АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Дело №А74- 571/2013
26 июня 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2013 г.
Решение в полном объёме изготовлено 26 июня 2013 г.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.П. Кирилловой, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.В.Таракановой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению закрытого акционерного общества «Байкалэнерго» в лице общества с ограниченной ответственностью «Саяногорский расчетно-кассовый центр»
к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищный трест г. Саяногорска»
о взыскании 39 319 812 руб. 62 коп.,
при участии в судебном заседании представителя истца – ФИО1 на основании доверенности № 92 от 13.05.2013.
Общество с ограниченной ответственностью «Саяногорский расчетно-кассовый центр» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищный трест г. Саяногорска» о взыскании 50 000 руб. основного долга по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 30.08.2012 № 214 за период ноябрь – декабрь 2012 года.
Определением от 14.02.2013 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 01.03.2013 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, приняв заявление истца об изменении предмета иска и увеличении размера исковых требований до 83 869 479 руб. 53 коп., составляющих основной долг за тепловую энергию, поставленную ответчику в декабре 2012 и январе 2013 по счётам-фактурам №9072 от 31.12.2012 г. на сумму 47 431 299 рублей 15 копеек и №780 от 31.01.2013 г. на сумму 36 438 180 рублей 38 копеек.
Определением от 18.04.2013 года на основании заявления истца изменено наименование истца на ЗАО «Байкалэнерго» в лице ООО «Саяногорский расчетно-кассовый центр».
Определениями суда от 15 мая, 30 мая 2013 , от 10 июня 2013 приняты заявления истца об уменьшении размера требований до 57 362 180 руб. 38 коп., затем до 44 960 150 руб. 04 коп., до 43 260 149 руб. 74 коп.
В судебном заседании 19.06.2013 истец, поддержав требование о взыскании долга за тепловую энергию, заявил об его уменьшении и просил взыскать с ответчика долг за декабрь 2012 года и январь 2013 года в размере 39 319 812 руб. 62 коп.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял заявление истца об уменьшении размера требований, признав его не противоречащим закону и не нарушающим права других лиц.
Ответчик направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и дополнительные возражения против иска.
На основании части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Истец обосновал требования истца тем, что ответчик – исполнитель коммунальных услуг не исполнил обязательств по оплате тепловой энергии, поданной на объекты жилого фонда города Саяногорска.
Ответчик в отзыве и дополнительных возражениях иск не признал, просил отказать в его удовлетворении полностью.
Не оспаривая объем и стоимость потребленной жилыми домами тепловой энергии, указанные в отчетах о потреблении тепловой энергии и счетах-фактурах истца, ответчик считает необходимым снизить плату за некачественную услугу отопления на основании пунктов 1.1., 3.2., 4.1.2., 4.1.2.2., 8.6. договора и представленных в дело документов, подтверждающих подачу истцом теплоносителя более низкой температуры по сравнению с температурным графиком.
Ответчик заявил, что счет-фактура за декабрь 2012 оплачена в сумме 35 502 279 руб. 68 коп. В остальной части счет-фактура не признается ответчиком и не подлежит оплате, в том числе 32 877 757,16 руб. в связи с предъявлением истцом ответчику сумм к оплате без учета требований пунктов 6.4. и 6.5. договора энергоснабжения № 214 (счет на оплату за декабрь 2012г. должен составлять 22 963 841, 99руб.). Кроме того, не подлежат оплате 2 162 787, 88 руб. в связи с поставкой, коммунального ресурса не надлежащего качества по пунктам 1.1., 3.2., 4.1.2., 4.1.2.2., 8.6. договора энергоснабжения №214 в соответствии с выполненным ответчиком расчета снижения платы. Таким образом, счет за декабрь 2012г. оплачен ответчиком полностью, а истец обязан произвести перерасчет размера платы на сумму 2 162 787, 88 руб.
Относительно счета-фактуры за январь 2013 года ответчик заявил, что она оплачена в сумме 17 217 350,11 руб. Кроме того, истцом был выставлен корректировочный счет № 3168 от 31.03.2013г. с уменьшением стоимости январского счета на сумму 240 337, 12 руб. Ответчик по данной счет-фактуре не признает требования на сумму - 14 160 367,91 руб. в связи с предъявлением истцом ответчику сумм к оплате без учета
требований пунктов 6.4. и 6.5. договора энергоснабжения № 214. В связи с этим счет на
оплату за январь 2013г. должен составлять 22 277 812,47 руб. Кроме того, не подлежат оплате 2 062 285,58 руб. в связи с поставкой коммунального ресурса не надлежащего качества по пунктам 1.1., 3.2., 4.1.2., 4.1.2.2., 8.6. договора энергоснабжения № 214. Таким образом, счет за январь не оплачен ответчиком в размере 2 757 839, 66 руб.
