ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-7553/15 от 12.11.2015 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

13 ноября 2015 года Дело №А74-7553/2015

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2015 года.

Решение в полном объёме изготовлено 13 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.В. Болкуновой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Разрез Белоярский» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 24 августа 2015 года № 09-124.Юл/581 о назначении административного наказания,

о признании незаконным и отмене постановления от 24 августа 2015 года № 09/125.Юл/581 о назначении административного наказания.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 02.06.2015;

от Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – ФИО2 на основании доверенности от 11.06.2015 № 104.

Общество с ограниченной ответственностью «Разрез Белоярский» (далее – общество, ООО «Разрез Белоярский») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Енисейское управление Ростехнадзора) от 24 августа 2015 года № 09-124.Юл/581 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40.000 руб. и от 24 августа 2015 года № 09/125.Юл/581 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.

Представитель Енисейского управления Ростехнадзора считал, что оснований для признания незаконными и отмены оспариваемых постановлений не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ООО «Разрез Белоярский» зарегистрировано в качестве юридического лица 03.05.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является добыча каменного угля открытым способом.

ООО «Разрез Белоярский» осуществляет добычу каменного угля на участке № 5 Изыхского каменноугольного месторождения на основании лицензии на пользование недрами АБН 00602 ТЭ, выданной 20.06.2012 Управлением по недропользованию по Республике Хакасия.

07.08.2013 Администрацией Белоярского сельсовета выдано обществу разрешение № RU1951302-487 на строительство объекта капитального строительства - «Угольный разрез на участке № 5 Изыхского каменноугольного месторождения ООО «Разрез Белоярский», расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 2,8 км. на запад от 29 км. автодороги Абакан-Саяногорск (т1 л 111). Срок действия разрешения – до 07.08.2018.

22.11.2013 обществом получено положительное заключение государственной экспертизы № 261-13/КРЭ-1959/06 проектной документации «Строительство угольного разреза на участке №5 Изыхского каменноугольного месторождения ООО «Разрез Белоярский» и результатов инженерных изысканий (т1 л110).

28.07.2014 общество направило в адрес Енисейского управления Ростехнадзора извещение о начале капитального строительства объекта капитального строительства -«Угольный разрез на участке № 5 Изыхского каменноугольного месторождения ООО «Разрез Белоярский» (т1 л109). Согласно данному извещению общество указало дату начала строительства – 05.08.2014, дату окончания строительства – 01.01.2018.

02.10.2014 отделом по геологии и лицензированию по Республике Хакасия выдано обществу разрешение № RU19505000-1900004 на строительство объекта капитального строительства «Угольный разрез Белоярский глубиной 160 м. на участке №5 Изыхского каменноугольного месторождения в пределах горного отвода площадью 1,58 км2», расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 2,8 км. на запад от дорожного указателя 29 км. автодороги Абакан-Саяногорск (л112). Срок действия разрешения – до 02.09.2018.

14.07.2015 и.о. руководителя Енисейского управления Ростехнадзора издан приказ № 1691/1к о проведении проверки строительства объекта капитального строительства «Угольный разрез Белоярский глубиной 160 м. на участке №5 Изыхского каменноугольного месторождения в пределах горного отвода площадью 1,58 км2», расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 2,8 км. на запад от дорожного указателя 29 км. автодороги Абакан-Саяногорск, застройщиком которого является ООО «Разрез Белоярский» (л128). Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены: государственные инспекторы отдела по государственному строительному надзору ФИО3, ФИО4, заместитель начальника отдела горного надзора по Республике Хакасия ФИО5

В ходе проведения проверки Енисейским управлением Ростехнадзора выявлены следующие нарушения:

- отсутствие у ООО «Разрез Белоярский» свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля;

- заключение ООО «Разрез Белоярский» договора на выполнение строительных работ с АО «Бурпроммаш», которое, в свою очередь, осуществляет работы по строительному контролю при отсутствии соответствующего свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.08.2015 № 09/581/1691/2015 (т1 л133).

Уведомлением от 06.08.2015 общество приглашено в административный орган на 17.08.2015 на 11 час. 15 мин. для составления протокола об административном правонарушении (т1 л138). Указанное уведомление получено обществом 07.08.2015.

