ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-6228/2011 от 04.04.2012 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело №А74-6228/2011

11 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2012 года. Решение в полном объёме изготовлено 11 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи А.В. Лиходиенко,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ж.В. Кимяевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Военному комиссариату Республики Хакасия (1901022160, ОГРН <***>),

к Министерству финансов Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>).

о взыскании 9 976 533 рублей,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика федерального государственного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, а также на стороне истца негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Абаканская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ИНН <***>), негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Черногорская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ИНН <***>), негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Саяногорский спортивно-технический клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Республики Хакасия (ИНН <***>), местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Орджоникидзевского района Республики Хакасия (ИНН <***>).

при участии в заседании представителей:

истца – председателя ФИО1 по паспорту,

Военного комиссариата РХ – ФИО2 по доверенности от 10.01.2012,

Минфина России –ФИО3 по доверенности от 19.05.2010,

НОУ Абаканская ОТШ ДОСААФ России – начальника ФИО4 приказ № 07 от 11.05.2005,

Саяногорского СТК ДОСААФ России РХ –ФИО4 по доверенности № 1 от 27.02.2012,

НОУ ДПО Черногорская АШ ДОСААФ России –ФИО4 по доверенности № 2 от 28.02.2012,

МО ДОСААФ России Орджоникидзевского района РХ –ФИО4 по доверенности № 1 от 27.02.2012.

Региональное отделение общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением о взыскании с Военного комиссариата Республики Хакасия, а при недостаточности денежных средств – с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 9 971 533 рублей, в том числе 8 546 418 рублей долга по государственным контрактам, 1 425 115 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.12.2009 по 20.11.2011. Истец также просил взыскать 5 000 рублей судебных расходов.

Определением от 18.01.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации и федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Определением от 13.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Абаканская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Черногорская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Саяногорский спортивно-технический клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Республики Хакасия, местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

Определением от 29.02.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Представитель истца заявленные требования поддержал. Пояснил, что документов подтверждающих понесенные расходы в размере 5 000 рублей представить не может.

Представитель Военного комиссариата РХ исковые требования не признал, полагает, что оснований для взыскания денежных средств с Военного комиссариата РХ не имеется, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Представитель Минфина России поддержал ранее представленные возражения, просил в иске к Минфину России отказать.

Представитель третьих лиц участвующий в судебном заседании поддержал ранее обозначенную позицию истца.

Ранее Минобороны России и ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие в связи с невозможностью выезда в другой регион.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:

В 2009 году в Сибирском военном округе проведён открытый конкурс на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учётным специальностям в 2009 году.

По его результатам Министерство обороны Российской Федерации (Заказчик) и Хакасская республиканская организация Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ) (Исполнитель) 25.06.2009 заключили государственный контракт на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 году.

В соответствии с пунктом 1.1 предметом контракта является организация «Исполнителем» подготовки граждан по военно-учетной специальности «специалист коротковолновых радиостанций малой мощности».

Согласно пункту 1.5 контракта объём подготовки специалистов - «специалист коротковолновых радиостанций малой мощности» - лот № 8 составляет 90 (девяносто) человек, по цене одного специалиста 18 132 рубля.

На основании пункта 2.1. общая стоимость (цена) услуг по условиям контракта составляет 1 631 880 рублей.

Также Министерство обороны Российской Федерации (Заказчик) и Хакасская республиканская организация Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ) (Исполнитель) 25.06.2009 заключили государственный контракт на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 году.

В соответствии с пунктом 1.1 предметом контракта является организация «Исполнителем» подготовки граждан по военно-учетной специальности «Водитель автомобилей категории «С».

Согласно пункту 1.5 контракта объём подготовки специалистов – «Водитель автомобилей категории «С» - лот № 31 составляет 460 (четыреста шестьдесят) человек, по цене одного специалиста 26 922 рубля.

На основании пункта 2.1. общая стоимость (цена) услуг по условиям контракта составляет 12 384 120 рублей.

Пунктами 2.2. контрактов предусмотрено, что заказчик вправе произвести авансирование исполнителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по счетам исполнителя на истребование аванса, а в мае и ноябре с представлением акта сдачи-приёма оказанных услуг.

