АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
19 августа 2016 года Дело № А74-7938/2016
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлениям
общества с ограниченной ответственностью «Саян-мебель» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 2 июня 2016 года № 2252,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 2 июня 2016 года № 2246.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявлений, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью «Саян-мебель» (далее – ООО «Саян-мебель») обратилось в арбитражный суд с заявлением (по делу № А74-7938/2016) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее – Управления Роспотребнадзора) от 2 июня 2016 года № 2252 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи статьёй 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которым назначен административный штраф в размере 5.000 руб. Определением арбитражного суда от 28.06.2016 заявление принято в порядке упрощённого производства.
ООО «Саян-мебель» также обратилось в арбитражный суд с заявлением (по делу № А74-7939/2016) о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора от 2 июня 2016 года № 2246 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи статьёй 14.8 КоАП РФ, которым назначен административный штраф в размере 10.000 руб. Определением арбитражного суда от 29.06.2016 заявление принято в порядке упрощённого производства.
Определением арбитражного суда от 10.08.2016 данные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединённому делу присвоен номер А74-7938/2016.
Исследовав представленные доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
ООО «Саян-мебель» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.12.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия.
Потребитель, проживающий в <...>, 15.01.2016 обратился в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Минусинске с жалобой, в которой были изложены факты нарушения его прав ООО «Саян-Мебель» при заключении и исполнении договора купли-продажи мебели от 25.08.2015.
27.01.2016 руководителем Управления Роспотребнадзора издано распоряжение № 343 о проведении внеплановой документарной проверки ООО «Саян-мебель» с целью проверки фактов, изложенных в заявлении потребителя от 15.01.2016. Срок проведения проверки установлен с 27.01.2016 по 24.02.2016.
В ходе документарной проверки административным органом установлено, что 25 августа 2015 года между ООО «Саян-Мебель» и потребителем был заключён договор купли-продажи мебели на приобретение набора мебели «Рубин», Вилейской мебельной фабрики, цвет: эмаль белая-золотая патина. В набор входит: шкаф с витриной «Рубин» ВМФ 6525-ММ (правый); шкаф с витриной «Рубин» ВМФ 6525-01-ММ (левый); тумба для ТВ «Рубин» 6503-ММ, на общую сумму 128.800 руб.
При заключении указанного договора продавец - ООО «Саян-Мебель» включил в его текст условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а именно:
1. в пункт 4.8. договора включено условие о том, что в случае досрочного расторжения настоящего договора по инициативе покупателя, продавец в установленные Законом сроки производит возврат оговорённой в пункте 2.2. договора суммы и удерживает из внесённого покупателем взноса 20% общей цены товара, указанной в пункте 2.3. настоящего договора в свою пользу;
2. в пункт 5.2. договора включено условие о том, что претензии по качеству товара принимаются только при наличии фабричной упаковки и лишь в том случае, когда сборка мебели ещё не была начата;
3. в пункт 5.2. договора включено условие о том, что претензии по возможному недокомплекту фурнитуры принимаются в течение одной недели со дня доставки.
Кроме того, административным органом установлено, что при заключении договора ООО «Саян-Мебель» нарушило право потребителя на получение необходимой информации об оказываемой услуге, а именно: не включило в текст договора купли-продажи мебели от 25.08.2015 информацию о сроке передачи товара.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 24.02.2016 № 638.
Уведомлениями от 24.02.2016 № 87 и № 88 общество извещено о месте и времени составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
13.04.2016 главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора в отсутствие надлежащим образом извещённого законного представителя общества составлены протоколы об административных правонарушениях:
- № 1736, в котором включение в пункты 4.8, 5.2 договора купли-продажи мебели от 25.08.2015 условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей квалифицировано по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ;
- № 1737, в котором невключение в текст договора купли-продажи мебели от 25.08.2015 информации о сроке передачи товара квалифицировано по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В протоколах указано, что местом совершения правонарушения является: <...>, «Студия мебели Абсолют».
Определениями от 13.04.2016 № 4271 и № 4276 общество извещено о том, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.8 КоАП РФ, состоится 02.06.2016.
