ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-8029/2021 от 30.09.2021 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

07 октября 2021 года                                                                                      Дело № А74-8029/2021

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2021 года.

Решение  в полном  объеме изготовлено 07 октября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Милешиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонного) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН  <***>)

о взыскании 15 500 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года, январь 2021 года, форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, за несоблюдение порядка представления сведений в электронной форме СЗВ-М за июнь 2018 года.

В судебном заседании принимал участие представитель государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонного) – ФИО1 на основании доверенности от 17 июня 2021 года, диплома.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республике Хакасия (межрайонное) (далее – Пенсионный фонд) обратилось                                    в арбитражный суд с заявлением к Администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия (далее – администрация) о взыскании 15 500 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года, январь 2021 года, форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, за несоблюдение порядка представления сведений в электронной форме СЗВ-М за июнь 2021 года.

Определением арбитражного суда от 05 августа 2021 года заявление фонда принято к рассмотрению. 

Определением арбитражного суда от 03 сентября 2021 года судебное разбирательство по делу отложено на 30 сентября 2021 года.

Судебный акт в порядке статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликован на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия и в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет. Копия определения от 03 сентября 2021 года получена администрацией 09 сентября 2021 года (почтовое уведомление № 65500563067047).

Руководствуясь положениями части 6 статьи 121, части 1 статьи 123, части 3 статьи 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд признал администрацию надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу и рассмотрел дело в отсутствие ее представителя.

До судебного заседания Пенсионным фондом представлены дополнительные документы по делу.

В судебном заседании представитель Пенсионного фонда настаивал на заявленных требованиях по обстоятельствам и доводам, изложенным в заявлении и пояснениях по делу, и доказательствах, представленным в материалы судебного дела, дал пояснения по существу спора, представил дополнительные документы.

Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Администрация Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия зарегистрирована в качестве юридического лица 02 февраля 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия.

Администрация состоит на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя (регистрационный номер 014006010186).

13 июля 2018 года администрацией представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2018 года на бумажном носителе.

06 февраля 2019 года фондом составлен акт № 014S18190000106 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования. Указанный акт направлен в адрес страхователя почтой и получен им 11 февраля 2019 года (почтовое уведомление).

Решением от 13 марта 2019 года № 014S19190000347 страхователь привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов в сумме 1000 рублей. Решение получено страхователем 18 марта 2019 года (почтовое уведомление).

На основании решения № 014S19190000347 в адрес страхователя выставлено требование от 10 апреля 2019 года № 014S01190001413 об уплате штрафа в срок до 30 апреля 2019 года. Требование получено администрацией 16 апреля 2019 года (почтовое уведомление).

15 февраля 2021 года администрацией представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2021 года.

16 февраля 2021 года страхователем в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, сведения о котором в исходной форме СЗВ-М за указанный период отсутствовали.

10 марта 2021 года фондом составлен акт № 014S18210000838 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования. Указанный акт направлен в адрес страхователя почтой и получен им 15 марта 2021 года (почтовое уведомление).

Решением от 14 апреля 2021 года № 014S19210001629 страхователь привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений в сумме 500 рублей. Решение получено страхователем 16 апреля 2021 года (почтовое уведомление).

На основании решения № 014S19210001629 в адрес страхователя выставлено требование от 07 мая 2021 года № 014S01210001935 об уплате штрафа в срок до 25 мая 2021 года. Требование получено администрацией 11 мая 2021 года (почтовое уведомление).

13 февраля 2018 года страхователем в адрес Пенсионного фонда направлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год (исходная).

По результатам проверки представленных страхователем данных со сведениями, представленными налоговым органом по форме РСВ за период, в том числе 12 месяцев 2017 года, Пенсионным фондом выявлены расхождения, о чем страхователю направлено уведомление от 31 июля 2020 года № 10-20/1323.

20 октября 2020 года страхователем представлены сведения по форме СЗВ-КОРР за 2017 год в отношении 1 застрахованного лица.

