ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-6835/2023 от 11.12.2023 АС Республики Хакасия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2023 года.  Решение в полном объеме изготовлено 18 декабря 2023 года. 

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Дьяковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.В. Лалетиной,  рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению 

Фонда развития Республики Хакасия (ИНН 1901101542, ОГРН 1141900000351)

к Контрольно-счетной палате Республики Хакасия (ИНН 1901072740, ОГРН 1061901031389)  о признании недействительным представления от 11.07.2023 № 02-03/414. 

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) в судебном заседании 30.11.2023 объявлялся перерыв до 07.12.2023,  в судебном заседании 07.12.2023 – до 11.12.2023. Информация о времени и месте заседания  суда, о перерывах в судебном заседании в соответствии с требованием части 1 статьи 121  АПК РФ размещалась на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет». 

В судебном заседании 30.11.2023 участвовали представители: 

Фонда развития Республики Хакасия – Антоневич М.В., действующий на основании  доверенности от 23.08.2023 № 11, диплома; 

Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия – Долгова Т.В., действующая на основании  доверенности от 20.01.2023 № 01-17/39, диплома. 

В судебном заседании (07.12.2023 и 11.12.2023) принимали участие представители:

Фонда развития Республики Хакасия – Антоневич М.В., действующий на основании  доверенности от 23.08.2023 № 11, диплома; 

Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия – Ягодкин А.С., действующий на  основании доверенности от 30.01.2023 № 01-17/51, диплома. 

Фонд развития Республики Хакасия (далее – фонд) обратился в арбитражный суд  с заявлением к Контрольно-счетной палате Республики Хакасия (далее – контрольно-счетная  палата) о признании недействительным представления от 11.07.2023 № 02-03/414. 

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях  в полном объеме по обстоятельствам и доводам, изложенным в заявлении и доказательствам,  представленным в материалы дела. 

Представитель контрольно-счетной палаты требования не признал по доводам отзыва  на заявление и дополнений к нему. 

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные  в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующее. 

Контрольно-счетная палата Республики Хакасия на основании пункта 1.3 плана работы  на 2023 год, утвержденного председателем 16.12.2022, вынесла распоряжение от 11.04.2023   № 14-р «О проведении контрольного мероприятия». 

Указанным распоряжением в срок с 13.04.2023 по 30.06.2023 назначено проведение  контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных  средств, направленных на реализацию регионального проекта «Создание условий для 


легкого старта и комфортного ведения бизнеса» в 2021-2022 годах» (далее – контрольное  мероприятие). 

Уведомлением от 13.04.2023 № 01-33/39 фонд извещен о проведении в отношении него  контрольного мероприятия (направлено по электронной почте). 

По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт от 21.06.2023   № 12, направленный в адрес фонда 23.06.2023 (письмо № 02-01/361). 

С актом законный представитель фонда ознакомлен, о чем имеется его подпись.

Фондом на акт предоставлены пояснения, которые рассмотрены контрольно-счетной  палатой, о чем составлено заключение от 03.07.2023. 

По результатам контрольного мероприятия составлен отчет № 02-01/4, рассмотренный  коллегией контрольно-счетной палаты и утвержденный председателем 07.07.2023. 

В представлении отражено, что фондом приняты и оплачены расходы в части оплаты  организации фуршета по договору от 01.12.2021 № 295/22ЦПП, что не относится  к консультационной и образовательной поддержке физических лиц, заинтересованных  в начале осуществления предпринимательской деятельности, начинающих и действующих  предпринимателей, что повлекло нецелевое использование средств субсидии в сумме  69,8 тыс. руб. 

В резолютивной части представления фонду предложено вернуть в бюджет Республики  Хакасия средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 69,8 тыс. руб.  (в соответствии с условиями заключенного соглашения о предоставлении субсидий)  (пункт 1); принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также  причин и условий, способствовавших их совершению (пункт 2). 

Не согласившись с представлением контрольно-счетной палаты фонд в установленный  законом срок обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Дело рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства  и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел  к следующим выводам. 

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону  или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или  лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли  оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. 

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта  недействительным необходимо наличие двух обязательных условий: 

- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному  нормативному правовому акту; 

- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо,  участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как 


на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств,  послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами,  должностными лицами оспариваемого представления, возлагается на соответствующий  орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать  заявитель. 

С учетом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка  законности оспариваемого представления производится арбитражным судом только  применительно к основаниям принятия, в нем указанным. 

