ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-560/08 от 28.05.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 мая 2008 года Дело №А74-560/2008

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2008 года.

Решение в полном объёме изготовлено 28 мая 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Нежевец. И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия  ,  город Абакан, к

Министерству труда и социального развития Республики Хакасия,   город Абакан,

о взыскании убытков в сумме 10.004 рублей 19 копеек.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено

Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан,   город Абакан.

В судебном заседании 21 мая 2008 года принимали участие представители:

истца:   ФИО1, доверенность от 09 января 2008 года №01-14/05-61; ФИО2, доверенность от 10 января 2008 года №01-14/05-71; ФИО3, доверенность от 21 мая 2008 года №01-14/05-2164;

ответчика:   ФИО4, доверенность от 03 декабря 2007 года №40;

третьего лица:   ФИО5, доверенность от 25 апреля 2008 года №1090.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21 мая 2008 года объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 27 мая 2008 года.

В судебном заседании 27 мая 2008 года принимали участие представители:

истца:   ФИО1, доверенность от 09 января 2008 года №01-14/05-61; ФИО2, доверенность от 10 января 2008 года №01-14/05-71; ФИО3, доверенность от 21 мая 2008 года №01-14/05-2164;

ответчика:   явка уполномоченного представителя не обеспечена;

третьего лица:   ФИО5, доверенность от 25 апреля 2008 года №1090.

В порядке частей 1, 2 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объявил перерыв в судебном заседании до 09 часов 30 минут 28 мая 2008 года с целью предоставления ответчику возможности обеспечить явку уполномоченного представителя в судебное заседание.

28 мая 2008 года в судебное заседание прибыли представители:

истца:   ФИО1, доверенность от 09 января 2008 года №01-14/05-61; ФИО2, доверенность от 10 января 2008 года №01-14/05-71; ФИО3, доверенность от 21 мая 2008 года №01-14/05-2164;

ответчика:   ФИО6, доверенность от 28 мая 2008 года №15;

третьего лица:   ФИО5, доверенность от 25 апреля 2008 года №1090.

28 мая 2008 года арбитражный суд в порядке части 3 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возобновил судебное разбирательство с целью дополнительного исследования имеющих значение для дела обстоятельств назначения и выплаты пособий ФИО7

Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Отделение) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 13.004 рублей 19 копеек с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия (далее – Министерство).

02 апреля 2008 года определением арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (далее – Управление).

В судебном заседании 21 мая 2008 года истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об уменьшении размера требований, просил взыскать с Министерства убытки в размере 10.004 рублей 19 копеек.

Арбитражный суд принял заявление истца об уменьшении размера требований и рассмотрел дело о взыскании с Министерства убытков в сумме 10.004 рублей 19 копеек.

В ходе рассмотрения дела представители истца поддержали требование, в его обоснование указали на совокупность следующих обстоятельств.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» в 2007 году Фонд социального страхования Российской Федерации осуществлял финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд, гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в сумме 23.504.500 рублей.

В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №866 «О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, лицам, фактически осуществляющим уход за ребёнком и не подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», средства федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия перечислялись Фонду в установленном порядке в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

17 января 2007 года между Отделением и Министерством был заключён договор №5/061 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребёнком лицам, фактически осуществляющим уход за ребёнком и не подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

29 января 2008 года между Отделением и Министерством был подписан акт сверки расчётов по указанному договору, в котором Министерство приняло сумму 13.004 рубля 19 копеек как израсходованную нецелевым образом.

В соответствии с подпунктами «г», «д» пункта 5 договора от 17 января 2007 года №5/061 Министерство обязано вести обособленный учёт средств, выделенных на выплату пособий и осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий местными (территориальными) органами социальной защиты.

По мнению Отделения, на Министерство была возложена ответственность за правильность назначения и выплаты пособий.

Согласно пункту 2 договора от 17 января 2007 года №5/061 Отделение финансирует выплаты пособий за счёт средств федерального бюджета неработающим гражданам, а Министерство обеспечивает освоение выделенных средств в строгом соответствии с целевым назначением.

В соответствии с пунктом 36 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №865, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком назначается в случае неполучения пособия по безработице.

Статьёй 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрено, что лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В соответствии с письмом от 06 августа 2007 года, подписанным Федеральной службой по труду и занятости и Фондом социального страхования Российской Федерации, государственные службы занятости населения субъектов Российской Федерации и региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации были обязаны в срок до 13 августа 2007 года провести сверку сведений по одновременному получению гражданами пособий по безработице и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.

