АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
30 января 2018 года Дело № А74-7586/2017
Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2018 года.
В полном объёме решение изготовлено 30 января 2018 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН <***>,
ОГРН <***>) к Министерству финансов Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным в части пункта 1 приказа от 10.03.2017 № 55-од «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия».
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 9 января 2018 года (т2 л86),
ФИО3 на основании доверенности от 9 января 2018 года (т2 л87);
Министерства финансов Республики Хакасия – ФИО4 на основании доверенности от 29 декабря 2017 года № 101-д (т2 л88), ФИО5 на основании доверенности
от 29 декабря 2017 года № 99-д (т.2 л89).
Администрация муниципального образования Ширинский район (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Хакасия (далее – министерство) о признании недействительным пункта 1 приказа от 10.03.2017 № 55-од «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия» в части приостановления Ширинскому району с 10.03.2017 предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия» (т1 л8).
В судебном заседании представитель администрации поддержал заявленные требования по доводам заявления, пояснений по делу, с учётом документов, представленных в материалы дела (т1 л1-7, 67-68, 79-80, т2 л1-9).Пояснил, что возражений относительно процедуры вынесения министерством оспариваемого приказа, полномочий должностных лиц у администрации не имеется.
Представители министерства представили в судебное заседание копию апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 № 55-АПГ17-8 (т2 л76-85), возражали против заявленных требований по доводам отзывов на заявление, дополнительного отзыва, пояснений по делу,с учётом представленных в дело документов (т1 л13-19, 83-92, т2 л38-41).
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.
10.03.2017 министерством принят приказ № 55-од «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований» (далее - Приказ).
Пунктом 1 Приказа с 10.03.2017 приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия, нарушившим по итогам 2016 года положения пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в части превышения нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия, до момента устранения указанных нарушений: г. Абаза, г. Сорск, г. Черногорск, Орджоникидзевский район, Таштыпский район, Усть-Абаканский район, Ширинский район.
Не согласившись с пунктом 1 Приказа в части приостановления предоставления межбюджетных трансфертов муниципальному образованию Ширинский район, полагая, что приказ нарушает права и законные интересы администрации и не соответствует положениям действующего законодательства, администрация в установленный законом срок оспорила пункт 1 Приказа в указанной части в арбитражном суде.
Дело рассмотрено в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Из положений части 1 статьи 198, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200, части 2
статьи 201 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону; оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возложена частью 5 статьи 200 АПК РФ на орган или лицо, принявшие оспариваемый акт. Факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности доказывает заявитель.
С учётом положений статьи пункта 5 статьи 136 БК РФ, Порядка приостановления (сокращения) межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета Республики Хакасия при несоблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия условий
их предоставления, утверждённого приказом от 09.09.2009 № 126-од, статьи 8 Закона Республики Хакасия от 07.12.2007 № 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия», Положения о министерстве, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 151 (т1 л52-61), арбитражныйсуд установил, что оспариваемый приказ вынесен министерством в пределах предоставленных полномочий.
Порядок вынесения оспариваемого приказа заявителем не оспаривается, признан арбитражным судом соблюдённым.
Принимая во внимание указанные выше положения действующего законодательства,
а также тот факт, что приказ в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При проверке соответствия пункта 1 приказа в оспариваемой части закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьёй 6 БК РФ межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 3, абзацу девятому части первой статьи 8 БК РФ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основании акта финансового органа осуществления операций по перечислению трансфертов,
и прекращение санкционирования органом Федерального казначейства (финансовым органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования) операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета.
В соответствии со статьёй 28 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов.
Согласно статье 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе и право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов
и эффективность использования бюджетных средств, а также право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, при этом экономическую основу местного самоуправления согласно части 1 статьи 49 рассматриваемого Закона составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов,
а также имущественные права муниципальных образований.
Таким образом, самостоятельное решение вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления и осуществляется за счет средств местных бюджетов, имущества и имущественных прав муниципальных образований.
