ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-7637/2021 от 20.10.2021 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

21 октября 2021 года                                                                                      Дело № А74-7637/2021

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября  2021 года. 

Полный текст решения изготовлен  21 октября  2021 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Н.А. Лобановой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства здравоохранения Республики Хакасия (ИНН <***>,
ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными пунктов 1, 3, 4 решения от 20 апреля 2021 года №06-3670/АЛ,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (ИНН <***>,
ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Фармагарант рус» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
общества с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

В судебном заседании 14 октября 2021 года принимали участие представители:

Министерства здравоохранения Республики Хакасия – ФИО1 на основании доверенности от 01 апреля 2021 года, диплома; ФИО2 на основании доверенности от 21 июля 2021 года;

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – ФИО3 на основании доверенности от 13 января 2021 года № 06-100, диплома.

В соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14 октября 2021 года был объявлен перерыв до 21 октября 2021 года.

В судебном заседании 21 октября 2021 года принимали участие представители:

Министерства здравоохранения Республики Хакасия – ФИО1 на основании доверенности от 01 апреля 2021 года, диплома;

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – ФИО3 на основании доверенности от 13 января 2021 года № 06-100, диплома.

Министерство здравоохранения Республики Хакасия (далее – министерство, Минздрав РХ) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – управление, антимонопольный орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными пунктов 1, 3, 4 решения №06-3670/АЛ (от 20 апреля 2021 года по жалобе №019/06/33-367/2021).

Определением арбитражного суда от 17.08.2021 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - комитет), общество с ограниченной ответственностью «Фармагарант рус» (далее – общество, ООО «Фармагарант рус»), общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер».

Представители третьих лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Руководствуясь положениями частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ, арбитражный суд провёл судебное разбирательство в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебном заседании представители министерства поддержали заявленные требования.

Представитель управления в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

06.04.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, проект контракта, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку, доставку, разгрузку, сборку, установку, монтаж, ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (кабинет передвижной стоматологический) в 2021 году (закупка №0380200000121001485); начальная (максимальная) цена контракта 33 408 320 руб.; дата и время начала срока подачи заявок 06.04.2021 16:02, дата и время окончания подачи заявок 19.04.2021 08:00; дата проведения аукциона в электронной форме 21.04.2021.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 20.04.2021 №1 следует, что до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступило 3 заявки, по результатам рассмотрения которых комиссия комитета приняла решения:

- допустить к участию в аукционе и признать участниками аукциона 2 заявки: №109657011 и №109659671;

- отказать в допуске к участию участника, подавшего заявку №109660037, поскольку первая часть заявки не содержит характеристик, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе – отсутствует номер варианта.

14.04.2021 в адрес управления поступила жалоба ООО «Фармагарант рус» на действия заказчика – министерства при проведении аук­циона.

20.04.2021 антимонопольным органом принято решение по жалобе №019/06/33-367/2021 (исх. от 22.04.2021 №06-3670/АЛ), которым жалоба ООО «Фармагарант рус» признана обоснованной (пункт 1), заказчик признан нарушившим часть 6 статьи 23, часть 2 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) (пункт 3), заказчику, уполномоченному органу и его комиссии, оператору электронной площадки выдано предписание об аннулировании закупки (пункт 4).

На основании указанного решения 22.04.2021 антимонопольным органом выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по жалобе 019/06/33-367/2021.

Не согласившись с пунктами 1, 3, 4 указанного решения управления, заявитель в установленный законом срок оспорил его в арбитражном суде.

Заявление рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учётом приведённых норм, а также положений статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного акта недействительным, решения незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие данного акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Из положений части 1 статьи 198, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: оспариваемое решение не соответствует закону; оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №94, пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013
№728 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере закупок товаров, работ,услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из положений пункта 1 части 1, пункта 1 части 15 статьи 99 Закона №44-ФЗ, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктов 7.7, 7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утверждённого приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 №649/15, приложения №2 к названному приказу, пунктов 1.3, 3.1 - 3.5, 3.31, 3.34 - 3.37 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (далее – Административный регламент), следует, что комиссия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы и вынесении оспариваемого решения действовала в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Полномочия комиссии антимонопольного органа при рассмотрении жалобы 019/06/33-367/2021 заявителем не оспариваются.

Из содержания частей 1, 3-7 статьи 105 Закона №44-ФЗ следует, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона
№44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие), в том числе, заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона №44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение
о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона №44-ФЗ, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона №44-ФЗ.

В силу пункта 1 части 15 статьи 99 Закона №44-ФЗ контрольный орган
в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие), в том числе, заказчика. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона №44-ФЗ. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе определён в статье 99 и главе 6 Закона №44-ФЗ.

Установленные статьёй 106 Закона №44-ФЗ сроки и процедура рассмотрения жалобы на действия заказчика управлением соблюдены, заявителем не оспариваются, арбитражным судом такие обстоятельства не установлены.

При проверке соответствия оспариваемых пунктов решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установлении того, нарушает ли оспариваемое решение (в оспариваемых частях) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:

- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона №44-ФЗ;

-  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона №44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе (часть 2 статьи 64 Закона №44-ФЗ).