С целью организации работы по возмещению получателями неправомерно полученных сумм пособий, а в случае необходимости по их взысканию в судебном порядке 18 сентября 2007 года Отделение направило Министерству письмо о выявленных в ходе сверки данных об одновременном получении гражданами ФИО7, ФИО8 и ФИО9 пособия по безработице и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.

С ФИО7 по заочному решению мирового судьи судебного участка №3 города Абакана от 13 декабря 2007 года по заявлению Управления социальной поддержки населения муниципального образования города Абакан взысканы 9.230 рублей излишне выплаченного пособия по уходу за ребёнком за период с 09 апреля по 31 августа 2008 года и часть денежных средств в сумме 3.000 рублей перечислена Отделению. Это обстоятельство учтено Отделением при уменьшении размера иска.

ФИО8 и ФИО9 возвратили суммы полученного за январь 2007 года пособия по безработице, однако истец полагает, что право на получение одного из пособий указанные граждане были вправе реализовать на стадии назначения пособия. По мнению истца, возврат ФИО10 и ФИО9 пособия по безработице не свидетельствует о законности получения ими пособия по уходу за ребёнком, в связи с чем истец настаивает на взыскании с Министерства труда убытков в сумме 10.004 рублей 19 копеек, понесённых истцом в связи с неосновательной выплатой ФИО8 и ФИО9 пособий по уходу за ребёнком, расходованием средств Фонда социального страхования с нарушением действующего законодательства.

Ответчик не согласен с требованиями истца. Его представители в ходе рассмотрения дела пояснили, что ФИО8, определившись с видом пособия в Управлении социальной поддержки населения, вернула пособие, полученное в период с 01 января 2007 года по 31 января 2007 года в связи с безработицей, в Государственное учреждение Республики Хакасия «Центр занятости населения». Это подтверждается квитанцией к приходному ордеру от 26 ноября 2007 года №98 и справкой об отсутствии выплаты пособия. Аналогичным образом поступила и ФИО9, что подтверждается квитанцией к приходному ордеру от 08 ноября 2007 года №90 и справкой об отсутствии выплат. По мере взыскания денежных средств с ФИО7 они будут перечислены Отделению.

Учитывая изложенное, представители Министерства просили в удовлетворении исковых требований Отделения отказать.

Управление полагает иск необоснованным. Его представитель в ходе рассмотрения дела пояснил, что гражданам ФИО8 и ФИО9 было назначено пособие по уходу за ребёнком с 01 января 2007 года на основании представленного ими полного пакета документов. В августе 2007 года, после сверки базы данных получателей пособий по уходу за ребёнком и граждан, зарегистрированных в Центре занятости населения в качестве безработных, было выявлено, что за январь 2007 года эти лица получили наряду с пособием по безработице пособие по уходу за ребёнком (ФИО9 в период с 01 января 2007 года по 29 января 2007 года пособие по безработице в сумме 875 рублей 61 копейки и в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года в размере 1.950 рублей по уходу за ребёнком; ФИО8 в период с 01 января 2007 года по 29 января 2007 года пособие по безработице в сумме 936 рублей и пособие по уходу за ребёнком в период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года).

ФИО8 и ФИО9 внесли неосновательно полученные суммы пособия по безработице в Центр занятости населения в добровольном порядке, в связи с чем представитель третьего лица полагает, что денежные средства федерального бюджета использованы в соответствии с их назначением, убытки заявлены истцом неосновательно.

На дату назначения пособия по уходу за ребёнком ФИО7 не состоял на учёте в Государственном учреждении Республики Хакасия «Центр занятости населения» по поводу безработицы, поэтому назначение ему пособия по уходу за ребёнком правомерно. С 09 апреля 2007 года ФИО7 Центром занятости было назначено и выплачивалось наряду с пособием по уходу за ребёнком пособие по безработице. Неосновательность начисления и выплаты пособия по уходу за ребёнком с 09 апреля по 31 августа 2007 года подтверждена решением мирового судьи судебного участка №3 города Абакана от 13 декабря 2007 года о взыскании с ФИО7 суммы пособия по уходу за ребёнком в сумме 9.230 рублей. Вследствие этого Управление полагает исковые требования Отделения необоснованными и просит отказать в их удовлетворении.

Арбитражный суд установил, что 09 августа 2004 года Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Республике Хакасия внесла в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о Государственном учреждении – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия и выдала свидетельство серии 19 №0051070.

