АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
21 февраля 2012 года Дело № А74-5659/2011
Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2012 года.
Решение в полном объёме изготовлено 21 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Ю. Парфентьевой при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.А. Лобановой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Абаканского транспортного прокурора
о привлечении открытого акционерного общества «Аэропорт Абакан» (ИНН 1900000196, ОГРН 1021900527770)
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принимали участие:
помощник транспортного прокурора Сабурова В.П., служебное удостоверение ТО №085110, поручение от 06.02.2012;
от ОАО «Аэропорт Абакан» - Корнилейко Я.Я. на основании доверенности от 01.09.2011.
Абаканский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Аэропорт-Абакан» (далее – ОАО «Аэропорт Абакан» или общество) в лице к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Прокурор в судебном заседании поддержал требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела. Пояснил, что данное правонарушение является длящимся. Полагает, что если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, то возможно снова привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. По мнению прокурора, моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения. Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 июля 2010 года по делу №А74-1931/2010 вступило в законную силу 13 сентября 2010 года, в связи с чем с указанной даты возникла возможность привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие лицензии на тушение пожаров.
Представитель ОАО «Аэропорт Абакан» в судебном заседании не опровергая факт отсутствия лицензии и осуществления лицензируемого вида деятельности, требований не признал. Пояснил, что общество уже ранее (решение арбитражного суда Республики Хакасия от 12.07.2010 по делу №А74-1931/10) привлекалось за данное правонарушение, следовательно, в данном случае имеет место повторное привлечение к административной ответственности. Кроме того, общество расценивает вменяемое правонарушение в качестве малозначительного и просит на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество «Аэропорт Абакан» зарегистрировано регистрационной палатой администрации города Абакана 28 декабря 1996 (регистрационный № 2996), о чем 23 октября 2002 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 19 №000732569).
Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании открытым акционерным обществом «Аэропорт Абакан» в ходе, которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7.2. Устава ОАО «Аэропорт Абакан» одним из основных видов деятельности общества является обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты в аэропорту «Абакан».
ОАО «Аэропорт Абакан» создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (далее – СПАСОП).
СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях № 004953 от 25.02.2009, согласно которому одним из основных видов проводимых работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации, сертификат соответствия на поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полётов от 30.07.2009 № 000503.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, прокурором сделан вывод о том, что осуществляемая ОАО «Аэропорт Абакан» по противопожарному обеспечению полётов включает тушение пожаров, в связи с чем подлежит лицензированию. Вместе с тем, общество, осуществляя аэропортовую деятельность, в том числе поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полётов, лицензии на деятельность по тушению пожаров не имеет.
29 ноября 2011 года директору общества вручено требование о явке по вызову прокурора к 11 часам 1 декабря 2011 года для дачи объяснений и принятия участия при возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении.
1 декабря 2011 года исполняющим обязанности Абаканского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении постановления присутствовал генеральный директор общества Тучкин С.М., которому были разъяснены права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации, вручена копия постановления. 1 декабря 2011 года генеральный директор общества Тучкин С.М. дал прокурору пояснение о том, что правонарушение предусмотренное частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаёт, обществом осуществляется лицензируемый вид деятельности, вместе с тем лицензия обществом не получена в силу виновного бездействия должностных лиц предприятия в лице руководства СПАСОП.
Постановление от 1 декабря 2011 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с материалами проверки направлено в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Оценив материалы административного производства, доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в подтверждение доводов доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьёй 25.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпрокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
В силу 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 названной статьи о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьёй 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьёй 28.5 настоящего Кодекса.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу, что прокурор при возбуждении дела об административном правонарушении действовал в рамках предоставленных ему полномочий. Требования части 2 статьи 28.4, статьей 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурором соблюдены.
Оценив приведённые лицом, участвующим в деле, доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.
В соответствии со статьёй 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.
В соответствии с пунктом 1.5. Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 № 98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 № 361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: противопожарное обеспечение полётов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, в ОАО «Аэропорт Абакан» создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (далее – СПАСОП).
Согласно Положению о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП) ОАО «Аэропорт Абакан», утвержденному и.о. генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Истоминым М.А. 13.04.2009 (пункты 2.3., 2.4., 2.5) к основным задачам указанной службы отнесено противопожарное обеспечение полётов и объектов аэропорта «Абакан» и других организаций, находящихся на его территории, проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта «Абакан», организация пожарно-профилактической работы на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности в аэропорту «Абакан», проведение наземных поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта «Абакан».
В разделе 3 названного Положения обозначены функции СПАСОП, в числе которых: осуществление наземных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ при авиационных происшествиях и стихийных бедствиях в зоне ответственности во взаимодействии с подразделениями МЧС, МВД, МО, органами здравоохранения, предприятиями и организациями других министерств и ведомств; осуществление контроля за укомплектованностью и профессиональной подготовкой пожарно-спасательных расчетов.