17.08.2015 в присутствии уполномоченного представителя общества составлены протоколы об административных правонарушениях:

- № 09/124.Юл/581 (т1 л143), в котором зафиксировано, что у АО «Бурпроммаш» отсутствует свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. Данное нарушение квалифицировано по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ;

- № 09/125.Юл/581 (л146), в котором зафиксировано, что ООО «Разрез Белоярский» заключило договор на выполнение строительных работ с АО «Бурпроммаш», которое, в свою очередь, осуществляет работы по строительному контролю, при отсутствии соответствующего свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. Данное нарушение квалифицировано по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Копии протоколов об административных правонарушениях вручены уполномоченному представителю общества в дату их составления. При ознакомлении с протоколами об административных правонарушениях представитель общества с выявленным нарушением не согласился.

Определениями от 17.08.2015 № 09/124.Юл/581, № 09/125.Юл/581 общество извещено о том, что рассмотрение материалов административных дел состоится 24.08.2015, соответственно, в 13 час. 30 мин. и в 13 час. 45 мин. (т1 л149, 151).

Определением от 24.08.2015 №09/124.Юл/581 (т1 л157) административным органом исправлена описка, допущенная в протоколе об административном правонарушении от 17.08.2015 № 09/124.Юл/581, указано, что на странице 2 по тексту протокола следует читать: «выявлено, что у ООО «Разрез Белоярский» отсутствует свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля, …».

24.08.2015 заместителем руководителя Енисейского управления Ростехнадзора в отсутствие законного (уполномоченного) представителя общества рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесены постановления:

- № 09/124.Юл/581 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ, за выполнение работ строительству, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ, а именно: свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40.000 руб. (т1 л164);

- № 09/125.Юл/581 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, за заключение договора на выполнение строительных работ с АО «Бурпроммаш», которое, в свою очередь, осуществляет работы по строительному контролю при отсутствии соответствующего свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 руб. (т1 л159).

В названных постановлениях административным органом указано на нарушение обществом положений частей 2,3 статьи 52, частей 1,4 статьи 58.8 (вероятно допущена опечатка, возможно имелась ввиду статья 55.8) Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 32 приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Не согласившись с постановлениями, общество в пределах срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.

Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лиц, составивших протоколы об административных правонарушениях, и лица, принявшего оспариваемые постановления, пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 (в редакции постановления от 17.01.2015 № 19), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного строительного надзора, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно части 1 статьи 23.56 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный строительный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 9.4, статьёй 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства).

В силу пункта 3 части 2 названной статьи руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный строительный надзор, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2009 года № 588 (в редакции приказа от 17.07.2015 № 279) утверждён Перечень должностных лиц Службы и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому в сфере государственного строительного надзора протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в территориальных органах Службы вправе составлять государственные инспекторы.

С учётом вышеприведённых норм, арбитражный суд пришёл к выводу, что протоколы об административных правонарушениях составлены и дело об административных правонарушениях рассмотрено  должностными лицами Енисейского управления Ростехнадзора в пределах предоставленных им полномочий.

Процедура привлечения к административной ответственности, установленная КоАП РФ, проверена арбитражным судом и признана соблюдённой. Содержание протоколов об административных правонарушениях, порядок их составления соответствуют требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Законный представитель общества был надлежащим образом извещён о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюдён.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Оспаривая привлечение по части 1 статьи 9.5.1 и по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, заявитель полагает, что угольный разрез не является объектом капитального строительства (недвижимостью), в связи с чем получение свидетельства о допуске по выполнению работ по строительству, которое оказывает влияние на безопасность объекта капитального строительства, необязательно. Кроме этого, в перечне работ, оказываемых подрядчиком по договору подряда, а также в проектной документации по строительству угольного разреза не предусмотрено ведение работ, перечисленных в перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Проверив законность и обоснованность оспариваемых постановлений, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие строительство.

В обжалуемом постановлении административного органа от 24.08.2015 № 09/125.Юл/581 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, обществу вменено нарушение, выразившееся в заключении договора на выполнение строительных работ с АО «Бурпроммаш», которое, в свою очередь, осуществляет работы по строительному контролю при отсутствии соответствующего свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. При этом административным органом указано на нарушение обществом положений частей 2,3 статьи 52, частей 1,4 статьи 58.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 32 приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Вместе с тем объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, образует проектирование, строительство, реконструкция или капитальный ремонт объектов капитального строительства с нарушением требований специальных нормативных актов (технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий).