Ответчик считает, что надлежащим образом исполнил обязательства по договору: произвел оплату в соответствии с условиями договора по пункту 6.3., пропорционально собранных с собственников средств. В соответствии с условиями пункта 6.11. договора при наличии задолженности, обязательство исполнителя исполняются путем уступки прав требования. В адрес истца направлены договоры цессии на общую сумму 36810 849,89 руб., от подписания которых он уклонился.
Истец подтвердил указанные ответчиком размеры оплаты по спорным счетам, пояснив, что взыскивает долг 39 319 812 руб. 62 коп. за вычетом произведенной ответчиком оплаты и суммы корректировочного счета № 3168 от 31.03.2013 на сумму 240 337,12 руб.
Истец не согласился с возражениями ответчика, указывая на то, что предъявил к оплате ответчику объемы тепловой энергии и горячей воды на основании показаний приборов учета, которые ответчик не оспаривает. Корректировка, предусмотренная пунктом 6.4 и 6.5 договора не производилась, так как объем услуг изначально предъявлялся на основании показаний приборов учета, а в случае выхода приборов из строя – на основании действующих нормативов потребления.
Истец считает расчеты ответчика в связи с поставкой коммунального ресурса не надлежащего качества не соответствующими Правилам № 307. Ответчиком не представлено актов о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества с указанием нарушений параметров качества, времени и даты начала непредоставления коммунальной услуги или в связи с поставкой коммунального ресурса ненадлежащего качества. Отсутствуют такие акты с участием энергоснабжающей организации, невозможно установить период поставки коммунального ресурса (отопления) ненадлежащего качества. Истец не направлял своих представителей для проведения осмотров жилых домов по заявкам, поступавшим от ответчика. Жалобы касались низкой температуры в квартирах, внутренние инженерные системы многоквартирных жилых домов (МКД) обслуживаются ответчиком – управляющей организацией. Ни один из тепловых узлов в МКД, обслуживаемых ответчиком, не был в полной мере готов к отопительному сезону, что подтверждают представленные истцом акты технической готовности теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителя, в которых отмечены недостатки, невыполнение мероприятий по промывке и подготовке тепловых узлов.
Истец полагает, что причиной низкой температуры в квартирах являлись неполадки во внутренних инженерных сетях домов. Кроме того, предоставленные ответчиком архивные данные работы приборов учета (суточные ведомости) подтверждают перегрев обратной сетевой воды значительно выше допустимых 5%, что свидетельствует о неготовности тепловых установок для приема и передачи тепловой энергии и использовании ответчиком количественного регулирования внутренней системы отопления путем увеличения расхода и кратности циркуляции работы системы отопления. Критерием обеспечения качества отопления является температура внутри квартиры, что является основанием для перерасчета платы в части отопления по Правилам предоставления коммунальных услуг. В предоставленном ответчиком расчете снижения размера платы по отоплению приняты не градусы снижения температуры воздуха внутри квартир, а отклонение температуры подачи теплоносителя, что неправильно.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства и возражения ответчика, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
20 декабря 2011 г. истец закрытое акционерное общество «Байкалэнерго» (принципал) и общество с ограниченной ответственностью «Саяногорский расчетно-кассовый центр» (агент) заключён агентский договор №539-11 (т.1 л.д. 11-14) на осуществление агентом начисления и сбора платежей за тепловую энергию и горячую воду, согласно которому принципал поручает, а агент обязуется на основании выданной доверенности от имени и за счет принципала совершать с 01 января 2012 года юридические и фактические действия, направленные на обеспечение реализации тепловой энергии и горячей воды потребителям г. Саяногорска (далее по тексту - потребителям), в том числе осуществлять деятельность по приёму от плательщиков денежных средств, в том числе через банки и платёжных субагентов, направленную на исполнение денежных обязательств плательщиков перед поставщиком - принципалом по настоящему договору по оплате тепловой энергии и горячей воды и перечислять денежные средства в соответствии с условиями настоящего договора, а принципал обязуется уплатить агенту вознаграждение за оказываемые услуги (пункт 1.1 договора).
