АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Дело №А74-5957/2015
10 сентября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 10 сентября года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.П. Кирилловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.В. Таракановой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Св-сталь» (ИНН 2464233898, ОГРН 1112468023557) Николенко Александра Николаевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия об отмене решения № 237А от 15.04.2015г. об отказе в государственной регистрации и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ООО «Торговый дом Св-Сталь» в связи с его ликвидацией;
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия № 16 от 27.05.2015г. об отмене решения № 16 от 27.05.2015г. об отказе в удовлетворении жалобы ООО «Торговый дом Св-Сталь» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия № 237А от 15.04.2015г.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Зубченков А.В. по доверенности от 20.03.2015,
Межрайонной ИФНС № 3 по Республике Хакасия – Чемерис И.А. по доверенности от 23.12.2014,
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия - Сигаева Л.С. по доверенности от 13.01.2015.
Ликвидатор общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Св-сталь» Николенко Александр Николаевич обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия с требованиями об отмене решения № 237А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, вынесенного Межрайонной ИФНС № 3 по Республике Хакасия от 15.04.2015г., об отмене решения № 16 от 27.05.2015 Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия о рассмотрении жалобы общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Св-Сталь» на решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Хакасия от 15.04.2015г. № 237А, об обязании Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Хакасия внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ООО «Торговый дом Св-Сталь» (ОГРН 1112468023557) в связи с его ликвидацией.
Представитель ликвидатора ООО «Торговый дом Св-сталь» поддержал заявленные требования, обосновав их тем, что обществом соблюден порядок ликвидации, установленный статьей 63 Гражданского кодекса РФ, представлены в регистрирующий орган все документы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Заявитель считает оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица от 15.04.2015г. не соответствующим закону и нарушает его права, так как о начале процедуры ликвидации общества налоговому органу стало известно 17.02.2014, срок предъявления требований кредиторов истек 05.05.2014, налоговый орган воспользовался правом на проведение выездной налоговой проверки и 07.05.2014 по результатам проведенной выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России №22 по Красноярскому краю было вынесено соответствующее решение о доначислении налогов, пени и уплате штрафа. В дальнейшем, требования налогового органа, как кредитора, были учтены, и задолженность перед бюджетом была погашена. Больше никаких требований со стороны кредиторов заявителю выставлено не было.
В завершение процедуры ликвидации 09.09.2014 обществом составлен и зарегистрирован промежуточный ликвидационный баланс с данными об отсутствии кредиторской задолженности. 10.09.2014 утвержден ликвидационный баланс, но налоговый орган отказал в его регистрации со ссылкой на наличие переплаты по налогам в сумме 75 349,89 руб. В дальнейшем Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 (Межрайонная ИФНС № 3) по результатам выездной налоговой проверки приняла о привлечении ООО «Торговый дом Св-сталь» к ответственности за совершение налогового правонарушения. С учетом этого решения, в апреле 2015 г. Межрайонная ИФНС № 3 приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица от 15.04.2015г. со ссылкой на непредставление ликвидационного баланса. Представленный ликвидационный баланс признан недостоверным в связи с отсутствием в нем данных о задолженности перед бюджетом по решению налогового органа от 09.12.2014., не смотря на то, что на дату регистрации промежуточного ликвидационного баланса 09.09.2014, на дату утверждения ликвидационного баланса 10.09.2014 требование по платежам в бюджет не было предъявлено, а срок предъявления требований к этому моменту истек.
Заявитель считает, что налоговые органы в силу Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ являются кредитором по уплате платежей в бюджет и должны соблюдать, как и все остальные кредиторы, порядок предъявления своих требований в процессе ликвидации организации - налогоплательщика. Совпадение кредитора и регистрирующего органа в одном лице не дает налоговому органу оснований для нарушения порядка ликвидации. При не заявлении в установленный законодательством срок требований кредитора к ликвидатору такие требования считаются погашенными, что следует из судебной практики (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу №А25-1785/2012, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04 2013 по делу N А25-1785/2012).
