АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
15 сентября 2021 года Дело № А74-6544/2021
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2021 года.
Решение в полном объёме изготовлено 15 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.В. Чумаченко, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ю.В.Девяшиной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Республики Хакасия в интересах Российской Федерации в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>), обществу с ограниченной ответственностью «Спецсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным в силу ничтожности договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 17.12.2020 №189-20.
В судебном заседании приняли участие представители:
истца – ФИО1 заместитель начальника отдела прокуратуры Республики Хакасия при предъявлении служебного удостоверения серии ТО №246929 от 25.02.2019;
ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия – ведущий советник ФИО2 по доверенности от 21.12.2020 № 180-4067-ДВ, диплом от 08.07.2003;
УФАС по РХ – ФИО3 по доверенности от 31.12.2020 №04-12503/ол, при предъявлении диплома от 26.06.2013.
Прокурор Республики Хакасия в интересах Российской Федерации в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, обществу с ограниченной ответственностью «Спецсервис» о признании недействительным в силу ничтожности договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 17.12.2020 № 189-20.
Представитель истца поддержал исковые требования в полном объёме.
Представитель УФАС по РХ поддержал исковое заявление, просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия поддержал позицию, изложенную в отзыве от 21.07.2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Спецсервис», извещённое надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направило.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис».
Из доказательств, представленных в дело, пояснений лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
На официальном портале www.r-19.ru размещено извещение № 01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.
Организатором конкурса выступило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия. Приказом Министерства от 14.10.2020 № 180-П-139 определён порядок организации конкурса. Утверждена конкурсная документация, назначена конкурсная комиссия. Вместе с извещением и конкурсной документацией на сайте Правительства Республики Хакасия размещены: проект договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате; техническое задание к извещению № 01.
Подпунктом 7 пункта 1 раздела 3 конкурсной документации открытого конкурса установлено, что заявка должна содержать следующие сведения и документы: копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином праве у соискателя конкурса расположенного на территории Республики Хакасия земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения (части здания, строения, сооружения, помещения), предназначенного для хранения задержанных транспортных средств.
Техническое задание содержит требования к участнику, специализированным стоянкам для заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате. В приложении 3 конкурсной документации указаны требования к специализированным стоянкам:
1) возможность размещения на специализированной стоянке транспортных средств с учётом одного машино-места площадью 22,5 м2;
2) наличие на территории специализированной стоянки мест для хранения большегрузного транспорта или транспорта, перевозящего крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, отделённые ограждением от остальных транспортных средств;
3) наличие ограждения специализированной стоянки по периметру (металлическое, бетонное или иное) и подъездных путей;
4) въезд, выезд специализированной стоянки должен быть оборудован воротами или шлагбаумом (либо их совместное применение);
5) наличие плана расстановки транспортных средств, находящихся на специализированной стоянке, с описанием очерёдности и порядка их эвакуации в случае пожара;
6) наличие нумерации машино-мест;
7) наличие контрольно-пропускного пункта для размещения охраны и приёма посетителей;
8) наличие круглосуточной охраны, обеспечивающей ограничение доступа на территорию специализированной стоянки посторонних лиц;
9) наличие телефонной связи;
10) наличие кнопки тревожной связи;
11) наличие противопожарного оборудования;
12) наличие информационного щита;
13) наличие искусственного освещения территории специализированной стоянки;
14) наличие туалета и контейнера для сбора бытовых отходов;
15) нахождение на территории специализированной стоянки только транспортных средств, задержанных в соответствии со статьёй 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также специальных технических средств лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства;
16) наличие возможности погрузки и разгрузки задержанных транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальных технических средств, предназначенных для выполнения специальных функций по погрузке, разгрузке, перевозке и буксировке других транспортных средств.
Заявка на участие в открытом конкурсе № 03-2020 подана обществом с ограниченной ответственностью «Спецсервис» 17.11.2020. По лоту № 5 на конкурс выставлено право заключения договора на территории муниципального образования города Черногорска.
В соответствии с протоколом № 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 03-2020 от 23.11.2020 заявка общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» признана соответствующей требованиям конкурсной документации. По лоту № 5 общество предоставило документы о наличии у него земельного участка по адресу: <...>.
По результатам проведения открытого конкурса № 03-2020 по лоту № 5 победителем признано общество с ограниченной ответственностью «Спецсервис».