Кроме того, принцип самостоятельности бюджетов, согласно статье 31 БК РФ также включает, в том числе, и право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), а также право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
Положениями статьи 136 БК РФ определены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 136 БК РФ муниципальные образования,
в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Последствия превышения муниципальным образованием данных нормативов установлены пунктом 5 статьи 136 БК РФ, согласно которому при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение
о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями
статьи 136 БК РФ положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
При этом муниципальное образование вправе не руководствоваться указанными
в пункте 2 статьи 136 БК РФ нормативами в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или от налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, предусмотренные БК РФ и иными федеральными законами (пункт 6 статьи 136 БК РФ).
Приказом Министерства финансов Республики Хакасия от 09.09.2009 № 126-од утверждён Порядок приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета Республики Хакасия при несоблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия условий их предоставления (т1 л50-51).
В целях реализации полномочий по предоставлению межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Республики Хакасия Правительством Республики Хакасия
в соответствии с положениями пункта 2 статьи 136 БК РФ принято постановление
от 27.04.2010 № 210 «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия» (далее - постановление № 210, т1 л22-40).
Постановлением № 210 утверждены:
- методика расчёта нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия (приложение 1) (далее – Методика, т1 л23-36),
- нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия
на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия (приложение 2, т1 л37-40).
Муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчётного объема дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчётного объёма дотации), заменённой дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трёх последних отчётных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что муниципальное образование Ширинский район входит в перечень муниципальных образований Республики Хакасия, которые являются дотационными в течение двух из трёх последних финансовых лет.
Доля дотаций и дополнительных нормативов в бюджете муниципального образования составляла в 2013 году 44,9%, в 2014 году 35,7%, в 2015 году 31,9%, в 2016 году 32,2 %.
В связи с этим к указанному муниципальному образованию применяются требования
пункта 2 статьи 136 БК РФ и постановления № 210.
С учётом указанных норм муниципальное образование Ширинский район, как дотационное, получающее межбюджетные трансферты, размер и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений обязано определять в пределах значений, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальное образование Ширинский район применительно к 2016 году должно было произвести в 2015 году оценку доли дотаций из республиканского бюджета Республики Хакасия и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчётного объёма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчётного объёма дотации), заменённой дополнительными нормативами отчислений, за три отчётных года и в 2016 году, и обеспечить соблюдение установленных постановлением № 210 нормативов.
Аналогичная обязанность имелась у муниципального образования Ширинский район и в 2015 году, вместе с тем не исполнялась. Как усматривается из приведённых министерством размеров доли дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчётного объёма дотации), заменённой дополнительными нормативами в бюджете муниципального образования Ширинский район, эта же обязанность сохраняется у муниципального образования в 2017 году.
Министерством в 2015, 2016 и 2017 годах в адрес Главы муниципального образования направлялись рекомендации о соблюдении установленных постановлением № 210 нормативов с информацией о возможном приостановлении межбюджетных трансфертов в случае непринятия муниципальным образованием мер, направленных на соблюдение требований, установленных бюджетным законодательством в данной части (письма от 17.12.2015 исх. № 5/2633-1-13, от 08.02.2016 № 5/297-1-13, от 22.02.2017 № 4/447-1-13).
В 2016 году постановление № 210 действовало в двух редакциях: от 05.03.2015 и
от 18.01.2016 (вступила в силу 20.01.2016).
Постановлением № 210 в редакции от 05.03.2015 установлен Порядок определения предельных нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия
на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Хакасия. Приложением № 1 к указанному порядку определены предельные значения размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, приложением № 2 - предельные значения размеров должностных окладов муниципальных служащих Республики Хакасия.
Постановлением № 210 в редакции от 18.01.2016 рассчитан норматив формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия, выраженный в числовом показателе. Для муниципального образования Ширинский район данный показатель составил 35 022,7 тыс. руб. При этом предельные значения размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и предельные значения размеров должностных окладов муниципальных служащих Республики Хакасия, являющиеся основой для расчёта данного норматива, остались неизменными по сравнению с редакцией от 05.03.2015. Порядок расчёта норматива установлен разделом 4 Методики.
