АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
22 февраля 2024 года № А74-7289/2023
Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи В.Ю. Погорельцевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.К. Огородниковой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания Ресо-Мед»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным акта внеплановой тематической выездной проверки от 31.08.2023,
о признании недействительным требования об уплате штрафа, оформленного письмом от 11.09.2023 №О-1522.
В судебном заседании 13.02.2024 принимали участие представители:
заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 25.10.2023 №20, диплома (паспорт), ФИО2 на основании доверенности от 21.11.2023 (паспорт);
ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 09.01.2024, диплома (паспорт).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.02.2024. Информация о перерыве в порядке статьи 121 названного Кодекса размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия и в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет.
В судебном заседании после перерыва принял участие представитель заявителя - ФИО1 на основании доверенности от 25.10.2023 №20, диплома (паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания Ресо-Мед» (далее – общество, страховая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее – фонд, ТФОМС) о признании недействительным акта внеплановой тематической выездной проверки от 31.08.2023 и о признании недействительным требования об уплате штрафа, оформленного письмом от 11.09.2023 №О-1522.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении и в пояснениях по делу.
Присутствующий до перерыва представитель фонда с требованием заявителя не согласился по обстоятельствам, указанным в отзыве и в дополнениях к отзыву. Дополнительно сообщил, что иные пояснения и доказательства в материалы дела представлять не намерен, просил рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания Ресо-Мед» зарегистрировано вкачестве юридического лица 25.12.1992 Администрацией Павлово-Посадского района Московской области; на территории Республики Хакасия открыт филиал общества. Основным видом деятельности общества является «страхование медицинское».
Заявитель имеет лицензию на осуществление обязательного медицинского страхования ОС №0879-01, выданную 29.08.2019 со сроком действия до 31.12.2099, а также включен в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования на территории Республики Хакасия, реестровый номер 19006.
В соответствии с приказом ФФОМС от 16.08.2023 №159 на основании приказа от 30.08.2023 №267-п фондом проведена внеплановая тематическая выездная проверка деятельности филиала общества за период деятельности с 01.01.2022 по 30.07.2023.
Согласно программе проверки ее темой является соблюдение требований порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, проверке подлежит помимо прочего проверка достоверности сведений, внесенных страховой медицинской организацией в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц (отсутствие дублирующих данных с документов, удостоверяющих личность, СНИЛС, полиса ОМС; сведения от СНИЛС, сведения о гражданстве застрахованного лица), в том числе о видах выданных полисов ОМС (бумажный бланк, пластиковая карта) (с учетом нормативных актов действующих в проверяемом периоде).
По результатам проверки составлен акт внеплановой тематической выездной проверки от 31.08.2023, в котором установлено нарушение страховой компанией пунктов 6, 7 Правил ОМС, пунктов 6, 14 Правил ведения персонифицированного учета, пунктов 3, 12 Приказа 29н, пункта 8 Порядка информационного взаимодействия, поскольку страхования компания не обеспечила в полном объеме достоверность вносимых сведений в РС ЕРЗ. Акт вручен и.о. директора общества в день его составления.
05.09.2023 и 07.09.2023 общество представило в фонд возражения №2373 и №2421 на акт проверки.
Письмом от 11.09.2023 №О-1521 фонд указал на отсутствие оснований для изменения либо отмены требований по нарушениям, выявленным при проведении внеплановой тематической проверки.
12.09.2023 фонд вручил обществу требование от 01.09.2023 №О-1522 об уплате штрафа за нарушение условий договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, выявленного по результатам внеплановой тематической выездной проверки, которым потребовал в срок до 30.09.2023 направить в адрес фонда план мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и перечислить в бюджет фонда штраф в сумме 840 662,16 руб.
Не согласившись с актом внеплановой тематической выездной проверки от 31.08.2023 и требованием об уплате штрафа, оформленным письмом от 11.09.2023 №О-1522, общество в установленный срок оспорило их в арбитражном суде.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.
С учетом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка законности оспариваемого ненормативного правового акта производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия, в нём указанным.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 6, пункта 12 части 7 статьи 34, пункта 11 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №326-ФЗ), Приказа Минздрава России от 26.03.2021 №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями», пунктами 3.2.12 и 3.3.15 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.07.2011 №435, арбитражный суд приходит к выводу, что проверка проведена, акт и требование составлены уполномоченными должностными лицами фонда.
Общество полагает, что фонд неправомерно ознакомил страховую компанию с приказом о проведении проверки непосредственно (за несколько минут) перед проведением проверки, а также считает, что в документах о проведении проверки не указаны основания проведения внеплановой тематической проверки.
