АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
09 августа 2017 года Дело № А74-8530/2017
Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2017 года.
Решение в полном объёме изготовлено 09 августа 2017 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём А.С. Кругловой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения,
при участии представителей:
заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 25.09.2015 № 24АА1926829,
ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 20.03.2017 № 533.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия к администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка от 16.06.2017 № 1193, об обязании подготовить решение и договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 19:10:000000:464, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, р.п. Усть-Абакан, между автодорогой на полигон бытовых отходов и западной границей р.п Усть-Абакан по цене 450 008 рублей 55 копеек.
Требования мотивированы следующим. Заявитель, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 19:10:000000:464, разрешённое использование «для сельскохозяйственного производства», обратился в Усть-Абаканский поссовет с заявлением о выкупе арендуемого земельного участка в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Решением администрации Усть-Абаканского поссовета от 16.06.2017 № 1193 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-640/2016. По мнению заявителя, решение по делу № А74-640/2016 не может являться основанием для отказа в выкупе земельного участка, так как выводы, содержащиеся в решении по данному делу, противоречат выводам, изложенным в решении Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-15964/2016, которым установлено, что спорный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного использования. Доказательства изменения в установленном порядке вида разрешённого использования спорного земельного участка в материалах дела отсутствуют. Таким образом у администрации Усть-Абаканского поссовета отсутствовали основания для отказа в заключении договора купли продажи земельного участка по кадастровой стоимости 450 008,55 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика возражал против предъявленных требований, указал, что согласно Генеральному плану Усть-Абаканского поссовета, утвержденному решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 43, Правилам землепользования и застройки Усть-Абаканского поссовета, утвержденным решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 44, земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:464 относится к категории земель населенных пунктов, находится в зоне перспективной жилой застройки (Ж5), которая не предназначена для сельскохозяйственного производства.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 13.11.2015 № 1900/15-161105 земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:464, площадью 1000019 кв.м, разрешённое использование «для сельскохозяйственных нужд», категория земель «земли населённых пунктов», расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, р.п. Усть-Абакан, между автодорогой на полигон бытовых отходов и западной границей р.п. Усть-Абакан, поставлен на государственный кадастровый учёт 14.09.2010.
Муниципальное образование Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) 31.05.2011 заключили договор аренды земельного участка площадью 1000019 кв.м, с кадастровым номером 19:10:000000:464, из земель населённых пунктов для сельскохозяйственных нужд, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, пгт. Усть-Абакан, между автодорогой на полигон бытовых отходов и западной границей пгт. Усть-Абакан. Срок аренды определён сторонами с 31.05.2011 по 31.05.2014.
ФИО4 (арендатор) и ФИО1 (перенаниматель) 01.06.2012 заключили соглашение о перенайме прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 31.05.2011. Соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по РХ 22.09.2012 (номер регистацрии19-19-06/021/2012-040).
Дополнительным соглашением от 01.10.2012, заключённым между муниципальным образованием Усть-Абаканский район и ФИО1, действие договора аренды земельного участка от 31.05.2011 продлено до 31.05.2050.
На основании постановления главы Усть-Абаканского поссовета от 19.10.2015 № 1193-п «О предоставлении земельного участка в собственность путём выкупа ФИО1» между муниципальным образованием Усть-Абаканский поссовет (продавец) и ФИО1 (покупатель) 19.10.2015 заключён договор купли-продажи земельного участка площадью 1000019 кв.м, с кадастровым номером 19:10:000000:464, из земель населённых пунктов для сельскохозяйственных нужд, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, р.п. Усть-Абакан, между автодорогой на полигон бытовых отходов и западной границей р.п. Усть-Абакан. В соответствии с пунктом 2.1. договора цена участка составляет 410 007 рублей 79 копеек. Оплата произведена в полном объёме платёжным поручением от 21.10.2015 № 481670.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за ФИО1 19.11.2015, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.11.2015 № 19/010/2015-1895.
Прокурор Республики Хакасия 01.02.2016 обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю ФИО1:
- о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи от 19.10.2015, заключённого в отношении земельного участка площадью 1000019 кв.м, с кадастровым номером 19:10:000000:464, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, пгт. Усть-Абакан, между автодорогой на полигон бытовых отходов и западной границей пгт. Усть-Абакан;
- о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 вернуть администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия спорный земельный участок и обязания администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия вернуть главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 денежные средства в сумме 410 007 рублей 79 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.04.2016 по делу № А74-640/2016 иск прокурора Республики Хакасия удовлетворён в полном объёме.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.04.2016 отменено в части возложения обязанности на главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 возвратить администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия земельный участок площадью 1000019 кв.м, с кадастровым номером 19:10:000000:464, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, пгт. Усть-Абакан, между автодорогой на полигон бытовых отходов и западной границей пгт. Усть-Абакан. В остальной части решение оставлено без изменения.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 16.06.2017 обратился в администрацию Усть-Абаканского поссовета с заявлением о предоставлении в собственность путём выкупа земельного участка с кадастровым номером 19:10:000000:464, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, р.п. Усть-Абакан, между автодорогой на полигон бытовых отходов и западной границей р.п Усть-Абакан по цене 450 008 рублей 55 копеек
Решением администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 16.06.2017 № 1193 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-640/2016.
