ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-842/09 от 03.04.2009 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

09 апреля 2009 года Дело №А74-842/2009

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2009 года.

Решение в полном объёме составлено 09 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Колосовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кузнецовой И.И. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Елена», город Абакан, к

Администрации города Абакана, город Абакан,

о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения на строительство или мотивированного отказа на заявление от 10 февраля 2009 года, о признании незаконным решения, выраженного в письме от 20 февраля 2009 года №336.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя - ФИО1, доверенность от 27 июля 2008 года;

Администрации города Абакана - ФИО2, доверенность от 29 декабря 2008 года №2121.

27 февраля 2009 года Общество с ограниченной ответственностью «Елена» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Абакана, изложенного в письме № 336 от 20 февраля 2009 года, согласно которому решение по заявлению Общества о выдаче разрешения на строительство производственного здания с административными помещениями на земельном участке по адресу: <...>, будет принято после разрешения по существу дела № А74-131/2009. Определением арбитражного суда от 05 марта 2009 года возбуждено производство по делу № А74-842/2009.

27 февраля 2009 года Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Абакана (далее – Администрация), выразившегося в невыдаче в установленный частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок разрешения на строительство или мотивированного отказа на заявление от 10 февраля 2009 года о выдаче разрешения на строительство производственного здания с административными помещениями на земельном участке по адресу: <...>. Определением арбитражного суда от 05 марта 2009 года возбуждено производство по делу № А74-843/2009.

Определением арбитражного суда от 13 марта 2009 года дело № А74-843/2009 объединено с делом № А74-842/2009. Объединённому делу присвоен номер № А74-842/2009.

В ходе рассмотрения дела представитель Общества поддержал заявленные требования, полагает, что Администрацией в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не принято решение по заявлению Общества от 10 февраля 2009 года о выдаче разрешения на строительство либо отказ в выдаче этого разрешения. Письмо Администрации от 20 февраля 2009 года содержит сведения о том, что решение по заявлению от 10 февраля 2009 года будет принято после рассмотрения арбитражным судом по существу дела №А74-131/2009.

По мнению Общества, оспариваемое решение, выраженное в письме от 20 февраля 2009 года, не соответствует статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данной статьёй определено, что заявление застройщика должно быть рассмотрено в десятидневный срок с момента его получения, после чего уполномоченный орган местного самоуправления должен вынести решение о выдаче разрешения на строительство либо об отказе в выдаче такого разрешения. Возможность вынесения иного решения, продления срока рассмотрения заявления, приостановления процедуры рассмотрения заявления Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

По мнению Общества поскольку при рассмотрении заявления Администрации не принято решение, предусмотренное статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Администрация бездействовала и её бездействие является незаконным. Таким образом, оспариваемым бездействием нарушены права заявителя на рассмотрение его заявления о выдаче разрешения на строительство и получение ответа на это заявление в соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Администрация города Абакана полагает необоснованными требования Общества, считает, что в рассматриваемой ситуации отсутствует бездействие Администрации, поскольку заявление Общества и приложенные к нему документы Администрацией рассмотрены, в письме от 20 февраля 2009 года содержится указание на то, что решение по заявлению от 10 февраля 2009 года будет принято после рассмотрения арбитражным судом по существу дела №А74-131/2009В. Поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не регулирует вопрос рассмотрения заявлений застройщика, являющихся аналогичными в отношении заявления, по которому приняты решения уполномоченным органом местного самоуправления, Администрация полагает возможным применить в рассматриваемой ситуации аналогию права. Представитель Администрации просил отказать в удовлетворении требований Общества, поскольку решение, выраженное в письме от 20 февраля 2009, принято в установленный законодательством срок и является законным и обоснованным.

Арбитражный суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Елена» зарегистрировано в качестве юридического лица 16 июня 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия.

Указанные обстоятельства установлены судом при исследовании свидетельства от 16 июня 2006 года серии 19 №00065119.

28 марта 2008 года постановлением Мэра города Абакана №526 утверждён градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

16 июня 2008 года Мэром города Абакана вынесено постановление №1105 «О предоставлении земельного участка в собственность», которым Обществу предоставлен в собственность земельный участок площадью 3 495м2 по улице Итыгина, 23В.