На основании пункта 2.1.1 указанного договора ЗАО «Байкалэнерго» выдал директору ООО «Саяногорский расчетно-кассовый центр» ФИО2 доверенность № 61 от 20 декабря 2011 года на право подписывать договоры купли-продажи тепловой энергии и горячей воды, теплоснабжения, поставки тепловой энергии и горячей воды с потребителями тепловой энергии и горячей воды в г.Саяногорске, пгт. Майна, пгт. Черемушки.
Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 агентского договора агент вправе предъявлять потребителям требования об оплате тепловой энергии и горячей воды; получать от потребителей платежи за потреблённую тепловую энергию и горячую воду, отпущенную с 01 января 2012 г.; принимать любые меры, предусмотренные законодательством, необходимые для истребования от потребителей задолженности по оплате тепловой энергии и горячей воды, в том числе истребовать задолженность потребителей в претензионном и (или) в судебном порядке за период с 01 января 2012 г. и ранее, перешедшей принципалу в порядке договора переуступки прав требования.
Согласно пунктам 6.4 и 6.5 агентского договора он вступает в силу с 01.01.2012, заключен на срок до 31.12.2012.
30 августа 2012 г. между закрытым акционерным обществом «Байкалэнерго» (ресурсоснабжающая организация), в лице директора общества с ограниченной ответственностью «Саяногорский расчётно-кассовый центр» и обществом с ограниченной ответственностью «Жилищный трест г. Саяногорска» (исполнитель) заключён договор теплоснабжения и горячего водоснабжения №214 с исполнителем коммунальных услуг (договор), по условиям которого ресурсоснабжающая организация (РСО) обязуется подавать исполнителю через присоединённую сеть коммунальные ресурсы – тепловую энергию (мощность) для целей отопления и горячую воду (далее – коммунальные ресурсы) до точки (точек) поставки в количестве и качестве, необходимом исполнителю для предоставления коммунальных услуг потребителям, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность внутридомовых инженерных систем, в том числе приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов (пункт 1.1 договора). Договор подписан с протоколом разногласий от 27.09.2012 (т.1 л.д. 15-33).
Согласно пунктам 3.1, 3.1.1, 3.1.2 договора местом исполнения обязательств ресурсоснабжающей организации являются точки поставки, располагающиеся на границах раздела внутридомовых инженерных систем, которые определяются в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, прилагаемыми к договору.
Пунктом 3.2 договора определено, что поставка коммунальных ресурсов осуществляется в период с 01 сентября 2012 г. с максимумом тепловой нагрузки 82,292886 Гкал/час, в том числе на отопление – 56,256684 Гкал/час; на горячее водоснабжение (ГВС) – 26,036202 Гкал/час. Подача тепловой энергии регулируется теплоисточником по температурному графику регулирования отпуска (подачи) тепловой энергии (далее – температурному графику) 150-70 со срезкой 120°С, 130-70 со срезкой 100°С, утверждённому ресурсоснабжающей организацией, в зависимости от температур наружного воздуха. Тепловые нагрузки на отопление и ГВС по каждому многоквартирному дому и стороннему потребителю согласованы ресурсоснабжающей организацией и указаны в приложении №1 к договору.
Разделом 4 договора определены обязанности ресурсоснабжающей организации (РСО). В соответствии с пунктами 4.1.1., 4.1.2.2. договора РСО обязалась поддерживать в подающем трубопроводе параметры качества теплоснабжения, позволяющие исполнителю обеспечить предоставление коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения в объеме качестве, показатели которых установлены Правилами, в том числе температуру сетевой воды в соответствии с температурным графиком с отклонением в соответствии с ПТЭ электрических станций и сетей, с учетом соблюдения исполнителем договорных величин расхода сетевой воды в подающем трубопроводе, договорных величин водоразбора на горячее водоснабжение из сети.
Пунктами 4.3.1 и 4.3.1.1 договора предусмотрены обязанности исполнителя обеспечить надежность приема коммунальных ресурсов путем наличия отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединеного к сетям РСО или теплосетевой организации, и другого необходимого оборудования, а также учета потребления коммунальных ресурсов. Исполнитель обязан организовывать проведение мероприятий по поверке, замене и ремонту общедомовых приборов учета (ОДПУ).
Согласно пунктам 4.3.2.3, 4.3.2.4 исполнитель обязан соблюдать режимы потребления тепловой энергии исходя из тепловой нагрузки каждого многоквартирного дома и всех сторонних потребителей, указанной в приложении № 1 к договору; не превышать заданную температурным графиком среднесуточную температуру обратной сетевой воды более чем на 5%. Сторонами подписано приложение № 1 к договору: «Тепловые нагрузки на отопление и ГВС по каждому многоквартирному дому» с протоколом разногласий.