21 октября 2020 года фондом составлен акт № 014S18200003278 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования. Указанный акт направлен в адрес страхователя почтой и получен им 27 октября 2020 года.

30 ноября 2020 года по результатам рассмотрения вышеуказанного акта Пенсионным фондом принято решение № 014S19200003419 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно за непредставление в установленный срок сведений. Данное решение было направлено страхователю почтой и получено им 03 декабря 2020 года.

Пенсионным фондом выставлено требование от 24 декабря 2020 года № 014S01200003864 об уплате финансовых санкций (500 рублей) со сроком исполнения до           19 января 2021 года. Данное требование направлено страхователю почтой 25 декабря 2020 года.

Пенсионным фондом проведена проверка имеющихся у фонда сведений, по результатам которой выявлены расхождения между представленными обществом сведениями по форме СЗВ-М за 2018 год и сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.

25 сентября 2020 года фонд в адрес страхователя направил посредством телекоммуникационных каналов связи уведомления № 10-20/13172 и № 10-20/13177 об устранении ошибок и (или) несоответствий. Данные уведомления получены страхователем 28 сентября 2020 года.

06 октября 2020 года и 18 ноября 2020 года администрацией в Пенсионный фонд представлены соответствующие сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года.

В связи устранением несоответствий позднее установленного пятидневного срока Пенсионным фондом 08 декабря 2020 года в отношении страхователя составлены акты № 014S18200003938, 014S18200003939, 014S18200003940, 014S18200003941, 014S18200003942, 014S18200003943, 014S18200003944, 014S18200003946, 014S18200003947;

09 декабря 2020 года составлены акты № 014S18200003953, 014S18200003954, 014S18200003955, 014S18200003956, 014S18200003957, 014S18200003958, 014S18200003959, 014S18200003960, 014S18200003962 о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования. Акты направлены в адрес страхователя почтовой связью 09,  10 декабря 2020 года (список направления почтовой корреспонденции, почтовые уведомления).

Решениями от 26 января 2021 года № 014S19210000334, 014S19210000344, 014S19210000345, 014S19210000346, 014S19210000347, 014S19210000349, 014S19210000351, 014S19210000352, 014S19210000335, 014S19210000336, 014S19210000337, 014S19210000338, 014S19210000339, 014S19210000340, 014S19210000341, 014S19210000342, 014S19210000348, 014S19210000350 страхователь привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений в общей сумме 13 500 рублей. Решения направлены в адрес страхователя и получены им 01 февраля 2021 года (список почтовых отправлений, почтовые уведомления).

Пенсионным фондом в адрес страхователя выставлены требования от 25 февраля 2021 года № 014S01210000839, 014S0120000830, 014S0120000831, 014S0120000832, 014S0120000833, 014S0120000835, 014S0120000837, 014S0120000838, 014S0120000840, 014S0120000841, 014S0120000842, 014S0120000843, 014S0120000844, 014S0120000845, 014S0120000846, 014S0120000847, 014S0120000834, 014S0120000836 об уплате финансовых санкций со сроком для добровольного исполнения требований до 17 марта 2021 года, Требования получены страхователем почтовой связью 01 марта 2021 года (список почтовых отправлений, почтовые уведомления).

В связи с неисполнением требований в добровольном порядке Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением о взыскании с администрации 15 500 рублей финансовых санкций.

Дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
(далее – Закон № 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять                         в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона № 27-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

По пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже застрахованных лиц, необходимые для правильного назначения страховой и накопительной пенсии.

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-СТАЖ, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 06 декабря 2018 года № 507п.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее  15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года № 766н, Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 года № 211н (действующей в соответствующие периоды предоставления сведений).

Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01 февраля 2016 года № 83п «Сведения о застрахованных лицах» (действующего в спорный период).

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2  статьи 11 Закона № 27-ФЗ, процедура фиксации установленного правонарушения и порядок привлечения к ответственности страхователя регламентированы положениями статьи 17 указанного Федерального закона.

Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем                    в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

В соответствии с пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной  приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 года № 211н (действующей на момент выявления нарушений), в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

По решению от 14 апреля 2021 года № 014S19210001629 о привлечении к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, Закон № 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд.

При этом Законом № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные, исправленные).

Из материалов дела следует, что «исходная» форма СЗВ-М за январь 2021 года представлена администрацией 15 февраля 2021 года, то есть в установленный законом срок.

16 февраля 2021 года администрацией представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2021 года с указанием сведений в отношении 1 работника, для уточнения ранее поданных сведений о застрахованных лицах.

Уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий в отношении сведений по формам СЗВ-М за январь 2021 года Пенсионным фондом в адрес страхователя не направлялось.

Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае администрацией  самостоятельно, до момента обнаружения управлением ошибки, содержащейся в ранее представленных и принятых сведениях по форме СЗВ-М (отсутствие сведений в отношении 1 застрахованного лица) были переданы необходимые корректирующие сведения,                            у Пенсионного фонда отсутствовали основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. 

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов                          к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности                 и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, администрация реализовала свое право на уточнение (дополнение) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Таким образом, управление не доказало наличие в действиях страхователя по представлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2021 года (тип формы – дополняющая) состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с администрации штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М «дополняющая» за январь 2021 года по требованию от                  07 мая 2021 года № 014S01210001935 в сумме 500 рублей.

К аналогичным выводам арбитражный суд пришел относительно решения от 26 января 2021 года № 014S19210000344 о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в отношении 1 застрахованного лица (ФИО2).

Из материалов дела следует, что «исходная» форма СЗВ-М за апрель 2018 года представлена администрацией 15 мая 2018 года, то есть в установленный законом срок.

14 октября 2020 года администрацией представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «дополняющая» за апрель 2018 года с указанием сведений в отношении вышеназванного лица, для уточнения ранее поданных сведений о застрахованных лицах.

Уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий в отношении сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года применительно к застрахованному лицу ФИО2 Пенсионным фондом в адрес страхователя не направлялось.

Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае администрацией  самостоятельно, до момента обнаружения Пенсионным фондом ошибки, содержащейся в ранее представленных и принятых сведениях по форме СЗВ-М (отсутствие сведений в отношении 1 застрахованного лица) были переданы необходимые корректирующие сведения, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. 

Таким образом, заявитель не доказал наличие в действиях страхователя по представлению сведений о застрахованном лице (ФИО2) по форме СЗВ-М за апрель 2018 года (тип формы – дополняющая) состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с администрации штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М «дополняющая» за апрель 2018 года по требованию от                  25 февраля 2021 года № 014S01210000830 в сумме 500 рублей.

В части решений от 26 января 2021 года № 014S19210000334, 014S19210000345, 014S19210000346, 014S19210000347, 014S19210000349, 014S19210000351, 014S19210000352, 014S19210000335, 014S19210000336, 014S19210000337, 014S19210000338, 014S19210000339, 014S19210000340, 014S19210000341, 014S19210000342, 014S19210000348,  014S19210000350 за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М: за январь 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО3; в сумме 500 рублей), за апрель 2018 года (в отношении застрахованных лиц ФИО4, ФИО5; в сумме 1000 рублей), за февраль 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО6; в сумме 500 рублей), за март 2018 года (в отношении застрахованных лиц ФИО4, ФИО6; в сумме 1000 рублей), за июль 2018 года (в отношении застрахованных лиц              ФИО7, ФИО8; в сумме 1000 рублей), за октябрь 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО9; в сумме 500 рублей), за ноябрь 2018 года (в отношении застрахованных лиц ФИО10, ФИО6, ФИО11; в сумме 1500 рублей), за февраль 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО3; в сумме 500 рублей), за март 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО3; в сумме 500 рублей), за апрель 2018 года (в отношении застрахованных лиц ФИО12, ФИО3, ФИО13; в сумме 1500 рублей), за май 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО3; в сумме 500 рублей), за июнь 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО3; в сумме 500 рублей), за август 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО3; в сумме 500 рублей), за сентябрь 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО3; в сумме 500 рублей), за октябрь 2018 года (в отношении застрахованных лиц ФИО3, ФИО14; в сумме 1000 рублей), за июнь 2018 года (в отношении застрахованного лица ФИО15; в сумме 500 рублей), за сентябрь 2018 года (в отношении застрахованных лиц ФИО16, ФИО9; в сумме 1000 рублей) суд пришел к следующему.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок и сроки взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа с организаций и индивидуальных предпринимателей определен статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца 6 статьи 17 Закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (абзац 11 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (абзац 15 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