Материалами дела подтверждается, что муниципальным образованием Ширинский район в 2016 году нарушены нормативы, установленные постановлением № 210 как в редакции от 05.03.2015, так и в редакции от 18.01.2016.
Так, имеются расхождения размеров должностных окладов, установленных нормативными правовыми актами муниципального образования Ширинский район с предельными значениями размеров должностных окладов выборных должностных лиц, работающих на постоянной основе и муниципальных служащих, установленных приложением № 2 к постановлению № 210 (в ред. от 05.03.2015) для муниципальных образований с численностью населения от 20 000 до 29 999 чел., к которым относится муниципальное образование Ширинский район.
После вступления в силу постановления № 210 в редакции от 18.01.2016 муниципальным образованием Ширинский район не соблюдались установленные приложением 2 к Методике предельные значения размеров должностных окладов муниципальных служащих в Республике Хакасия и рассчитанный в числовом показателе норматив. Более того, по итогам 2016 года муниципальное образование Ширинский район представило в министерство информацию о превышении норматива, установленного в постановлении № 210 в редакции от 18.01.2016.
Министерством сделан сравнительный расчёт норматива в соответствии с действующими муниципальными нормативными актами исходя из 75 единиц штатной численности (на основании данных истца о фактической штатной численности на 01.01.2016) и расчёт норматива аналогичных расходов на основе исходных данных о размерах должностных окладов, составе надбавок и доплат, утверждённых постановлением № 210 также в расчёте на 75 штатных единиц (с учётом надбавки за классный чин и без учёта данной надбавки).
Из проведённых министерством расчётов (т1 л94) усматривается несоблюдение муниципальным образованием Ширинский район установленного Правительством Республики Хакасия норматива на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе
и муниципальных служащих, а также непринятие муниципальным образованием Ширинский район мер, направленных на соблюдение установленного норматива.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.09.2017 № 469, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2017, в постановление № 210 внесены изменения с учётом решения Верховного суда Республики Хакасия от 27.07.2017 по делу № 3а-36/2017, норматив изменён с 35 022,7 на 38 214,3. Вместе с тем, установленное министерством и подтвержденное материалами дела превышение имеет место.
Судом установлено, что постановление № 210 принято в пределах компетенции Правительства Республики Хакасия, в целях реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных пунктом 2 статьи 136 БК РФ.
При этом положениями статьи 136 БК РФ высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать норматив, как в абсолютной, так и относительной величине, характеризующей расходы на оплату труда указанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления.
Порядок расчёта, установление и величина указанных нормативов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках реализации их бюджетных полномочий в части установления условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, закреплённых статьей 8 БК РФ.
Правительством Республики Хакасия порядок формирования норматива расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих определён единый для всех без исключения муниципальных образований по критериям, обозначенным в статье 136 БК РФ.
В пределах установленных субъектом Российской Федерации нормативов актами органов местного самоуправления могут быть установлены размеры должностных окладов муниципальных служащих соответствующих муниципальных образований, что в полной мере согласуется с требованиями Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия
от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», статьи 86 БК РФ, и не нарушает прав органов местного самоуправления, поскольку последние самостоятельно устанавливают размеры должностных окладов, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего, но в пределах, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, что соответствует требованиям федерального законодательства.
Доводы администрации в отношении полномочий муниципального образования по самостоятельному определению условий оплаты труда муниципальных служащих, обоснованности предельных размеров должностных окладов, предусмотренных в Методике, утверждённой постановлением № 210, о правовой неопределённости содержания норм Методики, не подлежат оценке арбитражным судом, поскольку исследованы Верховным Судом Республики Хакасия в представленном в материалы дела решении от 27.07.2017 по делу № 3а-36/2017 (т2 л13-37), которое оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 № 55-АПГ17-8.
При этом в указанном решении Верховный Суд Республики Хакасия констатировал, что Методика регламентирует порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, в ней содержатся указания на критерии определения предельных значений размеров оплаты труда муниципальных служащих, которые устанавливаются в соответствии с разделами 2 и 3 Методики, предельной штатной численности, численности населения муниципальных образований и иные факторы, влияющие на определение норматива.
