АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Абакан
25 октября 2018 года Дело № А74-7131/2018
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2018 года.
Решение в полном объёме изготовлено 25 октября 2018 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарём Н.А. Лобановой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 27 декабря 2016 года № 3548 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части решения о неправомерном применении льготы по налогу на имущество и доначисления соответствующих налогов,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>).
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» – ФИО1 на основании доверенности от 27 января 2017 года № 7684;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия – ФИО2. на основании доверенности от 01 января 2018 года;
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия – ФИО2 на основании доверенности от 09 января 2018 года № 04-16.
Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» (далее – ПАО «РусГидро», общество) в лице филиала публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» (далее – СШ ГЭС) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее – МИ ФНС России № 2 по РХ, налоговая инспекция) от 27 декабря 2016 года № 3548 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части решения о неправомерном применении льготы по налогу на имущество и доначисления соответствующих налогов.
Определением суда от 10 мая 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС России по РХ, управление).
Определением суда от 18 сентября 2018 года назначено судебное разбирательство по делу на 18 октября 2018 года.
В судебном заседании представитель ПАО «РусГидро» настаивал на требованиях по доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв.
Представитель МИ ФНС России № 2 по РХ и УФНС России по Республике Хакасия требования не признала на основании доводов, приведённых в отзывах на заявление и дополнениях к ним.
Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 декабря 2004 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска. «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» является филиалом публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро», о чём имеется запись в Едином государственном реестре юридических лиц.
На основании первичного налогового расчёта по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2016 года, представленного филиалом ПАО «РусГидро», МИ ФНС России № 2 по РХ проведена камеральная налоговая проверка в период с 29 июля по 31 октября 2016 года.
По результатам проверки налоговой инспекцией установлено занижение суммы авансового платежа по налогу на имущество, подлежащей уплате по налоговой декларации за полугодие 2016 года, в результате необоснованного применения ставки налога в размере 1,3%. Выводы проверки отражены в акте от 14 ноября 2016 года № 26091.
ПАО «РусГидро» представлены в налоговую инспекцию возражения от 13 декабря 2016 года № 5799.30 на акт налоговой проверки.
Материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика рассмотрены заместителем начальника инспекции в присутствии представителя общества при надлежащем извещении налогоплательщика.
27 декабря 2016 года МИ ФНС России № 2 по РХ принято решение № 3548 об отказе в привлечении ПАО «РусГидро» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором налоговая инспекция подтвердила результаты проверки о занижении авансового платежа по налогу на имущество организаций путём неправомерного применения обществом ставки 1,3% в отношении основных средств – затворы ремонтные, затворы аварийно-ремонтные, затворы холостого водосброса, решётки сороудерживающие, комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора (всего 97 объектов) (далее – спорное имущество, спорные объекты). ПАО «РусГидро» доначислена сумма авансовых платежей в размере 2 086 776 рублей.
12 февраля 2018 года заместителем руководителя УФНС России по РХ принято решение № 28 об оставлении без удовлетворения жалобы ПАО «РусГидро» в части деятельности филиала общества СШ ГЭС на решение МИ ФНС России № 2 по РХ от 27 декабря 2016 года № 3548.
Полагая необоснованными выводы налоговой инспекции в части признания спорных объектов не относящимися к линиям электропередачи, ПАО «РусГидро» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.
С учётом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверка законности оспариваемого решения производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия, в нём указанным.
Проверив полномочия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, арбитражный суд установил, что камеральная налоговая проверка проведена, оспариваемое решение принято должностными лицами налогового органа в пределах предоставленных им полномочий. Процедура проведения камеральной налоговой проверки и принятия оспариваемого решения инспекцией соблюдена, заявителем не оспаривается.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 27 декабря 2016 года № 3548 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, обществом соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, о досудебном обжаловании решений в вышестоящий налоговый орган.
По существу спора арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО «РусГидро» является плательщиком налога на имущество организаций.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Обязанность доказывания права на применение налоговой льготы лежит на налогоплательщике.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признаётся движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
30 сентября 2004 года Постановлением № 504 Правительство Российской Федерации утвердило Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее – Перечень имущества).
В указанном Перечне даются наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 № 03-06-01-04/143 объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочленённых предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: Х0 0000000 - раздел; ХХ 0000000 - подраздел; ХХ ХХХХ000 - класс; ХХ ХХХХ0ХХ - подкласс; ХХ ХХХХХХХ - вид.
Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учётом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Указание в Перечне кода по ОКОФ, относящегося к классу, подразумевает льготирование объектов всех подклассов и видов в пределах выделенного для данного класса интервала кодов (если иное не установлено самим Перечнем).
Если в Перечне поименован код ОКОФ, относящийся к подклассу, то льготированию подлежат объекты всех видов в пределах для данного подкласса интервала кодов (если иное не установлено самим Перечнем).
Если в Перечне поименован только код ОКОФ, относящийся к виду, то льготированию подлежит объект с кодом данного вида.
Кроме того, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем перечисленные в Перечне имущества, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне имущества, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если, в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включён в Перечень имущества, и соответствует основным понятиям, определённым в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Арбитражным судом установлено, что факт нахождения спорного имущества, на которое заявлена льгота, на балансе общества в качестве объектов основных средств инспекцией не оспаривается.
При этом согласно пояснениям представителей лиц, участвующих в деле, данных в ходе рассмотрения дела, спора по определению налогоплательщиком кодов ОКОФ при постановке спорных объектов основных средств на учёт между сторонами не имеется. Правильность либо неправильность его определения заявителем не является основанием для лишения его права на налоговую льготу. В рассматриваемом случае значение имеет назначение спорного имущества и его функциональная принадлежность.
Из материалов дела следует, что ПАО «РусГидро» в лице филиала СШ ГЭС применило льготную ставку по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2016 года в отношении объектов основных средств – затворы ремонтные (36 шт.), затворы аварийно-ремонтные (18 шт.), затворы холостого водосброса (16 шт.), решётки сороудерживающие (17 шт.), комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора (10 шт.). По мнению заявителя, вышеуказанные основные средства являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, поскольку участвуют в едином процессе производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, образуя единую замкнутую цепь с потребителями посредством линий электропередачи. Соответственно, к данному имуществу в соответствии с пунктом 3 статьи 380 Кодекса подлежит применению льготная ставка по налогу на имущество организаций. Основанием для применения указанной льготы общество указывает наличие у него линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Пункт 6 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н устанавливает, что единицей бухгалтерского учёта является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признаётся объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций; или же обособленный комплекс конструктивно сочленённых предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определённой работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Учитывая, что применение пониженной ставки налога на имущество на основании статьи 380 Кодекса и Перечня имущества подлежит только в отношении имущества, непосредственно связанного с процессом передачи электрической энергии, пониженная ставка налога может быть применена только в отношении объектов, связанных с передачей электрической энергии.
Таким образом, право на применение пониженной ставки налога возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:
- имущество отнесено к основным объектам и состоит на балансе организации;
- имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий объектов, указанных в пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае к линиям энергопередачи;
- имущество поименовано в Перечне имущества.
Поскольку понятия «линии энергопередачи», «линии электропередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 15 февраля 2005 года № 56-О, институты, понятия и термины других отраслей законодательства применяются в Налоговом кодексе Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях, лишь в случаях, когда они не определены непосредственно самим налоговым законодательством; приоритет при уяснении значения налогового института, понятия или термина отдаётся, таким образом, налоговому законодательству, и только при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина путём истолкования положений налогового законодательства в их системной связи допускается использование норм иных отраслей законодательства с учётом того, что смысл, содержание и применение законов определяют непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац одиннадцатый статьи 3 Закона № 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация. Термины и определения», утверждённого Постановлением Госстандарта СССР от 27 марта 1984 года № 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). При этом на основании пункта 21 названного ГОСТ потребителем признаётся предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приёмники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).
В силу пункта 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения», утверждённого Постановлением Госстандарта СССР от 27 декабря 1990 года № 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
Арбитражный суд отмечает, что установленные названными стандартами термины, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе. В этой связи, с учётом положения пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, довод заявителя о неприменении ГОСТ арбитражный суд находит необоснованным.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определённой в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Статьёй 3 Закона № 35-ФЗ потребители электрической энергии определены как лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, коды ОКОФ и наименование которых содержатся в Перечне имущества, относится имущество, которое с учётом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.
Исследовав представленные в материалы технические документы в отношении спорных объектов, их инвентарные карточки, суд первой инстанции приходит к выводам о недоказанности наличия у заявителя права на применение налоговой льготы в отношении вышеперечисленных объектов основных средств на основании пункта 3 статьи 380 Кодекса.