Арбитражным судом установлено, что ни из акта проверки от 06.08.2015, ни из протокола об административном правонарушении от 17.08.2015 № 09/125.Юл/581 и оспариваемого постановления от 24.08.2015 № 09/125.Юл/581 не усматривается сведений о нарушении заявителем каких-либо технических регламентов, обязательных документов в области стандартизации, специальных технических условий, положений проектной документации при строительстве объекта капитального строительства – угольного разреза.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу статьи 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.

В соответствии с положениями части 1 статьи 29.10. КоАП РФ постановление по делу о привлечении к административной ответственности является актом, в котором фиксируются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, вынесением которого осуществляется привлечение лица к административной ответственности.

Обязанность доказывать наличие события административного правонарушения, вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что административный орган не доказал состав (объективную сторону) административного правонарушения, вменяемого обществу, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ. В связи с этим постановление Енисейского управления Ростехнадзора от 24.08.2015 № 09/125.Юл/581 подлежит признанию незаконным и отмене.

Частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ.

Объективную сторону вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ, образуют действия по выполнению работ по строительству объекта капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства, без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ.

Субъектом данного правонарушения являются лица, осуществляющие строительство.

В оспариваемом постановлении от 24.08.2015 №09/124.Юл/581 обществу вменено нарушение, выразившееся в выполнении работ строительству, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ, а именно: свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. Административным органом указано на нарушение обществом положений частей 2, 3 статьи 52, частей 1, 4 статьи 58.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 32 приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Заявитель полагает, что свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля ему не требовалось, поскольку угольный разрез не является объектом капитального строительства (недвижимостью). Кроме этого, в перечне работ, оказываемых подрядчиком по договору подряда, а также в проектной документации по строительству угольного разреза не предусмотрено ведение работ, перечисленных в перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Арбитражный суд отклоняет доводы заявителя о том, что угольный разрез не относится к объектам капитального строительства, по следующим основаниям.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй. Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены исключительные случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется. Под эти исключения, не требующие получения разрешения на строительство, спорный объект – угольный разрез, не подпадает.

Из части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

Из толкования вышеизложенных норм следует, что при строительстве объектов капитального строительства требуется разрешение на строительство, при этом проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.

Как усматривается из материалов дела, обществом были получены разрешения:

- от 07.08.2013 № RU1951302-487 на строительство объекта капитального строительства - «Угольный разрез на участке № 5 Изыхского каменноугольного месторождения ООО «Разрез Белоярский», расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 2,8 км. на запад от 29 км. автодороги Абакан-Саяногорск (т1 л 111);

- от 02.10.2014 № RU19505000-1900004 на строительство объекта капитального строительства «Угольный разрез Белоярский глубиной 160 м. на участке №5 Изыхского каменноугольного месторождения в пределах горного отвода площадью 1,58 км2», расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 2,8 км. на запад от дорожного указателя 29 км. автодороги Абакан-Саяногорск (л112).

Кроме этого, согласно заключению государственной экспертизы от 22.11.2013 № 261-13/КРЭ-1959/06 проект «Строительство угольного разреза на участке №5 Изыхского каменноугольного месторождения ООО «Разрез Белоярский» является проектом объекта капитального строительства - «Угольный разрез «Белоярский» о чем указано на титульном листе заключения (т1 л110).

Также само общество 28.07.2014 известило Енисейское управление Ростехнадзора о начале капитального строительства объекта капитального строительства - «Угольный разрез на участке № 5 Изыхского каменноугольного месторождения ООО «Разрез Белоярский» (т1 л109).

Таким образом, вышеприведёнными документами подтверждается, что спорный объект – угольный разрез является объектом капитального строительства.

Как следует из направленного обществом в адрес Енисейского управления Ростехнадзора извещения от 28.07.2014 о начале капитального строительства, дата начала строительства – 05.08.2014, дата окончания строительства – 01.01.2018 (т1 л109).

В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень), утверждён приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (в редакции приказа от 14.11.2011 № 238).

В указанный перечень включены работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом (пункт 32 Перечня), в частности, строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ № 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14). В указанные группы вошли: геодезические работы, выполняемые на строительных площадках; земляные работы; свайные работы; закрепление грунтов; устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций; монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций; работы по устройству каменных конструкций; монтаж металлических конструкций; монтаж деревянных конструкций; защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов); устройство кровель; фасадные работы.

