АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
23 сентября 2019 г. | Дело № А74-7864/2019 |
Резолютивная часть решения принята 13 сентября 2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Лукиной М.А.
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к акционерному обществу «Промышленный транспорт» (ИНН <***> ОГРН <***>) о взыскании 5395 руб. 60 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика акционерного общества «Русский уголь» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к акционерному обществу «Промышленный транспорт» (далее – ответчик, АО «Промышленный транспорт») о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования согласно накопительной ведомости №140201.
От ответчика 12.08.2019 поступил отзыв на исковое заявление, в котором он возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на отсутствие его вины в непринятии вагонов на принадлежащие ему пути. В соответствии с памятками приемосдатчика по состоянию на 11-20 час. 06.02.2019 ОАО «РЖД» передало на пути необщего пользования ответчика для АО «Русский уголь» 403 вагона при максимально допустимом – 276 вагонов, в связи с чем, ответчик не мог принять дополнительно поступившие 127 вагонов. Таким образом, контрагентом АО «Русский уголь» было заказано вагонов больше, чем допустимо передать на пути ответчика. Свою вину АО «Русский уголь» признало, компенсировав ответчику сумму, выставленную ОАО «РЖД» в претензии по неприему вагонов. Указал, что ОАО «РЖД» систематически допускает несвоевременное отправление сформированных поездов со станции Новая, принадлежащей ответчику.
Третье лицо АО «Русский уголь» представило отзыв на иск, в котором указало, что согласно акту общей формы от 06.02.2019 №3954 на ст. Черногорские Копи были поставлены в отстой готовые к подаче на путь необщего пользования порожние вагоны, адресованные АО «Русский уголь», которое не отказывалось от порожних вагонов. Считает, что причины простоя вагонов по его вине отсутствуют.
Резолютивная часть решения принята 13.09.2019, дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика в арбитражный суд 16.09.2019 поступило заявление об изготовлении мотивированного решения. Заявление подано в срок, предусмотренный частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение принимается арбитражным судом по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
ОАО «РЖД» (перевозчик) и АО «Промышленный транспорт» (владелец) заключили договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ЗАО «Промышленный транспорт», примыкающих к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» от 28.03.2014 №12/2014-116д/14, по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащих владельцу железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к станции Черногорские Копи: со станции Новая – стрелочными переводами №33 и №69 к пути Iпарка Б и на продолжении пути №I Б парка «Б»; со стороны парка «Д» станции Новая – стрелочным переводом №941 к пути №IA парка «А», локомотивами владельца.
Согласно пунктам 5, 6 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление передает приемосдатчик груза и багажа станции Черногорские Копи уполномоченному представителю владельца – поездному диспетчеру не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов по телефону с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов. Владелец обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить перевозчику их фамилии, обеспечивает прием уведомлений круглосуточно.
Пунктом 8 договора предусмотрено, что количество вагонов в каждой одновременно сдаваемой владельцу передаче устанавливается не более 55 вагонов. По согласованию сторон допускается размер одновременной подачи не более 69 вагонов, но не чаще, чем два раза в сутки.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 договора за время ожидания подачи или приема вагонов. Прибывших на станцию Черногорские Копи, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования: за вагоны, принадлежащие перевозчику, - в размере, установленном Тарифным руководством №2.
06.02.2019 в 09 час. 20 мин. вагоны, прибывшие на станцию Черногорские Копи, №№ 55072730, 62002159, 56492192, 63836035, 59012989, 53031928, 68011584, 53162079, 53282158, 60627072, 61481776, 60806932, 56124571, 54369038, 60685153, 56762610, 61763272, 54127121, 52843232, 61869731, 62302567, 62151006, 61530622, 62308606, 60467040, 57538654, 56102189, 65365504, 52932993, 62104138, 60445087, 57512451, 62377874, 61464871, 62570379, 615460016, 61399986, 61729000, 58497959, 58431842, 52859097, 61574968, 55849913, 59609263, 52313525, 55432017, 67527333, 52238961, 54367842, 60616786, 60525458 (всего 51 вагон), поставлены на простой на путях общего пользования в ожидании подачи на путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца пути необщего пользования, о чем составлен акт общей формы от 06.02.2019 №3954. Дата и время начала простоя – 06.02.2019 в 11 час. 20 мин. О готовности к подаче вагонов 06.02.2019 в 09 час. 20 мин. уведомлен представитель АО «Промышленный транспорт» - поездной диспетчер ФИО1 по тел. <***>.
Как следует из акта общей формы от 06.02.2019 №3988 окончание простоя названных вагонов – 06.02.2019 в 18 час. 40 мин. Время нахождения вагонов на путях общего пользования составило 7 час. 20 мин.
Плата за нахождение вагонов на путях необщего пользования начислена истцом по накопительной ведомости от №140201 в сумме 5385 руб. 60 коп. с учётом НДС
Акты общей формы от 06.02.2019 №№ 3954 и 3988 подписаны представителями АО «Промышленный транспорт» ФИО2 (доверенность от 26.12.2018 №ПТ-18/152) и ФИО3 (доверенность от 26.12.2018 №ПТ-18/156) с разногласиями.
