ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-6683/2023 от 28.11.2023 АС Республики Хакасия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2023 года. Решение в полном объёме  изготовлено 05 декабря 2023 года. 

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Ю.Ишь при ведении  протокола секретарём судебного заседания Е.Н. Арнгольд рассмотрел в открытом судебном  заседании с использованием системы веб-конференции дело исковому заявлению прокурора  Республики Хакасия, в интересах Российской Федерации, в лице Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Хакасия, неопределенного круга лиц 

к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Абакана  «Детская музыкальная школа № 1 имени А.А.Кенеля» (ИНН <***>, ОГРН  <***>) 

к обществу с ограниченной ответственностью «Уют-Строй» (ИНН <***>, ОГРН  <***>) 

о признании недействительными контрактов от 21.03.2023 № 26/2023, № 27/2023, № 28/2023,   № 29/2023, от 28.03.2023 № 31/2023 в силу ничтожности, 

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, Управления культуры, молодежи и спорта Администрации  города Абакана (ИНН <***>, ОГРН <***>), Комитета муниципальной  экономики Администрации города Абакана (ИНН <***>, ОГРН <***>), 

при участии в судебном заседании представителей:
истца – ФИО1, на основании служебного удостоверения;
ответчика (учреждения) – ФИО2 на основании доверенности от 28.08.2023;

третьего лица - (Управления культуры, молодежи и спорта Администрации города Абакана)  - ФИО2 на основании доверенности от 18.09.2023. 

Прокурор Республики Хакасия в интересах Российской Федерации в лице Управления  Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, а также в интересах  неопределенного круга лиц обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к  муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Абакана  «Детская музыкальная школа № 1 имени А.А.Кенеля», к обществу с ограниченной  ответственностью «Уют-Строй» о признании недействительными в силу ничтожности  контрактов от 21.03.2023 № 26/2023, № 27/2023, № 28/2023, № 29/2023, от 28.03.2023   № 31/2023. 

Представитель прокурора поддержал исковые требования в полном объёме.

Представитель муниципального бюджетного учреждения дополнительного  образования города Абакана «Детская музыкальная школа № 1 имени А.А.Кенеля» возражал  против иска, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск. 

Представитель третьего лица Управления культуры, молодежи и спорта  Администрации города Абакана в удовлетворении исковых требований просил отказать. 

Ответчик общество с ограниченной ответственностью «Уют-Строй», третье лицо  Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана в судебное заседание 


своих представителей не направили, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и  месте судебного разбирательства. 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не  выразило согласие на вступление в дело на стороне истца, представило письменные  пояснения, в которых поддержало позицию прокурора. 

Информация о движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена  арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет  http://kad.arbitr.ru. 

В порядке частей 2, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие одного из ответчиков,  третьего лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия. 

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав пояснения  представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие  значение для дела. 

Во исполнение мероприятий национального проекта «Культура», государственной  программы Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия», утвержденной  постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 558, 19.01.2023 между  Министерством культуры Республики Хакасия и Администрацией г. Абакана заключено  соглашение № 95701000-1-2023-003 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта  Российской Федерации местному бюджету на государственную поддержку отрасли культуры. 

Предметом Соглашения является предоставление из бюджета Республики Хакасия в 20232025 годах бюджету муниципального образования г. Абакан субсидии на государственную  поддержку отрасли культуры (реконструкция и (или) капитальный ремонт региональных и  муниципальных детских школ искусств) и на государственную поддержку отрасли культуры  (оснащение детских школ искусств музыкальными инструментами, оборудованием и учебными  материалами), в целях достижения результатов федерального проекта «Обеспечение  качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда») в  рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» в целях  достижения результатов регионального проекта Республики Хакасия «Культурная среда» в  рамках государственной программы Республики Хакасия «Культура Республики Хакасия». 

Муниципальной программой «Развитие культуры в городе Абакане», утвержденной  постановлением Администрации г. Абакана от 14.10.2020 № 1755, на 2023 год предусмотрено  проведение капитального ремонта муниципальной детской школы искусства. 

В целях исполнения мероприятий национального проекта «Культура», региональной и  муниципальной программ и условий соглашения о предоставлении субсидии муниципальным  бюджетным учреждением дополнительного образования города Абакана «Детская музыкальная  школа № 1 им. А.А. Кенеля» (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Уют- Строй» (Подрядчик) в период с 21 по 28 марта 2023 года заключено 5 контрактов на  выполнение работ по капитальному ремонту учебного корпуса № 1, а именно: 

- от 21.03.2023 № 26/2023 с ООО «Уют-Строй» на выполнение общестроительных  работ по капитальному ремонту крыльца учебного корпуса № 1 МБУДО г Абакана «Детская  музыкальная школа № 1 им. А.А. Кенеля», цена контракта составляет 161 482 руб. 23 коп.,  срок выполнения работ: с 01.06.2023 по 25.08.2023; 

