АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
27 октября 2020 года Дело № А74-791/2020
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2020 года. Решение в полном объеме изготовлено 27 октября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Ю. Ишь при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.Н.Арнгольд рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общество с ограниченной ответственностью «ТК Движение» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью «Керамика» ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о включении в промежуточный ликвидационный баланс 98 995 руб. 94 коп., в том числе 75 450 руб. долга, 23 545 руб. 94 коп. неустойки, а также 510 руб. 44 коп. почтовых расходов, 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления о принятии обеспечительных мер,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих о самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>), конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Керамика» ФИО2,
в отсутствие в судебном заседании сторон (до и после перерыва).
Общество с ограниченной ответственностью «ТК Движение» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью «Керамика» ФИО1 о включении в промежуточный ликвидационный баланс 98 995 руб. 94 коп., в том числе 75 450 руб. долга, 23 545 руб. 94 коп. неустойки за период с 27.02.2019 по 01.07.2020, а также 510 руб. 44 коп. почтовых расходов, 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления о принятии обеспечительных мер.
Определением суда от 31.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия.
Определением суда от 14.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Керамика», ФИО2.
До начала судебного заседания назначенного на 13.10.2020 в материалы дела от истца поступило дополнение к исковому заявлению, от третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В связи с рассмотрением заявления о включении в реестр требований кредиторов в деле о банкротстве №А74-4226/2020, Арбитражный суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании 13.10.2020 объявил перерыв до 20.10.2020.
После перерыва стороны в судебное заседание не явились, истец направил ходатайство о рассмотрении в его отсутствие спора по существу.
В ранее направленном отзыве от 03.03.2020 ликвидатор ФИО1 направил отзыв на заявление, признал предъявленную сумму задолженности в размере 75 450 руб., пояснив, что данная сумма включена в промежуточный ликвидационный баланс.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия просила рассмотреть заявление в отсутствие своего представителя.
Конкурсный управляющий в судебное заседание не явился, отзыв на иск не направил.
Информация о движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
На основании частей 1, 2, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав представленные сторонами доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как указал истец, общество с ограниченной ответственностью «ТК Движение» узнало с сайта налоговой информацию о том, что общество с ограниченной ответственностью «Керамика» находится в стадии ликвидации с 25.12.2019.
Из представленных доказательств следует, что общество с ограниченной ответственностью «ТК Движение» осуществляло перевозку грузов ответчика на основании экспедиторских расписок: №205746 от 25.07.2019, №231321 от 01.08.2019, №205654 от 01.08.2019, №231432 от 025.08.2019, №222289 от 02.08.2019, №222288 от 02.08.2019, №206221 от 08.08.2019, №208439 от 08.08.2019, №222261 от 09.08.2019, №237973 от 10.08.2019, №206821 от 13.08.2019, №204112 от 13.08.2019, №223863 от 15.08.2019, №223839 от 15.08.2019, №222590 от 15.08.2019, №223603 от 16.08.2019, №230081 от 22.08.2019, №238518 от 23.08.2019, №237826 от 26.08.2019, №238433 от 29.08.2019, №225784 от 29.08.2019, №229959 от 30.08.2019, №194881 от 06.09.2019, №234615 от 10.09.2019, №235339 от 11.09.2019, №239557 от 13.09.2019, №204445 от 16.09.2019, №235823 от 17.09.2019, №229824 от 18.09.2019, №222709 от 20.09.2019.
Истцом в адрес ответчика было направлено требование кредитора с требованием произвести оплату долга в срок до 25.02.2020 либо включить в промежуточный ликвидационный баланс задолженность в размере 91 517 руб. 24 коп.
Не включение в промежуточный ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью «Керамика» сведений о наличии задолженности явилось основанием для предъявления настоящего иска в суд.
Определением суда от 05.02.2020 судом приняты обеспечительные меры в виде: запрета Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) вносить в единый государственный реестр юридических лиц регистрационную запись о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Керамика» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 655003, <...>).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.
Порядок ликвидации юридического лица определён статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчёты с кредиторами; определению порядка ликвидации (пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим кодексом, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, в силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учётных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчёты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Общество с ограниченной ответственностью «Керамика» находится в стадии ликвидации, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность ликвидационной комиссии по принятию мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также обязанность по письменному уведомлению кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
В силу пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 Кодекса).
В соответствии со статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очерёдности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Приведённые выше нормы права не исключают право кредитора, от рассмотрения требований которого ликвидационная комиссия неправомерно уклонилась, в судебном порядке заявить требование о понуждении к включению его требования в промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого должника.
Признание за таким кредитором лишь права на удовлетворение его требований за счет оставшегося имущества ликвидируемого должника уменьшает его законные права и лишает его права на судебную защиту, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, неудовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
Из смысла пункта 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к ликвидируемому юридическому лицу требования могут быть заявлены кредиторами и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для предъявления требований кредиторов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что истец вправе обращаться с настоящим иском, выбрав такой способ защиты, как обязание включить в промежуточный ликвидационный баланс денежного требования, что соответствует требованиям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ликвидируемое общество с ограниченной ответственностью «Керамика» (далее – должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с наличием задолженности перед кредиторами, неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Определением арбитражного суда от 30.04.2020 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу о банкротстве.
Решением арбитражного суда от 22.06.2020 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО2, прекращены полномочия ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Керамика» ФИО1и иных органов управления должника (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
В ранее направленном отзыве от 03.03.2020 ликвидатор ФИО1 признал предъявленную сумму задолженности в размере 75 450 руб., указывал на то, что данная сумма включена в промежуточный ликвидационный баланс, однако доказательства включения задолженности в промежуточный ликвидационный баланс в материалы дела не представил.
Суд просил истца представить правовое обоснование рассмотрения требования по существу с учетом того, что определением суда от 22.06.2020 по делу №А74-4226/2020 в отношении ООО «Керамика» возбуждено конкурсное производство; судом принято к производству заявление ООО «ТК Движение» о включении предъявленной задолженности в реестр требований кредитора, однако истец заявил ходатайство о рассмотрении спора по существу.
Рассмотрев требование истца о включении в промежуточный ликвидационный баланс 98 995 руб. 94 коп., в том числе 75 450 руб. долга, 23 545 руб. 94 коп. неустойки за период с 27.02.2019 по 01.07.2020, а также 510 руб. 44 коп. почтовых расходов, 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления о принятии обеспечительных мер к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью «Керамика» ФИО1, суд не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку решением суда от 22.06.2020 полномочия ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Керамика» ФИО1 прекращены.
При этом истец не лишен права обращения к обществу с ограниченной ответственностью «Керамика» с заявлением о включении в реестр требований кредиторов возникшей задолженности.
Государственная пошлина по делу составила 6580 руб. (по иску 3580 руб., по заявлению о принятии обеспечительных мер 3000 руб.). В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу относится на истца.
Руководствуясь статьями 102, 110, 166 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.Ю.Ишь