Порядок определения количества тепловой энергии и горячей воды, используемых для расчётов по оплате, урегулирован сторонами в разделе 5 договора. В соответствии с пунктами 5.1.1. и 5.1.2 , 5.1.2.2 количество поставленных коммунальных ресурсов определяется:
- при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учёта (ОДПУ) – по показаниям приборов учёта за расчётный период за вычетом объёмов поставки коммунальных ресурсов собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключённым непосредственно с ресурсоснабжающей организацией;
- при отсутствии в многоквартирном доме общедомовых приборов учёта, а также в случае выхода его из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию общедомового прибора учёта или истечения срока его эксплуатации – суммарным количеством коммунальных ресурсов, потреблённых во всех жилых или нежилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и определённых: при наличии в жилых и (или) нежилых помещениях многоквартирного дома ИПУ – по показаниям индивидуальных приборов учёта, при отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. При отсутствии нормативов потребления горячей воды для нежилых помещений многоквартирного дома - в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Договором предусмотрено также, что при наличии у стороннего потребителя приборов учёта - по показаниям приборов учёта. При установке приборов учёта стороннего потребителя не на границе эксплуатационной ответственности за содержание тепловых сетей между исполнителем и сторонним потребителем - суммой показаний приборов учёта и количества тепловых потерь на участке от границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за содержание тепловых сетей между исполнителем и сторонним потребителем до места установки приборов учёта. Количество тепловых потерь для стороннего потребителя определяется расчётным способом в соответствии с методическими указаниями по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю «тепловые потери» (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2003 года №278) (пункт 5.2.1). При отсутствии у стороннего потребителя приборов учёта; при выходе их из строя; при непредоставлении исполнителем показаний приборов учёта стороннего потребителя; при непредоставлении показаний приборов учёта в сроки, указанные в п.5.4 настоящего договора, - расчётным путём согласно Правилам учёта отпуска тепловой энергии ПР-34-70-010-85 по общему учёту, установленному на источнике тепловой энергии (пункт 5.2.2).
Перечень многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учёта, сторонних потребителей, у которых установлены приборы учёта, указан в приложении №2 к договору (пункт 5.3). Судом установлено, что приложение № 2 к договору сторонами не подписано.
В соответствии с пунктом 5.4. договора исполнитель снимает показания приборов учёта до 26 числа текущего месяца. Передача показаний приборов учёта в ресурсоснабжающую организацию по форме, установленной приложением №4 к настоящему договору, с одновременным предоставлением ведомости посуточного учёта параметров теплопотребления (статистических данных за расчё1тный период) одним из следующих способов: в письменном виде: по факсу 2-82-41; по электронной почте. Предоставление показаний приборов учёта по факсу или электронной почте не освобождает исполнителя от предоставления показаний приборов учёта в письменном виде в течение пяти рабочих дней с начала месяца, следующего за расчётным.
Порядок определения стоимости и порядок оплаты поставленных коммунальных ресурсов урегулирован сторонами в разделе 6 договора, согласно которому стоимость коммунальных ресурсов, поставленных ресурсоснабжающей организацией в расчётном периоде, рассчитывается исходя из установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на соответствующий период регулирования тарифов на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, и указывается в счетах-фактурах РСО, а в отношении потребителей, для которых регулирование цен (тарифов) не осуществляется – по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. Расчётным периодом по настоящему договору является календарный месяц (пункты 6.1 и 6.2).
В соответствии с пунктом 6.3 договора в редакции протокола разногласий оплата за коммунальные ресурсы производится исполнителем на основании счёта и в следующем порядке:
- в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 г. №253;
- при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354;
- при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период;
- в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю в счет задолженности потребителя за коммунальные услуги, образовавшейся до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 г. № 253, а также при отсутствии в платежных документах указания на расчетный период, за который производится оплата, -в размере, пропорциональном размеру обязательств исполнителя перед РСО по оплате соответствующего вида ресурса в общем объеме обязательств исполнителя по оплате всех ресурсов, определенном по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Общий объем указанных обязательств Исполнителя определяется на основании актов сверки его расчетов за ресурсы с РСО в соответствии с договором ресурсоснабжения и (или) на основании вступивших в силу решений суда.
Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Согласно пунктам 6.4 – 6.4.2.2. договора размер ежемесячной платы за коммунальные ресурсы, указанный в счете, определяется в следующем порядке:
- при наличии в многоквартирном доме общедомовых приборов учёта: за горячую воду – исходя из показаний общедомовых приборов учёта за вычетом сумм, подлежащих оплате собственниками нежилых помещений в многоквартирной доме по договорам ресурсоснабжения, заключённым ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией; за тепловую энергию на отопление – исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учёта за предыдущий год;
- при отсутствии общедомовых приборов учёта, а также в случае выхода его из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию общедомового прибора учёта или истечения срока его эксплуатации за горячую воду и за тепловую энергию на отопление: при наличии индивидуальных приборов учёта – по показаниям индивидуальных приборов учёта, а в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального прибора учёта в соответствии с пунктом 6.6 договора; при отсутствии – исходя из нормативов потреблений коммунальных услуг, утверждённых в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 8.6 договора в редакции протокола разногласий в случае непредставления РСО коммунальной услуги в объеме и качестве, показатели которых установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, РСО обязана произвести исполнителю перерасчет размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Договор заключается на срок по 31 декабря 2012 г., вступает в силу с момента подписания последней из сторон. Условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим до заключения настоящего договора, а именно с 01 сентября 2012 г., и считается продлённым на год и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора (пункт 11.1 договора).
В приложениях к договору стороны согласовали тепловые нагрузки на отопление и ГВС по каждому многоквартирному дому (приложение № 1); форму перечня многоквартирных домов, общедомовых приборов учёта и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за их обслуживание; форму для предоставления сведений о показаниях индивидуальных приборов учёта; форму актов расхода тепловой энергии и теплоносителя; форму для предоставления сведений о количестве граждан, проживающих (находящихся) в жилых (нежилых) помещениях; сведения о показаниях общедомовых приборов учёта за 2011 год (приложение № 6); перечень документов – основания предоставления исполнителем коммунальных услуг (приложение № 7); акт раздела границ в редакции протокола разногласий.
Исполняя условия договора, истец в декабре 2012 года, в январе 2013 года поставлял в многоквартирные жилые дома, обслуживаемые ответчиком, тепловую энергию в горячей воде и предъявил к оплате счета-фактуры на общую сумму 83 869 479 рублей 53 копейки:
- счёт-фактуру № 9072 от 31.12.2012 г. на сумму 47 431 299 рублей 15 копеек (т.1 л.д. 40);
- счет-фактуру №780 от 31.01.2013 г. на сумму 36 438 180 рублей 38 копеек (т.1 л.д. 67).
Впоследствии истцом был предъявлен корректировочный счет № 3168 от 31.03.2013г. с уменьшением стоимости январского счета на сумму 240 337, 12 руб.
Из пояснений истца и ответчика, представленных в дело платежных документов (т.1 л.д. 72, 78-99, т.3 л.д. 4- 11, т.10 л.д. 48-49) суд установил, что ответчик произвел оплату счета-фактуры за декабрь частично в сумме 35 502 279 руб., и оплатил частично счет-фактуру за январь в сумме 17 217 350 руб. 11 коп.
Неисполнение обязательств по оплате поставленной тепловой энергии стало для истца основанием для обращения в арбитражный суд с данным иском, требования по которому составили на момент рассмотрения спора по существу - 39 319 812 руб. 62 коп. за тепловую энергию, поданную в декабре 2012 года, в январе 2013 года.
Исследовав представленные письменные доказательства, заслушав и оценив доводы сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Как усматривается из материалов дела, отношения сторон возникли из договора теплоснабжения и горячего водоснабжения, которые урегулированы нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что к отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором; количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
К рассматриваемым правоотношениям также применяются положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354) и положения Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (Правила № 124).
В силу пункта 21 Правил № 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Разделом 5 заключенного сторонами договорам предусмотрен порядок определения количества тепловой энергии и горячей воды по показаниям приборов учёта; при отсутствии в многоквартирном доме общедомовых приборов учёта, а также в случае выхода его из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию общедомового прибора учёта или истечения срока его эксплуатации – суммарным количеством коммунальных ресурсов, потреблённых во всех жилых или нежилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и определённых: при наличии в жилых и (или) нежилых помещениях многоквартирного дома ИПУ – по показаниям индивидуальных приборов учёта, при отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Пунктом 25 Правил № 124 предусмотрен следующий порядок оплаты коммунального ресурса: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации вносятся любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В пункте 6.3 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения в редакции протокола разногласий сторонами предусмотрен порядок расчетов в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».