В отношении объектов основных средств – затворы ремонтные.
Из представленных налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки инвентарных карточек по названным объектам основных средств следует, что обществом основным объектам «затвор ремонтный 232МЛ от СШ ГЭС», «затвор ремонтный 39МТ от МГУ», «затвор ремонтный 23МТ Средняя секция МГУ», «затвор ремонтный 582МЛ Водоприёмника СШ ГЭС», «затвор ремонтный 5МТ ЭВ МГУ», «затвор ремонтный 631МЛ2 ЭВ СШ ГЭС» присвоен код ОКОФ 142911161.
Указанный код ОКОФ соответствует Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, где с учётом иерархического метода классификации под данным кодом 14 2911161 значится вид объекта – оборудование гидросооружений (гидрозатворы, устройства очистные, прочее), относящийся к подклассу 14 2911160 «Оборудование энергетическое различного назначения» класса 14 2911000 «Двигатели, турбины (кроме автомобильных, авиационных и мотоциклетных двигателей)» подраздела 14 0000000 «Машины и оборудование».
Льготирование объекта с кодом данного вида ОКОФ 14 2911161 Перечнем имущества не предусмотрено, в связи с чем, в целях применения льготы по налогу на имущество общество указывает код ОКОФ 14 2911090, поскольку в соответствии с Перечнем льготируется имущество «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», включающие в себя гидрозатворы (примечание).
Вместе с тем, из положений Общероссийского классификатора основных фондов ОК-013-94, код 14 2911090 образует самостоятельный подкласс «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», не относящийся и не включающий в себя подкласс 14 2911160 «Оборудование энергетическое различного назначения».
Кроме того, буквальное прочтение примечания Перечня имущества указывает, что названные в нём гидрозатворы отнесены к оборудованию насосно-перекачивающих станций магистральных тепловых сетей, а не к оборудованию гидроэлектростанций.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года № 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее – Правила эксплуатации электростанций).
Согласно пунктам 3.1.37 – 3.1.42 названных Правил затворы отнесены к механическому оборудованию гидротехнических сооружений.
Согласно техническим паспортам на данные объекты:
- «затвор ремонтный 232МЛ от СШ ГЭС».
Согласно разделу 2 «Основные технические данные» затвор ремонтный предназначен для перекрытия отверстий отсасывающих труб в период ремонта и осмотра гидротурбины и водовода. Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Технические требования» ремонтный затвор устанавливается на конце отсасывающей трубы на время ремонта и осмотра гидрогенератора и водовода. Затвор цельнометаллический плоский скользящий, на полозьях с вкладышами из маслянита, для лучшего прижатия уплотнений к закладным частям под нижним ригелем установлены два колеса диаметром 500 мм каждое, опираясь на которые затвор складывается по накладному порогу в сторону верхнего бьефа;
- «затвор ремонтный 39МТ от МГУ».
Согласно разделу 2 «Основные технические данные» затвор ремонтный предназначен для перекрытия отверстий отсасывающих труб в период ремонта и осмотра гидротурбины и водовода. Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Технические требования» ремонтный затвор устанавливается на конце отсасывающей трубы на время ремонта и осмотра гидрогенератора и водовода. Затвор двухсекционный плоский скользящий, на полозьях с вкладышами из маслянита, для лучшего прижатия уплотнений к закладным частям под нижним ригелем установлены два колеса диаметром 500 мм каждое, опираясь на которые затвор складывается по накладному порогу в сторону верхнего бьефа;
- «затвор ремонтный 23МТ Средняя секция МГУ».
Согласно разделу 2 «Основные технические данные» затвор плоский скользящий ремонтный, предназначен для перекрытия отверстий водоприемника на случай осмотра проточной части или ремонта аварийно-ремонтного затвора и закладной части. Затвор устанавливается в пазы сороудерживающей решетки. Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Технические требования» ремонтный затвор секционный состоит из трех секций (в том числе из двух секций аварийно-ремонтного затвора 22МТ и одной дополнительной средней секции высотой 3,36 м) соединённой между собой сцепами. Конструкция средней секции аналогична секциям аварийно-ремонтного затвора;
- «затвор ремонтный 582 МЛ Водоприёмника СШ ГЭС».