На основании абзаца 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Предельный срок взыскания финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц в случае отложения) + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.

Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года № 305-ЭС19-2960 по делу № А40-22593/2018, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2021 года по делу № А33-21421/2020.

Началом течения совокупного срока обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в рассматриваемом случае является 21 февраля 2019 года - день представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.

С указанной даты представления сведений Пенсионного фонд обязан был проверить соблюдение администрацией установленного Законом № 27-ФЗ срока для представления сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 календарный год.

Поскольку фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с администрации штрафа только 28 июля 2021 года (оттиск штемпеля почтовой организации на почтовом конверте), срок для обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании санкций размере 13 000 рублей пропущен: с момента представления исходной отчетности страхователем и до момента обращения управления в суд прошло  более 1 года.

Арбитражный суд отклоняет ссылку Пенсионного фонда на абзац 19 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 года № 309-ЭС20-2393 по делу № А34-5139/2019, срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренный названной нормой и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с администрации штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь – ноябрь 2018 года по требованиям от  25 февраля 2021 года № 014S01210000839,  014S0120000831, 014S0120000832, 014S0120000833, 014S0120000835, 014S0120000837, 014S0120000838, 014S0120000840, 014S0120000841, 014S0120000842, 014S0120000843, 014S0120000844, 014S0120000845, 014S0120000846, 014S0120000847, 014S0120000834, 014S0120000836 об уплате финансовых санкций в общей сумме 13 000 рублей.

По решению от 30 ноября 2020 года № 014S19200003419 о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-КОРР за 2017 год.

Как уже указывалось, статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

К ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете по указанному решению привлечена администрация Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения администрации является: Республика Хакасия, <...>.

По результатам сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год с данными налогового органа, представленным Пенсионному фонду по форме РСВ за 2017 год, управлением выявлены расхождения, страхователю направлено уведомление от 31 июля 2020 года № 10-20/10323.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что администрация Бейского района надлежащим образом извещена об обнаружении в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год ошибок и (или) несоответствий.

Из уведомления от 31 июля 2020 года следует, что оно адресовано главе администрации Новотроицкого сельсовета по адресу: Республика Хакасия, <...>.

По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц администрация Новотроицкого сельсовета Бейского района Республики Хакасия прекратила свою деятельность путем присоединения к администрации Бейского сельсовета, о чем в государственный реестр 19 декабря 2019 года внесена соответствующая запись.

Сведения о правопредшественнике – администрации Новотроицкого сельсовета также отражены в сведениях Единого государственного реестра юридических лиц в отношении администрации Бейского сельсовета.

Таким образом, начиная с 19 декабря 2019 года, все юридически значимые сообщения подлежат направлению по адресу администрации Бейского сельсовета.

Соглашения, извещения либо иного документа, указывающего на волеизъявление страхователя на получение от Пенсионного фонда корреспонденции по иному адресу, чем указанному в ЕГРЮЛ, материалы дела не содержат.

Данные обстоятельства не позволяют с достоверностью определить фактическую дату получения именно администрацией Бейского сельсовета уведомления от 31 июля 2020 года.