В таблице 4.1 проектной документации определены следующие объекты строительства:

1) технологические автодороги (АД1-АД8);

2) перегрузочный пункт, в том числе: модульное здание, электроснабжение;

3) участок ОГР (карьерная выемка, электроснабжение, водоотведение).

На указанных объектах строительства предусмотрено ведение следующих видов работ: срезка растительного слоя; разработка выемки; отсыпка насыпи; уплотнение грунта насыпи; устройство водопропускных труб; нарезка продольных водоотводных каналов; разработка удерживающего грунтового вала; планировка откосов и полотна насыпей; мощение дна и откосов кюветов щебнем толщ. 10 см; устройство нижнего слоя основания из черного щебня (двухслойное основание толщиной 15 см.); устройство верхнего слоя основания из черного щебня толщиной 16 см.; устройство покрытия из асфальтобетона (двухслойное, толщиной слоя 4 см.); досыпка обочин гравийно-песчаной смесью толщиной 15 см.; укрепление обочин гравийно-песчаной смесью толщиной 12 см.; укрепление откосов посевом многолетних трав; устройство подстилающего слоя из скального грунта (т1 л126).

30.07.2014 ООО «Разрез Белоярский» (заказчик) заключён с ЗАО «Бурпроммаш» (подрядчик) договор подряда № 30/07/14 (т1 л21).

По условиям указанного договора подрядчик принял на себя обязательство по выполнению комплекса работ и услуг на участке № 5 Изыхского каменноугольного месторождения в Республике Хакасия, в границах горного и земельного отвода ООО «Разрез Белоярский» согласно утверждённым заказчиком проектной и иной технической документации и ежемесячным производственным планам согласно форме приложения № 2 к договору и сдать их результаты заказчику.

Согласно приложению № 1 к договору от 30.07.2014 № 30/07/14 в комплекс работ, выполняемых подрядчиком, вошли:

1) Вскрышные работы:

- планировочные и подготовительные работы, формирование транспортных площадок, а также площадок под необходимое технологическое оборудование, прокладка и содержание технологических автомобильных дорог;

- выемка горной массы из забоя;

- погрузка горной массы и технологический автотранспорт;

-содержание подъездов во вскрышных забоях;

- транспортировка горной массы на отвал вскрышных пород;

- укладка вскрышных работ в тело отвала;

- полив и орошение автодорог, забоев и отвалов;

2) Добычные работы:

- планировочные и подготовительные работы, формирование транспортных площадок, а также площадок под необходимое технологическое оборудование, прокладка и содержание технологических автомобильных дорог;

- зачистка угольного пласта согласно паспорту работ;

- выемка угольной массы из забоя;

- распачковка угольного пласта с целью выделения породных прослоев;

- погрузка угольной массы в технологический автотранспорт;

- содержание подъездов в угольных забоях;

- транспортировка угольной массы на погрузочную площадку ООО «РБ»;

- укладка угольной массы в штабель;

- формирование штабелей угля и придание им правильной геометрической формы, удобной для инструментальной съёмки;

- полив и орошение технологический автодорог;

3) Отвальные работы:

- планировочные и подготовительные работы, формирование транспортных площадок, а также площадок под необходимое технологическое оборудование, прокладка и содержание технологических автомобильных дорог;

- приёмка вскрышных пород на поверхности отвала;

- укладка вскрышных пород в тело отвала;

- формирование отвала вскрышных пород;

- перемещение осветительной установки вдоль фронта отвала;

- водоотведение с площади отвала;

- полив и орошение технологический автодорог;

4) Перечень работ, являющийся неотъемлемой частью комплекса работ:

- строительство нагорных канав;

- строительство зумпфа.

Поскольку в силу вышеприведённых норм земляные работы, работы по закреплению грунтов отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, арбитражный суд отклоняет довод заявителя о том, что проектной документацией и договором подряда не предусмотрено ведение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно части 6 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельство о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаётся саморегулируемой организацией при приёме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.

В соответствии с частью 8 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Пунктом 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктом 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, установлено, что обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в том числе в форме строительного контроля. Строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Свод правил «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утверждённый приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781, регламентирует порядок действий, направленных на реализацию положений о строительном контроле.

Пунктом 7.1 СП 48.13330.2011 установлено, что участники строительства: лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), проектировщик, должны осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации.

Лицо, осуществляющее строительство, в составе строительного контроля выполняет: входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком); освидетельствование геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; входной контроль применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования; операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций строительно-монтажных работ; освидетельствование выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ; освидетельствование ответственных строительных конструкций и участков систем инженерно-технического обеспечения; испытания и опробования технических устройств.