Согласно пунктам 1 - 4, 7 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

- описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

- документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

- поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Пунктом 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 6 статьи 23 Закона №44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования и ведения каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога).

В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения каталога под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Подпунктом «б» пункта 2 Правил использования каталога установлено, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Пунктом 4 Правил использования каталога установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пункту 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона №44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны - не ограничить количество участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Законодательство о контрактной системе предоставляет именно заказчику право на организацию торгов по закупке того товара, которое он счел необходимым (соответствует его потребностям). Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Как следует из материалов дела, объектом спорной закупки является поставка, доставка, разгрузка, сборка, установка, монтаж, ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование - кабинет передвижной стоматологический (код КТРУ 29.10.59.170-00000010).

При описании объекта закупки (часть 7 документации об аукционе (техническое задание)) министерство указало 3 обязательные характеристики: назначение – лечебно-диагностическое, тип шасси – фургон, электропитание – от внешней сети 220В 50Гц. Далее описание объекта закупки представлено министерством в виде трёх вариантов (вариант №1, вариант №2 и вариант №3), имеющих как схожие, так и отличные друг от друга требования к характеристикам (функциональным, техническим, качественным, эксплуатацион­ным) и комплектации.

Так, в варианте №1 показатель «двигатель» должен иметь следующие характеристики – дизельный мощно­стью не менее 160 л.с. (пункты 1.1-1.2), во втором варианте - дизельный с рабочим объем двигателя не менее 2 776 куб.см. (пункты 1.6-1.6.2), в третьем варианте - карбюраторный или инжекторный мощностью не менее 88 и не более 100 кВт (пункты 1.4-1.7).

Для показателя «габаритные размеры фургона» в варианте №1 указаны характеристики - не менее 5 200 x 2 500 x 2 400 мм. (пункт 2.1), в варианте №2 - длина не менее 4,0 м., ширина не менее 2,0, высота не менее 2,0 м. (пункт 1.7.2), в варианте №3 - длина не менее 6 900 и не более 7 100 мм., ширина не более 2 500, высота не более 3 300 мм., ширина на уровне пола не менее 2 300 мм., расстояние от пола до потолка салона не ме­нее 1 945 мм. (пункт 1.24).

Такой показатель как «радиовизиограф дентальный» и «аппарат рентгеновский ден­тальный» в варианте №1 не указан, отражен в варианте №2 (пункты 2.2, 2.3), в варианте №3 указан – «портативный рентгеновский аппарат» (пункт 6.25).

В варианте №1 и в варианте №3 указан показатель «стоматологическая установка» (пункты №8.1 и 2.7.1, соответственно), в варианте №2 указан показатель «стоматологическая установка с нижней подачей инструментов» (пункт 2.1).

В варианте №2 указан показатель – «средства индивидуальной зашиты от рентгеновского излучения», в варианте №1 и в варианте №3 такой показатель не указан.

В варианте №1 указан перечень мебели - шкаф для одежды, стол рабочий с тумбой, стол на колесных опорах с механизмов газ-лифт, стеллаж для оборудования (пункт 5), в варианте №2 к показателю «мебель» перечень не указан, отражены характеристики - выполнена из панелей с ламинированием рабочих поверхностей, устойчивым к обработке дезинфицирующими средствами (пункт 1.21); в варианте №3 в пункте 2.3 указано на наличие встроенной мебели.

В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе заказчиком указано, что «при подаче первой части заявки участнику необходимо выбрать один из предложенных вариантов, указанных в описании объекта закупки, например, вариант 1.

При этом участник должен указать номер варианта, т.е. если предлагаемый участником товар соответствует варианту №1, то участник должен обязательно указать «вариант №1» и т.п.

Не допускается совмещение вариантов, например, совмещение части наименований и значений из варианта №1 с вариантом №2 или №3 описания объекта закупки и т.п.».

На запрос ООО «Фармагарант рус» относительно указанных обстоятельств, заказчик 12.04.2021 разъяснил, что изменения в аукционную документацию вноситься не будут, поскольку указанные в описании объекта закупки варианты соответствуют разным производителям данных комплексов.

Признавая жалобу ООО «Фармагарант рус» обоснованной, признавая заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, часть 2 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ, антимонопольный орган указал, что варианты №1, №2 и №3 исполнения объекта закупки не являются идентичными, однородными, поскольку имеют различные характеристики и комплектацию, описание объекта закупки не содержит показатели, позволяющие определить реальную потребность заказчика.

Кроме того, управление пришло к выводу, что основанием для вывода об установлении в документации об электронном аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, является и отсутствие в описании объекта закупки указанной в инструкции графы «содержание (значение) показателя» описания объекта закупки, в которой должны быть указаны требования заказчика к конкретным показателям товара. Данное обстоятельство, по мнению антимонопольного органа, также может ввести в заблуждение, как участника закупки, так и комиссию уполномоченного органа при оценке заявок участников  аукциона.