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Спецсервис» (исполнитель) заключён договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 17.12.2020 № 189-20, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял обязательства по оказанию услуг на перемещение, хранение и возврат задержанных в соответствии со статьёй 27.13 КоАП РФ транспортных средств на специализированную стоянку, расположенную на территории муниципального образования города Черногорска Республики Хакасия по адресу: <...>, кадастровый номер 19:02:010715:1716, площадь 6000 кв.м., вместимость 112 машиномест (пункт 1.1 договора).
Согласно пунктам 2.1.1, 2.2.1. договора заказчик вправе осуществлять контроль за исполнением условий настоящего договора исполнителем; требовать от исполнителя устранения допущенных нарушений требований нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата.
Полагая, что заключённый сторонами договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате нарушает требования закона, посягает на публичные интересы, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
28.06.2021 между ответчиками подписано соглашение о расторжении договора от 17.12.2020 № 189-20, согласно которому обязательства сторон по договору прекращаются 28.06.2021.
Исследовав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В соответствии со статьёй 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределённого круга лиц. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 166 ГК РФ требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий её недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Исходя из положений части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Учитывая изложенное выше, исходя из приведённых в обоснование иска обстоятельств, прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением в рамках своих полномочий.
Как усматривается из материалов дела, между ответчиками заключён договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 17.12.2020 № 189-20.
В части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлечёнными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанной выше нормы 27.10.2017 принят Закон Республики Хакасия № 68-ЗРХ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» (далее – Закон № 68-ЗРХ).
В абзаце 5 статьи 2 Закона № 68-ЗРХ дано определение, что специализированная стоянка - специально отведённое охраняемое оборудованное место (земельный участок или здание, строение, сооружение, помещение (части здания, строения, сооружения, помещения), принадлежащее лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства, на праве собственности или ином праве в течение срока действия договора или более, которое зарегистрировано уполномоченным в соответствии с федеральным законом органом.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.08.2018 № 446 утверждён Порядок определения лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства и требования к специализированным стоянкам (далее – Порядок № 466).
Пунктом 3.2 Порядка № 446 установлены требования к заявке на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.
Согласно подпункту 7 пункта 3.2 Порядка № 446 заявка должна содержать копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином, праве у соискателя конкурса расположенного на территории Республики Хакасия земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения (части здания, строения, сооружения, помещения), предназначенного для хранения задержанных транспортных средств, в течение срока действия договора или более, которое зарегистрировано уполномоченным в соответствии с федеральным законом органом.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 446 определение лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, осуществляется по результатам открытого конкурса на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.
Согласно пунктам 4.5, 4.6 Порядка № 446 комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией. Основания отклонения заявок комиссией определены в пункте 4.7 Порядка № 446:
1) несоответствие документов в составе заявки требованиям, установленным конкурсной документацией к соискателю конкурса;
2) невыполнение требований, установленных конкурсной документацией к оформлению соискателем конкурса заявки;
3) предоставление соискателем конкурса в составе конкурсной заявки недостоверных сведений;
4) несоответствие представленных документов техническому заданию в части вместимости специализированной стоянки и (или) наличия специализированных транспортных средств массой более 3,5 тонны, предназначенных для перемещения задержанных транспортных средств.
Аналогичные основания отклонения заявок обозначены в пункте 1 раздела 6 документации открытого конкурса.
В соответствии с Приложением № 2 Порядка № 446 утверждены требования к специализированным стоянкам, которые были в полном объёме включены организатором конкурса - Министерством в техническое задание открытого конкурса № 03-2020.
Таким образом, каждый потенциальный участник открытого конкурса № 03-2020, действуя разумно и добросовестно, обязан был подавать свои заявки, касающиеся сведений о специализированных стоянках, с условием их соответствия требованиям конкурсной документации, технического задания и Порядка № 446.
По результатам проведения открытого конкурса № 03-2020 по лоту № 5 победителем признано общество с ограниченной ответственностью «Спецсервис», с которой заключён договор № 189-20 от 17.12.2020 на оказание услуг о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате на территории муниципального образования города Черногорска Республики Хакасия (<...>, кадастровый номер 19:02:010715:1716, площадь 6000 кв.м., вместимость 112 машиномест).