Строительный контроль застройщика (заказчика) в соответствии с действующим законодательством осуществляется в виде контроля и надзора заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда в соответствии с пунктом 7.3 СП 48.13330.2011.

Согласно пункту 7.3. СП 48.13330.2011 строительный контроль заказчика ааключает:

проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний;

контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель строительного контроля застройщика (заказчика) может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов;

контроль соответствия выполняемого лицом, осуществляющим строительство, операционного контроля требованиям пункта 7.1.6 СП 48.13330.2011;

контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов;

контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированную приёмку исправленной документации, передачу её лицу, осуществляющему строительство;

контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления;

извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства;

оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов;

заключительную оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.

Исходя из анализа указанных норм права, следует, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определённые виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В силу пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приёмка возведённых строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

Таким образом, в силу вышеприведённых норм общество обязано было иметь свидетельство о допуске к соответствующим видам работ, а именно: свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля.

В пункте 5 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД-11-04-2006), утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129, указано, что застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено и не отрицается заявителем, что такое извещение было направлено 28.07.2014 обществом в адрес Енисейского управления Ростехнадзора. При этом обществом была указана дата начала капитального строительства – 05.08.2014

В соответствии с пунктом 6 РД-11-04-2006 Енисейским управлением Ростехнадзора была разработана программа проведения проверок № 1584/14-15 (т1 л113). Согласно данной программе с учётом работ, выполняемых обществом в соответствии с проектом организации строительства объекта капитального строительства, установлены следующие примерные даты проведения проверок: декабрь 2014 года, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2015 года.

В силу пункта 8 названного РД-11-04-2006 лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать орган государственного строительного надзора об изменении сроков окончания работ, подлежащих проверке, указанных в программе проведения проверок.

Арбитражным судом установлено, что общество не направляло в адрес Енисейского управления Ростехнадзора извещения об изменении срока работ. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о приостановлении обществом работ по строительству объекта капитального строительства – угольного разреза.

Пунктами 3, 8.4 и 8.5 РД-11-05-2007 определено, что общий журнал работ, в котором ведётся учёт выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.

Как усматривается из представленного в материалы дела общего журнала работ № 1 по строительству объекта капитального строительства – «Угольного разреза Белоярский» (раздел 6), застройщик - ООО «Разрез Белоярский» осуществляло строительство указанного объекта, о чём свидетельствуют акты о выполненных работах, составленные 03.09.2014, 03.10.2014, 03.11.2014, 01.10.2014, 04.10.2014, 05.10.2014, 06.10.2014, 15.10.2014, 03.12.2014, 03.01.2015, 02.02.2015.

Таким образом, представленными документами опровергается довод заявителя о том, что работы по строительству угольного разреза обществом не осуществлялись.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришёл к выводу о подтверждении материалами дела обстоятельств осуществления заявителем работ по строительству угольного разреза, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, без наличия свидетельства о допуске к соответствующим видам работ, а именно: свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришёл к выводу о том, что Енисейским управлением Ростехнадзора установлена и доказана в действиях (бездействии) общества объективная сторона вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ (формы вины), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Учитывая изложенное, арбитражный суд считает доказанным наличие в соответствующем действии (бездействии) общества вины в совершении вменённого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ.

Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность или отягчающие административную ответственность.

Учитывая изложенные выше правовые нормы и обстоятельства дела, арбитражный суд пришёл к выводу, что административным органом избрана соразмерная мера наказания. Наличие обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность административным органом не установлено. Обществу правомерно назначено наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ, что составило сорок тысяч руб.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку факт совершения вменяемого заявителю правонарушения установлен и подтверждён материалами дела, вина заявителя в совершении правонарушения доказана, административным органом соблюдён порядок привлечения заявителя к административной ответственности, арбитражный суд приходит к выводу о законности постановления от 24 августа 2015 года № 09-124.Юл/581 и об отсутствии оснований для его отмены.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить частично заявление общества с ограниченной ответственностью «Разрез Белоярский».

2. Признать незаконным и отменить постановление Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 августа 2015 года № 09-125.Юл/581 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.

3. Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Разрез Белоярский» в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 августа 2015 года № 09-124.Юл/581 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40.000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск). Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья И.В. Тутаркова