овец на территорию Республики Хакасия. По пункту 5 отказа в предоставлении субсидии заявитель считает, что несоответствие даты подписания договора и даты акта приема - передачи дате разрешения на ввоз обусловлено расчетом за приобретенный скот после окончания срока карантина и получением ветеринарного заключения по результатам анализов крови животных, выполненных ветеринарной службой Аскизского района.
Представители Министерства в судебном заседании не признали требование заявителя по доводам, изложенным в отзыве на заявление и представленным в судебное заседание дополнениям к отзыву. Как следует из пояснений Министерства, при рассмотрении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 от 25 декабря 2008 года о предоставление субсидий на покупку племенного и высокопродуктивного скота, Министерство руководствовалось абзацем б подпункта 1 пункта 4.2.2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007. № 436 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Пояснили, что договор и документы на предоставление субсидии не содержат подтверждения того, что приобретались племенные овцы мясного направления. Кроме этого, продавец по договору – государственное унитарное предприятие «Торгалыг» не имеет сертификата, позволяющего осуществлять отчуждение племенной продукции. Данные нарушения послужили причиной того, что договор купли-продажи овец переярок тувинской короткожирнохвостой породы от 03 декабря 2007 года № 1 не был согласован Министерством, и как следствие, причиной отказа заявителю в предоставлении субсидий. Со ссылкой на Федеральный закон от 03 августа 1995 года № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» полагают доводы заявителя о приобретении высокопродуктивного скота несостоятельными. По мнению заявителя, понятия «высокопродуктивный» и «продуктивность» употребляются только по отношению к племенным животным, следовательно, животное, не являющееся племенным, не может обладать таким качеством, как высокопродуктивность.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
29 августа 2007 года между крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого является ФИО1 (доверителем), и гражданином ФИО4 (поверенным) заключен договор поручения.
Согласно подпункту 1.1. пункта 1 договора от 29 августа 2007 года поверенный обязался привести своим транспортом овец тувинской короткожирнохвостовой породы в количестве 500 голов переярок, 12 голов баранов. Адрес местонахождения овец: Республика Тыва, <...> ГУП «Торгалык». Адрес доставки овец: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Сыры. Поверенный также обязался передать документацию, в том числе ветеринарное свидетельство, разрешение на ввоз овец (пункт 1.2 договора).
31 августа 2007 года Управлением Государственной ветеринарной инспекции республики Хакасия выдано разрешение № 19-11/43 на ввоз в Республику Хакасию мелкого рогатого скота в количестве 800 голов (при наличии ветеринарных сопроводительных документов установленной формы и условии выполнения ветеринарно-санитарных правил при транспортировке животных). Получателем в данном разрешении указан ФИО4, цель ввоза определена как разведение, отправителем значится ГУП «Торгалык» Овюрского кожууна Республики Тыва, срок действия разрешения до 31 сентября 2007 года.
11 сентября 2007 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является ФИО1, выдано свидетельство серии 19 № 000648992.
25 сентября 2007 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в Министерство с заявлением об оказании в помощи в приобретении овец грубошерстной породы с выплатой субсидий за покупку.
03 декабря 2007 года между крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого является ФИО1 (покупатель), и Государственным унитарным предприятием «Торгалыг» (продавец) заключен договор № 1 купли - продажи овец переярок тувинской короткожирнохвостовой породы.
В соответствии с пунктом 1.1 договора № 1 от 03 декабря 2007 года продавец обязался передать, а покупатель принять овец тувинской короткожирнохвостовой породы в количестве 500 голов переярок, 12 голов баранов согласно приложению № 1 к договору и уплатить за товар определенную цену. Адрес, где передаются животные: РХ, Аскизский район, в 3, 2 км по направлению на северо-запад от ФАП аал Сыры.
Согласно акту приема-передачи овец тувинской короткожирнохвостовой породы от 03 декабря 2007 года государственное унитарное предприятие «Торгалык» передало, а крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является ФИО1, приняло овец тувинской которкожирнохвостовой породы в количестве 500 голов переярок ДД.ММ.ГГГГ года рождения живой массой животного 54 кг, 12 голов баранов ДД.ММ.ГГГГ года рождения живой массой животного 62 кг.
ГУП «Торгалык» 03 декабря 2007 года выставлен главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 счет-фактура № 9 на оплату овец на сумму 1 560 000 рублей. Оплата произведена главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в полном объеме 04 декабря 2007 года, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 83.
25 декабря 2008 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия № 381 от 29.12.2006. субсидии по частичному возмещению затрат на приобретение овец мясного направления тувинской короткожирнохвостовой породы в количестве 512 голов, в том числе 500 п-ярок, 12 п-баранов стоимостью 1 560 000 рублей. К заявлению от 25 декабря 2008 года главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 приложены следующие документы: копия договора № 1 от 03.12.2007. купли-продажи овец переярок тувинской короткожирнохвостовой породы, копия акта приема-передачи овец по договору № 1 от 03.12.2007., реестр овец пеерярок, копия счета-фактуры № 9 от 03.12.2007. на сумму 1 560 000 рублей, копия квитанции к приходно-кассовому ордеру № 84 от 04.12.2007. на сумму 1 560 000 рублей, копия свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре ГУП «Торгалык».