Арбитражный суд соглашается с доводом страховой компании о нарушении фондом срока ознакомления с приказом о проведении проверки ввиду следующего.
Частью 11 статьи 40 Закона №326-ФЗ установлено, что территориальный фонд в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями установлен приказом Минздрава России от 26.03.2021 №255н (далее – Порядок №255н).
В соответствии с абзацем 7 пункта 8 Порядка №255н приказ о проведении внеплановой проверки доводится до руководителя страховой медицинской организации не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала проверки.
Из пояснений заявителя следует, что с приказом о проведении проверки страхования компания ознакомлена перед проведением проверки. Доказательства, свидетельствующие об обратном, фондом в материалы дела не представлены.
Ссылка фонда на приказ от 15.08.2023 №253-п, который получен заявителем по электронной почте в день его вынесения, не принимается арбитражным судом, поскольку в указанном приказе отражено об обеспечении подготовки документов и материалов к проведению проверки ФФОМС, а также о направлении в страховые организации типовой программы проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств ОМС в 2022 году, 1 полугодии 2023 года, и справки о результатах проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств ОМС в указанный период.
Из приказа от 30.08.2023 №267-п следует, что проверка будет проводиться ТФОМС.
Таким образом, фондом нарушены положения абзаца 7 пункта 8 Порядка №255н.
Вместе с тем, арбитражный суд соглашается с доводом фонда о том, что в приказе фонда от 30.08.2023 №267-п отражены основания для проведения внеплановой тематической проверки – в соответствии с приказом ФФОМС от 16.08.2023 №159 о проведении проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования, на основании пункта 6 Порядка №255н.
Согласно абзацу 3 пункта 6 Порядка №255н внеплановые проверки проводятся по приказу директора территориального фонда на основании представлений органов государственного контроля и надзора (далее - контрольный орган), обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд), обращений, жалоб и заявлений граждан, в связи с истечением срока исполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда об устранении нарушений и недостатков, и (или) возврате (возмещении) средств, и (или) уплате штрафов (пеней), проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования, в случае прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе в связи с приостановлением или прекращением действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации, в связи с обращением страховой медицинской организации в территориальный фонд с заявкой на предоставление недостающих средств для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии в приказе о проведении проверки оснований проведения внеплановой тематической проверки, не принимается арбитражным судом.
При проверке соответствия акта закону или иному нормативному правовому акту, а также установлении того, нарушает ли оспариваемая часть акта права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом №326-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона №326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом №326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Часть 2 статьи 9 Закона №326-ФЗ относит страховые медицинские организации к участникам обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 14 Закона №326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
Пунктом 7 статьи 2 статьи 38 Закона №326-ФЗ установлено, что в договоре о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования должны содержаться положения, предусматривающие обязанности страховой медицинской организации по сбору, обработке данных персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, осуществление обмена указанными сведениями между субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 2.4, 2.6 типовой формы договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 №1030н (действовала до 02.12.2022), предусмотрено, что страховая медицинская организация обязана вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования в соответствии с порядком персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2011 №29н, а также представлять в территориальный фонд ежедневно (в случае наличия) данные о новых застрахованных лицах, сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах для включения в региональный сегмент застрахованных лиц сведения о гражданах, не обратившихся в страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязательного медицинского страхования, полученные от Территориального фонда в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона.
Аналогичные обязанности установлены в пунктах 2.3, 2.5 формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденной Приказом Минздрава России от 26.10.2022 №703н (действуют с 03.12.2022).
До 01.12.2022 действовал Порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 №29н (далее – Порядок №29н), которым установлено, что персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, и включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение следующих сведений о застрахованных лицах, в том числе, о дате регистрации в качестве застрахованного лица (подпункт 13 пункта 3).
При внесении сведений о застрахованном лице в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц страховая медицинская организация обеспечивает достоверность и корректность вносимых сведений и осуществляет проверки, позволяющие предотвратить появление в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц дублирующих записей: на наличие повторений по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения; на наличие повторений по данным документа, удостоверяющего личность; корректности указания пола застрахованного лица; на наличие повторений по дате рождения и адресу регистрации по месту жительства; на наличие повторений по фамилии, имени и отчеству и адресу регистрации по месту жительства; на наличие повторений по страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (пункт 12 Порядка №29н).
В целях актуализации регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц и внесения в него сведений о застрахованных лицах страховая медицинская организация формирует и передает информационные файлы с изменениями сведений о застрахованных лицах, предусмотренных подпунктами 1 - 13 пункта 3 настоящего Порядка (далее - файлы с изменениями), в территориальный фонд по мере необходимости, но не реже 1 раза в день при наличии изменений в сведениях о застрахованных лицах, в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (пункт 13 Порядка №29н).