17 января 2007 года между Отделением и Министерством как органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации заключён договор №5 061 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребёнком лицам, фактически осуществляющим уход за ребёнком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

03 февраля 2007 года Управление приняло решение о назначении ФИО8 ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в сумме 1.950 рублей за период с 01 января 2007 года по 18 мая 2007 года. Согласно справке Государственного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения» (далее – Центр занятости населения) от 16 августа 2007 года №594 ФИО8 состояла на учёте в качестве безработной с 05 декабря 2006 года по 31 января 2007 года.

22 февраля 2007 года в Управление обратился ФИО7 с заявлением о назначении и выплате ему ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Согласно протоколу от 24 мая 2007 года №191/05 пособие ФИО7 назначено с 16 января 2007 года.

09 апреля 2007 года ФИО7 зарегистрирован Центром занятости населения в качестве безработного, что следует из справки Центра от 22 августа 2007 года без номера.

28 апреля 2007 года решение о назначении и выплате пособия по уходу за ребёнком принято в отношении ФИО9, ей назначено ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в сумме 1.950 рублей за период с 01 января 2007 года по 20 ноября 2007 года.

Из справки Центра занятости населения от 16 августа 2007 года №06 следует, что в период с 02 октября 2006 года по 29 января 2007 года ФИО9 состояла на учёте как безработная и являлась получателем пособия по безработице.

18 сентября 2007 года Отделение направило в адрес Министерства письмо №01-11/04-4174 о необходимости организовать работу по сверке данных о безработных гражданах, получивших пособие по безработице в первом квартале 2007 года, с отчётными данными Министерства труда по получателям ежемесячных пособий по уходу за ребёнком до полутора лет, не подлежащим обязательному социальному страхованию, с целью выявления граждан, получивших указанные пособия одновременно.

На основании решения заместителя руководителя Отделения от 17 октября 2007 года в период с 22 октября 2007 года по 26 октября 2007 года должностными лицами Отделения проведена проверка Министерства по вопросу целевого расходования средств, направленных Отделением на выплату пособия по уходу за ребёнком лицам, фактически осуществляющим уход за ребёнком и не подлежащим обязательному социальному страхованию.

О проведённой проверке составлена справка от 26 октября 2007 года, в которой указано, что при проверке правильности начисления и выплаты получателям пособий по уходу за ребёнком выявлены обстоятельства выплаты ФИО7 пособия в сумме 14.656 рублей 45 копеек за период с 16 января по 31 августа 2007 года, ФИО8 пособия в размере 8.932 рублей 26 копеек за период с 01 января по 18 мая 2007 года и ФИО9 пособия в сумме 17.550 рублей за период с 01 января по 30 сентября 2007 года.

Между тем, ФИО7 следовало выплатить пособие в сумме 5.426 рублей 45 копеек за период с 16 января по 08 апреля 2007 года, поскольку согласно справке Центра занятости населения от 22 августа 2007 года ФИО7 09 апреля 2007 года зарегистрирован в качестве безработного и ему назначено пособие по безработице на период с 09 апреля по 08 октября 2007 года. Вследствие этого ФИО7 излишне выплачено пособие по уходу за ребёнком в сумме 9.230 рублей.

ФИО8 следовало выплатить пособие по уходу за ребёнком в размере 6.982 рублей 26 копеек за период с 01 февраля 2007 года по 18 мая 2007 года, поскольку согласно справке Центра занятости населения ей выплачено пособие по безработице с 01 января 2007 года по 31 января 2007 года. Вследствие этого ФИО8 излишне выплачено пособие в сумме 1.950 рублей.

ФИО9 следовало выплатить пособие в размере 15.725 рублей 81 копейки за период с 30 января 2007 года по 30 сентября 2007 года, так как согласно справке Центра занятости населения ей выплачено пособие по безработице за период с 01 января по 29 января 2007 года. Вследствие этого ФИО9 неосновательно выплачено пособие по уходу за ребёнком в сумме 1.824 рубля 19 копеек.

08 ноября 2007 года ФИО9 по квитанции к приходному кассовому ордеру №90 возвратила в кассу Центра занятости населения города Абакана 875 рублей 61 копейку как пособие по безработице за январь 2007 года.

22 ноября 2007 года Министерство письмом №3523/04 сообщило Отделению о возврате Центру занятости населения города Абакана излишне выплаченного пособия по безработице в сумме 875 рублей 61 копейки за период с 01 января 2007 года по 29 января 2007 года. В этом же письме Министерство указало, что ФИО8 обязалась возвратить излишне выплаченную сумму пособия по безработице.