Заявитель указал, что им не был нарушен порядок и сроки проведения ликвидации, документы, представленные в налоговый орган (ликвидационный баланс), содержат достоверную информацию, в то время как со стороны налогового органа был нарушен и порядок и срок предъявления требований ликвидатору.
По мнению заявителя, налоговый орган ошибочно толкует действующее законодательство, считая, что задолженность может быть выявлена и предъявлена на любой стадии ликвидации, после составления ликвидационного баланса. В статье 63 Гражданского кодекса РФ нет указания на возможность предъявления требований кредиторами после утверждения ликвидационного баланса. Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 № 7075, представленный на государственную регистрацию ликвидационный баланс считается непредставленным, а содержащиеся в нем сведения – недостоверными лишь в том случае, когда в этом балансе не учтена задолженность, существующая на дату его составления (в том числе по платежам в бюджет), предъявленная кредитором ликвидируемому юридическому лицу в установленном порядке и сроки. При составлении обществом промежуточного ликвидационного баланса 09.09.2014 и ликвидационного баланса 10.09.2014 у ликвидатора отсутствовала информация о наличии задолженности перед бюджетом, и на тот момент у регистрирующего органа также отсутствовала информация о задолженности общества перед бюджетом, так как решение по результатам выездной налоговой проверки о привлечении к ответственности принято 09.12.2014.
Заявитель подчеркнул, что не смотря на тот факт, что решение об отказе в государственной регистрации от 23.09.2014г., принятое Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Хакасия, обжаловано не было, промежуточный ликвидационный баланс 09.09.2014 и ликвидационный баланс от 10.09.2014, сохраняют свою силу, поскольку на момент их утверждения информация, содержащаяся в этих документах, была достоверной. Действующее законодательство не требует в таких случаях переоформления или дополнительного утверждения новых ликвидационных балансов. В данном случае налоговый орган злоупотребляет правом и незаконно препятствует завершению регистрационных действий по ликвидации ООО «ТД Св-сталь». Доводы налогового органа о том, что они предъявили свои требования в порядке и сроки, установленные законом, а со стороны ликвидатора предоставлен ликвидационный баланс, не соответствующий действительности, несостоятельны. Ликвидатор на момент составления ликвидационного баланса не знал и не мог знать о требованиях налогового органа.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «ТД Св-сталь» на решение Межрайонной ИФНС № 3 об отказе в государственной регистрации юридического лица от 15.04.2015г., поданной в соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято решение от № 16 от 27.05.2015 об отказе в удовлетворении жалобы.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия просил отказать в удовлетворении требований заявителя, указывая на то, что инспекцией по результатам выездной налоговой проверки было принято решение от 09.12.2014 г. № 43 о доначислении ООО «Торговый дом Св-Сталь» налога в размере 5 889 757 руб., пени в сумме 807 933,28 руб., штрафа в сумме 1 180 352 руб., направлено обществу требование № 77 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2015г. по всем известным адресам. Согласно почтовому уведомлению, указанное требование было получено обществом 10.03.2015 . С учетом указанных обстоятельств, на момент обращения общества с заявлением о регистрации ликвидационного баланса в апреле 2015 года сведения как промежуточного, так и окончательного ликвидационного баланса с данными об отсутствии задолженности по платежам в бюджет не соответствовали фактической деятельности общества. На момент подачи ликвидационного баланса обществу и ликвидатору было известно о неисполненных обязательствах перед бюджетом, поэтому, ликвидационный баланс общества не может быть признан достоверными и считается непредставленным.
Довод заявителя о нарушении регистрирующим органом статьи 63 Гражданского кодекса РФ, сроков предъявления требований ликвидатору Межрайонная Инспекция ФНС № 3 считает необоснованным, так как закон обязывает ликвидатора принять меры к выявлению кредиторов и расчетам с ними.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия поддержал возражения Межрайонной ИФНС № 3 и просил отказать в удовлетворении требований ликвидатора ООО «Торговый дом Св-Сталь».