Согласно разделу 2 «Основные технические данные» затвор плоский скользящий ремонтный, предназначен для перекрытия водоприёмника при осмотрах и ремонтах аварийно-ремонтного затвора и его закладных частей. Может использоваться в качестве ремонтного затвора на период плановых осмотров и ремонтов гидротурбин и турбинных водоводов. Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Технические требования» несущая конструкция затвора - сварная, многоригельная, выполнена из габаритных отправочных элементов, которые собираются при помощи сварки на монтаже. Для передачи нагрузки на закладные части и на бетон, и для обеспечения передвижения затвора при маневрировании применены опоры скольжения с вкладышами из древесно-слоистого пластика. Ограничения боковых перемещений затвора обеспечивается торцевыми упорами, установленными на опорно-концевых стойках. Затвор оборудован байпасным устройством, через которое производится наполнение водой пространства между ремонтным и аварийно-ремонтным затворами ждя подъёма ремонтного затвора в безнапорном состоянии;
- «затвор ремонтный 5МТ ЭВ МГУ».
Согласно пункту 2.1.1 раздела 2 «Основные технические данные» затвор используется в качестве ремонтного затвора и предназначен для перекрытия отверстий на водосбросной плотине со стороны верхнего бьефа на период осмотров или ремонтов основного сегментного затвора и закладных частей. Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Технические требования» затвор секционный, состоит из двух секций, соединенных между собой сцепами. Каждая секция затвора сварной конструкции, многоригельная, выполнена из набора ригелей, двух опорных стоек, трех диаграмм и обшивки. На верхней секции обшивка с безнапорной стороны, на нижней - с напорной;
- «затвор ремонтный 631МЛ2 ЭВ СШ ГЭС».
Согласно разделу 2 «Основные технические данные» затвор плоский секционный скользящий прислонный, предназначен для перекрытия водоприёмника при осмотрах и ремонтах аварийно-ремонтного затвора и его закладных частей. Может быть использован в качестве ремонтного затвора на период плановых осмотров и ремонтов гидротурбин и турбинных водопроводов. Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Технические требования» плоские секции затвора поставляются в сборе с уплотняющими, опорно-ходовыми и подвесными устройствами, которые должны соответствовать требованиям технических условий.
В рамках контрольного мероприятия налоговым органом в соответствии со статьёй 90 Налогового кодекса Российской Федерации проведён допрос свидетеля ФИО3 – начальника производственной технической службы филиала ПАО «РусГидро» СШ ГЭС (протокол допроса от 21 октября 2016 года № 1).
Из свидетельских показаний следует, что основная функция затворов ремонтных - ремонтные затворы нижнего бьефа и затворы использующиеся для ремонтов аварийно-ремонтных затворов. Перечисленные затворы ремонтные функционально не имеют различий, отличаются массой, габаритами и местонахождением. Предназначены для ремонта гидрогенераторов и водоподводящих трактов, аварийно-ремонтных затворов. Названные затворы ремонтные напрямую не участвуют в процессе производства (выработки) электроэнергии, но обеспечивают работу генерирующего оборудования. Данные основные средства связаны с водоподводящими трактами и аварийно-ремонтными затворами. В состав затворов ремонтных входят затворы, штанги, серьги, подхваты. При нормальных эксплуатационных режимах процесс выработки возможен без этих объектов.
В материалы дела также представлен протокол от 15 февраля 2017 года допроса свидетеля ФИО4 – заместителя главного инженера по технической части филиала ПАО «РусГидро» СШ ГЭС, которым подтверждены вышеприведённые показания.
Учитывая вышеизложенное, основные средства - затворы ремонтные не могут быть отнесены к линиям электропередачи.
В отношении объектов основных средств – затворы аварийно-ремонтные.
Из представленных в материалы дела паспортов на данные объекты усматривается следующее:
- «затвор аварийно-ремонтный 22МТ Водоприёмника МГУ».