Как усматривается из материалов дела, в составе заявки на участие в конкурсе обществом с ограниченной ответственностью «Спецсервис» представлен договор аренды недвижимого имущества от 09.10.2020, заключённый между администрацией города Черногорска и ООО «Черногорскэлектромонтаж» на аренду земельного участка из категории земель - земли населённых пунктов, площадью 8314,0 кв.м. с кадастровым номером 19:02:010715:716, расположенного по адресу: <...>, вид разрешённого использования «для производственных территорий промышленного назначения, для размещения производственных объектов», сроком действия до 15.09.2069; копия соглашения уступки части прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.10.2020 № 3341ю, заключённого 27.10.2020 между ООО «Черногорскэлектромонтаж» и ФИО5
Согласно условиям соглашения от 27.10.2020 земельный участок с кадастровым номером 19:02:010715:716 разделён на две части: общей площадью 6000 кв.м. и площадью 2134 кв.м. Часть прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 3341ю от 09.10.2020 в отношении земельного участка площадью 6000 кв.м. передаётся ФИО5 Соглашение заключено на срок действия договора аренды с 27.10.2020 по 15.09.2069.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Спецсервис» для участия в конкурсе не представлено документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином праве у соискателя конкурса расположенного на территории Республики Хакасия земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения (части здания, строения, сооружения, помещения), предназначенного для хранения задержанных транспортных средств, в течение срока действия договора или более.
Земельный участок с кадастровым номером 19:02:010715:716 площадью 6000 кв.м., который заявлен ООО «Спецсервис» в качестве специализированной стоянки, ООО «Спецсервис» на каком-либо праве не принадлежит.
Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Несоответствие документов о составе заявки требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с пунктом 4.7 Порядка № 446 являлось основанием для отклонения заявки. Между тем общество было допущено к участию в открытом конкурсе.
Довод Министерства о том, что им соблюдена форма торгов в виде открытого конкурса, является необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 утверждены Методические указания по расчёту тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты.
Из пункта 4 Методических указаний № 1145/16 следует, что тарифы устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определённый органами регулирования субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями настоящих Методических указаний; тарифы устанавливаются на прогнозный период, который составляет не менее календарного года.
Согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка... основы ценовой политики». Государственное регулирование рынка и цен - это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними.
Таким образом, в силу положений статьи 71 Конституции РФ определение основ единого рынка, ценовой политики относится к исключительному ведению Российской Федерации, следовательно, вопросы конкуренции, монополии как вопросы рыночного регулирования попадают в объект исключительного ведения федерального центра.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации» относятся к подзаконным актам и издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента.
Таким образом, в иерархическом ряду нормативных актов акты федеральных органов исполнительной власти имеют большую юридическую силу относительно нормативных актов органов исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с Регламентом ФАС России (пункты 1.3, 1.4) ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). ФАС России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
Следовательно, утверждённые приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 Методические указания по расчёту тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в части установления формы торгов - аукциона в целях формирования тарифа на перемещение и хранение транспортных средств являются требованием федерального законодателя, имеющего большую юридическую силу по отношению к нормативному акту органа исполнительной власти субъекта РФ.
Из вышеизложенного следует, что исполнители услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату должны быть отобраны путём проведения аукциона на понижение цены.
Довод ответчика о том, что требование не подлежит удовлетворению ввиду подписания 28.06.2021 соглашения о расторжении договора от 17.12.2020 № 189-20, судом рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.
Наличие соглашения о расторжении сделки, совершенной с нарушением закона, не препятствует признанию такой сделки недействительной. Правовой интерес прокурора в данном случае направлен на устранение допущенных сторонами нарушений и предотвращение аналогичных нарушений в будущем.
С учетом последствий расторжения договора, установленных статьей 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, расторжение договора само по себе не препятствует признанию его недействительным (ничтожным), так как согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка является таковой с момента ее совершения.
На основании изложенного, требование прокурора Республики Хакасия о признании недействительным в силу ничтожности договора на оказание услуг о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 17.12.2020 № 189-20, заключённого между Министерством и обществом с ограниченной ответственностью «Спецсервис», является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по иску составляет 6 000 руб. и по результатам рассмотрения спора, в соответствии со статьёй 110 АПК РФ, относится на ответчиков в равных долях.
Учитывая, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис».
Руководствуясь статьями 102, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1.Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным в силу ничтожности договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 17.12.2020 №189-20 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и обществом с ограниченной ответственностью «Спецсервис».
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) руб. государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.
Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Т.В. Чумаченко