26 ноября 2007 года ФИО8 по квитанции к приходному кассовому ордеру №98 возвратила в кассу Центра занятости населения города Абакана 936 рублей 00 копеек, обозначив его как пособие по безработице за январь 2007 года.

Согласно справкам Центра занятости населения города Абакана от 08 ноября 2007 года №606 и 14 января 2008 года без номера пособие по безработице ФИО9 и ФИО10 не начислялось.

Заочным решением от 13 декабря 2007 года мировой судья судебного участка №3 города Абакана по заявлению Управления взыскал с ФИО7 9.230 рублей излишне выплаченного пособия по уходу за ребёнком.

27 декабря 2007 года Отделение направило Министерству письмо №01-12/04-5425, в котором указало, что возвращённые ФИО9 и ФИО8 Центру занятости населения суммы пособий нельзя считать исполненными в связи с тем, что на основании пункта 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребёнком назначается в случае неполучения ими пособия по безработице, а на основании пункта 50 Положения получателем должна быть представлена справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице. На момент проверки был выявлен факт двойной выплаты пособия, оснований для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребёнком у органов социальной защиты населения не было.

В этом же письме Отделение предложило Министерству принять меры к возмещению неосновательно полученных ФИО9 и ФИО8 пособий по уходу за ребёнком соответственно в сумме 1.824 рубля 19 копеек и 1.950 рублей согласно действующему законодательству через Управление, а не через Центр занятости населения города Абакана.

25 января 2008 года Министерство письмом №154/104-05 повторно уведомило Отделение о том, что ФИО8 и ФИО9 возвратили суммы пособий по безработице в кассу Центра занятости населения.

В письме от 31 января 2008 года №01-12/04-406 Отделение предупредило Министерство, что в случае, если в Фонд социального страхования не поступят неосновательно выплаченные ФИО9 и ФИО8 пособия по уходу за ребёнком в сумме 1.824 рублей 19 копеек и 1.950 рублей, Отделение будет вынуждено проводить работу по возмещению неправомерно полученных сумм пособий по уходу за ребёнком в судебном порядке.

По состоянию на 01 апреля 2008 года Отделение отразило сумму 13.004 рубля 19 копеек в бухгалтерских регистрах проводкой по дебету счета 206-16-650 «Расчёты с контрагентами» и кредиту счёта 401-01-180 как увеличение обязательств Министерства в связи с выявленным в акте проверки от 17 октября 2007 года нецелевым использованием средств федерального бюджета.

07 апреля 2008 года с кредита счета 206-16-650 в дебет счета 304-05-262 списана в уменьшение размера обязательств Министерства сумма 3.000 рублей, взысканная с ФИО7 и поступившая Отделению в порядке возврата пособия по уходу за ребёнком по платёжному поручению от 07 апреля 2008 года №81.

11 марта 2008 года в Арбитражный суд Республики Хакасия поступило заявление Отделения о взыскании с Министерства денежных средств в сумме 13.004 рублей 19 копеек, использованных с нарушением действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела истец уменьшил размер исковых требований до суммы 10.004 рублей 19 копеек и в дополнении от 29 апреля 2008 года №01-14/05-915 к исковому заявлению указал, что расценивает указанную сумму как убытки и просит взыскать их в порядке статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд рассмотрел требования Фонда социального страхования в соответствии с правилами раздела II Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришёл к следующим выводам.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Отделение вправе обращаться в суд с исками о возмещении вреда, причинённого Фонду социального страхования.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации причинение вреда является основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Прямое указание в подпункте 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» на право страховщика обратиться в суд с иском о возмещении причинённого вреда является основанием для применения гражданского законодательства при рассмотрении заявления Отделения.

Одним из способов возмещения вреда законодатель в статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации обозначил возмещение причинённых убытков, под которыми в пункте 2 статьи 15 ГК РФ понимает расходы, которые лицо, право которого нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Отделение полагает, что выплата пособий по уходу за ребёнком с нарушением действующего законодательства повлекло причинение государственному внебюджетному фонду вреда в указанном выше размере и расценивает причинённый вред как реальный ущерб.

Для наступления ответственности вследствие причинения вреда как и для гражданско-правовой ответственности необходимо наличие совокупности условий: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между двумя первыми элементами, определение размера ущерба и наличие вины причинителя вреда.