Приёмка услуг в соответствии с пунктами 2.3 контрактов осуществляется в порядке, установленном приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 года № 202. Услуги считаются оказанными полностью только после подписания в ноябре итогового акта сдачи-приёмки услуг «Исполнителем» и «Заказчиком».

В субъектах Российской Федерации акты сдачи-приёмки услуг по итогам полугодия составляются совместно военными комиссарами и представителями «Исполнителя» по форме, установленной «Заказчиком». Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации направляют указанные акты сдачи-приёма услуг через военные округа в Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (пункты 2.4. контрактов).

В соответствии с актом сдачи-приёмки услуг на 01.07.2009, определённых государственными контрактами от 25.06.2009 на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 году заказчиком приняты услуги по подготовке 322 специалистов стоимостью 8 238 174 рубля. В подписанных «Итогах», указано, что подготовлено 49 специалистов коротковолновых радиостанций малой мощности и 273 водителя автомобилей категории «С».

В соответствии с актом сдачи-приёмки услуг на 20.11.2009, определённых государственными контрактами от 20.11.2009 на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 году заказчиком приняты услуги по подготовке 17 специалистов по ВУС 420 стоимостью 308 244 рубля. В подписанных «Итогах», указано, что подготовлено 17 специалистов коротковолновых радиостанций малой мощности.

В соответствии с актом сдачи-приёмки услуг на 08.12.2009, определенных государственными контрактами от 25.06.2009 на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 году заказчиком приняты услуги по подготовке 86 специалистов по ВУС 837 (водители транспортных средств категории «С») стоимостью 2 315 292 рубля. В подписанных «Итогах», указано, что подготовлено 86 водителя автомобилей категории «С».

В соответствии с актом сдачи-приёмки услуг на 25.12.2009, определённых государственными контрактами от 25.06.2009 на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 году заказчиком приняты услуги по подготовке 52 специалистов по ВУС 837 (водители транспортных средств категории «С») стоимостью 1 399 944 рубля. В подписанных «Итогах», указано, что подготовлено 52 водителя автомобилей категории «С».

В качестве частичной оплаты оказанных услуг по подготовке водителей истцу платёжным поручением № 809 от 11.09.2009 перечислено 3 715 236 рублей, на что также указывают Министерство обороны Российской Федерации и ФГУ «Сибирское ТУИО Минобороны России.

Неисполнение обязательств по полной оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованием о взыскании 8 546 418 рублей основного долга и 1 425 115 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьями 8, 153 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.

Между истцом и ответчиком в соответствии со статьями 307, 309, 779-782 Гражданского кодекса Российской Федерации возникли взаимные обязательства, вытекающие из договора возмездного оказания услуг, которые должны исполняться надлежащим образом и в соответствии с условиями договора. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Истец во исполнение условий контрактов от 25.06.2009 оказал услуги по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, которые ответчик оплатил частично, тем самым нарушил условия договора и положения статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Задолженность ответчика перед истцом за оказанные услуги составила 8 546 418 рублей, что подтверждается представленными в дело актами сдачи-приёмки услуг, определенных государственными контрактами от 25.06.2009 года на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 году и итогами подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общеобразовательных учреждениях Хакасского республиканского Совета РОСТО (ДОСААФ) подписанными со стороны заказчика военным комиссаром Республики Хакасия.

Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности регулируются Федеральным законом № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), согласно пункту 7 статьи 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 704 от 01.12.2004 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата (подпунктах 4 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Министерство обороны Российской Федерации определено государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу.

Таким образом, компенсация расходов связанных с подготовкой граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется Министерством обороны Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 раздела II Положения о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1132 от 01.09.2007, на военные комиссариаты возложены задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Согласно пункту 4 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путём перечисления на счёта получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе

Таким образом, расходы, понесенные истцом вследствие осуществления подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, подлежат компенсации государством в силу прямого указания закона.

Источник денежных средств, необходимых для проведения подготовки призывников – казна – определяется направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007г. № 1132, на военные комиссариаты возложены задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (пункт 26 раздела II).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд признал доказанным факт оказания истцом услуг в рамках заключённых контрактов и их принятия на сумму 12 261 654 рубля.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Министерство обороны Российской Федерации доказательств оплаты оказанных услуг, в предъявляемом истцом размере не представило.

