АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
25 февраля 2014 года Дело № А74-5924/2013
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Л.С. Сусла, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Абакана» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к муниципальному унитарному предприятию г. Абакана «Троллейбусное управление» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании излишне выплаченных бюджетных средств в сумме 1 470 563 рублей 24 копеек и штрафа в сумме 31 400 рублей,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Республики Хакасия (ОГРН <***>, ИНН <***>).
В судебном заседании принимали участие представители:
истца – ФИО1 по доверенности от 8 апреля 2013 года;
ответчика – ФИО2 по доверенности от 1 января 2014 года;
третьего лица – ФИО3 по доверенности от 9 января 2014 года № 15дов.
Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Абакана» (далее – управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию г. Абакана «Троллейбусное управление» (далее – предприятие) о взыскании суммы излишне выплаченных бюджетных средств по договору от 24 апреля 2012 года № 19 на оказание услуг для государственных нужд в размере 1 470 563 руб. 24 коп. и штрафа за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств в сумме 31 400 руб.
Определением арбитражного суда от 5 декабря 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (далее – Министерство).
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал ранее заявленное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-5717/2013, отказался от ранее заявленного довода о зачёте.
Представители истца и третьего лица возражают против удовлетворения ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу, полагают, что выводы арбитражного суда по делу № А74-5717/2013 не влияют на результаты рассмотрения настоящего спора.
В связи с отсутствием установленных статьёй 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для приостановления производства по делу арбитражный суд, рассмотрев ходатайство о приостановлении производства по делу, полагает в его удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, пояснил следующее:
-всего в 2012 году ответчик должен был выполнить 53 205 машино-часов. Согласно справкам «о количестве выполненных и сорванных рейсов» за март-декабрь 2012 года ответчик выполнил 46 388 машино-часов. Таким образом, ответчиком не выполнено 6 817 машино-часов;
-в результате ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по договору от 24 апреля 2012 года № 19 из бюджета Республики Хакасия было переплачено 1 470 563 руб. 24 коп.;
- ответчику направлены претензии, которые остались неисполненными.
Представитель ответчика требования признал частично – в части штрафа в сумме 31 400 руб., возражал против исковых требований на основании доводов, изложенных в отзыве на исковое заявление. Позиция ответчика сводится к следующему:
-спорные средства перечислены ответчику истцом за предоставленные гражданам льготы по оплате проезда, которые установила Республика Хакасия. Это подтверждается исковым заявлением и пояснениями Министерства, данными в судебном заседании при рассмотрении дела № А74-5717/2013;
-решением по делу № А74-5717/2013 установлено, что спорные средства являются компенсацией расходов ответчика на предоставление льгот; данным решением установлено, что перечисленная по договору сумма не возместила истцу расходов по предоставлению льгот; невозмещённая сумма составила 822 548 руб. 50 коп.;
-полученные ответчиком от истца деньги не являются неосновательным обогащением, поскольку они являются возмещением расходов ответчика по предоставлению льгот и превышают понесённые ответчиком расходы.
Представитель третьего лица поддержал исковые требования. Кроме того, указал на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора решения Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-1155/2012 (оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций).
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.
Между управлением (заказчик) и предприятием (исполнитель) заключён договор от 24 апреля 2012 № 19 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия.
Предметом договора является определение порядка взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в части оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан в соответствии с нормативными правовыми актами на городских троллейбусных маршрутах общего пользования №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 в 2012 году (пункт 1.1 договора).
В соответствии с условиями заключённого договора предприятие обязалось оказывать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, а управление – предоставлять предприятию субсидию за льготную перевозку граждан по мере его финансирования Министерством (пункт 1.2).
Сумма договора составила 11 477 370 руб. (пункт 1.3).
Согласно пункту 7.1 договора он распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2012 года, и действует до исполнения взятых обязательств. Период оказания услуг - с 1 марта 2012 года по 31 декабря 2012 года.
В приложении № 1 упомянутого договора стороны предусмотрели номера и наименования маршрутов, количество рейсов в будни и выходные дни, а также объём заказа в машино-часах. Всего объём заказа составил 53 205 машино-часов. Приложением № 2 утверждена форма справки о количествах выполненных и сорванных рейсов.
В соответствии с дополнительным соглашением от 27 декабря 2012 года к договору в связи с реорганизацией Управления социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан в форме преобразования в государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Абакана» последнее считается стороной по названному договору.
В период с мая 2012 года по январь 2013 года ответчиком согласно условиям названного договора в адрес истца направлены заявки на предоставление субсидий из бюджета за оказанные услуги по перевозке льготных категорий граждан в сумме по 1 147 737 руб. за каждый месяц названного периода и выставлены счета-фактуры на общую сумму 11 477 370 руб.