- от 21.03.2023 № 27/2023 с ООО «Уют-Строй» на выполнение общестроительных  работ по капитальному ремонту полов 1 этажа учебного корпуса № 1 МБУДО г. Абакана  «Детская музыкальная школа № 1 им. А.А. Кенеля», цена контракта составляет 333 295 руб. 21  коп., срок выполнения работ: с 01.06.2023 по 25.08.2023; 

- от 21.03.2023 № 28/2023 с ООО «Уют-Строй» на выполнение общестроительных  работ по капитальному ремонту полов 2 этажа учебного корпуса № 1 МБУДО г. Абакана  «Детская музыкальная школа № 1 им. А.А. Кенеля», цена контракта составляет 327 378 руб. 32  коп., срок выполнения работ: с 01.06.2023 по 25.08.2023; 

- от 21.03.2023 № 29/2023 с ООО «Уют-Строй» на выполнение общестроительных 


работ по капитальному ремонту системы отопления учебного корпуса № 1 МБУДО г. Абакана  «Детская музыкальная школа № 1 им. А.А. Кенеля», цена контракта составляет 496 271 руб. 02  коп., срок выполнения работ: с 01.06.2023 по 25.08.2023; 

- от 28.03.2023 контракт № 31/2023 с ООО «Уют-Строй» на выполнение работ  по капитальному ремонту системы отопления учебного корпуса № 1 МБУДО  г. Абакана «Детская музыкальная школа № 1 им. А.А. Кенеля», цена контракта  составляет 263 837 руб. 96 коп., срок выполнения работ: с 01.06.2023 по 25.08.2023. 

Прокурор обратился в суд с иском о признании контрактов от 21.03.2023 № 26/2023,   № 27/2023, № 28/2023, № 29/2023, от 28.03.2023 № 31/2023 недействительными в силу  ничтожности, указав, что указанные контракты заключены ответчиками в целях выполнения  работ по капитальному ремонту учебного корпуса № 1 МБУДО г. Абакана «Детская  музыкальная школа № 1 им. А.А. Кенеля». Данные контракты фактически образуют единую  направленность на достижение единой конечной цели закупки (капитальный ремонт учебного  корпуса образовательного учреждения), заключение контрактов в непродолжительный период  времени (с 21 по 28 марта 2023 года), прокуратура республики полагает, что фактически  спорные контракты образуют единую сделку на выполнение работ по капитальному ремонту  учебного корпуса образовательного учреждения, общей стоимостью 1 582 264 руб. 74 коп.,  искусственно раздробленную и оформленную 5 самостоятельными контрактами с целью обойти  установленные законом конкурентные процедуры, обеспечив формальное соблюдение  ограничения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ,  и заключение контрактов с определенным хозяйствующим субъектом. 

В отзыве на исковое заявление муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования города Абакана «Детская музыкальная школа № 1 имени  А.А.Кенеля» возражало против исковых требований, ссылаясь на то, что положения Закона   № 44-ФЗ не содержат каких-либо условий о невозможности заключения нескольких  контрактов, в том числе с единственным поставщиком. 

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд  пришёл к следующим выводам. 

В силу абзаца третьего части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании  недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской  Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами  местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными  предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в  уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия  субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований. 

Пунктом 1 статьи 525, пунктом 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской  Федерации установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных  нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на  поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в  соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных  нужд; государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на  поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке,  предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ,  оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным  законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). 

Из подпункта 3 пункта 1 статьи 1 Закон № 44-ФЗ следует, что настоящий Федеральный  закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и  муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления 


закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких  закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в  части, касающейся, в том числе, заключения предусмотренных настоящим Федеральным  законом контрактов. 

К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона № 44-ФЗ отнесены  повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг,  обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение  коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников. 

Названным законом установлено правовое регулирование отношений, связанных с  размещением государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание  услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе, установлен единый порядок  размещения таких заказов конкурентными способами, к которым в соответствии со статьей  24 закона относятся конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием,  двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием,  закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый  аукцион), запрос котировок, запрос предложений. 

Частью 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ установлен запрет на совершение заказчиками  любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в  том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному  ограничению числа участников закупок. 

При выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик  должен ориентироваться на конкурентные способы, как на приоритетные, что, в свою  очередь, не запрещает ему заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком,  исполнителем), но только в особых случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, с  соблюдением установленного порядка. Принятие заказчиком решения о заключении  контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должно  восприниматься им как произвольные действия, а, напротив, должно отвечать целям Закона   № 44-ФЗ, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления  закупок товаров, работ, услуг, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в  сфере закупок. 