Согласно разделу 2 «Основные технические данные» затвор плоский скользящий аварийно-ремонтный, предназначен для регулирования подачи воды в спиральную камеру постоянного водоприёмника Майнского гидроузла и прекращения её подачи в случае аварии с агрегатом. Может быть использован в качестве ремонтного затвора на период плановых осмотров проточной части гидротурбины и ремонта гидроагрегата. В подпункте 4.1 пункта 4 «Технические требования» указано, что затворы, состоят из двух секций, соединённых между собой сцепами. Каждая секция затвора сварной конструкции, многоригельная, выполнена из набора ригелей, двух опорных стоек, трёх диафрагм и обшивки. На верхней секции обшивка с безнапорной стороны, на нижней - с напорной. С целью заполнения водой пространства за затвором перед его подъёмом в верхней секции затвора предусмотрены два байпаса с приводом от подъёма захватной балки;
- «затвор аварийно-ремонтный 558МЛ ЭВ СШ ГЭС» и «затвор аварийно-ремонтный
581 МЛ Водоприёмника СШ ГЭС» предназначены для регулирования подачи воды в
турбинные водоводы постоянного водоприёмника Саяно-Шушенской ГЭС и прекращения
её подачи в случае аварии в турбинном водоводе. Используется в качестве ремонтного
затвора на период плановых осмотров и ремонтов гидротурбин и турбинных водоводов.
Из свидетельских показаний следует, что основная функция затворов аварийно-ремонтных обеспечение ремонтных схем водоподводящего тракта и турбины; названные затворы аварийно-ремонтные функционально не имеют различий, отличаются массой, габаритами и местонахождением. Данные затворы аварийно-ремонтные используются в процессе производства и выработки электроэнергии, при ремонте электрооборудования, «затворы аварийно-ремонтный 581 МЛ Водоприёмника СШ ГЭС» - для обеспечения безопасности. «Затвор аварийно-ремонтный 581 МЛ Водоприёмника СШ ГЭС» физически связан с водоподводящим трактом гидрогенератора, «затвор аварийно-ремонтный 558МЛ ЭВ СШ ГЭС» - с водоподводящим трактом эксплуатационного водосброса, «затвор аварийно-ремонтный 22МТ Водоприёмника МГУ» - с водоприёмником и гидрогенератором Майнской ГЭС. В состав затворов аварийно-ремонтный входят затворы, штанги, серьги, подхваты.
Перечисленным затворам аварийно-ремонтным заявителем присвоен код ОКОФ 142911161 (инвентарные карточки учёта объектов основных средств).
В отношении объектов основных средств – затворы холостого водосброса.
Согласно паспортам указанных основных средств:
- «затвор холостого водосброса 559МЛ1 ЭВ СШ ГЭС».
Согласно разделу 2 «Основные технические данные» затвор плоский колёсный секционный, предназначен для перекрытия глубинных отверстий водоприёмника гидротехнических сооружений. Согласно пункту 4.12 раздела 4«Технические требования» в комплект входят - затвор плоский, состоящий из 2-х габаритных и одной негабаритной секции и штанги, укомплектованные узлами и деталями;
- «затвор холостого водосброса Сегментный 4МТ МГУ».
Согласно разделу 2 «Основные технические данные» затвор предназначен для перекрытия поверхностных отверстий на водосбросной части плотины и служит для регулирования пропуска расходов воды Саяно-Шушенской ГЭС через Майнский гидроузел. Конструкция затвора представляет собой П-образную раму с наклонными ногами и двух ригелей сплошного сечения, на которых опираются поперечные диафрагмы и балочная клетка из прокатных профилей, поддерживающая обшивку;
- «затвор холостого водосброса Сегментный 4МТ+4МТБ МГУ».
Согласно разделу 2 «Основные технические данные» затвор предназначен для перекрытия поверхностных отверстий на водосбросной части плотины и служит для регулирования пропуска расходов Саяно-Шушенской ГЫС через Майнский гидроузел. Конструкция затвора представляет собой П-образную раму с наклонными ногами и двух ригелей сплошного сечения, на которых опираются поперечные диафрагмы и балочная клетка из прокатных профилей, поддерживающая обшивку.
Согласно свидетельским показаниям «затворы холостого водосброса 559 МЛ1 ЭВ СШ ГЭС» предназначены для обеспечения холостого сброса в период пропуска половодья, паводков на СШ ГЭС; «затворы холостого водосброса Сегментный 4МТ МГУ», «затворы холостого водосброса Сегментный 4МТ+4МТБ МГУ» предназначены для обеспечения холостого сброса в период пропуска половодья, паводков на Майнской ГЭС. Названные затворы холостого водосброса различаются местонахождением и конструкцией. Затворы являются самостоятельным оборудованием, участвуют в процессе производства (выработки) электроэнергии. Перечисленные затворы холостого водосброса связаны с гидротехническими сооружениями СШ ГЭС и Майнской ГЭС.