С 01.12.2022 действуют Правила ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.11.2022 №1998, которыми установлены аналогичные положения.
Фонд указывает, что в спорный период информационное взаимодействие между фондом и страховой организацией при ведении регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц производилось в соответствии с приложением «Г» приказа ФФОМС от 07.04.2011 №79 «Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем в сфере обязательного медицинского страхования».
Приказом Минздрава России от 28.02.2019 №108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее – Правила №108н), которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона №326-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 Правил №108н форма заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации содержится в приложении №6 к настоящим Правилам.
Заявление о включении в единый регистр застрахованных лиц, бланк которого размещается в соответствии с форматами информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, опубликованными на официальном сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом приложений должна содержать, в том числе, следующие сведения о застрахованном по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Федеральным законом лице: фамилию, имя, отчество (при наличии); пол; дату рождения; место рождения; гражданство; страховой номер индивидуального лицевого счета в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (для детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в возрасте до четырнадцати лет, иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии) (далее - СНИЛС) (при наличии); реквизиты документа, удостоверяющего личность (для детей в возрасте до четырнадцати лет - реквизиты записи акта о рождении, реквизиты документа иностранного государства о регистрации рождения в случае регистрации рождения вне пределов Российской Федерации); место жительства (на основании регистрации); место пребывания (в случае, отличном от «места жительства» вносится на основании фактического места пребывания); дату регистрации; категорию застрахованного лица (пункт 7 Правил №108н).
Из материалов дела следует, что 20.01.2014 и 13.12.2022 между фондом и страховой компанией заключены договоры о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования №2 (с учетом дополнительного соглашения от 30.12.2021) и №96, соответственно.
В соответствии договором от 20.01.2014 №2 страхования компания обязана вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования в соответствии с Порядком №29н; собирать, обрабатывать, обеспечивать сохранность и конфиденциальность сведений и информации при осуществлении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществлять обмен указанными сведениями между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, утверждаемыми ФФОМС в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 33 Закона №326-ФЗ; представлять в территориальный фонд ежедневно (в случае наличия) данные о новых застрахованных лицах, сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах (пункты 2.4, 2.5, 2.6).
В акте проверки фондом отражены следующие выявленные в ходе проверки нарушения, выразившиеся в необеспечении в полном объеме достоверности вносимых сведений в региональный сегмент Единого регистра застрахованных лиц: отсутствует место рождения застрахованного лица (в 2022 году - 49), отсутствует СНИЛС у застрахованного лица с датой начала страхования более или равно 16.05.2016 с возрастом больше или равно 14 лет на дату начала страхования (в 2022 году - 1); дубли по СНИЛС (в 2022 году – 1, в 1 полугодии 2023 года - 1), отсутствует адрес регистрации застрахованного лица (в 2022 году – 90, в 1 полугодии 2023 года – 122), дубли по ЕНП (в 2022 году – 1, в 1 полугодии 2023 года - 8).
Возражая относительно установленных обстоятельств общество указывает, что ему не были представлены документы, подтверждающие выявленные в ходе проверки нарушения (переданный по акту приема-передачи от 31.08.2023 сведения о застрахованных лицах такой информации не содержит); заявитель не имеет возможность в полном объеме анализировать региональный сегмент застрахованных лиц; часть записей, в отношении которых выявлены нарушения, касается лиц, не обращавшихся в страховую компанию (предположительно, такие записи получены ответчиком с Единого портала государственных услуг); о проблеме файлового обмена обществом направлялось в адрес фонда письмо от 17.05.2023 №1308, в соответствии с ответом ответчика от 16.06.2023 вопросы, связанные с ошибками в ЕПГУ и дублями ЕНП, решаются в штатном режиме с технической поддержкой Федерального единого регистра застрахованных лиц; заявки по лицам, обратившимся непосредственно в страховую компанию, в ошибки не попали, все необходимые данные имеются в выгруженных файлах, сведения о застрахованных лицах переданы в ТФОМС с соблюдением требований персонифицированного учета; дублирование номеров полисов выявлено в региональном сегменте между застрахованными лицами разных страховых компаний Республики Хакасия, лишь у ответчика имеется возможность проанализировать случаи задвоения данных по всем страховым компаниям на территории субъекта РФ и принять меры по устранению выявленных ошибок; право на получение полиса обязательного медицинского страхования предусмотрено законодательством всем гражданам, независимо от указания ими места жительства.