В судебном заседании представитель Пенсионного фонда пояснил, что иных доказательств направления уведомления о предоставлении пояснений о достоверности представленных сведений от 31 июля 2020 года в адрес страхователя не имеется.

Арбитражный суд полагает, что в рассматриваемом случае в отсутствие подтверждения факта получения страхователем уведомления отсутствуют основания для применения к администрации Бейского сельсовета финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Таким образом, заявителем не подтверждено соблюдение порядка взыскания штрафной санкции.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с администрации штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-КОРР за 2017 год по требованию от  24 декабря 2020 года № 014S01200003864 в сумме 500 рублей.

По решению от 13 марта 2019 года № 014S19190000347 о привлечении страхователя к ответственности за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов.

В статье 8 Закона № 27-ФЗ установлены общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений.

В абзаце 3 пункта 2 названный статьи закреплено, что страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Форма СЗВ-М в форме электронного документа представляется страхователем по форматам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07 декабря 2016 г. N 1077п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)», и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Из материалов дела следует, что сведения для целей индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2018 года представлена страхователем (номер в ПФР 014-006-010186) 13 июля 2018 года на бумажном носителе в отношении 35 застрахованных лиц.

Таким образом, администрацией не соблюден установленный порядок предоставления сведений в форме электронных документов.

Доказательств невозможности соблюдения требований закона к порядку предоставления сведений о застрахованных лицах страхователем не представлено.

Исчисленный Пенсионным фондом размер штрафных санкций проверен судом и признан арифметически верным. Процедура и срок привлечения страхователя к ответственности Пенсионным фондом соблюдены.

Как уже указывалось, на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.

Вместе с тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого при расчете общей суммы задолженности, подлежащей взысканию, такая сумма не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

С учетом принципа равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, в отсутствие в статье 17 Закона № 27-ФЗ иного правового регулирования, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.

Исходя из изложенного, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 рублей либо истек указанный в абзаце 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого уполномоченным органом.

Указанный подход соответствует разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года.

Из содержания заявления и представленных документов следует, что по требованию от 10 апреля 2019 года № 014S01190001413 страхователю предлагалось уплатить задолженность, которая не превышала 3000 рублей.

С настоящим заявлением о взыскании штрафов управление обратилось с суммой задолженности страхователя в размере 15 500 рублей, в которую включена задолженность по спорному требованию, превысившая 3000 рублей 18 марта 2021 года, в связи с истечением срока для добровольного исполнения требований от 25 февраля 2021 года № 014S01210000839,  014S0120000831, 014S0120000832, 014S0120000833, 014S0120000835, 014S0120000837, 014S0120000838, 014S0120000840, 014S0120000841, 014S0120000842, 014S0120000843, 014S0120000844, 014S0120000845, 014S0120000846, 014S0120000847, 014S0120000834, 014S0120000836 об уплате финансовых санкций в общей сумме 13 000 рублей.

Таким образом, срок на взыскание задолженности по самому раннему требованию от 10 апреля 2019 года № 014S01190001413 не истек

На основании изложенного, требование Пенсионного фонда в указанной части подлежит удовлетворению.

При указанных обстоятельствах заявление Пенсионного фонда подлежит частичному удовлетворению в сумме 1000 рублей за несоблюдение порядка предоставления сведений по форме СЗВ-М за июнь 2018 года в форме электронных документов. В удовлетворении остальной части требований - следует отказать.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 рублей, при обращении с заявлением в арбитражный суд не уплачивалась

Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, она по настоящему делу не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить частично заявление государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саяногорске Республики Хакасия (межрайонного).

Взыскать с администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, с. Бея Бейского района Республики Хакасия, зарегистрированной 02 февраля 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, в доход соответствующего бюджета 1000 (одна тысяча) рублей штрафа, предусмотренного абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов по форме СЗВ-М за июнь 2018 года.

Отказать в удовлетворении остальной части заявленных требований.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                             О.Е. Корякина