Согласно пункту 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее –  БК РФ) внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является  контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации,  контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных  образований (далее – органы внешнего государственного (муниципального) финансового  контроля). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего  государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего  государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе контроль  за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств  из соответствующего бюджета. 

Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного  (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному)  финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами  субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных  органов муниципальных образований (пункт 3 статьи 268.1 БК РФ). 

Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, контрольно-счетных органов  федеральных территорий и контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее  - контрольно-счетные органы) установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ  «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ). 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 6-ФЗ Контрольно-счетный орган субъекта  Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего  государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным)  органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 

Пунктами 1, 9, 12 части 1 статьи 9 Закона № 6-ФЗ установлено, что контрольно-счетный  орган субъекта России осуществляет, в том числе следующие основные полномочия: 

- организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью  использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета  территориального государственного внебюджетного фонда, а также иных средств в случаях,  предусмотренных законодательством Российской Федерации; 

- контроль за законностью и эффективностью использования межбюджетных  трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам  муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской  Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных БК РФ

- иные полномочия в сфере контроля, установленные федеральными законами,  конституцией и законами субъекта Российской Федерации. 

В части 4 указанной статьи предусмотрено, что внешний государственный  и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами: 


самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений  и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации  (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество,  находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта  Российской Федерации (муниципального образования); 

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 6-ФЗ и статье 1 Закона Республики Хакасия от  30.09.2011 № 82-ЗРХ «О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия» (далее – Закон   № 82-ЗРХ) контрольно-счетная палата Республики Хакасия является постоянно  действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым  Верховным Советом Республики Хакасия и ему подотчетным. 

Полномочия контрольно-счетной палаты, а также формы осуществления внешнего  государственного финансового контроля регламентированы статьями 9 и 10 Закона   № 82-ЗРХ, согласно которым в полномочия контрольно-счетной палаты входит организация  и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств  республиканского бюджета Республики Хакасия. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий  по внешнему государственному финансовому контролю по результатам проведения  контрольных мероприятий органы внешнего государственного финансового контроля вправе  направлять объектам контроля представления. 

Статьей 18 Закона № 82-ЗРХ предусмотрено, что контрольно-счетная палата по  результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы  государственной власти и государственные органы Республики Хакасия, органы местного  самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их  должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных  бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального  ущерба Республике Хакасия, муниципальному образованию или возмещению причиненного  вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных  нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. 

В пункте 2 статьи 78.1 БК РФ закреплено, что в федеральном законе о федеральном  бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям,  не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными  корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями. 

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации,  в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете  могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся  государственными (муниципальными) учреждениями. 

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального  бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе  результаты их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми  актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта  Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или  нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных  ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных  государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской  Федерации, органов местного самоуправления. 

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.01.2017 № 36, принятым  в целях реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530  «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Экономическое  развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия» 


утверждены Правила предоставления субсидии Фонду развития Республики Хакасия на  реализацию мероприятия по развитию центра «Мой бизнес» (Приложение № 4) (далее –  Правила предоставления субсидии). 

Правилами предоставления субсидии в пункте 1.1 определено, что субсидии  предоставляются Министерством экономического развития Республики Хакасия (далее -  Министерство), являющимся главным распорядителем средств республиканского бюджета  Республики Хакасия, в пределах доведенных как получателю бюджетных средств лимитов  бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год  в целях достижения результатов, в том числе, регионального проекта Республики Хакасия  «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса». 

В соответствии с пунктом 1.2 определено, что субсидия предоставляется на  организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки в офлайн- и онлайн-форматах физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления  предпринимательской деятельности, субъектам малого и среднего предпринимательства,  а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на  профессиональный доход», в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых)  услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию  и модернизации производств, поддержки социального предпринимательства, женского  предпринимательства, предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах  благоустройства городской среды и сельской местности, экологии, спортивной отрасли,  а также услуг акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого  и среднего предпринимательства» и акционерного общества «Российский экспортный  центр», институтов развития, в том числе специализированных организаций по привлечению  инвестиций и работе с инвесторами, торгово-промышленных палат и иных организаций,  оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также  физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог  на профессиональный доход». 

В силу пункта 3.3 Соглашения условием предоставления субсидии является согласие  получателя на осуществление предоставителем и органами государственного финансового  контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления  субсидии. Выражение согласия получателя на осуществление указанных проверок  осуществляется путем подписания н соглашения. 

