ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-6869/16 от 17.08.2016 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

17 августа 2016 года                                                                                      Дело №А74-6869/2016

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.В. Болкуновой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Сибирская геолого-разведочная партия» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия по возврату уплаченной государственной пошлины в сумме 140.000 руб. – за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, высококвалифицированным работникам.

В судебном заседании участвовали представители:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 11.01.2016 № 10, паспорт;

от Министерства внутренних дел по Республике Хакасия – ФИО2 на основании доверенности от 04.08.2016 № 1/40, служебное удостоверение.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская геолого-разведочная партия» (далее – общество, ООО «СИБГРП») обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учётом уточнения) о признании незаконным бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия (далее – УФМС по РХ) по возврату уплаченной государственной пошлины в сумме 140.000 руб. – за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, высококвалифицированным работникам.

Определением арбитражного суда от 27.07.2016 произведена замена Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия правопреемником - Министерством внутренних дел по Республике Хакасия (далее – МВД по РХ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.

Представитель МВД по РХ просил в удовлетворении требования отказать.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ООО «СИБГРП» зарегистрировано в качестве юридического лица 06.03.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия.

19.04.2016 и 26.04.2016 от общества в УФМС по РХ поступило 40 ходатайств о выдаче разрешений о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста (19.04.2016 были поданы ходатайства на 20 человек, 26.04.2016 были поданы ходатайства на 20 человек).

При подаче ходатайств общество уплатило государственную пошлину в общей сумме 140.000 руб. по платёжным поручениям от 18.04.2016 № 36, от 25.04.2016 № 50.

22.04.2016 УФМС по РХ письмом № 3/3291 сообщило обществу о том, что в связи с привлечением ООО «СИБГРП» к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно не может выступать в качестве приглашающей стороны в отношении иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов.

27.04.2016 ООО «СИБГРП» поданы в УФМС по РХ заявления о возврате без рассмотрения ходатайств о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов от 19.04.2016 и от 26.04.2016 и возврате государственной пошлины.

28.04.2016 УФМС по РХ приняты решения № 1-40 об отказе в выдаче разрешений на работу высококвалифицированным специалистам на основании пункта 70 приказа ФМС России от 30.10.2014 № 589 в связи с привлечением ООО «СИБГРП» к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Письмом от 29.04.2016 № 3/3593 УФМС по РХ сообщило директору  ООО «СИБГРП» об отсутствии оснований для возврата государственной пошлины в связи с совершением юридически значимого действия.

ООО «СИБГРП», полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Срок для обращения в арбитражный суд с заявлением, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, учреждением соблюдён.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Поскольку обжалуемый невозврат государственной пошлины влечёт экономические последствия для заявителя, учитывая положения пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 АПК РФ, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что настоящий спор подведомственен арбитражному суду.

УФМС по РХ являлось территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (ФМС России) и осуществляло свои полномочия на основании положения об Управлении, утверждённого приказом ФМС России от 02.12.2013 № 609 (далее – Положение об управлении).

Согласно подпункту 1 пункта 15.3 названного Положения управление  осуществляло в соответствии с законодательством Российской Федерации оформление и выдачу работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в Российскую Федерацию и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности у физических лиц.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 упразднена Федеральная миграционная служба. Полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон                   № 210-ФЗ) государственная услуга - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставивших государственные услуги.

Основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии со статьёй 4 Закона № 210-ФЗ является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 210-ФЗ за предоставление государственных и муниципальных услуг государственная пошлина взимается в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ           «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ) для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный на то территориальный орган в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (далее - его уполномоченный территориальный орган):

1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;

2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;

3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста.

Согласно пункту 29 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ порядок оформления и выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, продления срока его действия, форма указанного разрешения и порядок выдачи вида на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

В силу пункта 1 статьи 12 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Приказом ФМС России от 30.10.2014 № 589 утверждён Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – Административный регламент).

Согласно пунктам 37-38 Административного регламента для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу работодатель, заказчик работ (услуг) представляет в ФМС России или его уполномоченный территориальный орган документы, указанные в пунктах 37.1 - 37.4 Административного регламента.

В соответствии с пунктами 79, 81 Административного регламента за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу взимается государственная пошлина в соответствии с подпунктами 23 и 24 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации.

За выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства взимается государственная пошлина в размере 3500 руб.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении за выдачей разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу государственная пошлина уплачивается до выдачи указанных документов (пункта 82 Административного регламента).

Как усматривается из материалов дела, ООО «СИБГРП» уплатило за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину государственную пошлину по платёжным поручениям: от 18.04.2016 №36, от 25.04.2016 №50, в общей сумме 140.000 руб.

19.04.2016 и 26.04.2016 общество обратилось в УФМС по РХ с 40 ходатайствами о выдаче разрешений о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста.

После обращения в  УФМС по РХ за совершением юридически значимого действия ООО «СИБГРП» обратилось в указанный орган с заявлением о возврате без рассмотрения ходатайств о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов от 19.04.2016 и от 26.04.2016 и возврате государственной пошлины.

Согласно пункту 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, иные органы, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений на совершение таких действий.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату только в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие.

Факт отказа общества, уплатившего государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие не установлен.

Перечень указанных в статье 333.40 НК РФ оснований, в силу которых может быть произведён возврат государственной пошлины, является исчерпывающим. Отказ от совершения юридически значимого действия после обращения в уполномоченный орган в качестве основания для возврата уплаченной государственной пошлины статьёй 333.40 НК РФ не предусмотрен.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным бездействия УФМС по РХ по возврату уплаченной государственной пошлины в сумме 140.000 руб. – за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, высококвалифицированным работникам, не имеется.

По итогам рассмотрения спора арбитражный суд пришёл к выводу, что оспариваемый отказ в возврате государственной пошлины в сумме 140.000 руб. за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, высококвалифицированным работникам соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах  в силу положений части 3 статьи 201 АПК РФ отсутствуют основания для признания незаконным бездействия УФМС по РХ, выразившегося в невозврате государственной пошлины в сумме 140.000 руб. за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, высококвалифицированным работникам.

Государственная пошлина по настоящему делу в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 3000 руб.

 В соответствии со статьёй 110 АПК РФ, по итогам рассмотрения спора государственная пошлина в указанной сумме относится на заявителя, но не взыскивается, поскольку уплачена им при подаче заявления платёжным поручением от 27.05.2016                     № 63.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 201 АПК РФ, арбитражный суд

                                                          Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Сибирская геолого-разведочная партия» о признании незаконным бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия по возврату уплаченной государственной пошлины в сумме 140.000 руб. за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, высококвалифицированным работникам, как соответствующего положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца  со дня его принятия  путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд  (г. Красноярск). Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                            И.В. Тутаркова