Согласно штатному расписанию ОАО «Аэропорт Абакан» в штат СПАСОП включены начальник службы, его заместитель, инженер пожарной охраны, начальник пожарно-спасательной команды, начальник расчёта пожарной машины, пожарный, водители пожарного автомобиля.
Согласно протоколам территориальной ведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей гражданской авиации Красноярского управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № П-02/2008 от 14.01.2008 и № П-01/2009 от 19.03.2009 личный состав ВПО СПАСОП аттестован с присвоением квалификации «спасатель».
СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» имеет свидетельство № 004953 от 25.02.2009 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, действительное до 25.02.2012, к которым отнесены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.
ОАО «Аэропорт Абакан» имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта 30.07.2009, в соответствии с которым ОАО «Аэропорт Абакан» признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что противопожарное обеспечение полётов заключается, в том числе, в осуществлении ОАО «Аэропорт Абакан» деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров.
Арбитражный суд пришёл к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела документы подтверждают наличие в действиях ОАО «Аэропорт Абакан» события административного правонарушения.
При оценке обстоятельств дела арбитражный суд исходил из презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, основные принципы которой установлены в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем арбитражный суд полагает, что материалами дела доказана вина ОАО «Аэропорт Абакан» в совершении правонарушения.
Обществу было известно о необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров. Однако, оно не приняло всех зависящих от него мер по получению указанной лицензии, продолжая осуществлять данный вид деятельность.
Обстоятельств, препятствующих соблюдению ОАО «Аэропорт Абакан» требований законодательства о лицензировании, обществом не приведено и в ходе судебного разбирательства арбитражным судом не установлено.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения в форме неосторожности.
В ходе судебного разбирательства представитель общества указал, что ОАО «Аэропорт Абакан» предприняло все меры для получения лицензии на деятельность по тушению пожаров. Общество обращалось в Сибирский региональный центр МЧС России с заявлением о получении лицензии. Заявление рассмотрено, в адрес общества направлено уведомление о предоставлении дополнительных документов. Общество готовит данный пакет документов, который будет в самое ближайшее время направлен в Сибирский региональный центр МЧС России. В связи с изложенным полагает, что указывает на возможность признания совершённого правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Довод о малозначительности совершённого правонарушения арбитражный суд полагает ошибочным.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учётом выявленных обстоятельств.
В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.
Арбитражный суд полагает, что деятельность по тушению пожаров представляет существенную социальную значимость. Тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, следовательно, совершённое обществом деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
С учётом вышеизложенного и исходя из целей лицензирования, арбитражный суд полагает, что при осуществлении такой деятельности лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.
С учётом изложенных обстоятельств арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания малозначительным вменяемого обществу административного правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трёх месяцев со дня совершения или со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся правонарушении).
Поскольку аэропортовая деятельность представляет собой длительный непрерывный процесс, правонарушение в виде осуществления деятельности по тушению пожаров без лицензии носит длящийся характер, факт указанного правонарушения был установлен прокурором 1 декабря 2011 года, следовательно, на момент принятия арбитражным судом настоящего решения срок давности привлечения общества к ответственности не истёк.
Оценивая довод общества о необходимости применения, в данном случае, положений части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержащих запрет повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение арбитражный суд учитывает правовую позицию Третьего арбитражного апелляционного суда, изложенную в постановлении от 11 февраля 2011 года по делу №А33-15550/2010.
Согласно правовой позиции, приведённой в названном постановлении, выявленное прокурором правонарушение 1.12.2011 следует квалифицировать как самостоятельный состав административного правонарушения, на который не распространяются правила о запрете повторного привлечения.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о назначении конкретного наказания, арбитражный суд учитывает мнение прокурора полагающего необходимым применить наказание в виде минимального размера штрафа в сумме сорока тысяч рублей без конфискации.
В соответствии с правилами статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности не оплачиваются государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Удовлетворить заявление Абаканского транспортного прокурора.
Привлечь открытое акционерное общество «Аэропорт Абакан» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить открытому акционерному обществу «Аэропорт Абакан», расположенного по адресу: г.Абакан, ул.Дружбы Народов, 59, действующего на основании свидетельства серия 19 №000732569, выданного 23 октября 2002 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия, административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Уплата штрафа производится по следующим реквизитам: получатель: УФК по Новосибирской области (Западно-Сибирская транспортная прокуратура), расчетный счет: 401 0181 09 000 000 10001, ИНН/КПП: 55405347680/540701001, банк получателя: ГРКЦ ГУ банка по Новосибирской области г.Новосибирска, БИК 045 004 001, ОКАТО 504 01 000 000, код бюджетной классификации – 415 116 900 100 100 00 140
В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А74-5659/2011.
Заверенную копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) путём подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья О.Ю. Парфентьева