ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-5774/18 от 25.09.2018 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Абакан

25 сентября 2018 года Дело №А74-5774/2018

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2018 года

Полный текст решения составлен 25 сентября 2018 года

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.В. Гигель,

при ведении протокола секретарём судебного заседания В.А. Турчиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к публичному акционерному обществу «Абаканвагонмаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 8 500 руб. штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за июнь 2016 года по требованию от 20.09.2017 № 014S01170148331.

В судебном заседании представители сторон участия не :принимали.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее – Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к публичному акционерному обществу «Абаканвагонмаш» (далее – общество, ПАО «Абаканвагонмаш») о взыскании 8 500 руб. штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за июнь 2016 года по требованию от 20.09.2017 № 014S01170148331.

Определением арбитражного суда от 18.04.2018 заявление Пенсионного фонда принято в порядке упрощённого производства.

Определением арбитражного суда от 08.06.2018 арбитражный суд перешёл к рассмотрению дела по правилам административного производства.

Определением арбитражного суда от 6 августа 2018 года назначено судебное разбирательство по делу на 5 сентября 2018 года.

По ходатайству заявителя судебное разбирательство отложено на 19 сентября 2018 года протокольным определением арбитражного суда в связи с намерением заявителя подготовить отзыв на заявление.

Определением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 сентября 2-18 года судебное разбирательство отложено на 25 сентября 2018 года на основании абзаца 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Определение опубликовано в сети Интернет 20 сентября 2017 года.

В судебное заседание 25 сентября 2018 года стороны представителей не направили.

С учетом вышеприведенных обстоятельств и положений части 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассмотрел спор в отсутствие сторон.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Публичное акционерное общество «Абаканвагонмаш» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.12.1992 Регистрационной палатой администрации города Абакана (л.д. 9-11).

Общество состоит на учёте в Пенсионном фонде в качестве страхователя (регистрационный номер 014-001-000025).

01.07.2016 обществом представлены в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы – исходная) за июнь 2016 года (л.д. 33-35, 48).

Пенсионным фондом по результатам сверки отчётности по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2016 года (по форме РСВ-1) и сведений о застрахованных лицах (по форме СЗВ-М) за июнь 2016 года, представленной ПАО «Абаканвагонмаш», выявлены расхождения в отношении 17 застрахованных лиц.

Уведомлением от 13.07.2017 №746 страхователь вызван на составление и вручение акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования (уведомление получено 18.07.2017) (л.д. 37-38).

27.07.2017 Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования №014S18170002826.

В акте предложено привлечь общество к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ), а также указано, что рассмотрение акта с учётом представленных страхователем документов состоится в 10 час. 00 мин. 30.08.2017.Копия акта получена обществом 01.08.2017, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления №49890) (л.д. 39-40).

30.08.2017 заместителем руководителя Пенсионного фонда в присутствиипредставителей страхователя рассмотрен акт №014S18170002826 от 27.07.2017 и вынесено решение №014S19170002756 опривлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Закона №27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 8500 руб. Копия решения направлена в адрес общества и получена им 04.09.2018, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления №47901 (л.д. 41,45).

На основании указанного решения Пенсионным фондом 22.09.2017 в адрес общества направлено требование от 20.09.2017 №014S01170148331 с предложением уплаты штрафа в срок до 10.10.2017 (л.д. 45-47).

В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с общества 8500 рублей штрафа.

Отзыв на заявление общество не представило.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пришёл к следующим выводам.

В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ), статьи 1 Закона №27-ФЗ ПАО «Абаканвагонмаш» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта.

Статьёй 5 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьёй 16 указанного Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определённых настоящим Федеральным законом, в том числе по их учётным данным.

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период (до 01.01.2017), установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Таким образом, срок представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2016 года приходился на 10.07.2016.

Из материалов дела следует, что обществом в Пенсионный фонд представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2016 года, при этом в указанном отчёте отсутствовали сведения на 17 застрахованных лиц. На указанных застрахованных лиц были представлены сведения в расчёте по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за полугодие 2016 года.

Пенсионным фондом 25.10.2010 страхователю направлено уведомление о выявлении расхождений в представленной страхователем отчётности по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года и СЗВ-М за апрель, май, июнь 2016 года, в котором страхователю предложено в двухнедельный срок после получения уведомления представить в Пенсионный фонд уточнённые данные по форме СЗВ-М (дополняющая). Уведомление направлено страхователю по телекоммуникационным каналам связи 25.10.2016 (л.д. 49-50).

Сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за июнь 2016 года с указанием 17 застрахованных лиц, отсутствующих в исходной форме за данный период, представлены страхователем 18.08.2017 (л.д. 13, 36).

В соответствии со статьёй 17 Закона №27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Таким образом, в 2016 году правоотношения по процедуре осуществления органами Пенсионного Фонда Российской Федерации контрольных мероприятий, в том числе за индивидуальным (персонифицированным) учётом в системе обязательного пенсионного страхования, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 34, частями 4, 5 статьи 38 Закона №212-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трёх месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона №212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 12 статьи 39 Закона №212-ФЗ).

На основании части 2 статьи 22 Закона №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 22 Закона №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

В силу части 5.5 статьи 19 Закона №212-ФЗ орган контроля может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов сумм страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в

части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Закон №212-ФЗ отменён.

В соответствии с преамбулой Закона №27-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной

поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях. Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Следовательно, на правоотношения, связанные с контролем страхователей при предоставлении ими индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным Законом №27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Сроки камеральной проверки представленных страхователем сведений и сроки обращения в суд за взысканием начисленных санкций в случае совершения страхователем правонарушения Законом №27-ФЗ не урегулированы в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения камеральной проверки – 3 месяца (статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации), сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок – 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции Пенсионный фонд вправе обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.

Из материалов дела следует, что Пенсионным фондом в результате проведённой сверки представленной страхователем отчётности (по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года и форме СЗВ-М за июнь 2016 года) были выявлены расхождения в представленной отчётности, в связи с чем 25 октября 2016 года страхователю было направлено уведомление о выявлении расхождения в представленных сведениях.

Таким образом, на момент направления указанного уведомления правонарушение Пенсионным фондом было установлено. Страхователю предложено в двухнедельный срок после получения уведомления представить в Пенсионный фонд уточнённые данные по форме СЗВ-М (дополняющая).

Обозначенная в решении от 30.08.2017 №014S19170002756 дата обнаружения правонарушения - 05.07.2017 не подтверждается материалами дела.

На основании изложенного, Пенсионным фондом в нарушение статьи 34 Закона №212-ФЗ акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования составлен только 27 июля 2017 года, за пределами установленного срока.

В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определённых действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечёт изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки + 5 дней на направление акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) + 5 дней на направление решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 10 календарных дней на исполнение требования + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2016 года (РСВ-1) представлен в Пенсионный фонд 01.07.2016, уведомление о выявлении расхождений в представленных страхователем сведений направлено страхователю 25.10.2016 года, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный из совокупности указанных сроков, с учётом фактических сроков вынесения решения по результатам проверки, направления требования об уплате санкций, срока добровольного исполнения страхователем требования относится к периоду 2017 года и к моменту обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением (06.04.2018) истёк.

Пенсионным фондом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд не заявлено; каких-либо доводов о наличии уважительной причины пропуска указанного срока не приведено.

Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 руб., по результатам рассмотрения спора относится на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от её уплаты.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Н.В. Гигель