Заслушав пояснения представителей заявителя и регистрирующего органа, исследовав представленные письменные доказательства, арбитражный суд установил:
По данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) по состоянию на 22.05.2015, общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Св-Сталь» зарегистрировано при создании 15 апреля 2011 года;
- зарегистрировано 06 февраля 2014 года место нахождения общества: Республики Хакасия Орджоникидзевский район, п.Копьево, ул. Транспортная, дом. 10, офис 1;
- общество состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции ФНС № 3 с 06 февраля 2014 года;
- зарегистрировано внесение в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора 05 марта 2014 года на основании уведомления от 26 февраля 2014 года;
- находится в стадии ликвидации, о чем сделана запись в ЕГРЮЛ 05 марта 2014 года;
- ликвидатором общества зарегистрирован Николенко Александр Николаевич с 05 марта 2013 года;
- зарегистрировано внесение в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса 15 апреля 2015 года.
Согласно протоколу общего собрания учредителей ООО «Торговый дом Св-Сталь» от 12.02.2014, участники общества приняли решение о ликвидации общества в связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности и назначении ликвидатором Николенко Александра Николаевича.
Ликвидатор ООО «Торговый дом Св-Сталь» Николенко А.Н. направил в регистрирующий орган сообщение о ликвидации организации.
Информация о ликвидации ООО «Торговый дом Св-Сталь» опубликована в Вестнике государственной регистрации № 9. В сообщении указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования по адресу: 655250, Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п.Копьево, ул. Транспортная, дом. 10, офис 1.
В июле 2014 года ликвидатор общества обжаловал решение Межрайонной ИФНС № 22 по Красноярскому краю о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 6 от 07.05.2014, что подтверждает Решение Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю.
09 сентября 2014 г. общее собрание учредителей ООО «Торговый дом Св-Сталь» приняло решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса общества от 09.09.2014.
10 сентября 2014 г. общее собрание учредителей ООО «Торговый дом Св-Сталь» приняло решение об утверждении ликвидационного баланса общества от 10.09.2014.
Как видно из представленной Межрайонной инспекцией ФНС № 3 справки и акта выездной налоговой проверки № 37, в отношении ООО «Торговый дом Св-Сталь» проводилась выездная налоговая проверка в период с 06.06.2014 по 22.09.2014.
23 сентября 2014 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия приняла решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов в связи с отсутствием ликвидационного баланса, который считается непредставленным из-за отсутствия данных о переплате по налогам в сумме 75 34989 руб.
09 декабря 2014 года по результатам рассмотрения указанного акта выездной налоговой проверки Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 приняла решение № 43 о привлечении ООО «Торговый дом Св-Сталь» к ответственности за совершение налогового правонарушения и предложила ООО «Торговый дом Св-Сталь» уплатить в бюджет налоги в размере 5 889 757 руб., пени в сумме 807 933,28 руб., штрафа в сумме 1 180 352 руб. Впоследствии налоговый орган направил обществу требование № 77 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2015г.
08 апреля 2015 года ликвидатор общества Николенко А.Н. обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р15001 уведомление о ликвидации юридического лица и составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс принят регистрирующим органом и в ЕГРЮЛ 15 апреля 2015 года внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса за государственным регистрационным номером № 2151903036008.