В соответствии с пунктом 1.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Республики  Хакасия на 2023 год, утвержденного председателем 16.12.2022, во втором квартале 2023 года  предусмотрена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств,  направленных на реализацию регионального проекта «Создание условий для легкого старта  и комфортного ведения бизнеса». Объектами мероприятия указаны: Министерство  экономического развития Республики Хакасия, Фонд развития Республики Хакасия. 

 На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что проверка  проведена и оспариваемое представление вынесено контрольно-счетной палатой в пределах  предоставленных полномочий. 

Процедура вынесения оспариваемого акта, полномочия должностных лиц заявителем  не оспариваются. 

При проверке соответствия оспариваемого представления закону или иному  нормативному правовому акту, арбитражный суд пришел к следующим выводам. 


Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана  на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого  характера бюджетных средств. 

В силу статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до  конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. 

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств  признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и  оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям,  определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной  росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором  (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления  указанных средств. 

В соответствии с пунктом 1.2 Правил предоставления субсидии и пунктом 1.1  Соглашения целью предоставления субсидии является: финансовое обеспечение затрат  на организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки в офлайн -  и онлайн-форматах физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления  предпринимательской деятельности, субъектам малого и среднего предпринимательства,  а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог  на профессиональный доход», в том числе финансовых (кредитных, лизинговых) услуг,  консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации  производств, поддержки социального предпринимательства, женского предпринимательства,  предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах благоустройства городской  среды и сельской местности, экологии, спортивной отрасли, а также услуг акционерного  общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»  и акционерного общества «Российский экспортный центр», институтов развития в сфере  малого и среднего предпринимательства, в том числе специализированных организаций  по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, торгово-промышленных палат и иных  организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства,  а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог  на профессиональный доход», в целях достижения показателей и результатов регионального  проекта Республики Хакасия «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения  бизнеса» в соответствии с направлениями расходования субсидии в 2022 году. 

Направления расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта  Российской Федерации на финансирование центра «Мой бизнес» в 2022 году изложены  в приложении № 1 к Соглашению. 

Как следует из материалов дела, фондом издан приказ от 06.07.2022 № 41  «Об организации информационно-обучающего мероприятия по вопросам ведения бизнеса»,  которым утверждено проведение образовательного курса «Наставничество в сфере  предпринимательства Республики Хакасия» с 03.10.2022 по 09.12.2022 для субъектов малого  и среднего предпринимательства, физических лиц, заинтересованных в начале  осуществления предпринимательской деятельности, а также физических лиц, применяющих  специальный налоговый режим Налог на профессиональный доход» (далее –  образовательный курс). 

Приложением № 2 к указанному приказу утверждена смета на организацию  образовательного курса, согласно пункту 4 которой предусмотрена организация проведения  торжественного мероприятия в честь завершения проекта «Наставничество 2.0» на сумму  69 750 руб. 

В целях реализации данного пункта сметы между фондом и индивидуальным  предпринимателем заключен договор от 01.12.2022 № 295/22ЦПП, согласно пунктам 1,1, 1,2,  2.2 которого предприниматель обязуется оказать услуги по проведению торжественного 


мероприятия в честь завершения проекта «Наставничество 2.0», проводимого в рамках  образовательного курса, в том числе включая: предоставление помещения (стоимость  5250 руб.), организацию и проведение фуршета (стоимость 69 750 руб.). 

Платежными поручениями от 05.12.2022 № 1042 на сумму 52 500 руб., от 12.12.2022   № 1057 на сумму 22 500 руб. фондом произведена оплата услуг по указанному договору  за счет выделенных в рамках Соглашения средств субсидии. 

В рамках контрольного мероприятия контрольно-счетная палата пришла к выводу  о том, что оплата услуг по организации и проведению фуршета не относится  к консультационной и образовательной поддержке физических лиц, заинтересованных  в начале осуществления предпринимательской деятельности, начинающих и действующих  предпринимателей, что является нарушением правил предоставления субсидии и условий  Соглашения. 

Обращаясь с заявленными требованиями в суд, фонд указывает на то, фуршет является  неотъемлемой частью всей программы наставничества в сфере предпринимательства  Республики Хакасия и ее логическим завершением. В Положении о наставничестве  закреплено, что по окончании программы проводится церемония награждения ее участников,  а финальной частью является фуршет, который способствует общению бизнеса и власти  в неформальной обстановке. В этой связи нарушений условий предоставления субсидии  не имеется. В подтверждение своих доводов представил: Положение о наставничестве  в сфере предпринимательства Республики Хакасия; программу мероприятия «Тождественная  часть «Наставничество 2.0» (хронология ведения мероприятия 09.12.2022); выписки с сайта  Единой информационной системы в сфере закупок о конкурентных процедурах на оказание  услуг по проведению обучающих программ; письмо Министерства экономического развития  Республики Хакасия от 04.07.2022 № 050-51/3917, которым согласован проект  «Наставничество 2.0» и смета на организацию проведения образовательного курса. 