Во исполнение договора управление перечислило предприятию 11 477 370 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платёжными поручениями и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии с приложением № 1 договора всего в 2012 году ответчик должен был выполнить 53 205 машино-часов. Согласно представленным справкам «о количестве выполненных и сорванных рейсов» за период с марта по декабрь 2012 года ответчик выполнил 46 388 машино-часов, то есть ответчиком не выполнено 6817 машино-часов.
В период с мая 2012 года по апрель 2013 года истцом в адрес ответчика направлены претензии о нарушении исполнителем взятых на себя обязательств по договору. Данные претензии ответчиком отклонены.
Полагая, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по договору из бюджета Республики Хакасия было переплачено 1 470 563 руб. 24 коп., истец обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании и штрафа в сумме 31 400 рублей.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) администратором доходов бюджета признаётся орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учёт, взыскание и принятие решений о возврате (зачёте) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета помимо прочего осуществляет начисление, учёт и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов и принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов.
В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств помимо прочего принимает и (или) исполняет в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства и обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с приложением № 6 к Закону Республики Хакасия от 20 декабря 2011 года № 126-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Министерство является администратором доходов бюджета Республики Хакасия – органов государственной власти Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 июня 2009 года № 241, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также управления в сферах социального развития, социального партнерства, социальной защиты и социальной поддержки семьи, женщин, детей, совершеннолетних недееспособных граждан, инвалидов, государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций условий и охраны труда, предоставления социальных гарантий.
В силу пункта 3 Положения Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы управления во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями и иными организациями, гражданами.
Пунктом 4.3.39 упомянутого Положения установлено, что Министерство помимо прочего осуществляет социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальную поддержку ветеранов труда, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
В соответствии с пунктом 1 Положения об управлении, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 2 апреля 2007 года № 92 (действовало до 30 ноября 2012 года), управление является территориальным органом Министерства, который обеспечивает реализацию в пределах своей компетенции единой государственной политики в области труда и социальной поддержки населения на территории муниципального образования город Абакан.
Согласно пунктам 3.3.2, 3.3.7, 3.3.21 указанного Положения управление помимо прочего осуществляет на территории муниципального образования город Абакан полномочия в области социальной поддержки населения и оказания адресной социальной помощи гражданам, категории которых определены законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия, участвует в предоставлении мер социальной поддержки ветеранам войны и боевых действий, инвалидам, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников войны, использует средства, выделенные на реализацию мер социальной поддержки населения и оказание адресно помощи, по целевому назначению.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 октября 2012 года № 693 территориальные управления социальной поддержки населения Республики Хакасия преобразованы в государственные казённые учреждения Республики Хакасия, утверждены их Уставы.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.7 Устава управления (истец) установлено, что оно создано для исполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия полномочий в сфере социальной защиты населения на территории муниципального образования город Абакан.
Управление является правопреемником Управления социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан.
Управление находится в ведении Министерства.
Приказами Министерства от 30 декабря 2011 года № 221д, от 30 декабря 2013 года №288д управление назначено администратором доходов по кодам КБК «прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации».
С учётом изложенного арбитражный суд полагает, что управление наделено полномочиями как на заключение договора от 24 апреля 2012 года № 19 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия, так и на обращение в суд с заявлением о взыскании излишне выплаченных денежных средств и неустойки по данному договору.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счёт средств соответствующего бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счёт средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счёт средств Российской Федерации.
Законами Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», от 11 ноября 2004 года № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 2 октября 2008 года № 43-ЗРХ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия», от 30 сентября 2011 года № 72-ЗРХ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования» отдельным категориям граждан предоставлено право на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), а также право на льготный проезд в общественном транспорте со скидкой 50% от стоимости проезда. Предоставление указанных льгот осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 года № 62 утвержден Порядок предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия. Пунктом 7 данного Порядка предусмотрено, что к заявке перевозчика, ежемесячно предоставляемой в произвольной форме, предоставляются счет-фактура и справка о выполненном объеме работы в отчетном периоде (с указанием количества перевезенных на льготных условиях пассажиров) по форме, устанавливаемой Министерством.
Постановлением Главы города Абакана от 17 ноября 2011 года № 2208 «Об изменении тарифа на перевозку пассажиров троллейбусами (МУП «Троллейбусное управление»)» утверждён и введён в действие с 1 января 2012 года тариф на перевозку пассажиров троллейбусами (МУП «Троллейбусное управление») в размере 11 рублей – стоимость одной поездки и провоза одного места багажа.
Исходя из анализа указанных норм права, в предмет доказывания по данному делу входят: факт и размер предоставления управлением ответчику субсидий за льготную перевозку граждан; факт и объём оказания ответчиком транспортных услуг по льготной перевозке граждан; стоимость оказанных услуг; размер предоставления истцом ответчику субсидии; факт и размер расходов ответчика.
