ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-6063/12 от 01.07.2013 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

01 июля 2013 года Дело № А74-6063/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2013 года.

Решение в полном объёме изготовлено 01 июля 2013 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Н.А. Пономаревой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению закрытого акционерного общества «Алтайское» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и общества с ограниченной ответственностью «Алтай» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации муниципального образования Алтайский район (ИНН <***>, ОГРН <***>)

и к управлению образования администрации муниципального образования Алтайский район (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании прав отсутствующими и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии представителей:

истца ЗАО «Алтайское» – ФИО1 на основании доверенности от 20.11.2012,

истца ООО «Алтай» – ФИО2 на основании доверенности от 24.05.2013,

ответчика Администрации МО Алтайский район – ФИО3 на основании доверенности от 24.12.2012, ФИО4 на основании доверенности от 29.12.2012,

ответчика Алтайское УО – ФИО5 на основании доверенности от 09.01.2013,

третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» – ФИО6 на основании доверенности № 19/2013-08 от 28.01.2013.

Закрытое акционерное общество «Алтайское» и общество с ограниченной ответственностью «Алтай» обратились в Арбитражный суд Республики Хакасия к Администрации муниципального образования Алтайский район и к управлению образования администрации муниципального образования Алтайский район с иском:

- о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с местоположением: <...>, кадастровый номер 19:04:010101:1983, зарегистрированного за муниципальным образованием Алтайский район 10 июля 2012 года в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записью регистрации под №19-19-09/002/2012-426 на основании постановления администрации муниципального образования Алтайский район РХ от 24.11.2011 года № 727«О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Управления образования администрации муниципального образования Алтайский район»;

- о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с местоположением: <...>, кадастровый номер 19:04:010101:1983, зарегистрированного за управлением образования администрации муниципального образования Алтайский район 26 декабря 2011 года в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записью регистрации под № 19-19-09/011/2011-469 на основании постановления администрации муниципального образования Алтайский район РХ от 24.11.2011 года № 727«О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Управления образования администрации муниципального образования Алтайский район»;

- о восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав ООО «Алтай» и ЗАО «Алтайское» на земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:0166, об аннулировании (исключении) из государственного кадастра недвижимости сведений, внесённых 24.02.2010, о земельном участке с кадастровым номером 19:04:010101:1983, с местоположением: <...>.

Определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 декабря 2012 года и от 14 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Администрация Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия.

В судебном заседании представители ЗАО «Алтайское» и ООО «Алтай» поддержали заявленные требования, которые мотивированы тем, что спорный земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 налагается на контуры обособленного земельного участка № 3, входящего в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 19:04:990101:0166, принадлежащего ЗАО «Алтайское» и ООО «Алтай», являющимся участниками общей долевой собственности в отношении указанного земельного участка. Указали, что земельный участок с кадастровым номером 19:04:990101:0166 передан в собственность ЗАО «Алтайское» на основании проекта перераспределения земель АО «Алтайское», утверждённого в 1994 году администрацией Алтайского района в установленном порядке. При утверждении проекта перераспределения границы земель АО «Алтайское» согласовывались с Белоярской сельской администрацией.

Представитель Администрации МО Алтайский район просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Указал, что заявителям принадлежит земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, в то время как земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 отнесён к категории земель населённых пунктов и находится в границах поселения с. Белый Яр. Пояснил, что решением Совета депутатов Белоярского сельсовета от 12.12.2012 № 79 утверждён генеральный план, согласно которому на территории с. Белый Яр отсутствуют земельные участки в соответствии с территориальным зонированием отнесённые к землям сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами :0166. В связи с указанными обстоятельствами полагает, что спор о праве отсутствует. Считает, что заявителями не доказаны их права общей долевой собственности на обособленный земельный участок, входящий в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 19:04:990101:0166, так как земли АОЗТ «Алтайское» передавались как в коллективно- долевую, так и в совместную долевую собственность. Пояснил, что постановлением администрации Алтайского района от 30.05.2013 № 282 признано утратившим силу постановление от 14.07.1994 № 212 «Об утверждении проектов перераспределения земель акционерных обществ Алтайского района».

Представитель управления образования администрации муниципального образования Алтайский район поддержал доводы, изложенные представителем Администрации МО Алтайский район. Пояснил, что на земельном участке с кадастровым номером 19:04:010101:1983 на 2014 год запланировано строительство школы.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» указал, что согласно сведениям, внесённым в государственный кадастр недвижимости земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:166 расположен по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, ЗАО «Алтайское», категория земель «земли сельскохозяйственного назначения». При этом, сведения об описании местоположения границ всего земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 был поставлен на государственный кадастровый учёт на основании постановления администрации Алтайского района от 18.02.2010 № 81 об образовании земельного участка из категории земель населённых пунктов. У органа кадастрового учёта не имелось оснований проводить правовую экспертизу оснований постановки спорного земельного участка на кадастровый учёт. Проект перераспределения земель АОЗТ «Алтайское» должен был учесть кадастровый инженер при межевании земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983, что не было сделано.

Администрация Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия в судебное заседание своего представителя не направила. Заказное письмо с определением суда о дате судебного разбирательства, направленное по месту регистрации третьего лица, на дату судебного заседания, в арбитражный суд не вернулось.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Заказное письмо с определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 февраля 2013 года о привлечении Администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия к участию в деле в качестве третьего лица, получено администрацией 20.02.2013, что подтверждается почтовым уведомлением № 705941. Таким образом, Администрация Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия считается надлежащим образом извещённой о времени и дате судебного заседания, на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Постановлением администрации Алтайского района от 14.07.1994 № 212 утверждены проекты перераспределения земель акционерных обществ Алтайского района, в том числе АОЗТ «Алтайское» (т. 1, л.д. 97).

Постановлением администрации Алтайского района от 30.12.1994 № 386 «О внесении изменений в постановление администрации Алтайского района от 30.04.1993 № 120 «О предоставлении земель АОЗТ «Алтайское» обществу предоставлено в собственность бесплатно 24613 га земли, в том числе, в коллективно-долевую собственность 17183 га сельхозугодий, в коллективно-совместную собственность 7430 га сельхозугодий; утверждён размер земельного пая в размере 12,5 га сельхозугодий на каждого члена акционерного общества закрытого типа «Алтайское» (т. 1, л.д. 28).

На основании постановления администрации Алтайского района от 30.12.1994 № 386, закрытому акционерному обществу «Алтайское» выдано свидетельство о праве общей совместной и общей долевой собственности на землю от 16.01.1995 серии РФ-1-РХ-04 № 876584 (т. 1, л.д. 29).

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 29.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:166 (равнозначным кадастровому номеру 19:04:990101:166), площадью 222537876 кв.м, находящийся по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, ЗАО «Алтайское», категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешённое использование «для сельскохозяйственного производства», поставлен на государственный кадастровый учёт 16.01.1995 как ранее учтённый без установления границ (т. 1, л.д. 67).

Согласно справке Комзема по Алтайскому району от 20.05.2005 (т.1 , л.д. 133) в общей совместной собственности ЗАО «Алтайское» находится 60 га земель под строениями и сооружениями, из них в черте с. белый Яр молочная ферма № 2 15,85 га.ю в том числе под строениями 1,9 га.

На основании заявления комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Алтайского района ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» 04.11.2007 выдано заключение № 61, согласно которому в связи с размежеванием земельному участку присвоен адрес: Республика Хакасия, <...> (т. 2, л.д. 97).

Главой администрации муниципального образования Алтайский район 20.02.2008 утверждён акт предварительного выбора и обследования земельного участка под строительство общеобразовательной школы по адресу: Республика Хакасия, <...>, площадью 20000 кв.м (т. 2, л.д. 96).

На основании заявки комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Алтайский район 15.05.2008 составлено землеустроительное дело по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия. <...>, инв. № 252 (т. 2, л.д. 90).

И.о. главы муниципального образования Алтайский район 18.07.2008 принято постановление № 425 об утверждении проекта границ и установлении функционального назначения земельного участка общей площадью 20000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, <...>, для строительства общеобразовательной школы (т. 3, л.д. 58).

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 02.02.2010 земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:444 площадью 20000 кв.м по адресу: Республика Хакасия, <...>, поставлен на государственный кадастровый учёт 20.08.2008 (т. 2, л.д. 107).

На основании заявки комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Алтайский район 11.12.2008 составлено землеустроительное дело по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия. <...>, прилегающего с юго-востока, инв. № 886 (т. 2, л.д. 98).

Главой администрации муниципального образования Алтайский район 01.12.2008 утверждён акт предварительного выбора и обследования земельного участка под дополнительную площадь к участку общеобразовательной школы по адресу: Республика Хакасия, <...>, площадью 20000 кв.м (т. 2, л.д. 102).

Главой муниципального образования Алтайский район 13.03.2009 принято постановление № 106 об образовании земельного участка площадью 10000 кв.м для размещения дополнительной площади под строительство общеобразовательной школы по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, прилегшающий с юго-востока к ул. Кольцевая, 60 (т. 3, л.д. 34).

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 02.02.2010 земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:446 площадью 10000 кв.м по адресу: Республика Хакасия, <...>, поставлен на государственный кадастровый учёт 16.04.2009 (т. 2, л.д. 106).

Администрацией муниципального образования Алтайский район 15.05.2009 принято постановление № 240 об образовании земельного участка площадью 30000 кв.м по адресу: Республика Хакасия, <...>, для строительства общеобразовательной школы, путём объединения земельных участков площадью 20000 кв.м с кадастровым номером 19:04:010101:444 и площадью 10000 кв.м с кадастровым номером 19:04:010101:446 (т. 2, л.д. 89).

По заявке комитета по управлению муниципальным имуществом Алтайского района в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Республика Хакасия, <...>, 17.12.2009 составлен межевой план. В результате проведения межевых работ выдано заключение кадастрового инженера об отсутствии нарушений при выполнении кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путём объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами 19:4:010101:444 и 19:4:010101:446 (т. 1, л.д. 48).

ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия» 01.02.2010 приняты решения № 04/10-01-0173, № 04/10-01-0174 о снятии с государственного кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами 19:04:010101:444 и 19:04:010101:446 (т. 1, л.д. 69, 70).

Главой муниципального образования Алтайский район 18.02.2010 принято постановление № 81 об образовании земельного участка площадью 29999 кв.м для строительства общеобразовательной школы по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, прилегающий участок к ул. Кольцевая, 60 (т. 1, л.д. 35).

Земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983, площадью 29999 кв.м, находящийся по адресу: Республика Хакасия, <...>, категория земель «земли населённых пунктов», разрешённое использование «для строительства общеобразовательной школы», поставлен на государственный кадастровый учёт 24.02.2010 (т. 1, л.д. 65).

Территориальным отделом № 3 по Алтайскому району Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия 24.02.2010 принято решение № 04/10-01-0364 об осуществлении кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983 площадью 29999 кв.м по адресу: Республика Хакасия, <...> (т. 1, л.д. 73).

На общем собрании участников долевой собственности ЗАО «Алтайское» 25.09.2010 принято решение об определении участнику долевой собственности ООО «Алтай» местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которого в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счёт земельной доли площадью 12,2 га по адресам: Республика Хакасия, <...> участок 1, площадью 8,975 га, ул. Энергетиков, участок 1 , площадью 3,225 га (т. 1, л.д. 40).

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.12.2012 № 01/034/2012-897 за закрытым акционерным обществом «Алтайское» 28.12.2010 зарегистрировано право на долю (37,5 га), за обществом с ограниченной ответственностью «Алтай» 11.10.2012 зарегистрировано право на долю (3014,11 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 220608983 кв.м с кадастровым номером 19:04:000000:166, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, ЗАО «Алтайское» (т. 1, л.д. 25).

Главой муниципального образования Алтайский район 24.11.2011 принято постановление № 727 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование управления образования администрации муниципального образования Алтайский район земельного участка площадью 29999 кв.м, с кадастровым номером 19:04:010101:1983, расположенного по адресу: Республика Хакасия, <...>, для строительства общеобразовательной школы (т. 2, л.д. 109).

На основании постановления администрации муниципального образования Алтайский район от 24.11.2011 № 727 за Управлением образования администрации муниципального образования Алтайский район 26.12.2011 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983, площадью 29999 кв.м, находящийся по адресу: Республика Хакасия, <...>, категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование – для строительства общеобразовательной школы (свидетельство серии 19АА № 397745) (т. 1, л.д. 37).

По заявке общества с ограниченной ответственностью «Алтай» в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путём выдела в счёт доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:166, расположенный по адресу: Республика Хакасия. Алтайский район, ЗАО «Алтайское», 22.03.2012 составлен межевой план. В результате проведения межевых работ выдано заключение кадастрового инженера о том, что установлено пересечение границ образованного земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983. Указано на необходимость решения вопроса о снятии с учёта земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983. Обращено внимание на то, что согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 находится в постоянном (бессрочном) пользовании управления образования администрации Алтайский район (т. 1, л.д. 41).

На основании постановления администрации муниципального образования Алтайский район от 24.11.2011 № 727 за муниципальным образованием Алтайский район 10.07.2012 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983, площадью 29999 кв.м, находящийся по адресу: Республика Хакасия, <...>, категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование – для строительства общеобразовательной школы (свидетельство серии 19АА № 441087) (т. 1, л.д. 38).

На основании публичных слушаний решением Совета депутатов Белоярского сельсовета 12.12.2012 принято решение № 79 об утверждении генерального плана Белоярского сельсовета (т. 1, л.д. 108)

Постановлением главы Алтайского района от 30.05.2013 № 282 признано утратившим силу постановление администрации Алтайского района от 14.07.1994 № 212 «Об утверждении проектов перераспределения земель акционерных обществ Алтайского района».

Истцы, ссылаясь на то, что спорный земельный участок частично налагается на обособленный земельный участок № 3, входящий в состав принадлежащего им на праве долевой собственности многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 19:04:990101:166, а также полагая, что регистрация за ответчиками вещных прав на спорный земельный участок является незаконной и нарушает их права, обратились в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права защищаются путем их признания, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22, данным в пункте 52 Постановления от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

Из смысла пункта 52 указанного постановления следует, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим, является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. При этом невозможность защиты должна быть обусловлена наличием государственной регистрации.

Обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права ответчика, истец должен доказать, что запись в ЕГРП нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом.

Таким образом, исходя из заявленных исковых требований и в соответствии с частью 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу подлежат включению, в том числе, обстоятельства наложения площадей земельных участков одновременно принадлежащих на праве собственности истцам, Администрации муниципального образования Алтайский район и на праве постоянного (бессрочного) пользования управлению образования администрации муниципального образования Алтайский район.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Судебная защита в случае нарушения зарегистрированным правом охраняемых законом интересов владеющего собственника возможна путем обращения с иском о признании права отсутствующим, путем оспаривания тех оснований, по которым у конкретного лица возникло данное зарегистрированное право.

Исходя из системного толкования статей 12, 209, 223, 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем.

По смыслу главы 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, права не владеющего собственника защищаются в порядке статей 301 - 303 названного Кодекса. Поскольку иск о признании права собственности как и виндикационный иск имеет вещно-правовой характер, такие иски, каждый из которых обладает собственным предметом доказывания, не могут рассматриваться как конкурирующие. Следовательно, иск о признании права собственности вправе предъявлять владеющий несобственник.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению положений законодательства о защите права собственности, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 № 3039/07, вопрос о праве собственности на имущество лица, считающего себя собственником спорного имущества, не обладающего зарегистрированным правом на него и фактически не владеющего им, может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьями 223 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отсутствие определенности в характеристиках многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:0166 (в частности и его обособленного контура № 3), исключает признание права собственности на земельный участок в определенной части в рамках настоящего дела.

Согласно частям 1, 2 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Право долевой собственности закрытого акционерного общества «Алтайское» и общества с ограниченной ответственностью «Алтай» на земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:0166, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, зарегистрировано в установленном законом порядке.

Избранный истцами способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Признание отсутствующим зарегистрированных прав ответчиков на спорный земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 и исключение сведений о зарегистрированных правах ответчиков из единого государственного реестра прав, а также сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости позволит истцам произвести процедуру выдела обособленного земельного участка № 3 в составе единого землепользования с кадастровым номером 19:04:000000:0166 и постановку его на государственный кадастровый учёт.

Таким образом, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что в рассматриваемом случае никаким иным способом защиты, кроме избранного истцами, оспариваемое право на спорный земельный участок истцом не может быть защищено, следовательно, истцы обратились с надлежащим способом защиты нарушенного права.

В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

На основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» описание местоположения границ объекта недвижимости на земельном участке, площадь, определенная с учетом установленных законом требований являются уникальными характеристиками объекта недвижимости.

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 27.03.2013 земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:34 (предыдущий номер 19:04:990101:0033) площадью 236831123, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешённое использование «для сельскохозяйственного производства», местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка Республика Хакасия, Алтайский район, ЗАО «Алтайское», поставлен на государственный кадастровый учёт 26.09.2005. Из земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:34 сформирован земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:165. Земельный участок снят с учёта 21.07.2006 (т. 3, л.д. 4).

Согласно кадастровой выписке от 29.02.2012 года № 193У/12-5723 кадастровый номер 19:04:000000:0166 равнозначен кадастровому номеру 19:04:990101:0166, имеет предыдущий кадастровый номер 19:04:990101:0165 и внесен в государственный кадастр недвижимости 16.01.1995 года. В выписке также указывается, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В силу прямого указания закона - статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» данный земельный участок считается объектом недвижимости, учтенными в соответствии с названным Федеральным законом (или ранее учтенным объектом недвижимости), и сведения о таком ранее учтенном объекте недвижимости с учетом предусмотренного статьёй 7 названного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.

Кадастровый паспорт от 07.05.2009 № 304/09-1805 на земельный участок с кадастровым номером 19:04:990101:166 также содержит указание на то, что в государственный кадастр недвижимости номер внесен 16.01.1995 года и в графе «Особые отметки» содержится ссылка на свидетельство о праве собственности на земельный участок от 16.01.1995 № 876584.

К указанному свидетельству на право собственности на землю от 16 января 1995 года приложением 1 является «Чертеж границ земель ЗАО «Алтайское»», выполненный, как указано в самом чертеже, на основании Проекта перераспределения земель ЗАО «Алтайское» Алтайского района (далее - Проект перераспределения земель ЗАО «Алтайское»), разработанного институтом СибНИИПИ землеустройства и мелиорации в 1993 году и утвержденного постановлением администрации Алтайского района 14.07.1994 года № 212 «Об утверждении проектов перераспределения земель акционерных обществ Алтайского района».

В соответствии с частью 10 статьи 38 Закона о кадастре (в том числе в редакции, действовавшей на 24.02.2010), образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

При образовании земельного участка по ул. Кольцевая, 60, в с. Белый Яр, РХ, администрации МО Алтайский район следовало учесть факт нахождения в смежном землепользовании земель ЗАО «Алтайское» и произвести образование участка с соблюдением прав участников долевой собственности, с учётом проекта перераспределения земель АОЗТ «Алтайское», который был утвержден постановлением администрации Алтайского района 14.07.1994 № 212 «Об утверждении проектов перераспределения земель акционерных обществ Алтайского района».

Согласно части 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Под заинтересованными лицами согласно пункту 3 статьи 39 Закона о кадастре подразумеваются лица, обладающие смежными земельными участками, в том числе, на праве собственности.

Состав и содержание работ по оформлению землеустроительной документации при межевании объектов землеустройства определены в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).

Согласно пункту 11 Методических рекомендаций лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее, чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (пункты 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций).

Вместе с тем, пунктом 14.5 Методических рекомендаций предусмотрено, что процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

Из данных положений следует, что согласование местоположения границ земельного участка со смежным землепользователем обязательно при наличии у него права собственности на смежный земельный участок.

Землеустроительная документация, полученная в результате проведения землеустройства, а именно Проект перераспределения земель ЗАО «Алтайское», был включен в государственный фонд данных, и в обязательном порядке должен был учитываться при межевании и постановке на кадастровый учет смежных земельных участков в силу требований части 2 статьи 45, части 1 и 3 статьи 39 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей в период образования спорного земельного участка), подпункта 5 пункта 23 Требований к подготовке межевого плана, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412, пункта 6 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 660.

По ходатайству истцов судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза. Эксперту были представлены сведения из фонда данных Республики Хакасия о значениях четырех координат пересечений осей X и Y, отраженных на фрагменте графической части проекта перераспределения ЗАО «Алтайское», третий ряд, лист № 15 в системе координат СК 166, а также кадастровая выписка из государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 с содержанием координат характерных точек в системе координат СК 166.

В результате проведённой экспертизы эксперт пришел к категорическому выводу о наличии пересечений границ земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983, расположенного по адресу: <...>, с контуром обособленного земельного участка № 3, входящего в состав объекта единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:0166, согласно данным чертежа границ земель ЗАО «Алтайское», являющегося приложением к свидетельству на право собственности на землю от 16.01.1995 серии РФ-1-РХ-04 и проекта перераспределения земель АОЗТ «Алтайское», (стр. № 12 данного заключения), в точках 4 и 5 (нумерация из выписки о земельном участке от 20.05.2013 №1900/13-46582).

О наличии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983 с контуром обособленного земельного участка № 3, входящего в состав объекта единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:0166 (стр. № 12 данного заключения), в точке 2 (нумерация из выписки о земельном участке от 20.05.2013 №1900/13-46582) экспертом сделан вероятный вывод с учетом допустимой погрешности.

В результате экспертом выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983 с обособленным земельным участком № 3, входящим в состав объекта единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:0166 (стр. № 12 данного заключения).

Поскольку имеет место наложение земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983, принадлежащего ответчикам, и земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:0166, принадлежащего истцам, что подтверждается заключением эксперта от 13.06.2013 № 01, следовательно, право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами.

Частями 7 и 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части; при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Как следует из материалов дела, границы муниципального образования Белоярский сельсовет на дату образования спорного земельного участка не были определены. В материалы дела ответчиками не представлено достоверных доказательств того, что обособленный земельный участок № 3 на дату образования спорного земельного участка находился в границах муниципального образования или пересекал их.

То обстоятельство, что на дату рассмотрения дела в государственный кадастр внесены границы муниципального образования Белоярский сельсовет, не влияет на существо спора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае закрытого акционерного общества «Алтайское» и общества с ограниченной ответственностью «Алтай».

В материалах дела не содержится доказательств того, что истцами принималось решение о передаче обособленного земельного участка № 3 какому-либо субъекту, в том числе муниципальному образованию Алтайский район в собственность или во владение и пользование.

В обоснование наличия у ответчика оснований для приобретения в собственность спорного земельного участка Администрация МО Алтайский район ссылается на положения абзаца 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, введенной вступившим с 01.07.2006 в законную силу Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Пунктами 1, 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.

Таким образом, статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.

В этой связи земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (абзац 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

Спорный земельный участок передан управлению образования администрации МО Алтайский район на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления от 24.11.2011 № 767, то есть после вступления в законную силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.

Таким образом, передача администрацией МО Алтайский район в рамках предоставленных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ полномочий спорного земельного участка учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования не влечет разграничение права собственности на него и приобретения соответствующего права муниципальным образованием.  В материалах дела отсутствуют доказательства передачи спорного земельного участка из государственной собственности в собственность муниципального образования Алтайский район.

Постановление Администрации МО Алтайский район от 24.11.2011 № 767, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование управлению образования администрации МО Алтайский район, не является основанием возникновения права собственности МО Алтайский район на указанный земельный участок.

Кроме того, часть земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:0166 (обособленный земельный участок № 3) на момент принятия Администрацией МО Алтайский район постановления от 24.11.2011 № 767 не находилась в административных и кадастровых границах МО Белоярский сельсовет и принадлежала участником долевой собственности, вследствие чего распоряжение данной территорией произведено Администрацией МО Алтайский район незаконно. Соответственно, права на этот участок у ответчиков не возникли.

Таким образом, администрация муниципального образования Алтайской район в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок, и не указала оснований, по которым спорный земельный участок мог быть отнесен к муниципальной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление от 29.04.2010 № 10/22) оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника, такое решение является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, запись в ЕГРП о государственной регистрации права собственности МО Алтайский район на спорный земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983, произведенная на основании постановления от 24.11.2011 № 767, а также запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за управлением образования администрации муниципального образования Алтайский район подлежат прекращению.

Довод Администрации МО Алтайский район о том, что 12.12.2012 Решением Совета депутатов Белоярского сельсовета № 79 утвержден генеральный план, согласно которому на территории населенного пункта села Белый Яр отсутствуют земельные участки, отнесённые в соответствии с территориальным зонированием к землям сельскохозяйственного назначения, не влияет на существо спора, поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 с наложением на обособленный земельный участок - контур № 3, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 19:04:000000:0166, был образован до утверждения генерального плана, регистрация на него права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования за ответчиками также были произведены до утверждения генерального плана.

Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которыми понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, один лишь факт утверждения генерального плана не является основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков.