08 апреля 2015 года ликвидатор общества Николенко А.Н. обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, представив документы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
По результатам рассмотрения представленных документов 15 апреля 2015 года Межрайонная инспекция ФНС № 3 приняла решение № 237А об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, указав, что ликвидатором не соблюден порядок представления в регистрирующий орган документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 1 Закона № 129-ФЗ, нарушен установленный федеральным законом порядок ликвидации, представлен ликвидационный баланс, не отражающий действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, что квалифицируется как непредставление заявителем определенных Федеральным законом 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
ООО «Торговый дом Св-Сталь» обжаловало решение Межрайонной ИФНС № 3 от 15.042015 № 237А в вышестоящий регистрирующий орган в порядке, установленном статьей 25.2 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
По результатам рассмотрения жалобы заявителя Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия приняло решение от № 16 от 27.05.2015 об отказе в удовлетворении жалобы ООО «Торговый дом Св-Сталь», в котором указало, что обществом с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представлены заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001; чек-ордер от 08.04.2015 об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей; протокол № 13 от 10.09.2014 общего собрания учредителей ООО «Торговый дом Св-Сталь» об утверждении ликвидационного баланса; ликвидационный баланс, составленный 10.09.2014, утвержденный ликвидатором Николенко А.Н., в котором сумма активов – 0 руб., сумма пассивов – 0 руб. По сведениям инспекции, на момент рассмотрения представленных для государственной регистрации ликвидации юридического лица документов у общества имеется задолженность по налоговым платежам на общую сумму 8 070 532 руб. 45 коп., в том числе по налогам 5 889 757 руб., требование об уплате которых № 77 от 02.02.2015 вручено обществу 10 марта 2015 г. Заявитель представил ликвидационный баланс со сведениями, не отражающими действительного положения, ликвидатор при составлении ликвидационного баланса не принял во внимание сведения о доначислении налогов, поэтому предоставление 08.04.2015 ликвидационного баланса, не отражающего имущественное положение ликвидируемого юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Указывая на то, что решения Межрайонной ИФНС № 3 от 15.04.2015 и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 27.05.2015 не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, ликвидатор общества ООО «Торговый дом Св-Сталь» просит суд признать их незаконными и отменить, обязать регистрирующий Межрайонную ИФНС России № 3 по Республике Хакасия внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ООО «Торговый дом Св-Сталь»в связи с его ликвидацией.
Оценив требования заявителя на основании представленных доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 названной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Межрайонная ИФНС № 3 по РХ и Управление ФНС по РХ заявили в суде о правомерности принятых решений от 15.04.2015 и от 27.05.2015 в отношении ООО «Торговый дом Св-Сталь» которые приняты в связи с непредставление предусмотренного законом достоверного ликвидационного баланса общества на момент обращения в регистрирующий орган, что является законным основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Возражения регистрирующего органа Межрайонной ИФНС № 3 по РХ и Управление ФНС по РХ арбитражный суд признал обоснованными, так как они не опровергнуты заявителем в судебном процессе.
Основания и порядок ликвидации юридических лиц урегулированы статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
С 01 .09.2014 вступили в силу изменения положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах, внесенные Федеральным законом № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 3 названного Закона № 99-ФЗ, Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу; положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 63 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) предусматривает, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом). Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно пункту 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), считаются погашенными при ликвидации юридического лица:
1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом);
2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
Судом при рассмотрении дела установлено, что ликвидатором ООО «Торговый дом Св-Сталь» Николенко А.Н. выполнены предусмотренные законом действия по ликвидации юридического лица согласно статье 63 Гражданского кодекса РФ: решение о ликвидации общества опубликовано; зарегистрированы в ЕГРЮЛ сведения о принятии решения о ликвидации, назначении ликвидатора; установлен срок для предъявления требований кредиторов. В июне – июле 2014 года ликвидатор общества урегулировал вопросы с налоговыми органами по их требованиям об уплате платежей в бюджет на основании решения Межрайонной ИФНС № 22 по Красноярскому краю о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 6 от 07.05.2014, и заявил суду о погашении обязательств перед бюджетом по указанному решению.
09.09.2014 учредителями ООО «Торговый дом Св-Сталь» утвержден промежуточный ликвидационный баланс, а 10.09.2014 ликвидатором общества утвержден ликвидационный баланс.