При этом доводы о наличии или отсутствии соответствующего бюджетного финансирования не могут являться основанием для отказа в оплате принятых услуг (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»)

Кроме того, согласно приложению № 6 к Федеральному закону № 204-ФЗ от 24.11.2008 «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» на цели подготовки граждан по ВУС в 2009 году из федерального бюджета выделено
 1 500 000 тыс. руб.

Согласно приложению № 3 к Федеральному закону № 255-ФЗ от 03.10.2010 «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год» на подготовку граждан по ВУС в 2009 году было израсходовано 1 257 067,8 тыс. руб.

Таким образом, деньги для финансирования подготовки граждан по ВУС Министерству обороны Российской Федерации были выделены в полном объёме.

С учётом указанных обстоятельств, арбитражный суд считает обоснованными требование истца о взыскании 8 546 418 рублей с Министерства обороны Российской Федерации – заказчика по контрактам от 25.06.2009.

При этом арбитражный суд отказывает в удовлетворении иска к Военному комиссариату Республики Хакасия и к Министерству финансов Российской Федерации, поскольку указанные лица не являются стороной контракта и в силу условий контракта на них не возложена обязанность по оплате оказанных и принятых услуг.

Оснований для применения положений статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

В соответствии с бюджетным законодательством финансирование подготовки призывников осуществляется Министерством обороны Российской Федерации за счёт и в пределах средств, утвержденных для Министерства обороны Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год на расходы по разделу «Национальная оборона».

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает солидарной ответственности Военного комиссариата Республики Хакасия и Министерства финансов Российской Федерации по рассматриваемым денежным обязательствам.

Доводы Министерства обороны Российской Федерации и ФГУ «Сибирское ТУИО Минобороны России о том, что подготовка осуществлялась лишь в части (осенний призыв 2009 года), опровергается актами сдачи-приёмки услуг в рамках указанных государственных контрактов, а также документами, свидетельствующими о проведении учёбы и принятии экзаменов, представленными истцом в материалы дела.

Ссылка Министерства обороны Российской Федерации и ФГУ «Сибирское ТУИО Минобороны России на то, что, по их мнению, гербовая печать, проставленная на актах сдачи-приёмки услуг от 01.07.2009, является печатью введённой лишь в 2010 году, опровергается письменными пояснениями Военного комиссариата Республики Хакасия.

Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 1 425 115 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.12.2009 по 20.11.2011 в соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проверив расчёт процентов за пользование чужими денежными средствами, арбитражный суд признал его верным в части подлежащей применению ставки рефинансирования.

Согласно расчёту арбитражного суда, с учётом ставки рефинансирования действующей на момент предъявления иска, размер процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 1 343 586 рублей 14 копеек, из расчёта 8 546 418 х 8,25% : 360 х 686 дней (с 26.12.2009 по 20.11.2011).

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 9 889 986 рублей 14 копеек, в том числе 8 546 418 рублей основного долга и 1 343 568 рублей 14 копеек процентов. В остальной части иск удовлетворению не подлежит.

Государственная пошлина по делу составила 72 882 рублей 66 копеек, в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика и истца пропорционально удовлетворённым требованиям: 72 250 рублей 40 копейки на ответчика и 632 рубля 26 копеек на истца.

Поскольку истцу при подаче иска предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, а ответчик освобождён от её уплаты, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета 632 рубля 26 копеек государственной пошлины.

Также истец просил взыскать судебные расходы по делу в размере 5000 рублей.

Поскольку истцом не представлено доказательств понесения расходов в указанной сумме, данное требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать в удовлетворении иска к Военному комиссариату Республики Хакасия и к Министерству финансов Российской Федерации.

2. Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Республики Хакасия 9 889 986 (девять миллионов восемьсот восемьдесят девять тысяч девятьсот восемьдесят шесть) рублей 14 копеек, в том числе 8 546 418 (восемь миллионов пятьсот сорок шесть тысяч четыреста восемнадцать рублей) рублей основного долга и 1 343 568 (один миллион триста сорок три тысячи пятьсот шестьдесят восемь) рублей 14 копеек процентов.

Отказать в удовлетворении остальной части иска.

3. Взыскать с регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Республики Хакасия в доход федерального бюджета 632 (шестьсот тридцать два) рубля 26 копеек государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.

Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья А.В. Лиходиенко