Письмом от 27.01.2009. № 61-100 Министерство отказало главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в выплате субсидии. В качестве оснований для отказа в выплате субсидии Министерство указало на отсутствие согласования договора покупки с Министерством, представление документов в конце декабря 2007 года, оформления разрешения на ввоз овец из Республики Тыва в Республику Хакасия на имя ФИО4, наличия разрешения на ввоз овец на территорию Бейского района хутор «Амзараков» вместо указанного в пункте 1.1.1 договора Аскизского района аал Сыры, указание в ветеринарном свидетельстве на отправку 800 овец вместо указанных в договоре 512 голов, оформление разрешения на ввоз животных, ветеринарного свидетельства на 3 месяца позже, чем составление договора № 1, акта приема-передачи животных.
09 апреля 2009 года согласно реестра оценки приобретенных животных улучшенных и породных групп мясного направления открытым акционерным обществом «Хакасское по племенной работе» дано заключение о том, что проверенные и оцененные животные по всем параметрам и качествам подходят под требования, предъявляемые к племенным животным, но неполное наличие учета и документации в ГУП «Торгалык» Республики Тыва на приобретенное поголовье овец не позволяет оформить племенные свидетельства на проверенных животных.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Правительством Республики Хакасия 26 декабря 2007 года было принято постановление № 436 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», регулирующее, в том числе, предоставление субсидий на покупку племенного и высокопродуктивного скота – овец мясного направления.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия с заявлением на получение субсидии на покупку овец мясного направления 25 декабря 2008 года.
Таким образом, применению к рассматриваемым правоотношениям подлежит постановление Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2007 года № 436 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», которое действовало на момент подачи заявления на получение субсидии на покупку овец мясного направления.
Согласно пункту 4.2.1 раздела 4 «Сельское хозяйство» главы II «Национальная политика» Приложения № 2 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2007 года № 436 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» главным распорядителем средств республиканского бюджета по финансированию агропромышленного комплекса является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия. Получателями субсидий являются сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, перерабатывающие предприятия, входящие в состав агропромышленного комплекса, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, личные подсобные хозяйства.
Абзацем б подпункта 1 пункта 4.2.2 раздела 4 «Сельское хозяйство» главы II «Национальная политика» Приложения № 2 предусмотрено, что субсидии предоставляются на животноводческую продукцию, в частности на покупку племенного и высокопродуктивного скота, а именно овец мясного направления. Возмещение производится в размере 50%, но не более 50 рублей за 1 кг живого веса приобретенного племенного и высокопродуктивного скота согласно копиям счетов – фактур и договору, заключенному между продавцом и покупателем, согласованным с Минсельхозпродом Хакасии, акта приема – передачи животных, подписанного продавцом и покупателем.
Таким образом, к заявлению на получении возмещения на покупку племенного и высокопродуктивного скота, а именно овец мясного направления, крестьянским (фермерским) хозяйством должны быть приложены следующие документы:
- договор, заключенный между продавцом и покупателем, и согласованный с Минсельхозпродом Хакасии;
- копии счетов-фактур;
- акт приема – передачи животных, подписанный продавцом и покупателем.
Согласно заявлениюот 25 декабря 2008 годаглавой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 представлены:
- копия договора № 1 от 03.12.2007. купли-продажи овец переярок тувинской короткожирнохвостовой породы;
- копия акта приема-передачи овец по договору № 1 от 03.12.2007.;
- копия счета-фактуры № 9 от 03.12.2007. на сумму 1 560 000 рублей.
Вместе с тем, договор № 1 от 03 декабря 2007 года купли - продажи овец переярок тувинской короткожирнохвостовой породы, заключенный между крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого является ФИО1 (покупатель), и Государственным унитарным предприятием «Торгалыг» (продавец) заключен договор № 1, не содержит согласования с Минсельхозпродом Хакасии.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств наличия такого согласования главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 не представлено в материалы дела.
Кроме этого, субсидии на животноводческую продукцию предоставляются на покупку племенного и высокопродуктивного скота.
К заявлению на получении возмещения от 25 декабря 2008 года заявителем приложена копия свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре ГУП «Торгалык».
В материалы дела главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 представлена лицензия от 25 апреля 2006 года № 7 согласно которой Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва разрешено Государственному унитарному предприятию «Торгалык» осуществлять деятельность генофондового хозяйства по разведению и сохранению овец тувинской короткожирнохвостовой породы.
Однако доказательства того, что приобретенный скот является племенным и высокопродуктивным, главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 при подаче заявления о предоставлении субсидии не были представлены в Министерство.
Доказательств подачи заявления на получение субсидии на покупку овец мясного направления в декабре 2007 года главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 не представлено. Отсутствие письменного ответа Министерства на заявление от 25 сентября 2007 года не препятствовало заявителю в установленные сроки обжаловать бездействие Министерства в части рассмотрения данного заявления. Предоставление субсидий на поддержку овцеводства производится на маточное поголовье овец, имеющееся по состоянию на 01 января 2008 года, что свидетельствует об иных условиях получения данного возмещения по сравнению с условиями получения возмещения на приобретение овец.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учётом приведённых обстоятельств арбитражный суд отказывает главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 100 рублей.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.
При обращении в арбитражный суд глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 уплатил государственную пошлину по квитанции от 12 февраля 2009 года.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, г. Абакан, - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Ю.В. Хабибулина