16 июня 2008 года Общество и Администрация города Абакана на основании протокола результатов аукциона от 10 июня 2008 года №8 заключили договор №1428 о купле-продаже земельного участка площадью 3 495м2, расположенного по улице Итыгина, 23 «В» в городе Абакане.

В этот же день земельный участок передан Обществу по акту приёма-передачи.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 19 АА №146032 право собственности Общества на земельный участок зарегистрировано 28 июля 2008 года.

10 февраля 2009 года Общество представило в Администрацию заявление о выдаче разрешения на строительство производственного здания с административными помещениями по адресу: <...>.

В перечне приложенных документов указаны генеральный план, конструкции железобетонные, проект организации строительства, архитектурные решения, проектная документация, градостроительный план земельного участка, инженерно-геологическое заключение, свидетельство о государственной регистрации права, договор купли-продажи земельного участка, задание на разработку проектной документации.

В письме от 20 февраля 2009 года №336, подписанном заместителем Мэра начальником Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана ФИО3, Администрация уведомила Общество, что письмом от 18 декабря 2008 года №2054 сообщено Обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство производственного здания с административными помещениями по улице Итыгина, 23В в городе Абакане, поскольку в представленных сведениях об инженерном оборудовании и сводном плане сетей инженерно-технического обеспечения Администрация усмотрела нарушение положений Закона Российской Федерации «О недрах», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Данные нарушения в материалах проектной документации, приложенных к заявлению от 10 февраля 2009 года, не устранены. Кроме того, отказ на выдачу разрешения на строительство от 18 декабря 2008 года оспаривается Обществом в арбитражном суде. Поскольку обстоятельства, которые с точки зрения Администрации препятствуют выдаче разрешения на строительство, являются предметом рассмотрения арбитражного суда Республики Хакасия, решение по заявлению от 10 февраля 2009 года будет принято после разрешения по существу дела №А74-131/2009.

Общество, полагая, что в рассматриваемой ситуации Администрацией незаконно принято решение, не предусмотренное Градостроительным кодексом Российской Федерации, и имеет место бездействие Администрации в выдаче (отказе в выдаче) разрешения на строительство, оспорило решение и бездействие Администрации в арбитражном суде.

Заявление подано в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд рассмотрел заявление в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Полномочия на выдачу разрешения на строительство на земельном участке, на который распространяется действие градостроительного регламента, предоставлены в части 4 статьи 51, пункте 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 3 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06 июля 1991 года №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органу местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Пунктом 26 части 1 статьи 9, пунктом 3 статьи 44 Устава города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 28 декабря 2005 года №222, выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории города Абакана, отнесена к полномочиям Администрации.

Согласно части 6 статьи 34, частям 1, 2 статьи 39 Устава города Абакана Администрация города Абакана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов и решений городского Совета депутатов, обеспечивая при этом законные права и интересы всего населения города Абакана, органов местного самоуправления города Абакана. Администрацией города Абакана руководит Мэр города Абакана, который осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через заместителей мэра города.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Устава города Абакана Мэр города Абакана имеет заместителей, в том числе одного первого заместителя. Заместители мэра города осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных мэром города, выполняют его поручения.

Частями 1, 2 статьи 40 Устава города Абакана установлено, что в структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят Администрация города Абакана, департаменты, комитеты, управления и иные органы. Положения об органах Администрации города, включающие описание структуры, полномочия, порядок формирования и организации работы, утверждаются Абаканским городским Советом депутатов по представлению Мэра города Абакана.

Согласно пунктам 1.1, 2.5 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 26 ноября 2004 года №100 (далее – Положение о Департаменте), Департамент является одним из исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан и от его имени осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, определённой нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, Уставом города Абакана, правовыми актами представительного органа местного самоуправления и Мэра города Абакана, а также настоящим Положением.

Департамент является юридическим лицом (пункт 2.1 Положения о Департаменте) и в соответствии с пунктами 3.2.6, 3.2.20, 3.2.21 Положения о Департаменте выполняет следующие функции:

- осуществляет в установленном порядке подготовку правоустанавливающих документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости;

- рассматривает заявления и обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности и принимает решения в пределах своей компетенции;

- осуществляет контроль за соблюдением градостроительного законодательства, иных нормативных и правовых актов в соответствии с действующим законодательством.

