АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
13 апреля 2017 года Дело № А74-680/2017
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению
публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 9 января 2017 года о назначении административного наказания по делу № 36-Т-16-АП об административном правонарушении,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1.
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – общество, ПАО «МРСК Сибири») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – управление, антимонопольный орган), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления от 09.01.2017 о назначении административного наказания по делу № 37-Т-16-АП об административном правонарушении, о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Названным постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением арбитражного суда от 17.02.2017 заявление общества принято к производству судьи Л.В. Бова, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1
Стороны о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Определением председателя третьего судебного состава арбитражного суда от 13.04.2017 настоящее дело передано из производства судьи Л.В. Бова в производство судьи И.А. Курочкиной.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 АПК РФ.
17.03.2017 от заявителя в электронном виде в дело поступили дополнения к заявлению.
В установленный судом срок ответчик представил материалы административного дела и отзыв на заявление и дополнительные пояснения, в которых указал, что, административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб. соответствует совершенному обществом правонарушению, является минимальным размером штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Третье лицо представило пояснения, в которых указало на законность оспариваемого постановления и правомерность назначенного наказания.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.
В адрес управления 05.10.2016 поступило заявление ФИО1 (вх. № 5397), на действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири» в части неисполнения обязательств, предусмотренных договором № 20.1900.4436.15 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.12.2015.
Определением управления от 13.10.2016 возбуждено дело об административном правонарушении 36-Т-16-АП, общество извещено о дате и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которое направлено обществу 17.10.2016 и получено 19.10.2016 (отчет об отслеживании отправления
с почтовым идентификатором №65501704814315).
Руководителем управления 09.11.2016 в присутствии представителя общества по доверенности от 23.12.2015 № 00/482 составлен протокол № 36-Т-16-АП по признакам административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Определением управления от 09.11.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении № 36-Т-16-АП в отношении общества назначено на 09.01.2017
в 10 час. 40 мин.
Копии протокола и определения о назначении времени и места рассмотрения
дела № 36-Т-16-АП об административном правонарушении направлены по юридическому адресу общества и получены им 14.11.2016 (почтовые уведомления №65500505298461, №65500505298447).
Постановлением антимонопольного органа от 09.01.2017 о назначении административного наказания по делу № 36-Т-16-АП об административном правонарушении, вынесенным в присутствии представителя общества по доверенности, общество привлечено к административнойответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (копия постановления получена обществом 16.01.2017 вх. № 1.7/58-вх-юр).
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, оспорило данное постановление в арбитражном суде в срок, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ.
Дело рассмотрено арбитражным судом по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частями 6, 7, 4 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
С учётом положений статей 28.3, 23.48КоАП РФ,Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 № 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2004
№ 180, арбитражный суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа с соблюдением действующего законодательства.
Порядок и процедура привлечения к административной ответственности – возбуждение дела, составление протокола об административном правонарушении, вынесение оспариваемого постановления, установленные КоАП РФ, управлением соблюдены, обществом не оспариваются.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность занарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, выразившееся в нарушении установленных законодательством порядка и сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.
Субъектом данного правонарушения выступают субъекты естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Основным видом деятельности общества, в том числе на территории Республики Хакасия, является оказание услуг по передаче электрической энергии, также общество оказывает услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э, постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации
от 19.12.1997 № 127/8 заявитель включён в реестр субъектов естественных монополий
в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 24.1.58, в отношении него введено государственное регулирование и контроль.
Общество в ходе рассмотрения материалов административного дела не отрицало своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии.
В арбитражном суде данное обстоятельство им также не оспаривается.
Таким образом, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле,
не оспаривается, что общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих обществу, расположенных на территории Республики Хакасия.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).
Правила № 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов
по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
В абзаце 1 пункта 3 Правил № 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил № 861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
С учётом характеристик, обозначенных, в том числе, в Технических условиях,
ФИО1 относится к категории, указанной в пункте 14 Правил № 861.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев, установлен для заявителей, указанных
в пунктах 12(1), 14 и 34 рассматриваемых Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, срок, указанный в пункте 16 Правил № 861, является предельным
и начинает течь с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормы действующего законодательства не предусматривают оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию
от обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Из материалов дела следует, что 18.11.2015 ФИО1 (собственник жилого дома, расположенного по адресу: <...> дачное общество Ивушка), обратился в ПАО «МРСК Сибири» с заявкой об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.
07.12.2015 между ПАО «МРСК Сибири» и ФИО1 заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.1900.4436.15 (далее – договор присоединения).
По условиям договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (электроустановки на земельном участке), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учётом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;
- категория надёжности третья;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,40 кВ.