Согласно пункту 18 Обзора судебной практики применения законодательства  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, государственный (муниципальный)  контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и  влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение  конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а, следовательно,  посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц,  является ничтожным. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что  заключенные контракты от 21.03.2023 № 26/2023, № 27/2023, № 28/2023, № 29/2023,  от 28.03.2023 № 31/2023 с обществом с ограниченной ответственностью «Уют-Строй» на  идентичных условиях, предметом которых являются работы по капитальному ремонту  учебного корпуса № 1 МБУДО г. Абакана «Детская музыкальная школа № 1 им. А.А.  Кенеля», имеют общую фактическую направленность на достижение единой хозяйственной  цели. 

Перечень закупок, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе осуществить  без проведения конкурентных процедур, является исчерпывающим и определен в части 1  статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Данная статья подлежит реализации тогда, когда отсутствует  конкурентная среда, удовлетворяющая потребностям государственного (муниципального)  заказчика, а равно в иных исключительных случаях, когда проведение торгов  нецелесообразно. 


В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами  некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации», применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской  Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы  неопределённого круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также  обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при  совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом,  является ничтожной как посягающая на публичные интересы. 

Договор, заключенный в нарушение требований Закона № 44-ФЗ без проведения  конкурса или аукциона, является ничтожной сделкой на основании пункта 2 статьи 168  Гражданского кодекса, вне зависимости от наличия в материалах дела доказательств  нарушения прав и законных интересов иных потенциальных участников закупок. При  заключении оспариваемых договоров нарушены права и законные интересы  заинтересованных лиц, которые могли стать участниками закупки и которые, по смыслу  действующего российского законодательства, считаются равными и предполагают  обязанность органов местного самоуправления обеспечить гарантии доступа всех  заинтересованных лиц к участию в публичных конкурентных процедурах на право  заключения договора о поставке товара, договора подряда. 

Фактически заключение искусственно раздробленных 5 контрактов образующих  единую сделку, искусственно разделенную для формального соблюдения ограничений Закона   № 44-ФЗ, посягает на публичные интересы в сфере закупок, поскольку противоречит основным  целям, задачам и принципам данного закона об открытости, прозрачности информации о  закупках, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков, эффективности  осуществления закупок, нарушает установленный законом запрет на совершение заказчиками  любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности  к необоснованному ограничению числа участников закупок, нарушают права неопределенного  круга лиц, которые потенциально могли принять участие в конкурентных процедурах, создает  преимущественное положение ООО «Уют-Строй». Отказ от конкурентных процедур создает  риск неэффективного использования бюджетных средств, предполагающему, в том числе,  экономию бюджетных средств. 

Таким образом, контракты от 21.03.2023 № 26/2023, от 21.03.2023 № 27/2023,  от 21.03.2023 № 28/2023, от 21.03.2023 № 29/2023, от 28.03.2023 № 31/2023 заключены МБУДО  г. Абакана «Детская музыкальная школа № 1 им. А.А. Кенеля» и ООО «Уют-Строй» в  нарушение требований, установленных частью 1 статьи 1, статьями 6, 8, частями 1,2 статьи 24,  пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,  посягают на публичные интересы и в соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса  РФ являются недействительными в силу ничтожности. 

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, учреждение осуществило  закупку с нарушениями Закона № 44-ФЗ, без проведения установленных процедур  и искусственным разделением предмета работ на 5 контрактов. 

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка  недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой  судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). 

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка,  нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на  публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна,  если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие  последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. 

Таким образом, фактическое исполнение ответчиком оцениваемых контрактов не  является основанием для отказа в иске о признании сделки недействительной. 


Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки  прокурором не заявлено. 

В этой связи суд признал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. 

Государственная пошлина по делу в сумме 30 000 руб. относится на стороны  контрактов в равных долях: по 3000 руб. за каждый контракт – на муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования города Абакана «Детская  музыкальная школа № 1 имени А.А.Кенеля» (итого – 15 000 руб.) и по 3000 руб. за каждый  контракт – на общество с ограниченной ответственностью «Уют-Строй» (итого – 15 000  руб.), являющихся сторонами в спорных контрактах. 

Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 170, 176, 180, 319 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд  

Р Е Ш И Л:

признать недействительными в силу ничтожности контракты от 21.03.2023 № 26/2023,   № 27/2023, № 28/2023, № 29/2023, от 28.03.2023 № 31/2023, заключенные между  муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования города Абакана  «Детская музыкальная школа № 1 имени А.А. Кенеля» и обществом с ограниченной  ответственностью «Уют-Строй». 

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный  апелляционный суд в течение одного месяца с момента его принятия. Жалоба подаётся  через Арбитражный суд Республики Хакасия. 

Судья Н.Ю.Ишь