23.09.2014 Межрайонная ИФНС № 3 приняла решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО «Торговый дом Св-Сталь»в связи с обнаружением сведений о переплате по налогам в сумме 75 34989 руб., признав ликвидационный баланс недостоверным и непредставленным.
Законность указанного решения от 23.09.2014 суд не оценивает в рамках данного дела, так как это выходит за предмет спора.
В связи с тем, что ликвидация юридического лица ООО «Торговый дом Св-Сталь» не была завершена, Межрайонная ИФНС № 3, пользуясь свои правом, предъявила обществу требование № 77 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2015г. на сумму 8 070 532 руб. 45 коп. по решению № 43 от 09.12.2014 о привлечении ООО «Торговый дом Св-Сталь» к ответственности.
Заявитель не опроверг в суде доводы налогового органа о том, что на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации ликвидации 08.04.2015 ему было известно требованиях уплатить в бюджет денежные суммы по решению Межрайонной ИФНС № 3 от 09.12.2014. Налоговая инспекция обращалась с требованием к ликвидатору общества о погашении выявленной задолженности.
При таких условиях отсутствие в промежуточном и ликвидационных балансах общества, представленных заявителем регистрирующему органу 08 апреля 2015 года, сведений о предъявленном требовании кредитора по платежам в бюджет обоснованно расценено регистрирующим органом как предоставление документов, содержащих недостоверные сведения об отсутствии непогашенных требований кредиторов. Следовательно, порядок ликвидации юридического лица на завершающей стадии нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены.
Довод заявителя о погашении всех требований кредиторов, не предъявленных в установленный ликвидатором срок (в том числе требования налогового органа, возникшего в декабре 2014 года) в связи с их отсутствием или непредъявлением в двухмесячный срок с момента публикации объявления о начале процедуры ликвидации не основан на законе и отклонен судом как несостоятельный.
Действующая редакция пункта 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ не дает оснований считать погашенным требование налогового органа, предъявленное на основании решения от 09.12.2014 о привлечении ООО «Торговый дом Св-Сталь» к ответственности.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской или дебиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
Вместе с тем, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов или участников общества.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В силу п. 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями (обществом), в отношении которых в соответствии со статьей 25 Закона № 129-ФЗ установлена ответственность за представление недостоверных сведений.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации юридических лиц.
Общий правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, приведенный в постановлении № 7075/11, сводится к недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах. Установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, но ликвидатор не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
При рассмотрении дела заявитель не оспорил и не опроверг своей осведомленности о требовании налогового органа уплатить в бюджет недоимку, пени и штраф.
Поскольку заявитель, обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, представил ликвидационный баланс, не отражавший действительного имущественного положения заявителя, оспариваемое решение регистрирующего органа от 15.04.2015 № 237А об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией является законным, так же как решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия № 16 от 27.5.2015, принятое по тому же вопросу о государственной регистрации ликвидации, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «Торговый дом Св-Сталь» не имеется.
С учетом изложенного, доводы заявителя о неправильном толковании налоговыми органами положений Гражданского кодекса РФ о порядке ликвидации юридических лиц и выводов постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, приведенных в постановлении № 7075/11, арбитражный суд признал необоснованными.
Государственная пошлина по настоящему делу 3000 руб. (требования касаются решений по одному вопросу) полностью оплачена заявителем при обращении в суд. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по делу относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Отказать в удовлетворении заявления ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Св-сталь» Николенко А.Н. об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия № 237А от 15 апреля 2015г. об отказе в государственной регистрации и требования об обязании Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Республике Хакасия внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ООО «Торговый дом Св-Сталь» в связи с его ликвидацией.
2. Отказать в удовлетворении заявления ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Св-сталь» Николенко А.Н. об отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия № 16 от 27.05.2015г. об отказе в удовлетворении жалобы ООО «Торговый дом Св-Сталь» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия № 237А от 15.04.2015г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Кириллова Н. П.