Сопроводительным письмом от 06.02.2019 №6 истец направил ответчику акты общей форма от 06.02.2019 №№ 3954, 3988 на задержку прибывших в адрес АО «Русский уголь» вагонов и об отнесении платы за пользование вагонами на ветвевладельца АО «Промышленный транспорт», на которое АО «Промышленный транспорт» направило разногласия от 08.02.2019 №08/131, в которых указало, что причиной простоя вагонов явились незаконные действия ОАО «РЖД» по передаче в адрес АО «Русский уголь» большего количества вагонов, чем предусмотрено действующим ЕТП и действиями АО «Русский уголь» по заказу в свой адрес большего количества вагонов, чем предусмотрено действующим ЕТП.
Сопроводительным письмом от 14.02.2019 №1 истец направил ответчику для подписания накопительную ведомость №140201 с начисленной платой за нахождение на путях общего пользования в сумме 4488 руб., которую ответчик возвратил без подписи, указав на то, что не дает согласие на взыскание платы по причине вины АО «РЖД» и АО «Русский уголь» в подаче и заказе большего количества вагонов, чем предусмотрено действующим ЕТП.
Ввиду неисполнения требования об оплате за нахождение вагонов на путях общего пользования согласно накопительной ведомости истец направил в адрес ответчика претензию от 22.03.2019 №2107/КРС ТЦФТО. В ответе на претензию от 03.04.2019 №08/345 ответчик сумму претензии к оплате не принял, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации «Перевозка», Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с УЖТ.
Согласно части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
В соответствии с положениями части 13 статьи 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном УЖТ РФ и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
При ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы №1 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 №127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)».
Как разъяснено в пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2017, в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за занятие путей общего пользования, в том числе, при отсутствии соответствующего условия в договоре. Частью 2 статьи 39 УЖТ РФ прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
Частью 19 статьи 39 УЖТ РФ предусмотрено, что для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Представленные истцом акты общей формы оформлены в соответствии со статьей 119 УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №45.
Акты общей формы №№ 3954, 3988 содержат сведения о задержке вагонов по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования, предоставлялись на подпись владельцу путей необщего пользования и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов.
Факт уведомления представителя ответчика о подаче вагонов по телефону в соответствии с пунктом 6 договора от 28.03.2014 №12/2014-116д/14 на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования подтверждается копиями книг уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку и выгрузку с 18 час. 00 мин. 05.02.2019 до 18 час. 00 мин. 06.02.2019.
Дальнейшее продвижение вагонов на пути необщего пользования зависело исключительно от действий владельца путей необщего пользования (ответчика), поскольку в соответствии с пунктом 7 договора от 28.03.2014 № 12/2014-116д/14 осуществлялось локомотивом ответчика.
Вина перевозчика в задержке вагонов на путях общего пользования не установлена судом. Скопление в рассматриваемый период на путях необщего пользования АО «Промышленный транспорт» большого количества вагонов, на что указывает ответчик как на причину неприема вагонов, не может быть принято судом в качестве основания для освобождения ответчика от начисленной платы. Скопление вагонов на станции Новая не указано в качестве причины задержки вагонов ни в одном из актов, составленных на станции Черногорские Копи. Представленные ответчиком памятки приемосдатчика не свидетельствуют о несвоевременной уборке вагонов перевозчиком после завершения грузовых операций и возврата вагонов на выставочный путь.
С учетом изложенного довод ответчика о том, что перечисленные выше вагоны были поставлены на простой на путях общего по причине не вывоза перевозчиком - истцом сформированных поездов со станции Новая и, как следствие, отсутствия технологической возможности поставить вновь прибывшие вагоны на пути необщего пользования, судом отклоняется как необоснованный.
При указанных обстоятельствах суд полагает доказанным факт наличия у ОАО «РЖД» оснований для начисления владельцу путей необщего пользования платы за нахождение вагонов на путях общего пользования из-за неприема их на пути необщего пользования АО «Промышленный транспорт».
Согласно расчету истца, общая сумма платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования составила 5385 руб. 60 коп.
Расчет платы произведен истцом исходя из периода простоя вагонов на основании актов общей формы и расчетных размеров платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», в соответствии с таблицей №1 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 №127-т/1. Расчет платы ответчиком не оспорен, проверен судом и признан верным.
Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в заявленном размере
Государственная пошлина по делу составила 2000 руб., уплачена истцом при обращении в суд платежным поручением от 27.06.2019 №473567 и относится на ответчика. Расходы истца по уплате государственной пошлине подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 104, 110, 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования:
взыскать с акционерного общества «Промышленный транспорт» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 5395 (пять тысяч триста девяносто пять) руб. 60 коп. платы, а также 2000 (две тысячи) руб. расходов по государственной пошлине, уплаченной платежным поручением от 27.06.2019 №473567.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объёме. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья М.А. Лукина