ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-5387/14 от 24.12.2014 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

30 декабря 2014 года Дело №А74-5387/2014

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2014 года.

Решение в полном объёме изготовлено 30 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Н.Кожура-Кобыляцкой

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.А. Чалых рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) об изменении кадастровой стоимости земельного участка

при участии в судебном заседании ФИО1 и представителей:

ФКП Росреестра – ФИО2 по доверенности от 02.09.2013 №19/2013-11,

Управления Росреестра по РХ – ФИО3 по доверенности от 26.12.2013 №16-30-2120/13.

ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:050205:125 площадью 426 кв.м., расположенного по адресу: <...>, на значение, равное его рыночной стоимости в размере 241 542 рублей по состоянию на 01.01.2011.

Истица поддержала требование, ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость не основана на рыночной, завышенный размер кадастровой стоимости нарушает её права как плательщика арендных платежей, настаивала на удовлетворении исковых требований по отчёту, представленному с иском.

Представители ответчиков по отчёту возражений не высказали.

Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

ФИО1 на основании договора аренды от 23.01.2014 №АФ28709 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 19:01:050205:125 площадью 426 кв.м., расположенный по адресу: <...>, для реконструкции склада.

Поскольку земельный участок образован и поставлен на кадастровый учёт 21.09.2005, он попал в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2011 (последняя кадастровая оценка земель Республики Хакасия на момент разбирательства).

Кадастровая стоимость данного земельного участка определена исходя из результатов кадастровой оценки, утверждённых постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 №171, и внесена в государственный кадастр недвижимости в размере 527 818 рублей 26 копеек (позиция 23113 в разделе «Абакан» приложения №1).

В соответствии с отчётом об оценке рыночной стоимости земельного участка
 №21/15/07/14 от 25.07.2014 общества с ограниченной ответственностью «Эксперт-Оценка», полученным по заказу истца перед обращением с настоящим иском, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:01:050205:125 площадью 426 кв.м. по состоянию на 01.01.2011 составила 241 542 рубля.

Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере равной его рыночной стоимости, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Определение понятия «кадастровая стоимость» содержится в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утверждённом Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, и в частности, под кадастровой стоимостью понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316. В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.

Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены «Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.

В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчёте кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешённого использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов и информация о рынке земельных участков.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.

Как следует из материалов дела, данные о рыночной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости существенно разнятся.

По данным оценки рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости рыночная стоимость меньше его кадастровой стоимости, что позволяет сделать вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка в ходе массовой оценки земель субъекта определена без учёта его рыночной стоимости.

Доказательства обратного в дело не представлены.

Претензий к отчёту об оценке рыночной стоимости земельного участка, полученному по заказу истца, ответчики не имеют, возражения по форме и содержанию отчёта не поступили, как и ходатайств о его проверке посредством судебной экспертизы.

Проверив отчёт на предмет его соответствия требованиям Федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО №3)», утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 №254, арбитражный суд не нашёл оснований для признания его недостоверным и/или недопустимым доказательством.

Доводы ответчика Федеральной кадастровой палаты о том, что она не является ненадлежащим ответчиком по делу, признаны судом несостоятельными, исходя из следующего.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учёта).

Истцом заявлены требования к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия.

В разделе II постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» указано, какие полномочия осуществляет служба в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учёт недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 № П/154 утверждено положение об управлении Росреестра по Республике Хакасия. В пункте 1 раздела I указано, что управление Росреестра по Республике Хакасия является территориальным органом Росреестра, перечислены его функции.

В части 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации закреплено, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Таким образом, иск обоснованно предъявлен к Управлению Росреестра по Республике Хакасия.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учёта, за исключением полномочий, предусмотренных статьёй 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделённые в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учёта. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта» утверждён соответствующий план-график, федеральные государственные учреждения, в том числе ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия», наделены полномочиями по ведению государственного кадастра, государственному кадастровому учёту недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости.

Наделение властными полномочиями ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия» произошло в порядке делегирования перечисленных полномочий, на основании указания закона. Однако по общему правилу, орган, делегировавший полномочие, осуществляет контроль за результатами осуществления государственно-властного полномочия. На обязанность по осуществлению контроля прямо указано в пункте 7.1.22 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 № П/154. Таким образом, управление Росреестра по Республике Хакасия наделено правом контроля за осуществлением ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Хакасия полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации. В исполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.

При этом федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в части 2 статьи 3 определил, что государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учёта только в целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил; при этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Участие органа в судебном споре является следствием реализации им предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11.

Проанализировав вышеизложенные нормы права в их совокупности и взаимосвязи, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, в соответствии с которой, по правилу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, исходя из правил статей 1, 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации о платности за землю, ее рыночной стоимости, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» об актуальности данных кадастра, арбитражный суд полагает, что при рассмотрении требований истца следует исходить из оценки, актуальной на тот же временной период, на который была установлена действующая кадастровая стоимость участка.

При указанных обстоятельствах требование ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 241 542 рублей по состоянию на 01.01.2011 подлежит удовлетворению за счёт двух ответчиков.

Судебные расходы истца соглашением сторон отнесены на истца.

Руководствуясь статьями 110, 166-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

иск удовлетворить в полном объёме: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:01:050205:125 площадью 426 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости 241 542 рубля.

Решение после вступления в законную силу является основанием для внесения изменений в кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:050205:125.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.

Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Н.Н.Кожура-Кобыляцкая