Представленными доказательствами подтверждается подача истцом тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, перечисленные в приложениях № 1, № 6 и № 7 к договору. Объемы поставленной тепловой энергии и горячей воды подтверждены расчетами объемов тепла и горячей воды за декабрь 2012 и январь 2013 к счетам-фактурам № 9072 и № 780, отчетами о потреблении тепловой энергии и горячей воды за декабрь 2012 и январь 2013 (т.2 л.д 83-112), ведомостями учета параметров теплопотребления ( т.3 л.д. 41-150, т. 4 л.д. 1-150, т. 5 л.д. 1-150, т.6 л.д. 1-150, т. 7 л.д. 1-150, т. 8 л.д. 1- 42), карточками абонента с показаниями приборов учета ( т. 8 л.д. 43-150, т.9 л.д. 1.150, т.10 л.д. 1-6).
При определении стоимости тепловой энергии и горячей воды в указанных счетах-фактурах № 9072 и № 780 истцом применены тарифы, установленные Приказами Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия № 286-т от 27.12.2011, № 289-т от 27.12.2011 (т.3 л.д. 13-17).
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, не оспорил правильность объемов, указанных в отчетах о потреблении тепловой энергии и горячей воды за декабрь 2012 и январь 2013, рассчитанных на основании показаний приборов учета и с применением нормативов потребления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
Ответчик не оспаривает также, что истец учел все платежи ответчика при определении взыскиваемого долга по счетам-фактурам № 9072 и № 780 в сумме 39 319 812 руб. 62 коп.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик настаивает на соблюдение им порядка оплаты, установленного пунктами 6.3, 6.4 и 6.5 договора и на то, что плата за отопление должна быть снижена расчетным путем на основании пунктов 1.1., 3.2., 4.1.2., 4.1.2.2., 8.6. договора и на основании представленных в дело документов, подтверждающих подачу истцом теплоносителя низкой температуры по сравнению с температурным графиком, который был согласован истцом с производителем тепловой энергии ООО «Теплоресурс» (т.1 л.д. 110).
Пункты 6.3 (в редакции протокола разногласий), 6.4 и 6.5 договора предусматривают оплату ответчиком поставленных энергоресурсов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. № 253 – по мере поступления денежных средств от собственников жилых и нежилых помещений.
Довод ответчика об отсутствии у него неисполненного обязательства перед истцом на основании пунктов 6.3, 6.4 и 6.5 договора арбитражный суд признал несостоятельным, так как он противоречит вышеприведенному пункту 25 Правил № 124, установившему срок оплаты коммунальных ресурсов исполнителем - до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом. Иного срока оплаты энергоресурсов заключенный сторонами договор не предусматривает.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. № 253 устанавливает требования к управляющей организации при распределении поступающих от собственников платежей, но не устанавливает сроков оплаты коммунальных ресурсов в отношениях с ресурсоснабжающими организациями. С учетом изложенного, суд не принимает в качестве доказательств, подтверждающих отсутствие долга ответчика перед истцом, представленные ответчиком в дело реестры начисления по ГВС и отоплению собственникам за спорные периоды и признает несостоятельными возражения ответчика о том, что счета-фактуры № 9072 за декабрь 2012 и № 790 за январь 2013 должны быть ему предъявлены соответственно на сумму 22 963 841, 99 руб. и на сумму 22 277 812,47 руб.
Ответчик представил суду расчеты снижения платы за некачественную услугу отопления за декабрь 2012 - на 2 162 787, 88 руб. и за январь 2013 на сумму 2 062 285,58 руб. в связи с поставкой коммунального ресурса ненадлежащего качества.
В доказательство некачественной услуги отопления ответчик представил ведомости учета параметров теплопотребления по жилым домам за декабрь 2012 и январь 2013, акты обследования квартир в жилых домах, составленные без участия энергоснабжающей организации (т.10 л.д. 55-150, т.11 л.д. 1-70), акт замера температуры теплоносителя в жилых домах от 19.12.2012. (т.10 л.д. 53), заявления собственников квартир о низких температурах в квартирах (т.11 л.д. 71-79), журналы учета заявок собственников (т. 1 л.д. 121-155, т.2 л.д. 1-40).
Анализ данных, зафиксированных в акте замера температуры теплоносителя в жилых домах от 19.12.2012, свидетельствует о том, что температура подающего трубопровода зафиксирована в разных домах в размерах – 97, 98, 99, 100 градусов, при наружной температуре 26 градусов, и указанной в температурном графике – температуре в подающем трубопроводе - 120 градусов.