Сетевая организация обязуется в течение пяти рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;
не позднее пяти рабочих дней с даты проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический приём (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт о разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 6 договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет
6 месяцев со дня заключения договора (пункт 5 договора присоединения).
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома на земельном участке по указанному адресу (пункт 2 договора присоединения).
Приложением № 1 к договору присоединения являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям (далее – Технические условия), согласно которым год ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя – 2016, точка присоединения – ВЛ-10кВ ф 97-01, ТП-10/0,4кВ (проектируемая), ЛЭП-0,4кВ (проектируемая) (пункты 6 и 7 Технических условий).
Основным источником питания является ПС № 110кВ Юго-Западная (пункт 8 Технических условий).
В пункте 10 Технических условий предусмотрены следующие мероприятия, которые должна выполнить сетевая организация: запроектировать и построить ТП-10/0,4 кВ; от ВЛ-10 кВ ф. №97-01 до ТП-10/0,4 кВ запроектировать и построить ЛЭП-10 кВ; установить линейный разъединитель на отпаечной ВЛ-10 кВ; от проектируемой ТП-10/0,4 кВ до границ участка заявителя запроектировать и построить ЛЭП – 0,4 кВ.
В соответствии с пунктом 11 Технических условий ФИО1 необходимо выполнить следующие мероприятия: осуществить монтаж измерительного комплекса учета энергии, соответствующего требованиям «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442); перед прибором учета установить отключающий аппарат, предусмотреть возможность его опломбирования; ввод до щита учета выполнить кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП. Место прокладки кабеля или провода должно быть доступно для беспрепятственного осмотра по всей длине прокладки.
С учётом даты заключения сторонами договора присоединения (07.12.2015) технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя должно быть осуществлено, а соответствующий акт подписан сетевой организацией не позднее 21.06.2016, 6-месячный срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанный в пункте 5 договора, истёк 07.06.2016.
Антимонопольным органом в материалы дела представлен ответ общества от 23.09.2016 №1.7/20.3/9878-исх. на обращение ФИО1, из содержания которого следует, что исполнение мероприятий, предусмотренных договором присоединения, поставлено в план приоритетных задач филиала, строительно-монтажные работы запланированы в четвертом квартале 2017 года, ввод объекта электрохозяйства в эксплуатацию – четвертый квартал 2017 года.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о выполнении сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объекта, принадлежащего ФИО1 в пределах срока, установленного Правилами № 861 и условиями договора присоединения.
Таким образом, мероприятия, обеспечивающие возможность осуществления технологического присоединения объектов потребителя в установленный договором присоединения и законодательством срок, не были выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Подлежат отклонению как несостоятельные доводы общества о том, что ФИО1 не представил доказательства выполнения принятых на себя обязательств по договору,
не уведомил сетевую организацию о готовности энергопринимающих устройств с его стороны, нарушил положения пункта 85 Правил № 861, согласно которому для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление об их выполнении с приложением копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации (пункт «а»); копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий (пункт «б»); документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приёмо-сдаточных и иных испытаний (пункт «в»); нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики (пункт «г»).
В соответствии с пунктом 86 Правил № 861 документы, указанные в подпунктах «в»
и «г» пункта 85 указанных Правил, не требуются для представления заявителями, электрохозяйство которых включает в себя только вводное устройство напряжением
до 1000В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В.
Согласно абзацу 2 пункта 83 Правил № 861 мероприятия по проверке выполнения технических условий заявителями с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт включительно (по одному источнику электроснабжения), а также заявителями, для которых в соответствии с законодательством России о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, проводятся непосредственно в процессе проведения осмотра электроустановок заявителей.
В материалах дела имеется заявление ФИО1, полученное обществом 19.07.2016, из содержания которого следует, что потребитель просит рассмотреть свое заявление и указать сроки выполнения обязательств по присоединению, 16.09.2016 представлено заявление о проверке схемы подключения прибора учета, опломбировке и подключении объекта заявителя. Между тем, на заявление от 19.07.2016 обществом был дан ответ о том, что ФИО1 необходимо представить уведомление и обязательные документы, регламентированные пунктом 85 Правил. На заявление от 16.09.2016 дан ответ, что мероприятия предусмотренные договором присоединения, в том числе строительно-монтажные работы, запланированы на четвертый квартал 2017 года.
Пунктом 8 договора присоединения установлены обязанности заявителя, к которым относятся: выполнение возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий; принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией.
Таким образом, ни договором присоединения, ни Правилами № 861 не установлена обязанность заявителя по предоставлению документации, на которую ссылается организация, обосновывая отсутствие возможности для исполнения в своей части обязательств по технологическому присоединению.
