АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
03 марта 2022 года Дело №А74-8446/2021
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2022 года. Решение в полном объёме изготовлено 03 марта 2022 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Ю. Ишь при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.Н. Арнгольдрассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Аскизского района Республики Хакасия (ИНН 1905008061, ОГРН 1031900757767)
к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об обязании принять в собственность жилые помещения и заключить договоры социального найма с нанимателями жилых помещений, находящихся по адресу:
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО1;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО2;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО3;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО4;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО5;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО6,
с участием в делев качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению специализированным жилищным фондом Аскизского района» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерства образования и науки Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО8,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя ФИО9 на основании доверенности от 29.03.2021 № 08-д,
от ответчика – представителя ФИО10 на основании доверенности от 17.02.2022,
от третьего лица (МКУ «Комитет по управлению специализированным жилищным фондом Аскизского района» ) – директора ФИО9,
третьего лица -ФИО11
Администрация Аскизского района Республики Хакасия обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия об обязании принять в собственность жилые помещения и заключить договоры социального найма с нанимателями жилых помещений, находящихся по адресу:
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО1;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО2;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО3;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО4;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО5;
- Республика Хакасия, <...>, наниматель ФИО6.
Определением суда от 22.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению специализированным жилищным фондом Аскизского района», Министерство образования и науки Республики Хакасия,ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО8.
В судебном заседании истец поддержал иск. В обоснование заявленных требований истец пояснял, что закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ не наделил район полномочиями заключить договор социального найма.
Истец пояснял, что Администрация сельсовета не желает принимать жилые помещения, поскольку имеется задолженность по коммунальным услугам.
Истец полагает, что к данным правоотношениям необходимо применить аналогию закона, и при передаче в муниципальную собственность поселений, которые наделены жилищными полномочиями, такие жилые помещения утрачивают статус специализированного жилья и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, пояснял, что ответчик не имеет полномочия заключать договор социального найма с такой категорий как «дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку Администрация Аскизского сельсовета Аскизского района имеет право заключать договоры аренды социального найма только с одной категорией граждан – малоимущие.
Ответчик, со ссылкой на закон Республики Хакасия №107-ЗРХ, считает, что договор найма специализированного жилого помещения имеет право заключать только Администрация Аскизского района Республики Хакасия.
Министерство образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явилось, направило отзыв на иск, пояснило, что договор социального найма с детьми – сиротами органами местного самоуправления осуществляется в рамках федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
ФИО7, привлеченная в качестве третьего лица, просила принять решение, в котором определить орган, который обязать решать данный вопрос, поскольку на сегодняшний день существует неопределенность в этом вопросе, из-за чего у жильцов возникают различные проблемы.
На основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие Министерства, ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО8, ФИО4
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 17.11.2021 за муниципальным образованием Аскизский район зарегистрировано право собственности на следующие жилые помещения (квартиры):
- Республика Хакасия, <...>;
- Республика Хакасия, <...>;
- Республика Хакасия, <...>;
- Республика Хакасия, <...>;
- Республика Хакасия, <...>;
- Республика Хакасия, <...>.
Распоряжением №184-р от 12.04.2021 Администрация Аскизского района Республики Хакасия исключила из специализированного жилищного фонда муниципального образования Аскизский район жилые помещения, расположенные по адресам: Республика Хакасия, <...>; Республика Хакасия, <...>, Республика Хакасия, <...>, Республика Хакасия, <...>; - Республика Хакасия, <...>; Республика Хакасия, <...>, для заключения договора социального найма с нанимателями жилых помещений и передала их в собственность муниципального образования Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия.
Письмом от 19.04.2021 №29 истец направил в адрес Аскизского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия распоряжение №184-р от 12.04.2021, акт приема-передачи квартир.
14.05.2021 Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия направил в МКУ «Комитет по управлению специализированным жилищным фондом Аскизского района» письмо, в котором просил предоставить справку об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги ресурсно-энергоснабжающим организациям на передаваемые жилые помещения. Просил включить в состав комиссии по передаче имущества сотрудника МКУ КСЖ Аскизского района.
Письмом от 11.01.2021 №100-22, направленным в адрес главы Администрации Аскизского района, Министерство образования и науки Республики Хакасия сообщило, что Министерством разрабатывается проект постановления Правительства Республики Хакасия «О проекте закона Республики Хакасия «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в части установления порядка заключения договора социального найма.
Из пояснений сторон следует, что законами Республики Хакасия №85-ЗРХ от 05.12.2005, №107-ЗРХ от 10.12.2012 не урегулирован порядок заключения договора социального найма на жилые помещения с детьми-сиротами и с детьми, оставшимся без попечения родителей, с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (в том числе жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Федеральным законом № 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8).
Порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 107-ЗРХ), в котором в том числе предусмотрен срок распределения специализированного жилищного фонда для данной категории граждан.
Согласно статье 2 Закона № 107-ЗРХ граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона и постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия, и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, в список.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включение в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 4 Закона № 107-ЗРХ жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом муниципального района (городского округа) Республики Хакасия не позднее чем в 10-дневный срок со дня включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к виду жилых помещений, предназначенных для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 154 утверждено Положение о порядке и сроках предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия осуществляет ведение книги регистрации заявлений о включении в список по форме согласно приложению 4 к Закону № 107-ЗРХ, надлежащее хранение списка и учетных дел граждан, указанных в статье 1 Закона № 107-ЗРХ (пункт 17 статьи 2 Закона № 107-ЗРХ).
Предметом регулирования Закона № 85-ЗРХ от 05.12.2005 « О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются правоотношения в сфере установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.
В части 2 статьи 1 Закона № 85-ЗРХ указано, что осуществление вышеуказанных государственных полномочий предусматривает:
- содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях;
- обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями;
- назначение вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и осуществление его выплаты.
При этом статья 1(1) Закона № 85-ЗРХ конкретизирует, что в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями органы местного самоуправления:
1) формируют специализированный жилищный фонд для граждан, указанных в абзаце первом настоящей статьи, путем включения в него приобретенных в муниципальную собственность либо построенных жилых помещений;
2) устанавливают факт невозможности проживания граждан, указанных в абзаце первом настоящей статьи, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
3) выявляют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания гражданам, указанным в абзаце первом настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
4) приобретают в муниципальную собственность жилые помещения путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования;
5) осуществляют строительство жилых помещений путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования;
6) заключают договоры найма специализированных жилых помещений и однократно обеспечивают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями на основании решений уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия, осуществляющего государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, об обеспечении жилыми помещениями;
7) в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществляют контроль за распоряжением ими.
Таким образом, указанная норма содержит перечень отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия по решению вопросов социальной поддержки рассматриваемой категории граждан.
На территории Аскизского района Республики Хакасия предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентировано Постановлением Администрации Аскизского района от 03.02.2015 № 180-п.
Постановлением Администрации Аскизского района от 03.02.2015 № 180-п установлено, что уполномоченным органом муниципального образования Аскизский район, осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, определена Администрация Аскизского района Республики Хакасия (пункт 1).
В пункте 2 названного постановления также закреплено, что Администрация Аскизского района Республики Хакасия, в том числе, формирует специализированный жилищный фонд для детей-сирот путем включения в него приобретенных в муниципальную собственность либо построенных жилых помещений; приобретает в муниципальную собственность жилые помещения путем осуществления закупки жилых помещений; осуществляет строительство жилых помещений путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений; заключает договоры найма специализированных жилых помещений и однократно обеспечивает детей-сирот жилыми помещениями на основании решения Администрации Аскизского района Республики Хакасия; контролирует использование и сохранность жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам специализированного найма, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также ведет учет жилых помещений; формирует списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и ведет их учет.
Порядком формирования специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и управления этим фондом, утвержденным постановлением Администрации Аскизского района от 03.02.2015 № 180-п предусмотрено, что по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, исходя из наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, готовит решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения, либо о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку на территории Аскизского района Республики Хакасия законодательством возложена обязанность на Администрацию Аскизского района Республики Хакасия по формированию специализированного жилищного фонда, приобретению в муниципальную собственность жилых помещений путем осуществления закупки жилых помещений, осуществлению строительства жилых помещений путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений, заключению договоров найма специализированных жилых помещений и однократному обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на основании решения Администрации, контролированию использования и сохранностью жилых помещений нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам специализированного найма, обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, ведению учета жилых помещений, формированию списков детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ведению их учета, по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, исходя из наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, подготовке решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения, либо о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Суд отклонил довод истца о том, что к данным правоотношениям необходимо применить аналогию закона, и при передаче в муниципальную собственность поселений, которые наделены жилищными полномочиями, такие жилые помещения утрачивают статус специализированного жилья и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поскольку данный довод опровергается вышеуказанными нормами права.
Также судом учтено, что Министерством образования и науки Республики Хакасия разрабатывается в настоящее время вопрос об установлении порядка заключения договора социального найма с детьми - сиротами и с детьми, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, обращение истца в суд носит преждевременный характер.
Государственная пошлина по делу в сумме 6000 руб. в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца и не подлежит взысканию, поскольку истец освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 102, 110, 166 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.Ю.Ишь