Все указанные обстоятельства истцом доказаны, ответчиком не опровергнуты.
Из материалов дела следует, что управление, исполняя обязательства по договору от 24 апреля 2012 года № 19 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия, перечислило предприятию из бюджета Республики Хакасия за перевозку льготных категорий граждан в 2012 году 11 477 370 руб. Это подтверждается платёжными поручениями за период с мая 2012 года по апрель 2013 года и не оспаривается ответчиком.
При обращении с настоящим иском истец представил в материалы дела сведения о количестве выполненных и сорванных рейсов за период с марта 2012 года по декабрь 2012 года – подписанные руководителем ответчика справки, которые содержат наименование и номер маршрута, количество рейсов/машино-часов по плану и по факту, количество сорванных рейсов, даты срыва рейсов (периоды), причины срыва рейсов – не укомплектованность кадров водителями.
Из приложения № 1 к договору и названных справок следует, что ответчик должен был выполнить 53 205 машино-часов, выполнил 46 388 машино-часов. Таким образом, ответчиком не выполнено 6817 машино-часов. Данное количество не выполненных машино-часов ответчиком не оспаривается.
Учитывая, что стоимость 1 машино-часа составляет 215 руб. 72 коп. (11 477 370 руб. / 53205 машино-часов), управление излишне выплатило предприятию 1 470 563 руб. 24 коп. (215 руб. 72 коп. х 6817 машино-часов).
Поскольку ненадлежащее исполнение предприятием обязательств, взятых на себя в рамках государственного контракта, имело место, ответчику излишне выплачены из бюджета денежные средства в размере 1 470 563 руб. 24 коп.
Таким образом, требование управления о взыскании с предприятия 1 470 563 руб. 24 коп. излишне выплаченных денежных средств по договору от 24 апреля 2012 года № 19 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия является обоснованным.
В соответствии со статьёй 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Как следует из материалов дела, управление исполнило возложенную на него договором от 24 апреля 2012 года № 19 обязанность по перечислению исполнителю – предприятию субсидии на основании предоставленных заявок, счетов фактур, справок о количестве выполненных и сорванных рейсов (пункт 2.1.1 договора). В свою очередь предприятие не в полном объёме исполнило свою обязанность по оказанию услуг по перевозке льготных категорий граждан в соответствии с приложением № 1 к названному договору, по обеспечению непрерывности перевозок пассажиров льготной категории граждан, по обеспечению работы троллейбусов на маршрутах со 100% регулярностью и соблюдением графика движения транспорта, освоению по каждому маршруту объёма машино-часов, определённого приложением № 1 к договору, в соответствии с графиком движения троллейбусов, утверждённым Администрацией города Абакана (пункты 2.3.1, 2.3.2, 2.3.5 договора).
В пункте 5.3 указанного выше договора стороны предусмотрели взыскание с предприятия штрафов за нарушение договорных обязательств, в том числе за невыполнение рейса согласно утверждённому графику, за каждый рейс – 100 руб.
Штрафы перечисляются исполнителем в бюджет Республики Хакасия по завершению действия настоящего договора в установленном порядке (пункт 5.4 договора).
Следовательно, требование управления о взыскании с предприятия штрафа является обоснованным.
Арбитражный суд, исследовав документы, представленные истцом в обоснование расчёта штрафа, проверив расчёт штрафа, признал его верным.
Каких-либо возражений относительно арифметических данных, использованных истцом в расчёте, у ответчика не имеется. Исковые требования в части штрафа в сумме 31 400 руб. ответчиком признаны, что отражено в отзыве на иск.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению, с ответчика в доход бюджета Республики Хакасия подлежит взысканию 1 470 563 руб. 24 коп. излишне выплаченных бюджетных средств по договору от 24 апреля 2012 года № 19 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия и 31 400 руб. штрафа.
Довод ответчика о том, что полученные им средства не являются неосновательным обогащением, и ссылка в иске на статью 1102 ГК РФ не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Государственная пошлина по делу составляет 28 019 руб. 63 коп. При обращении с заявлением в арбитражный суд заявитель государственную пошлину не уплачивал, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от её уплаты.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в сумме 28 019 руб. 63 коп. на основании части 3 статьи 110 АПК РФ относится на ответчика и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить исковое заявление государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Абакана».
Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Троллейбусное управление» в доход бюджета Республики Хакасия 1 470 563 (один миллион четыреста семьдесят тысяч пятьсот шестьдесят три) руб. 24 коп. излишне выплаченных бюджетных средств по договору от 24 апреля 2012 года № 19 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия и 31 400 (тридцать одна тысяча четыреста) руб. штрафа.
2. Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Троллейбусное управление» в доход федерального бюджета 28 019 (двадцать восемь тысяч девятнадцать) руб. 63 коп. государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович