ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-6069/16 от 08.08.2016 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

15 августа 2016 года                                                                                      Дело № А74-6069/2016

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2016 года. Полный текст решения изготовлен 15 августа 2016 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Ю. Ишь

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.В. Надеевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Республики Хакасия

к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка от 31.12.2014, заключённого в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:10:010732:109 и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

с участием в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании представителя истца – ФИО2 на основании служебного удостоверения.

Прокурор Республики Хакасия, действующий в интересах муниципального образования Усть-Абаканского района Республики Хакасия в лице администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1:

- о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка от 31.12.2014, заключённого в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:10:010732:109;

- о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 вернуть муниципальному образованию Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района земельный участок с кадастровым номером 19:10:010732:109, площадью 4697 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, рп. Усть-Абакан, в 100 м на юго-восток от дома № 20 по ул. Кедровая и обязании муниципального образования Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района вернуть ФИО1 денежные средства в размере 10 000 руб.

В судебном заседании 22 июня 2016 года представитель администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия пояснил, что не намерен вступать в дело в качестве истца, поскольку считает требования прокурора необоснованными.

Определениями от 18.05.2016, 28.06.2016 к участию в дело в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия, приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия осуществлять действия по регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:10:010732:109, площадью 4697 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, рп. Усть-Абакан, в 100 м на юго-восток от дома № 20 по ул. Кедровая.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчики и третье лицо в судебное заседание не явились. Ответчики направили отзывы на исковое заявление, в которых выразили несогласие с иском.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков и третьего лица.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав пояснения представителя истца, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

09.09.2014 глава КФХ ФИО1 обратился в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, рп. Усть-Абакан, в 100 м от дома № 20 по ул. Кедровая, для строительства кроличьей фермы.

01.10.2014 руководителем Управления имущественных отношений администрации Муниципального образования Усть-Абаканский район ФИО3 утверждена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, рп. Усть-Абакан, в 100 м на юго-восток от дома № 20 по ул. Кедровая, категория земель: земли населенных пунктов, для строительства кроличьей фермы.

17.11.2014 земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 19:10:010732:109, площадь 4697 кв.м., категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства кроличьей фермы.

31.12.2014 главой Усть-Абаканского района принято постановление № 2664-п о предоставлении ФИО1 в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 19:10:010732:109, площадью 4697 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, рп. Усть-Абакан, в 100 м на юго-восток от дома № 20 по ул. Кедровая, категория земель: земли населенных пунктов, для строительства кроличьей фермы. Цена выкупа - 10 000 руб.

31.12.2014 Муниципальным образованием Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района и главой КФХ ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 19:10:010732:109, из земель населенных пунктов, для строительства кроличьей фермы.

31.12.2014 сторонами договора подписан акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 19:10:010732:109.

16.01.2015 денежные средства в размере 10 000 руб. перечислены на расчетный счет Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района.

18.03.2015 право собственности ФИО1 на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в результате выявлены нарушения требований закона при продаже органом местного самоуправления главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 спорного земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства кроличьей фермы.

Полагая, что договор купли-продажи земельного участкам нарушает требования закона, посягает на публичные интересы, в связи с чем, подлежит признанию недействительным в силу ничтожности, прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив доводы искового заявления, а также представленные участниками дела доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов (подпункты 1 и 2 пункта 1).

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации основа правового режима спорного земельного участка населенного пункта определена Правилами землепользования и застройки Усть-Абаканского поссовета, утвержденными решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 44, в соответствии с которыми участок расположен в производственной зоне (Ш, коммунально-складская зона, предназначена для размещения коммунальных и складских объектов (стр. 25 Правил), в том числе, на момент обращения ФИО1 с заявлением в администрацию района (09.09.2014) и дату продажи земельного участка (31.12.2014). Зона сельскохозяйственного использования в отношении данного участка не устанавливалась.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно Генеральному плану Усть-Абаканского поссовета, утвержденному решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 43, Правилам землепользования и застройки Усть-Абаканского поссовета, утвержденным решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 44, земельный участок с кадастровым номером 19:10:010732:109 находится в производственной зоне (Ш, коммунально-складская зона) (схема нахождения земельного участка, выполненная государственным инспектором в Усть-Абаканском районе, городе Сорске по использованию и охране земель).

Из постановления главы Усть-Абаканского района от 31.12.2014 № 2664-п следует, что земельный участок предоставлен ФИО1  в собственность в соответствии со статьями 15, 29, 37, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Вместе с тем, статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулируется исключительно правовой режим и оборот земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» также установлен порядок предоставления фермерским хозяйствам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, следовательно, не мог быть предоставлен в собственность в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут приобретаться земельные участки только из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1). Участки, входящие в состав земель иных категорий, предоставляются лишь для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства (пункт 2).

Порядок предоставления земельных участков для строительства устанавливался действующей в период предоставления земельного участка статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки могли быть предоставлены исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Торги при отчуждении органом местного самоуправления ФИО1 земельного участка не проводились.

Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка из земель населенных пунктов для строительства кроличьей фермы нарушены требования статей 7, 30, 34, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статей 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», земельный участок продан без соблюдения принципа целевого использования земельных участков и установленного градостроительным регламентом правового режима, без обеспечения эффективности, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, в качестве объекта продажи выступил земельный участок, не относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, а относящийся к категории земель населенных пунктов.

Постановление администрации Усть-Абаканского района от 31.12.2014 № 2664-п о предоставлении ФИО1 в собственность путем выкупа земельного участка не соответствует требованиям названного законодательства и не подлежит применению в порядке абзаца 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац 4 пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).

Генеральный план Усть-Абаканского поссовета, утвержденный решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 43, Правила землепользования и застройки Усть-Абаканского поссовета, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 44, опубликованы в газете «Усть-Абаканские известия» от 19.10.2012 (спецвыпуск), размещены на официальном сайте администрации Усть-Абаканского поссовета.

Сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 19:10:010732:109 относится к категории земель населенных пунктов, расположен в производственной зоне (П1) являются общедоступными, соответственно известны администрации Усть-Абаканского района, Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района при утверждении схемы расположения границ земельных участков на кадастровом плане территории (01.10.2014), принятии постановления о предоставлении земельного участка в собственность и заключении договора купли-продажи (31.12.2014).

Отсутствие сведений о разрешенном использовании земельного участка в государственном кадастре недвижимости не может быть использовано для обхода установленных Земельным кодексом РФ публичных процедур (торгов) предоставления земельных участков в собственность, не является основанием для неприменения к земельному участку правового режима земель, установленного градостроительным регламентом территориальных зон, который определяет основу правового режима земельных участков и обязателен для исполнения всеми собственниками, пользователями земельных участков, то есть является правоустанавливающим документом по отношению к государственному кадастру недвижимости, который ведется с целью учета сведений об объектах недвижимости (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Установленные Земельным кодексом Российской Федерации принципы предоставления земельных участков, правила их оборота с учетом категории земель и видов разрешенного использования, требования закона о проведении торгов при отчуждении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны обеспечить эффективное использование публичной собственности, гарантируют справедливое и открытое распределение таких земель, направлены на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключение необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим.

Несоблюдение органом местного самоуправления правил распоряжения земельными участками влечет не только нарушение закона, но и публичных интересов, в целях соблюдения которых установлены названные правила, исключает возможность эффективного распоряжения земельными участками, чем нарушает экономические интересы муниципального образования Усть-Абаканский район, интересы неопределенного круга лиц, лишает их возможности приобрести права на земельные участки на равных условиях, необоснованно создает приоритеты (преимущества) для ФИО1 на получение прав в отношении данного земельного участка.

Нарушение условий прозрачности и открытости процедуры предоставления земельных участков не соответствует также требованиям законодательства о противодействии коррупции. В числе основных принципов противодействия коррупции законодательство устанавливает законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункты 2, 3, 6 статьи 3, пункт 14 статьи 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Правила оборота земельных участков, принципы публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами, которые обязаны осуществлять свои полномочия в интересах населения муниципального образования.

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Договор купли-продажи земельного участка от 31.12.2014, заключенный Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района и ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:10:010732:109, нарушает установленный статьями 7, 30, 34, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьями 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» порядок распоряжения земельными участками, посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В результате заключения договора купли-продажи земельного участка от 31.12.2014 ФИО1 в собственность получен земельный участок с кадастровым номером 19:10:010732:109, на счет Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района поступили денежные средства в размере 10 000 руб.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункты 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, при предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка с кадастровым номером 19:10:010732:109из земель населенных пунктов для строительства кроличьей фермы, органом местного самоуправления нарушены требования статей 7, 30, 81, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», земельные участки проданы без соблюдения принципа целевого использования земельных участков, без обеспечения публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, что посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, поскольку в данном случае задействован неопределённый круг лиц, которые могут быть потенциальными приобретателями и высказать своё отношение по факту приобретения в собственность спорного земельного участка.

Доводы ответчиков, изложенные в отзыве, арбитражный суд отклоняет как несостоятельные, поскольку материалами дела подтверждается нарушение порядка предоставления спорных земельных участков в собственность.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришёл к выводу, что требования прокурора Республики Хакасия о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка от 31.12.2014 и применении последствий недействительности этой сделки подлежат удовлетворению в полном объёме.

Государственная пошлина по иску составляет 9000 руб. (6000 руб. за иск и 3000 руб. за обеспечительные меры). В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчиков в равных долях. Поскольку истец и ответчик (Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия) освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 4500 руб. подлежит взысканию с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 102, 110, 166 – 171, 174, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить иск:

признать недействительным в силу ничтожности договор купли-продажи земельного участка от 31.12.2014, заключённый между Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки:

- обязать главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1передать Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу земельный участок, площадью 4697 кв.м, с кадастровым номером 19:10:010732:109, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, рп. Усть-Абакан, в 100 м на юго-восток от дома №20 по ул. Кедровая;

- взыскать с Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 10 000 (десять тысяч) руб.

2. Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в доход федерального бюджета 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб. государственной пошлины по делу.

Настоящее решение после вступления его в законную силу является основанием для погашения регистрационной записи о праве собственностиФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 19:10:010732:109.

Обеспечительные меры, принятые арбитражным судом определением от 25.05.2016, не препятствуют погашению записей о регистрации права ФИО1

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в суд апелляционной инстанции - Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия

Судья                                                                                                                                  Н.Ю. Ишь