Анализ актов обследования квартир, представленных ответчиком, показал, что на момент составления актов обследования в квартирах зафиксированы температуры – 18, 19, 20, 21 градусов. При этом в одной и той же квартире указаны разные температуры в разных комнатах (разница на 1-2 градуса) без указания причин такой разницы. Данных о том, каким способом определялась температура в комнатах квартир в актах не содержится. Большинство актов подписаны работниками ООО «Жилищный трест г.Саяногорска» и собственниками квартир, но часть актов подписана только работниками ответчика.
По актам обследования квартир низкая температур в квартирах – 15, 16, 17 градусов зафиксирована в разные дни спорного периода (декабрь 2012 и январь 2013) в 33 актах – по квартирам ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16,. ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27 .ФИО28 и по адресам: 8 микрорайон, дом.8, кв. 367, 8 микрорайон, дом., кв. 28, 8 микрорайон, дом.11 кв. 54 и 57, 8 <...> микрорайон, дом.8, кв. 216, 9 микрорайон, дом. 13а, кв.10, 9 микрорайон, дом.1а, кв. 9.
Изучение журнала учета заявок собственников показало, что рядом с заявками, связанными с отоплением, имеются отметки об их выполнении, то есть об устранении недостатков за счет регулирования работы системы жилого дома, без участия ресурсоснабжающей организации. Данные указанного журнала не позволяют установить период начала и окончания некачественной услуги отопления и ее причины.
Изучением ведомостей учета параметров теплопотребления по жилым домам показало, что температура сетевой воды в подающем трубопроводе не соответствовала температурному графику, колебалась от 62 до 103 градусов.
При рассмотрении дела судом установлено, что стороны не составляли совместных актов с указанием причин нарушений температурного графика и причин снижения температуры воздуха в квартирах. В дело не представлено двусторонних актов проверки температур в квартирах на предмет выявления конкретных причин понижения температуры.
Оценив представленные ответчиком доказательства неисполнения ответчиком обязательств по обеспечению качества услуги отопления и его расчеты снижения стоимости за некачественную услугу отопления, арбитражный суд пришел к выводу, что документы и расчеты ответчика не могут быть приняты, поскольку не соответствуют требованиям Правил № 154.
Согласно статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Пунктом 22 подпунктом «д» Правил № 124 предусмотрено, что в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пунктам 23, 24 Правил № 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги предусматривается обязательность выявления причин предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме и порядок выявления этих причин, устанавливаемый с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
В заключенном сторонами договоре от 30.08.2012 таких условий не предусмотрено.
Пунктом 8.6 договора стороны предусмотрели обязанность истца произвести исполнителю перерасчет размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 в случае непредставления коммунальной услуги в объеме и качестве, показатели которых установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность; принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения.
Судом из материалов дела установлено, что перерывов в предоставлении услуги отопления истцом не допущено.
Согласно пункту 100 Правил № 354 объем (количество) непредоставленной коммунальной услуги отопления рассчитывается только в случаях, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии или когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
Разделом 10 Правил № 354 установлен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 104 указанных Правил предусмотрено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Пунктами 108, 109 Правил № 154 на исполнителя возложена обязанность в случае неизвестности причин нарушения качества коммунальной услуги провести проверку факта нарушения качества коммунальной услуг с участием потребителя, немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, о дате и времени проведения проверки. По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.
Согласно пункту 110 Правил № 154 если в ходе проверки между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки. Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей.
В соответствии с пунктами 111, 112 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов.
Согласно пункту 113 Правил № 354 после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме. Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 112 настоящих Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем. При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанные лица вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом исполнителя.
Анализ приведенных положений Правил № 354 позволяет суду сделать вывод, что ответчик не выполнил установленные законодателем правила выявления, фиксации причин нарушения качества коммунальной услуги, даты и времени, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, периода нарушения качества коммунальной услуги.
Между тем, эти упущения не позволили ответчику зафиксировать необходимые данные о некачественной услуге отопления и составить правильный и обоснованный расчет снижения стоимости за некачественную услугу отопления по тем квартирам, в которых актами им было зафиксировано снижение температуры ниже нормативной, указанным в решении выше. Расчет снижения стоимости некачественной услуги отопления произведен ответчиком без документов, Предусмотренных Правилами № 354 и не соответствует пункту 101 Правил № 354.