Нормы Методики не устанавливают конкретные размеры денежного содержания муниципальных служащих по конкретным муниципальным образованиям, а определяют границы, в рамках которых указанное денежное содержание с учётом конституционного положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, принципа финансовой самостоятельности может быть установлено представительными органами местного самоуправления. Установление объёма финансирования на уровне 2015 года не нарушает прав муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия.
Доводы заявителя о противоречии норм Методики статьям 134, 130, 151 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку Методикой не регулируются трудовые отношения, предметом её регулирования являются межбюджетные отношения, установленные нормами БК РФ, имеющие целевую направленность и определяющие взаимосвязь органов государственной власти различных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Методика определяет размеры предельных нормативов должностных окладов, которые непосредственно ориентируют органы муниципальных образований в вопросе установления должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих.
Заявитель в ходе рассмотрения дела применительно к дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований указал на несостоятельность вывода ответчика о том, что предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету муниципального образования является правом органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Данный вывод заявителя основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Администрацией не учтены положения пункта 5 статьи 138 БК РФ, согласно которым при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением) могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов.
В этой связи установление дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты не является обязательным и определяется БК РФ как один из возможных механизмов реализации полномочия субъекта Российской Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Принятие решения об исполнении указанного полномочия в форме предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местным бюджетам и (или) в форме их замены на дополнительные нормативы отчислений относится к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации и осуществляется в соответствии со статьёй 58 БК РФ.
Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету муниципального образования, в том числе в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, на решение муниципальным образованием вопросов местного значения, является правом органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Документами, представленными в материалы дела, подтверждается, что заявителем нарушены требования пункта 2 статьи 136 БК РФ и постановления № 210 в части превышения нормативов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих. В связи с этим министерством правомерно приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности) муниципальному образованию Ширинский район из республиканского бюджета.
Пункт 1 приказа в оспариваемой части соответствует приведённым выше требованиям действующего законодательства, принят в соответствии с Порядком приостановления (сокращения) межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из республиканского бюджета Республики Хакасия при несоблюдении органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия условий их предоставления, утверждённым Министерством финансов Республики Хакасия приказом от 09.09.2009
№ 126-од, в рамках полномочий, предоставленных финансовому органу субъекта Российской Федерации пунктом 5 статьи 136 БК РФ.
Доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов, незаконном возложении на заявителя обязанностей, создании препятствий для осуществления экономической деятельности, в том числе в финансово-бюджетной сфере, тем, что приостановление предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета может повлечь за собой невозможность решения администрацией вопросов местного значения, что затрагивает интересы неопределённого круга лиц, не нашли подтверждения материалами дела.
Иных доводов, подтверждающих факты нарушения пунктом 1 приказа министерства
в оспариваемой части прав и законных интересов администрации, заявителем не приведено, соответствующих доказательств не представлено.
Ссылка администрации на несоответствие оспариваемого приказа установленным требованиям ввиду неуказания министерством в приказе того, какие виды межбюджетных трансфертов приостановлены и в каком объеме (с указанием сумм и по видам) не влияет на выводы арбитражного суда, поскольку названное обстоятельство не свидетельствует
о нарушении приказом в оспариваемой части прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, пункт 1 приказа министерства в части приостановления Ширинскому району с 10.03.2017 предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности,
не возлагает незаконно на заявителя обязанности, не создаёт иные препятствия в деятельности, поэтому на основании части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении его требований.
Оснований для распределения судебных расходов в данном случае не имеется, поскольку заявитель и ответчик в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления администрации муниципального образования Ширинский район о признании недействительным пункта 1 приказа Министерства финансов Республики Хакасия от 10.03.2017 № 55-од «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия» в части приостановления с 10.03.2017 предоставления Ширинскому району межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия в связи с соответствием оспариваемого приказа в указанной части Бюджетному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Республики Хакасия
от 27.04.2010 № 210 «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Л.В. Бова