Полагая, что указанное решение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев дело в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Из содержания статьи 198, частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания решений, действий (бездействия) незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми решениями и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалование действий возможно в пределах трёхмесячного срока с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.
Заявителем не пропущен срок для обращения в арбитражный суд.
Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании подп. 9 п. 2 ст. 39.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в орган местного самоуправления) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:464, площадью 1000019 кв. м, разрешенное использование «для сельскохозяйственных нужд», категория земель «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, р.п. Усть-Абакан, между автодорогой на полигон бытовых отходов и западной границей р.п. Усть-Абакан, поставлен на государственный кадастровый учет 14.09.2010.
Между заявителем и ответчиком сложились правоотношения, вытекающие из договора аренды земельного участка от 31 мая 2011 года (с учетом соглашения о перенайме от 01.06.2012), которые квалифицируются судом как арендные правоотношения, регулируемые положениями главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответчик является арендатором земельного участка площадью 1000019 кв.м, с кадастровым номером 19:10:000000:464, из земель населённых пунктов для сельскохозяйственных нужд, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, пгт. Усть-Абакан, между автодорогой на полигон бытовых отходов и западной границей пгт. Усть-Абакан. Срок аренды определён сторонами с 31.05.2011 по 31.05.2050.
Настоящий спор возник в связи с отказом администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия в предоставлении в собственность главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 спорного земельного участка.
На основании ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органом местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов и утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы поселений и городских округов.
Из положений статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, следует, что в зависимости от того, каким образом заинтересованное лицо планирует использовать земельный участок, оно должно обладать документальным подтверждением правомерности использования данного участка в соответствии с основным, условно разрешенным либо вспомогательным видом разрешённого использования.
Спорный участок с кадастровым номером 19:10:000000:464 на дату обращения заявителя в орган местного самоуправления находился в зоне сельскохозяйственного использования, что подтверждается основным чертежом и картой современного использования территории (опорный план) Генерального плана Усть-Абаканского поссовета, зона, в которой расположен спорный земельный участок, обозначена на плане как «пашни».
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации основа правового режима земельных участков населенных пунктов определена Правилами землепользования и застройки Усть-Абаканского поссовета, утвержденными решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 44, в соответствии с которыми зона перспективной жилой застройки (Ж5) предназначена для развития жилой застройки (стр. 22).
Одной из приоритетных задач Генерального плана Усть-Абаканского поссовета является разработка предложений по организации жилых зон, реконструкции существующего жилищного фонда и размещению площадок нового жилищного строительства (стр. 53). При выборе площадок под новое жилищное строительство проведена оценка территориальных ресурсов поссовета, в том числе исследовано наличие свободных территорий, пригодных для застройки (стр. 54). Для реализации социальных программ по увеличению численности населения и улучшению условий жизнедеятельности проектом предложены резервные территории для жилого строительства (в северной части поселка). Площадь территорий, отведенных для резерва, составляет 262 га (стр. 55).
Согласно Генеральному плану Усть-Абаканского поссовета, утвержденному решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 43, Правилам землепользования и застройки Усть-Абаканского поссовета, утвержденным решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 44 (опубликованы в газете «Усть-Абаканские известия» 19.10.2012, размещены на официальном сайте поссовета), земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:464 отнесен к категории земель населенных пунктов, находится в зоне перспективной жилой застройки (Ж5), которая не предназначена для сельскохозяйственного производства.
Зона сельскохозяйственного использования в отношении спорного участка градостроительным регламентом не устанавливалась.
Определение типа зоны производится на основании утвержденного генерального плана и документации по планировке территории (стр. 22 Правил землепользования и застройки).
Документация по планировке территории перспективной жилой застройки утверждена решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 29.12.2015 № 38 «Об утверждении «Проекта планировки северной части рп. Усть-Абакан для выделения земельных участков под ИЖС» (публичные слушания проведены 14.12.2015; решение опубликовано в газете «Усть-Абаканские известия» от 30.12.2015; документация размещена на официальном сайте Усть-Абаканского поссовета), земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:464 указан в качестве ликвидируемого (стр. 31 Проекта, таблица 3.1).
Данные обстоятельства установлены судебными актами Арбитражного суда Республики и Третьего Арбитражного апелляционного суда, принятыми по делу № А74-640/2016, имеющими в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка, оформленный письмом от 16.06.2017 № 1193, не противоречит закону и не нарушает права заявителя.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-15964/2016, которым установлено, что спорный земельный участок находится в зоне сельскохозяйственного использования, не принимается судом во внимание, поскольку не влияет на существо спора. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, устанавливались судом в связи с рассмотрением спора, связанного с расторжением договора аренды, заключенного до принятия решения Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 43 об утверждении Генерального плана Усть-Абаканского поссовета, решения Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 44 об утверждении Правил землепользования и застройки Усть-Абаканского поссовета, а также решения Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 29.12.2015 № 38 «Об утверждении «Проекта планировки северной части рп. Усть-Абакан для выделения земельных участков под ИЖС».
При этом, судебными актами по делу № А74-640/2016 установлены обстоятельства, связанные с предоставлением в собственность спорного земельного участка.
С учётом изложенного, основания для удовлетворения заявления о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным отсутствуют.
Государственная пошлина по делу составляет 300 рублей, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, уплачена в полном объёме при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 110, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении заявления.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья С.М. Тропина