В соответствии с пунктом 101 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Согласно пункту 15 раздела VI Приложения № 1 к Правилам № 354 «Требования к качеству коммунальных услуг» качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях – не ниже +18 градусов (в угловых комнатах + 20 градусов); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31 градус и выше) – в жилых помещениях – не ниже +20 градусов (в угловых комнатах - + 22 градуса). При этом допустимое снижение нормативной температуры в ночное время – не более 3 градусов, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается.
Пунктом 15 раздела VI Приложения № 1 к Правилам № 354 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу отопления: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы за коммунальную услугу отопления за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного в соответствии с Приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IХ Правил.
Таким образом, для расчета снижения платы за некачественную услугу отопления необходимы документально подтвержденные соответствующими актами проверки данные о количестве часов отклонения температуры воздуха в конкретном жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, а также данные о величинах температур в эти часы, подтверждающие недопустимые отклонения температур, необходимые для расчета, который напрямую зависит от количества градусов отклонения.
Таких документальных данных ответчик суду не представил, в связи с чем у суда отсутствует возможность самостоятельно произвести расчет снижения платы за некачественную услугу отопления.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Представленные ответчиком в подтверждение факта поставки истцом теплоэнергии ненадлежащего качества документы - ведомости учета параметров теплопотребления по жилым домам за декабрь 2012 и январь 2013, акт замера температуры теплоносителя в жилых домах от 19.12.2012, заявления собственников квартир о низких температурах в квартирах, журналы учета заявок собственников и акты обследования квартир в жилых домах, составленные без фиксации данных о количестве часов отклонения температуры воздуха в конкретном жилом помещении, суд признал недопустимыми доказательствами для составления расчета снижения стоимости некачественной услуги отопления, так как акты составлены с нарушением требований Правил № 354.
Суд признал обоснованным доводы истца о том, что критерием обеспечения качества отопления является температура внутри квартиры, что является основанием для перерасчета платы за отопление по Правилам предоставления коммунальных услуг и о том, что в деле отсутствуют акты и данные о периоде поставки коммунального ресурса (отопления) ненадлежащего качества.
Кроме того, суд принял довод истца о том, что представленные им акты технической готовности теплопотребляющих установок и тепловых сетей ответчика подтверждают невыполнение ответчиком обязательств по надлежащему содержанию внутридомовых тепловых сетей, предусмотренных пунктами 4.3.1.3, 4.3.2, 4.3.2.4 договора от 30.12.2012.
Довод ответчика о том, что истец в нарушение условий договора отказывается подписать предложенные им договоры уступки прав требования к потребителям услуг в счет оплаты задолженности, суд признал не имеющим существенного значения для дела, не являющимся основанием для отказа в удовлетворении иска в какой-либо части.
Согласно пункту 26 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. Указанная норма права не является императивной.
Пунктом 6.11 договора от 30.08.2012 стороны предусмотрели, что обязательство исполнителя по оплате коммунальных ресурсов исполняется путем уступки в соответствии с Гражданским кодексом РФ в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальных услуг.
Ответчик представил в дело доказательства направления истцу проектов договоров уступки прав требования к потребителям, но истец не подписал их. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец не принял оферту ответчика. Условия, возлагающего на истца обязанности подписать договоры уступки прав требования, договор от 30.08.2012 не предусматривает. Существенные условия договоров уступки прав требования и конкретные должники в договоре от 30.08.2012 не указаны, следовательно, пункт 6.11 договора от 30.08.2012 не может рассматриваться как элемент предварительного договора (статья 429 Гражданского кодекса РФ).
На основании изложенного суд пришел к выводу, что наличие задолженности ответчика перед истцом в сумме 39 319 812 руб. 62 коп. подтверждается представленными истцом доказательствами. Поскольку ответчик не представил доказательств оплаты долга за потребленную тепловую энергию, исковое требование о взыскании указанной суммы суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Государственная пошлина по иску составляет 200 000 рублей. При обращении в суд истец уплатил госпошлину в сумме 2000 рублей. По результатам рассмотрения спора в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат возмещению истцу за счёт ответчика, государственная пошлина в сумме 198 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в доходы федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить иск. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищный трест г. Саяногорска» в пользу закрытого акционерного общества «Байкалэнерго» долг за тепловую энергию 39 319 812 (тридцать девять миллионов триста девятнадцать тысяч восемьсот двенадцать) рублей 62 копейки и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищный трест г. Саяногорска» в доходы федерального бюджета государственную пошлину 198 000 (сто девяносто восемь тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) в месячный срок со дня его принятия. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.П.Кириллова