Департамент обязан рассматривать заявления, обращения, пожелания, жалобы по предмету своей деятельности (пункт 4.2.2 Положения о Департаменте).

Пунктом 1 Постановления Мэра города Абакана от 29 января 2009 года №99 полномочия по подписанию разрешений на строительство в городе Абакане возложены на заместителя Мэра города Абакана - начальника Департамента ФИО3

Согласно пунктам 1 – 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

По смыслу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации у Администрации возникла обязанность в течение десяти дней со дня получения заявления застройщика о выдаче разрешения на строительство провести проверку наличия документов, соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка предъявляемым требованиям и выдать разрешение на строительство или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Из анализа содержания письма заместителя Мэра начальника Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана ФИО3 от 20 февраля 2009 года №336 следует, что заявление Общества на выдачу разрешения на строительство рассмотрено. В письме указано на то, что нарушения проектной документации, имевшие место при подаче заявления от 18 декабря 2008 года, не устранены, но само решение по выдаче либо отказу в выдаче Обществу разрешения на строительство Администрация принять не может, в связи с оспариваем отказа от 18 декабря 2008 года в арбитражном суде.

Перечисленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что бездействие со стороны Администрации по рассмотрению заявления Общества от 10 февраля 2009 года нет, поскольку заявление Общества от 10 февраля 2009 года принято Администрацией, Департамент как специализированный в вопросах строительства орган местного самоуправления в пределах установленного десятидневного срока провёл проверку наличия документов, приложенных к заявлению Общества, а также проверку их соответствия установленным требования, Обществу в установленный законодательством срок дан ответ, но принятие решения по заявлению от 10 февраля 2009 года отложено.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации у арбитражного суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления Общества в части признания незаконным бездействия Администрации по разрешению вопроса о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на строительство.

Арбитражный суд полагает удовлетворить требования Общества в части признания незаконным решения, выраженного в письме от 20 февраля 2009 года №336 по следующим основаниям.

Из анализа положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации усматривается, что по результатам рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство уполномоченным органом может быть принято решение либо о выдаче такого разрешения, либо отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа.

Содержание решения Администрации, выраженного в письме от 20 февраля 2009 года, позволяет сделать вывод, что Администрацией города Абакана не исполнены требования пункта 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку оно не содержит указания на выдачу разрешения на строительство либо указания на отказ на выдачу разрешения на строительство.

Из содержания письма от 20 февраля 2009 года следует, что Администрацией принято решение об отложении рассмотрения вопроса о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на строительство, что не предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права). Поскольку в рассматриваемом случае спорные отношения урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации суд полагает невозможным рассмотреть дело исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов, то есть применить аналогию права.

Суд полагает, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспариваемым решением нарушено право заявителя использовать земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, в том числе право на застройку земельного участка, возведении на нём зданий, сооружений (предусмотренное статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 40 Земельного кодекса Российской Федерации), которые могут быть использованы в предпринимательской деятельности; право на осуществление градостроительной деятельности ( предусмотренное статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными является совокупность обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требования Общества в части признания незаконным решения Администрации, выраженного в письме от 20 февраля 2009 года №336, подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по делу составляет 4 000 рублей, уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд платёжными поручениями от 24 февраля 2009 года №008 и №009 в установленных размере и порядке.

По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в сумме 4 000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям:

на Общество – 2 000 рублей;

на Администрацию – 2 000 рублей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, отнесенная на орган местного самоуправления Администрацию города Абакана, взысканию не подлежит; государственная пошлина в сумме 4 000 рублей уплачена Обществом.

По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в размере 2 000 подлежит возврату Обществу из федерального бюджета

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216, 319 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Елена», город Абакан, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации города Абакана, город Абакан, выраженное в письме от 20 февраля 2009 года №336, как не соответствующее пункту 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

2. Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью «Елена» 2 000 рублей государственной пошлины.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий апелляционный арбитражный суд, город Красноярск, или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

  Республики Хакасия Л.А. Колосова