До настоящего времени в государственный кадастр недвижимости относительно земельного участка кадастровым номером 19:04:000000:0166 не вносились сведения об изменении категории земель в связи с включением его или входящих в его состав обособленных земельных участков в связи с включением в границы какого-либо населенного пункта, в связи с чем, категория земель и вид разрешенного использования обособленного земельного участка - контур № 3, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 19:04:000000:0166, не изменились.

На момент рассмотрения дела право собственности истцов не оспорено и не прекращено. Доказательства того, что правоустанавливающие документы истцов были оспорены в судебном порядке, в материалах дела отсутствуют.

Учитывая изложенное, а также то, что ответчиками не представлено сведений о выбытии части земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:0166 (обособленный земельный участок № 3) из собственности истцов, требования о признании отсутствующим зарегистрированных прав ответчиков на земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 подлежит удовлетворению.

Требование об аннулировании (исключении) сведений о земельном участке с кадастровым номером 19:04:010101:1983 из государственного кадастра недвижимости, заявленное истцом в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве требований о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права также подлежит удовлетворению. Такое восстановление, исходя из требований Закона о кадастре, возможно только на основании судебного решения, так как иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных и прав и интересов.

Учитывая требования частей 1 и 3 статьи 39 Закона о кадастре, лицо, производившее межевание земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983 должно было согласовать с собственниками земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:0166 местоположение границ образуемого земельного участка.

Отсутствие такого согласования являлось, в силу требований части 10 статьи 38 Закона о кадастре, препятствием для образования и осуществления кадастрового учета земельного участка.

Кроме того, из схемы наложения границ обособленного земельного участка № 3 на проект перераспределения земель ЗАО «Алтайское», составленной экспертом в рамках проведённой судебной экспертизы, следует, что земельный участок с кадастровым номером 19:04:010101:1983 практически полностью налагается на контур обособленного земельного участка № 3, то есть фактически образован из земельного участка, являющегося общей долевой собственностью.

В силу пункта 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.12.2009) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вместе с тем, на 24 февраля 2010 года (дата постановки на кадастровый учет земельного участка под № 19:04:010101:1983) участники долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:0166 соглашений об образовании земельного участка с местоположением: РХ, <...>, не принимали, и выдел такого участка для муниципального образования Алтайский район на указанную дату не производили.

Органом кадастрового учёта не были выполнены требования пункта 6 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 № 660, согласно которым присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ (выделение, слияние, разделение, перераспределение) по формированию вновь образованных земельных участков, следовательно, кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 19:04:010101:1983 произведен незаконно, что привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений и как следствие, нарушению прав собственников земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:0166, в том числе истцов. Следовательно, сведения о земельном участке кадастровым номером 19:04:010101:1983 подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости как недействительные.

С учётом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Государственная пошлина по делу составляет 8 000 рублей, по результатам рассмотрения дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчиков. Поскольку при обращении в суд уплата государственной пошлины произведена обществом с ограниченной ответственностью «Алтай», с ответчиков в пользу указанного лица подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по 4 000 рублей с каждого.

Судебные издержки общества с ограниченной ответственностью «Алтай», связанные с проведением экспертизы в сумме 15 000 рублей также подлежат с ответчиков в пользу указанного лица по 7 500 рублей с каждого.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить иск:

- признать отсутствующим право собственности на земельный участок с местоположением: <...>, кадастровый номер 19:04:010101:1983, зарегистрированное за муниципальным образованием Алтайский район 10 июля 2012 года в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись о регистрации № 19-19-09/002/2012-426;

- признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с местоположением: <...>, кадастровый номер 19:04:010101:1983, зарегистрированное за управлением образования администрации муниципального образования Алтайский район 26 декабря 2011 года в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись о регистрации № 19-19-09/011/2011-469;

- исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, внесённые 24.02.2010, о земельном участке с местоположением: <...>, с кадастровым номером 19:04:010101:1983.

2. Взыскать с Администрации муниципального образования Алтайский район в пользу общества с ограниченной ответственностью «Алтай» 4 000 (четыре тысячи) рублей расходов по государственной пошлине и 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей судебных издержек.

3. Взыскать с управления образования администрации муниципального образования Алтайский район в пользу общества с ограниченной ответственностью «Алтай» 4 000 (четыре тысячи) рублей расходов по государственной пошлине и 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей судебных издержек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья С.М. Тропина