Затворам холостого водосброса заявителем присвоен код ОКОФ 142911161 (инвентарные карточки учёта объектов основных средств).
Обществом в целях применения льготы по налогу на имущество (затворы аварийно-ремонтные, затворы холостого водосброса) указало код ОКОФ 14 2911090.
С учётом ранее изложенных выводов в части применённых кодов ОКОФ и отнесения затворов к механическому оборудованию гидротехнических сооружений, затворы аварийно-ремонтные и затворы холостого водосброса не могут быть отнесены к линиям электропередачи.
В отношении основного средства - решётка сороудерживающая.
Из представленных налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки инвентарных карточек по названным объектам основных средств следует, что обществом основным объектам «решётка сороудерживающая 21 МТ МГУ», «решётка сороудерживающая 580МЛ СШ ГЭС» присвоен код ОКОФ 142911161.
Указанный код ОКОФ соответствует Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, где с учётом иерархического метода классификации под данным кодом 14 2911161 значится вид объекта – оборудование гидросооружений (гидрозатворы, устройства очистные, прочее), относящийся к подклассу 14 2911160 «Оборудование энергетическое различного назначения» класса 14 2911000 «Двигатели, турбины (кроме автомобильных, авиационных и мотоциклетных двигателей)» подраздела 14 0000000 «Машины и оборудование».
Льготирование объекта с кодом данного вида ОКОФ 14 2911161 Перечнем имущества не предусмотрено, в связи с чем, в целях применения льготы по налогу на имущество общество указывает код ОКОФ 14 2911090, поскольку в соответствии с Перечнем льготируется имущество «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», включающие в себя гидрозатворы (примечание). Как указывает общество, сороудерживающие решётки предназначены для безаварийной работы гидрозатворов, так как исключают риск попадания мусора на порог затворов.
Как уже указывалось ранее, код 14 2911090 образует самостоятельный подкласс «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», не относящийся и не включающий в себя подкласс 14 2911160 «Оборудование энергетическое различного назначения».
В примечании Перечня имущества по коду ОКОФ 14 2911090, на который ссылается заявитель, отсутствует указание на какие-либо очистные устройства в целом.
Согласно пунктам 3.1.43 – 3.1.45 Правил эксплуатации электростанций сороудерживающие конструкции (решётки, сетки, запани) отнесены к механическому оборудованию гидротехнических сооружений.
В соответствии с представленными паспортами «решёток сороудерживающих» данные устройства устанавливаются в отверстиях перед аварийно-ремонтными затворами водоприёмника и предназначены для защиты входных отверстий турбинных водоводов от попадания крупных плавающих тел.
Из свидетельских показаний следует, что решётки сороудерживающие предназначены для удерживания посторонних предметов, во избежание попадания посторонних предметов, устанавливаются на подходе к водоподводящему тракту гидрогенератора. «Решётка сороудерживающая 580МЛ СШ ГЭС», «решётка сороудерживающая 21МТ МГУ», функционировать могут только в водоподводящем тракте, участвуют в процессе производства (выработки) электроэнергии. Данные устройства технологически связаны с водоподводящим трактом гидроагрегатов, состоят из решёток, штанг, серы, подхватов.
Учитывая вышеизложенное, основные средства – решётки сороудерживающие не могут быть отнесены к линиям электропередачи.
В отношении основных средств – комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора.
В соответствии с инвентарными карточками комплексам генераторным элегазовым гидрогенератора типа НЕС (НЕС-8А, НЕС-8С, НЕСS-80S) присвоен код ОКОФ 14 3120162.
Указанный код ОКОФ соответствует Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, где с учётом иерархического метода классификации под данным кодом 14 3120162 значится вид объекта – устройства распределительные комплектные высокого напряжения напряжением до 35 кВ, относящийся к подклассу 14 3120160 «Устройства распределительные комплектные высокого напряжения» класса 14 3120000 «Оборудование электрораспределительное и аппаратура контроля» подраздела 14 0000000 «Машины и оборудование».