02.06.2016 начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора в отсутствие надлежащим образом извещённого законного представителя общества рассмотрены материалы административного дела и вынесены постановления:
- № 2246 по делу об административном правонарушении, которым по нарушениям, зафиксированным в протоколе № 1737, назначено обществу наказание в виде административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в размере 10.000 руб.;
- № 2252 по делу об административном правонарушении, которым по нарушениям, зафиксированным в протоколе № 1736, назначено обществу наказание в виде административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, в размере 5.000 руб.
Не согласившись с принятыми постановлениями, общество в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Заявитель полагает, что спорные условия пунктов 4.8, 5.2 договора купли-продажи мебели от 25.08.2015 не ущемляют права потребителя, заявитель считает необоснованным вывод административного органа об отсутствии в договоре купли-продажи условий о сроке передачи товара.
Кроме этого, заявитель указывает на процессуальные нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении: рассмотрение административного дела не по месту его совершения; отсутствие оснований для применения максимального размера санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,2 статьи 14.8 КоАП РФ, находится в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 9 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утверждённого постановлением Правительства от 02.05.2012 № 412, при выявлении нарушений законодательства в области защиты прав потребителей орган государственного надзора принимает меры, предусмотренные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О техническом регулировании», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 5, 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу.
В силу пункта 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее – Положение № 696), утверждённого приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 696, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю.
В пункте 19 Положения № 696 определены территории Красноярского края, поднадзорные отделам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. В частности, территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Минусинске осуществляет надзор на следующих территориях: город Минусинск и Минусинский район, Шушенский район, Ермаковский район, Краснотуранский район, Идринский район, Каратузский район, Курагинский район.
Таким образом, исходя из Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, компетенция данного административного органа распространяется только на территорию Красноярского края.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как усматривается из материалов дела, потребителем, проживающим в <...>, с продавцом (ООО «Саян-мебель»), осуществляющим деятельность в г. Абакане Республики Хакасия, заключён договор купли-продажи мебели от 25.08.2015. В данном договоре указано место его заключения - г. Абакан, Республика Хакасия.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Часть 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
Поскольку объективная сторона вменяемых обществу правонарушений связана с включением (невключением) в договор купли-продажи условий, ущемляющих права потребителя, а местом заключения договора указан: г. Абакан, Республика Хакасия, следовательно, местом совершения правонарушения является г. Абакан.
В протоколах об административных правонарушениях и оспариваемых постановлениях также указано, что местом совершения вменяемого правонарушения является: Республика Хакасия, г. Абакан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «з» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при определении подсудности необходимо также учитывать закреплённые в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Из вышеприведённых норм действующего законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что дела об административных правонарушениях, совершённых в г. Абакане Республики Хакасия, подлежат рассмотрению по месту их совершения. Органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершённых на территории Республики Хакасия, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия.
Вместе с тем дела о привлечении ООО «Саян-мебель» к административной ответственности были рассмотрены Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю с нарушением компетенции указанного органа и пределов подведомственной ему территории, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности.
Данный вывод арбитражного суда основан на единстве судебной практики, аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях: Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу № А33-19140/2014, от 05.07.2016 по делу № А33-27508/2015, Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу № А58-4136/2015, рассмотренным по схожим фактическим обстоятельствам.
Кроме того, при рассмотрении вышеуказанных дел административным органом не соблюдены требования части 2 статьи 4.4. КоАП РФ, что послужило основанием для объединения судом дел № А74-7938/2016 и № А74-7939/2016 в одно производство для совместного рассмотрения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд полагает, что требования общества являются обоснованными, оспариваемые постановления по делу об административном правонарушении подлежат признанию незаконными и отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 228, 229 АПК, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявления общества с ограниченной ответственностью «Саян-мебель».
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 2 июня 2016 года № 2252 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи статьёй 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым назначен административный штраф в размере 5.000 руб.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 2 июня 2016 года № 2246 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи статьёй 14.8 КоАП РФ, которым назначен административный штраф в размере 10.000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья И.В. Тутаркова