В силу статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон «О государственных пособиях») одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребёнком.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона «О государственных пособиях» в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребёнком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).

Частью 7 статьи 13 Федерального закона «О государственных пособиях» лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, так и на пособие по безработице, предоставлено право выбора пособия по одному из указанных оснований.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 3 Федерального закона «О государственных пособиях» порядок и условия назначения и выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определённой настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребёнка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

30 декабря 2006 года Постановлением №865 Правительство Российской Федерации утвердило Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Положение), в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 которого гражданам, имеющим детей, назначается и выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребёнком.

В подпункте «е» пункта 35 Положения обозначен перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, в том числе матери либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребёнком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком), аналогичный перечню в части 1 статьи 13 Федерального закона «О государственных пособиях»

В пункте 36 Положения конкретизировано правило части 7 статьи 13 Федерального закона «О государственных пособиях» о вариативности права на получение одного из пособий. В соответствии с названным пунктом лица, имеющие право на получение пособия по уходу за ребёнком вправе его получать при условии неполучения ими пособия по безработице.

Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» установлено, что в 2007 году Фонд осуществляет финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд, гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в сумме 12.928.200,0 тыс. рублей.

В силу приведённой правовой нормы и подпункта «в» пункта 53 Положения источником выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком лицам, фактически осуществляющим уход за ребёнком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, являются средства федерального бюджета, выделяемые Фонду социального страхования Российской Федерации и передаваемые Фондом в установленном порядке органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

В подтверждение права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком указанные в пункте 35 Положения лица обязаны представить пакет документов, в том числе выписку из трудовой книжки (военного билета) о последнем месте работы (службы), заверенную в установленном порядке, копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком, справку о размере ранее выплаченного пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.

Лица, указанные в подпунктах «г» и «д» пункта 35 Положения, обязаны представлять справку из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице.

Аналогичная обязанность по отношению к указанным в подпункте «е» пункта 35 Положения гражданам не установлена.

В связи с этим суд признал довод истца о наличии у Министерства и Управления обязанности истребовать при назначении и выплате лицам, фактически осуществляющим уход за ребёнком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, пособия по уходу за ребёнком справку органа службы занятости населения о невыплате пособия по безработице не соответствующим пункту 35 Положения.

Ссылка истца на то, что такая обязанность возникла у Министерства в силу совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 13 апреля 2007 года №270/106 об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, не принята арбитражным судом.

Суд полагает, что в части указания на обязанность лиц, фактически осуществляющих уход за ребёнком и не подлежащих обязательному социальному страхованию, представить справку из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице (абзац 4 пункта 2 приказа) Министерство здравоохранения и Фонд социального страхования Российской Федерации вышли за пределы пункта 35 Положения и тем самым установили обязанность, не предусмотренную правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим процедуру назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Согласно части первой статьи 19 Федерального закона «О государственных пособиях» органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщённых заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 58 Положения предусмотрен аналогичный порядок возмещения сумм государственного пособия, излишне выплаченного получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров.

Анализ статьи 19 Федерального закона «О государственных пособиях», пунктов 35, 58 Положения в их системной связи позволяет сделать вывод, что лица, фактически осуществляющие уход за ребёнком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, не обязаны представлять в орган социального обеспечения справку органа занятости населения, поскольку на них возложена ответственность за неправомерное получение государственного пособия и предусмотрен соответствующий порядок возмещения неосновательно выплаченных денежных средств.

При изложенных обстоятельствах у Министерства и Управления отсутствовала обязанность истребовать у ФИО7, ФИО8 и ФИО9 справки органа занятости населения о невыплате пособия по безработице.

На дату обращения в Управление за назначением пособия по уходу за ребёнком (22 февраля 2007 года) ФИО7 не состоял на учёте в Центре занятости населения в качестве безработного, в связи с чем у Управления и Министерства отсутствовали законные основания для отказа в назначении и выплате пособия как на дату обращения, так и в последующие месяцы 2007 года. 09 апреля 2007 года после регистрации в качестве безработного ФИО7 не поставил Управление и Министерство в известность об обстоятельствах, влияющих на назначение и выплату пособия по уходу за ребёнком, а продолжил получение пособия до 31 августа 2007 года.

ФИО9 по состоянию на 05 февраля 2007 года – дату обращения в Управление с заявлением о назначении ей пособия по уходу за ребёнком состояла на учёте в Центре занятости в качестве безработной, что следует из справки Центра занятости населения от 16 августа 2007 года, протокола Управления от 15 февраля 2007 года №47.