Льготирование объекта с кодом данного вида ОКОФ 14 3120162 Перечнем имущества не предусмотрено, в связи с чем, в целях применения льготы по налогу на имущество общество указывает код ОКОФ 14 3120010, поскольку в соответствии с Перечнем льготируется имущество «Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители), включающие в себя распределительные устройства высокого напряжения в отдельно стоящем здании (закрытые распределительные устройства), встроенные в здания и открытые распределительные устройства: выключатели, контакторы и реверсоры, разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока высокого напряжения и т.д. (примечание).
Вместе с тем, из положений Общероссийского классификатора основных фондов ОК-013-94, код 14 3120010 образует самостоятельный подкласс, не относящийся и не включающий в себя подкласс 14 3120160.
Согласно Инструкции по эксплуатации генераторного распределительного устройства - элегазовое генераторное распределительное устройство НЕС-8 используется для подключения гидрогенераторов Саяно-Шушенской ГЭС Г1 - Г10 к трансформаторам укрупнённых блоков Т1 - Т5.
НЕС-8 располагается в камерах главных выводов соответствующего генератора на отметке 320 машинного зала СШ ГЭС. Для гидрогенераторов Г1, 2, 7-10 предусмотрены распределительные устройства типа НЕС-8С, для гидрогенераторов ГЗ, 4, 5, 6 - тип НЕС-8А.
Согласно разделу 1.3 «Конструкция и состав оборудования» в состав каждой фазы НЕС-8 входит следующее оборудование: выключатель (В-Г); разъединитель (Р-Г); заземлители (Рз-Г - со стороны генератора, Рз1(2)-Т - со стороны блочного
трансформатора); трансформаторы напряжения (ТН5, ТН6 - со стороны генератора, ТНЗ для НЕС-8А и ТНЗ, ТН4 для НЕС-8С со стороны блочного трансформатора); ограничитель перенапряжения (со стороны блочного трансформатора); конденсаторы (с обеих сторон силового выключателя); шкаф управления.
Согласно показаниям свидетеля комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора предназначены для коммутации гидрогенератора в нормальных и аварийных ситуациях, включают в себя выключатель высоковольтный, разъединитель, заземляющие ножи, шкаф управления, конденсаторы, ограничитель перенапряжения нелинейный и т. д., размещён в здании ГЭС, отметка 320, вблизи гидрогенератора, со стороны верхнего бьефа. Комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора используются для производства и преобразования электроэнергии, как составная часть гидрогенерирующего тракта, физически связан с гидрогенератором, через шинопроводы главных выводов, с другой стороны посредством токопровода присоединён к силовому трансформатору.
По смыслу пунктов 5.4.1 – 5.4.30 Правил эксплуатации электростанций распределительные устройства всех видов и напряжений относятся к электрическому оборудованию электростанций и сетей.
В соответствии с пунктом 25 ГОСТ 19431-84 под электроустановкой понимается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии.
Пунктом 3 ГОСТ 24291-90 закреплено определение (электрического) распределительного устройства, согласно которому это электроустановка, предназначенная для приёма и распределения электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины (секции шин), устройства управления и защиты.
ГОСТ 24291-90 даются следующие термины и определения применительно к электрической части электростанции и электрической сети:
- электропередача - совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой;
- (электрическая) подстанция - электроустановка, предназначенная для приёма, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств;
- линия электропередачи - электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Из буквального прочтения приведённых терминов и определений в их совокупности следует, что распределительные устройства участвуют в передаче электроэнергии, однако только в составе электрических подстанций, и не являются неотъемлемой частью линий электропередачи.
Согласно Техническому паспорту СШ ГЭС является приплотинной гидроэлектростанцией.
В ГОСТ 19431-84 даны следующие термины и определения:
- электростанция - энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла;
- гидроэлектростанция - электростанция, преобразующая механическую энергию воды в электрическую энергию;
- линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Приведённые термины позволяет сделать вывод, что функциональным назначением гидроэлектростанции является производство электрической энергии путём преобразования механической энергии воды в электрическую энергию. Линии электропередачи выходят за пределы электростанции и не участвуют в производстве электроэнергии.
Согласно статье 3 Закона № 35-ФЗ электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам;
субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Таким образом, законодателем разделена деятельность субъектов электроэнергетики на:
- производство электрической, тепловой энергии и мощности;
- приобретение и продажу электрической энергии и мощности;
- энергоснабжение потребителей;
- оказание услуг по передаче электрической энергии;
- оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- сбыт электрической энергии (мощности);
- организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
При этом передача электроэнергии является самостоятельным видом экономической деятельности - код 35.12.1 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утверждённому приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «РусГидро» является производство электроэнергии гидроэлектростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (код 35.11.4). Деятельность по передаче электроэнергии среди видов деятельности, осуществляемых обществом, не указана, в том числе в сведениях о дополнительных видах.