В ходе судебного разбирательства фонд частично передал страховой компании сведения о застрахованных лицах, в отношении которых были выявлены нарушения. В остальной части пояснил, что предоставить оставшуюся часть сведений не имеет возможности в связи с тем, что поступившая в региональный сегмент информация пополнилась и обновилась, после чего такие нарушения уже отсутствуют.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу, что ответчиком не доказаны отраженные в акте нарушения, поскольку в материалы дела не представлены достаточные доказательства, подтверждающие выявленное в ходе проверки нарушение, выразившееся в необеспечении в полном объеме достоверности вносимых страховой компанией сведений в региональный сегмент Единого регистра застрахованных лиц.
Так, по результатам анализа полученных от фонда списков застрахованных лиц, в отношении которых в ходе проверки выявлены нарушения, обществом установлено, что предоставлены списки по записям «Отсутствует адрес регистрации ЗЛ (2023)», «Отсутствует адрес регистрации ЗЛ (2022)», «Отсутствует место рождения ЗЛ (2022)» - всего 213 записей; не предоставлены списки по записям «Отсутствует СНИЛС», «Дубли по СНИЛС», «Дубли по ЕНП».
По результатам анализа представленных списков установлено, что в предоставленных списках 79 записей не передавались страховой медицинской компанией в фонд, получены страховой медицинской компанией от фонда (в таблице отсутствует отметка «Отправлено в ТФОМС по защищенной сети VipNet»): 96 записей - передавались страховой медицинской компанией в фонд, прошли форматно-логический контроль, приняты ответчиком без ошибок (в таблице имеется отметка «Отправлено в ТФОМС по защищенной сети VipNet», с указанием имени файла, регистрационного номера и даты передачи), из них 44 получены дополнительно (к сведениям, ранее переданным страховой компанией) от фонда без заполненных сведений; 38 записей отсутствуют в базе страховой медицинской организации (в частности, гражданин ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (таблица «Отсутствует адрес регистрации ЗЛ (2023) по списку фонда от 24.11.2023», стр. 3) был ранее застрахован в Хакасском филиале ООО «СМК РЕСО-Мед», 09.04.2023 полис был закрыт в связи со сменой места жительства, гражданин застрахован на территории Красноярского края).
Результаты анализа в таблицах и сводные пояснения по записям были направлены обществом ответчику 29.11.2023.
Поименная проверка списков, предоставленных ответчиком 24.11.2023, также показала правильность заполнения полей файлов передачи данных по застрахованным лицам.
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, а также пояснения относительно указанных обстоятельств, фондом не представлены.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что в нарушение положений статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ фондом не доказано выявленное в ходе проверки нарушение, выразившиеся в необеспечении в полном объеме достоверности вносимых обществом сведений в региональный сегмент Единого регистра застрахованных лиц, поскольку в материалы дела не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что страховая компания направляла рассматриваемые сведения с нарушением требований к их заполнению и порядку их направления, а также доказательства, свидетельствующие о наличии у страховой компании таких сведений, о наличии у общества обязанности по их направлению в региональный сегмент Единого регистра застрахованных лиц.
Как указано заявителем и не оспорено ответчиком, частично спорные сведения не передавались обществом (получены из иных источников), частично – переданы страховой компанией без ошибок, частично – отсутствуют в базе данных заявителя, в отношении остальной части нарушений – доказательства их наличия фондом не представлены. Указанные обстоятельства фондом не оспорены.
В связи с чем, арбитражный суд соглашается с доводом страховой компании о недоказанности ответчиком того обстоятельства, что отсутствие в региональном сегменте Единого регистра застрахованных лиц достоверных сведений о застрахованных лицах, произошло по вине общества.
Доводы фонда относительно наличия выявленных нарушений не принимаются арбитражным судом, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.
С учетом изложенного, оспариваемые акт внеплановой проверки фонда и требование подлежат признанию недействительными, поскольку они не соответствуют положениям законодательства в сфере обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Арбитражный суд считает, что сам факт признания оспариваемых акта и требования фонда недействительными устраняет допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Государственная пошлина по делу составляет 3 000 руб., уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд платежным поручением от 21.09.2023 №12319 и на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления относятся на фонд и подлежат взысканию с него в пользу общества.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1.Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания Ресо-Мед».
Признать недействительными акт внеплановой тематической выездной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия от 31.08.2023 и требование об уплате штрафа, оформленного письмом от 11.09.2023 №О-1522 в связи с их несоответствием положениям Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
2. Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания Ресо-Мед» 3 000 (три тысячи) руб. расходов по государственной пошлине, уплаченной платежным поручением от 21.09.2023 №12319.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья В.Ю. Погорельцева