По состоянию на 03 февраля 2007 года – дату назначения пособия по уходу за ребёнком ФИО8 также состояла на учёте в качестве безработной и получала пособие по безработице, что подтверждается справкой Центра занятости населения от 16 августа 2007 года №594 и протоколом Управления от 03 февраля 2007 года №105.

Вследствие этого у суда имеются основания полагать, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребёнком ФИО9 и ФИО8 произведено в нарушение правил части 7 статьи 13 Федерального закона «О государственных пособиях» и пункта 36 Положения о праве гражданина на получение государственного пособия по одному из оснований.

Однако на дату обращения Отделения с иском обстоятельства получения ФИО8 и ФИО9 двух пособий устранены, порядок выплаты пособий по безработице и уходу за ребёнком восстановлен, денежные средства, выделенные Отделению из федерального бюджета и перечисленные Министерству в рамках договора от 17 января 2007 года №5 061, направлены на выплату пособия по уходу за ребёнком, как это предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

Законные основания для обязания ФИО8 и ФИО9 возвратить полученные пособия по уходу за ребёнком у Министерства и Управления отсутствуют.

Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Министерством Правил финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребёнком лицам, фактически осуществляющим уход за ребёнком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №866, арбитражным судом не установлены.

С учётом совокупности приведённых обстоятельств у суда отсутствуют основания для вывода об использовании средств федерального бюджета по нецелевому назначению, о противоправном поведении Министерства, повлекшем причинение убытков Отделению, и понесённых Фондом социального страхования убытках соответственно в сумме 1.950 рублей и 1.824 рублей 19 копеек.

В связи с изложенным арбитражный суд полагает оставить иск Отделения в данной части без удовлетворения.

Как установлено арбитражным судом, решением мирового судьи судебного участка №3 города Абакана от 13 декабря 2007 года ФИО7 обязан возвратить пособие по уходу за ребёнком в сумме 9.230 рублей и частично возвратил его в сумме 3.000 рублей.

Истец ссылается на признание Министерством требований истца в части суммы, взысканной с ФИО7, как одно из оснований для удовлетворения иска в данной части.

Однако по смыслу пояснений представителей Министерства признание требований поставлено ответчиком под условие, в силу которого сумма может быть перечислена истцу после взыскания с ФИО7

Нарушения установленного порядка выплаты пособия ФИО7 ответчик не усматривает в своих действиях.

Арбитражный суд пришёл к аналогичному выводу по результатам исследования обстоятельств назначения и выплаты ФИО7 пособия по уходу за ребёнком и, учитывая решение мирового судьи судебного участка №3 города Абакана от 13 декабря 2007 года, признал, что назначение и выплата ФИО7 государственного пособия по уходу за ребёнком произведено по вине получателя пособия. При этом арбитражный суд, руководствуясь правилами статей 67, 68, 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не расценивает судебный акт от 13 декабря 2007 года как преюдициальный, а оценивает его в совокупности с представленными по делу иными доказательствами.

Вина Министерства в использовании средств федерального бюджета, выделенных на реализацию гарантий лицам, фактически осуществляющим уход за ребёнком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в нарушение требований части 7 статьи 13 Федерального закона «О государственных пособиях», пункта 36 Положения не установлена.

Предусмотренная частью 2 статьи 19 Федерального закона «О государственных пособиях», пунктом 58 Положения процедура возмещения средств федерального бюджета в случае излишней выплаты реализована Управлением путём подачи заявления о взыскании суммы пособия в судебном порядке и получения судебного акта о взыскании излишне выплаченного пособия.

На дату рассмотрения дела №А74-560/2008 остаток средств федерального бюджета, не возвращённых ФИО7 по решению мирового судьи, составил 6.230 рублей.

Законные основания для взыскания указанной суммы с Министерства у арбитражного суда отсутствуют, поскольку в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения доводы истца о вине Министерства в нецелевом использовании средств федерального бюджета и причинении Отделению убытков.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает отказать в удовлетворении иска в части взыскания убытков в сумме 6.230 рублей, выплаченных ФИО7

Государственная пошлина по делу составляет 520 рублей 17 копеек и по результатам рассмотрения дела в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.

Учитывая, что Отделение в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, арбитражный суд не производит её взыскание с истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Отказать в удовлетворении заявления Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, город Абакан, о взыскании с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан, убытков в сумме 10.004 рублей 19 копеек.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Сидельникова Т.Н.