При указанных обстоятельствах, учитывая нахождение комплексов генераторных элегазовых гидрогенератора непосредственно внутри гидроэлектростанции, назначение данных комплексов - для производства и преобразования электроэнергии, как составная часть гидрогенерирующего тракта, данные основные средства не могут быть отнесены к линиям электропередачи.
Исходя из изложенного, следует, что комплекс генераторный элегазовый гидрогенератора, затвор аварийно-ремонтный, затвор ремонтный, затворы холодного водосброса, решетка сороудерживающая как функционально, так и по месту нахождения относятся к оборудованию, участвующему в производстве и преобразовании электроэнергии, а не в её передаче.
Как правильно отмечено налоговой инспекцией на доводы заявителя о том, что процесс производства, передачи и потребления происходит единовременно, в силу чего некоторая часть объектов основных средств используется и для передачи электрической энергии, не могут являться основанием для подтверждения спорной льготы, поскольку данные функции являются сопутствующими (вторичными) основной функции (функциональной принадлежности) указанных объектов - генерации электроэнергии (мощности).
В соответствии с абзацем десятым статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Таким образом, несмотря на специфику технологического процесса в электроэнергетики (одномоментность), законодательно разделены виды деятельности по производству (генерации), распределению и передаче электроэнергии.
Следовательно, в отношении имущества, используемого в процессе выработки энергии, несмотря на связь процесса её выработки с процессом передачи, в силу положений пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит применению пониженная ставка.
Спорные объекты основных средств, в отношении которых заявлена льгота, находятся непосредственно на территории гидроэлектростанции и участвуют в процессе выработки и преобразования электроэнергии, то есть являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности СШ ГЭС, и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.
Вышеизложенные выводы арбитражного суда соответствуют позиции, приведённой в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07 ноября 2017 года № 306-КГ-15755, от 10 июля 2018 года № 306-КГ18-8637, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 июня 2014 года по делу № А74-593/2013.
Иные доводы заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведённые ПАО «РусГидро» письма Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации не опровергают выводы суда по настоящему делу.
Согласно изложенной в названных письмах позиции государственных органов право на применение налоговой льготы на основании пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации имеют все организации (в том числе производители электрической энергии), учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств имущество, перечисленное в Перечне Правительства Российской Федерации № 504, то есть имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической связью.
Вместе с тем спорное имущество не относится к линиям энергопередачи.
Также не принимается ссылка заявителя на ГОСТ 21027-75 «Системы энергетические. Термины и определения», введённого в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29 июля 1975 года № 1972 (действующего в спорный период), поскольку вне зависимости от того, что линии электропередачи являются частью электрических сетей, и, как следствие, частью энергетической системы, льготированию подлежат объекты, относимые Налоговым кодексом Российской Федерации и Перечнем имущества, именно к линиям энергопередачи (линиям электропередачи), а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, а не к электрическим сетям или энергетической системе в целом.
На основании приведённого, арбитражный суд находит обоснованным вывод налоговой инспекции о том, что обществом в нарушение пункта 1 статьи 374, пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно применены пониженные ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,3% в отношении спорных объектов основных средств, что повлекло занижение суммы авансового платежа по налогу на имущество, подлежащего уплате по налоговой декларации за полугодие 2016 года на 2 086 776 рублей.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным решения МИ ФНС России № 2 по РХ от 27 декабря 2016 года № 3548 в части вывода о неправомерном применении льготы по налогу на имущество и доначисления соответствующих налогов не имеется. Судом не установлено нарушений решением в оспариваемой части прав и законных интересов ПАО «РусГидро» в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В этой связи требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 3000 рублей, уплачена филиалом ПАО «РусГидро» СШ ГЭС по платёжному поручению от 26 июля 2017 года № 1958. В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать публичному акционерному обществу «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» в лице филиала публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия от 27 декабря 2016 года № 3548 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части решения о неправомерном применении льготы по налогу на имущество и доначисления соответствующих налогов, как соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Т.Г. Коршунова