Согласно пункту 3.10 Правил предоставления субсидии средства, предоставленные  единому органу управления, могут использоваться только на цели, указанные в пункте 1.2  Правил, в соответствии с документом о плановых направлениях расходования субсидии  бюджета (федерального и республиканского), согласованным с Министерством. 

В соответствии с пунктом 3.11 указанных выше Правил субсидия предоставляется,  помимо прочего, на предоставление физическим лицам, заинтересованным в начале  осуществления предпринимательской деятельности, начинающим и действующим  предпринимателям комплекса услуг, направленного на вовлечение в предпринимательскую  деятельность, а также информационно-консультационных и образовательных услуг  в офлайн- и онлайн-форматах на единой площадке, предназначенной для оказания комплекса  услуг, сервисов и мер поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства, по единым требованиям к оказанию  поддержки, а также в институтах развития, предусмотренного федеральным проектом  «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса». 

Направления расходования средств субсидии, необходимые для реализации положений  данного пункта, предусматриваются в документе о плановых направлениях расходования  субсидии федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия  на финансирование центра «Мой бизнес» на год, в котором предоставляется субсидия,  составленном в соответствии с приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России  от 26.03.2021 № 142, и являющимся приложением к соглашению о предоставлении субсидии. 

При этом под услугами понимается:

а) комплекс информационно-консультационных и образовательных услуг,  предоставляемых организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов  предпринимательства, и институтами развития в офлайн- и онлайн-форматах; 

б) комплекс услуг, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность,  а также информационно-консультационные и образовательные услуги в офлайн- и онлайн-


форматах на единой площадке, предназначенной для оказания комплекса услуг, сервисов  и мер поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого  и среднего предпринимательства; 

в) комплексные услуги на единой площадке, предназначенной для оказания комплекса  услуг, сервисов и мер поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе институтами развития.  Направлениями расходования средств субсидии могут быть любые из направлений ее  расходования, указанных в приложении № 2, соответствующие целям предоставления  субсидии (пункт 1.6 Правил предоставления субсидии). 

Как указывалось ранее, в пункте 1.1 Соглашения указано, что его предметом является  предоставление получателю из бюджета Республики Хакасия в 2022 году субсидии в целях:  финансового обеспечения затрат на организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер  поддержки в офлайн- и онлайн-форматах физическим лицам, заинтересованным в начале  осуществления предпринимательской деятельности, субъектам малого и среднего  предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый  режим «Налог на профессиональный доход», в том числе финансовых (кредитных,  лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по  созданию и модернизации производств, поддержки социального предпринимательства,  женского предпринимательства, предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах  благоустройства городской среды и сельской местности, экологии, спортивной отрасли,  а также услуг акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого  и среднего предпринимательства» и акционерного общества «Российский экспортный  центр», институтов развития в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе  специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами,  торгово-промышленных палат и иных организаций, оказывающих поддержку субъектам  малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим  специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в целях достижения  показателей и результатов регионального проекта Республики Хакасия «Создание условий  для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» в соответствии с направлениями  расходования субсидии в 2022 году согласно приложению № 1 к указанному Соглашению. 

В приложении № 1 к Соглашению закреплены «Направления расходования субсидии  федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование  центра «Мой бизнес» в 2022 году Республика Хакасия», в числе мероприятий которых  организация и проведение фуршета не предусмотрены. 

Результатом предоставления субсидии является вовлечение в предпринимательскую  деятельность путем информационно-консультационных и образовательных услуг на единой  площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, а также в федеральных  институтах развития (количество уникальных граждан, желающих вести бизнес,  начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги) в тысячах единиц  (приложение № 2 «Значения результатов предоставления Субсидии»). 

С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что целью предоставления  субсидии является обеспечение финансовых затрат фонда при организации оказания  комплекса услуг, сервисов и мер поддержки в офлайн- и онлайн-форматах физическим  лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности,  субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам,  применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». 

Таким образом, контрольно-счетная палата правомерно указала на то, что реализация  субсидии осуществляется путем оказания консультационной и образовательной поддержки  определенного круга лиц. Средства субсидии предоставляются на конкретные цели  в соответствии с определенными условиями, т.е. использование средств субсидий,  ограничено их целевым назначением. 