Оспаривая решение управления, министерство указывает, что указанные в описании закупки варианты изготавливаются разными производителями кабинетов передвижных стоматологических, что соответствует соблюдению Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». С учетом сходных характеристик предложенных вариантов и непревышения процента вариации, товары следует относить к категории однородных, что свидетельствует о соблюдении Закона №44-ФЗ.

В отношении выводов управления об отсутствии графы «содержание (значение) показателя» описания объекта закупки, на которую имеется ссылка в инструкции, министерство указывает, что описание объекта закупки содержит графу «характеристика (значение) показателя», позволяющую определить соответствие закупаемых товаров установленных заказчиком требованиям.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, арбитражный суд соглашается с выводами антимонопольного органа о том, что описание объекта спорной закупки не содержит показатели, позволяющих определить реальную потребность министерства, сформированную в виде установленных требований к характеристикам товара ввиду различных характеристик, указанных в вариантах описания объекта закупки.

Установленные в аукционной документации на поставку передвижного стоматологического кабинета технические характеристики товара лишают возможности поставщиков предлагать другие варианты передвижного стоматологического кабинета (в том числе совмещать характеристики, указанные в вариантах описания объекта закупки), функциональные и качественные характеристики которых аналогичны или превосходят указанные в аукционной документации.

Данные обстоятельства свидетельствуют об ограничении количества участников закупки, имеющих возможность предложить передвижной стоматологический кабинет иной комплектации, описание объекта закупки нарушает положения части 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ.

Довод министерства о том, что указанные в документации об аукционе варианты описания объекта закупки являются идентичными, однородными, не принимается арбитражным судом, поскольку арбитражным судом рассматривается вопрос о наличии либо отсутствии нарушения заказчиком положений Закона №44-ФЗ, устанавливающих требования к описанию объекта закупки. Данные требования, как указано выше, не содержат положений, предусматривающих возможность указания лишь нескольких вариантов объекта закупки.

Довод заявителя о том, что в вариантах описания объекта закупки им установлены лишь дополнительные требования, предъявляемые к объекту закупки, не принимается арбитражным судом, поскольку из анализа установленных министерством вариантов описания объекта закупки такие обстоятельства не усматриваются.

Из спорной аукционной документации следует, что заказчик предложил только три варианта описания объекта закупки, участник закупки должен сделать выбор исключительно между указанными вариантами описания объекта закупки. Требования к показателям товара, позволяющих установить товар (передвижной стоматологический кабинет), который необходим министерству, в том числе максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, из спорной аукционной документации не усматриваются.

Довод заявителя о том, что каждому варианту описания объекта закупки соответствует стоматологический кабинет определенного производителя, не принимается арбитражным судом, поскольку данное обстоятельство само по себе не может свидетельствовать о выполнении заказчиком положений части 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ.

Из анализа писем ЗАО «Радиан», ООО «ДжиСиМед» и ООО «Торговый дом «Ворсма» (производители объекта спорной закупки) следует, что выпускаемые комплексы изготавливаются на различных базовых транспортных средствах в изотермических кузовах имеющих различия по габаритным размерам и внутреннему расположению помещений; комплектуются различными медицинскими и вспомогательными изделиями и в связи с этим имеют широкий ценовой диапазон.

Довод министерства о том, что три возможных варианта исполнения объекта закупки имеют минимальные необходимые усредненные требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам, а также дополнительную возможную вариативную комплектацию в соответствии с коммерческими предложениями от 3 потенциальных поставщиков (ООО «МК Вита», «ДжиСиМед», ООО «Прайммедика»), отклоняется арбитражным судом как противоречащий материалам дела. Из описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки следует, что участник закупки должен сделать выбор исключительно между тремя вариантами описания объекта закупки. 

Арбитражный суд соглашается с доводом министерства о том, что дополнительный вывод антимонопольного органа относительно отсутствия в описании объекта закупки графы, ссылка на которую имеется в инструкции, является необоснованным.

Из пояснений министерства следует, что им была направлена в комитет надлежащая инструкция, в которой отражено, что требования заказчика к конкретным показателям товара установлены в графе «характеристика (значение) показателя» описания объекта закупки.

В письме комитета от 22.09.2021 №240-948-ДБ (представлено в материалы дела в электронном виде 23.09.2021) отражено, что документация об электронном аукционе по спорной закупке действительно содержит инструкцию, отличную от инструкции, направленной министерством вместе с заявкой на размещение закупки. Данное несоответствие допущено сотрудником комитета в связи с технической ошибкой при размещении заявки заказчика.

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности иных выводов антимонопольного органа, указанных в оспариваемом решении и признанных арбитражным судом правомерными.

Иные доводы заявителя не принимаются арбитражным судом, поскольку не свидетельствуют о правомерности действий министерства при описании объекта закупки и о соблюдении заявителем положений части 6 статьи 23, части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемые части решения антимонопольного органа соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 3 000 руб. и по результатам рассмотрения спора в соответствии со статьёй 110 АПК РФ относится на министерство, но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от её уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

          Отказать в удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Республики Хакасия о признании незаконными пунктов 1, 3, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 20 апреля 2021 года №06-3670/АЛ в связи с его соответствием в оспариваемой части положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                           Т.Г. Коршунова