В установленный договором и действующим законодательством срок сетевая организация свои обязательства по выполнению мероприятий технологического присоединения не исполнила, вся переписка сетевой организации и заявителя осуществлялась за пределами срока, установленного договором присоединения.
Более того, письма, представленные в материалы дела, свидетельствуют о том, что на момент истечения шестимесячного срока, установленного Правилами № 861 и договором присоединения, сетевой организацией обязательства по договору не были исполнены, мероприятия по исполнению условий договора со стороны сетевой организации были запланированы в четвертом квартале 2017 года.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о нарушении ПАО «МРСК Сибири» срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу <...> дачное общество Ивушка, по договору от 07.12.2015 № 20.1900.4436.15, заключенному с ФИО1
Материалами дела подтверждается, что обществом нарушены сроки осуществления технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта по договору присоединения, заключенному с третьим лицом.
Таким образом, в действиях общества управлением установлены и доказаны признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод ПАО «МРСК Сибири» о том, что сетевая организация исполнила принятые на себя обязательства по технологическому присоединению, не требующие финансовых вложений, а затратную часть не исполнила в связи с отсутствием соответствующего финансирования, в том числе в связи с установлением обществу экономически необоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также неисполнением ОАО «Хакасэнергосбыт» обязанности по своевременной оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии, также отклоняется судом в связи с тем, что данные обстоятельства не освобождают сетевую организацию от своевременного (до 07.06.2016) и в полном объеме выполнения принятых на себя обязательств по договору присоединения. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие выполнение обществом мероприятий, не требующих финансовых вложений.
Также обществом в материалы дела не представлены доказательства наличия тяжелого финансового положения и отсутствия необходимого финансирования. Ссылка общества на решения арбитражного суда о взыскании с ОАО «Хакасэнергосбыт» задолженности и злоупотребление последним своими процессуальными правами не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Выводы суда о нарушении обществом срока технологического присоединения также подтверждаются решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14.12.2016 по делу № 2-10088/2016, вступившим в законную силу 18.01.2017, которым суд обязал общество в течение одного месяца по вступлении решения суда в законную силу осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а именно электроустановок объекта, принадлежащего ФИО1
Иные доводы заявителя оценены, проверены арбитражным судом и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают выводов, к которым пришел арбитражный суд по результатам рассмотрения заявления.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном упомянутым Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил по причинам, не зависящим от юридического лица.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В пункте 16.1 упомянутого постановления Пленума ВАС РФ разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц статья 2.2.КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ (формы вины), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
С учётом предусмотренных статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Материалами дела не подтверждён факт отсутствия у общества возможности для соблюдения требований действующего законодательства.
Арбитражный суд пришёл к выводу, что в рассматриваемом случае вина общества состоит в том, что оно имело возможность для соблюдения требований действующегозаконодательства, однако не предприняло всех зависящих мер по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями к договору присоединения.
Обстоятельств, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства, административным органом и арбитражным судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом не представлено.
Следовательно, вина общества подтверждена материалами дела.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждаются материалами дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения.
С учётом изложенного, оценив все представленные в материалы дела доказательства
в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 71, 162 и 168 АПК РФ, суд пришёл к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина общества в его совершении управлением доказаны.
Отягчающих, смягчающих либо исключающих привлечение к ответственности обстоятельств административным органом и судом не установлено, об их наличии обществом не заявлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности арбитражным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истёк.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены. Обществом данные обстоятельства не обозначены, какие-либо доказательства не представлены. Из доказательств, имеющихся в материалах дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.
Сведения, позволяющие суду отнести заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещённый на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы, общество не включено.
Размер административного штрафа определён управлением в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела.
Исключительных обстоятельств, являющихся основанием для назначения
обществу наказания в виде административного штрафа в соответствии с частью 3.2
статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального, управлением и судом не установлено.
Доказательства в обоснование ограничения финансовых возможностей общества в результате назначения административного штрафа в размере 100 000 руб., заявителем
не представлены.
В целях установления наличия исключительных и смягчающих ответственность обстоятельств арбитражный суд в определении от 17.02.2017 предлагал заявителю представить соответствующие письменные пояснения и документы, однако такие пояснения и доказательства заявителем в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, арбитражный суд полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в силу части 3 статьи 211 АПК РФ в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении
к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос распределения судебных расходов арбитражным судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 167-170, 179, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 9 января 2017 года о назначении административного наказания по делу № 36-Т-16-АП об административном правонарушении.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья И.А. Курочкина