Ни Соглашение, ни Правила предоставления субсидии не предусматривают  направление средств субсидии на предоставление услуг по организации питания. 

Ссылка заявителя на приказ № 41 от 06.07.2022, Положение о наставничестве в сфере  предпринимательства, смету расходов на проведение мероприятия не доказывает обратного,  поскольку данные документы не являются правовым основанием для предоставления  бюджетных средств фонду в форме субсидии, в связи с чем цели использования ее средств  не определяют, и, соответственно, не могут обосновывать правомерность использования  бюджетных средств. 

Доводы заявителя о необходимости применения по аналогии положений статьи 37  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  и пункта 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок  пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,  грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, являются  несостоятельными. 

В рассматриваемом случае в силу статьи 78.1 БК РФ основанием для предоставления  субсидии фонду является Соглашение, заключенное в соответствии с нормами БК РФ и  Правилами предоставления субсидии. Порядок расходования средств субсидии также  предусмотрен именно указанными нормативными правовыми актами. 

Кроме того, арбитражный суд обращает внимание на то, что в пункте 1.3 договора  от 01.12.2021 № 295/22ЦПП указан период оказания услуг 09.12.2022 с 16.00 до 18.00.  Представленная в ходе судебного разбирательства программа мероприятия 09.12.2022  «Торжественная часть «Наставничество 2.0» содержит хронологию его проведения с 16.00  до 21.30 (фуршет с 20.35 до 21.30). Из пункта 5.11 Положения о наставничестве в сфере  предпринимательства следует, что после проведения торжественной церемонии награждения  участников программы, предусмотрена финальная часть мероприятия – фуршет, который  способствует общению бизнеса и власти в неформальной обстановке. 

Таким образом, из указанного следует, что фуршет проведен после окончания  предоставления комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг  в рамках Соглашения, соответственно, само по себе указанное мероприятие не обеспечивает  достижение целей проекта «Наставничество 2.0». 

При этом фонд не лишен права осуществлять организацию фуршета по завершении  курса за счет собственных или иных привлеченных средств, а не за счет средств субсидии. 

На основании изложенного суд соглашается с доводами контрольно-счетной палаты  о том, что оплата услуг по организации и проведению фуршета произведена в нарушение  условий предоставления субсидии и свидетельствует о нецелевом использовании ее средств. 

Довод заявителя о том, что смета на организацию проведения образовательного курса  согласована Министерством экономического развития Республики Хакасия в письме  от 04.07.2022 № 050-51/3917, не влияет на вышеприведенные выводы суда. Кроме того,  в отношении Министерства экономического развития Республики Хакасия вынесено  представление контрольно-счетной палаты по тем же фактическим обстоятельствам. 

 Представленные заявителем выписки с сайта Единой информационной системы  в сфере закупок судом не принимаются, поскольку не подтверждают наличие правовых  оснований для определения целевого характера расходования спорных денежных средств. 

Иных доказательств нарушения оспариваемым представлением прав и законных  интересов фонда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  либо доказательств того, что на фонд незаконно возлагаются какие-либо обязанности,  создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности заявителем в материалы дела не представлено, о наличии  соответствующих нарушений не заявлено. 


Согласно части 5 статьи 16 Закона № 6-ФЗ предписание контрольно-счетного органа  должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания  вынесения предписания. 

Формулировка оспариваемого представления доступна для понимания конкретных  действий, которые следует совершить фонду в целях устранения нарушений  законодательства, срок исполнения представления является разумным, а представление –  исполнимым. Доказательств того, что содержание оспариваемого представления фонду  неясно либо неисполнимо, в материалы дела не представлено. 

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовый акт соответствует закону или иному нормативному правовому  акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе  в удовлетворении заявленного требования. 

На основании изложенного в удовлетворении заявления фонда следует отказать.

Государственная пошлина по делу составляет 3000 руб. уплачена заявителем при  обращении в суд платежным поручением от 23.08.2023 № 287. 

В соответствии со статьей 110 АПК РФ по результатам рассмотрения дела расходы  по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

Отказать Фонду развития Республики Хакасия в удовлетворении заявления  о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Республики  Хакасия от 11.07.2023 № 02-03/414 в связи с его соответствием Бюджетному кодексу  Российской Федерации, Федеральному закону от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах  организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации,  федеральных территорий и муниципальных образований», постановлению Правительства  Республики Хакасия от 31.01.2017 № 36 «О реализации постановления Правительства  Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530 «Об утверждении государственной программы  Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной  привлекательности Республики Хакасия». 

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный  апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия. 

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Л.В. Дьякова