АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
14 февраля 2022 года Дело № А74-87/2022
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.П. Алагашевой, рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении публичного акционерного общества «Коммунаровский рудник» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.01.2022 № 8, диплом.
общества – ФИО2 по доверенности от 13.08.2021 № 172-юу, диплом.
Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору (далее – Енисейское управление Ростехнадзора, управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Коммунаровский рудник» (далее – ПАО «Коммунаровский рудник», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за невыполнение предписания Енисейского управления Ростехнадзора от 21.04.2021 № 09/145-С.
В судебном заседании представитель Енисейского управления Ростехнадзора настаивал на заявленном требовании о привлечении ПАО «Коммунаровский рудник» к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Представитель общества факт совершения правонарушения признал, пояснил, что в настоящее время ведётся работа по устранению выявленных нарушений. Задержка в устранении выявленных нарушений вызвана, в том числе пандемией и арестом расчётных счетов общества. Общество просит признать правонарушение малозначительным.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные в дело материалы, арбитражный суд установил следующее.
На основании распоряжения руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 30.03.2021 № РП-361-1177-о в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлись: проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; проверка наличия разрешения на строительство; проверка выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) (пункты 6.1 – 6.3 распоряжения).
В соответствии с пунктом 2 распоряжения от 30.03.2021 № РП-361-1177-о место проведения работ по реконструкции золотоизвлекательной фабрики ПАО «Коммунаровский рудник», зарегистрированной в качестве опасного производственного объекта Фабрика обогатительная цветных металлов рег. № А-65-00171-0002, 655211 Республика Хакасия, <...>. Проверка согласована с Прокуратурой Республики Хакасия 31.03.2021.
В ходе проведения проверки, проведенной в присутствии уполномоченного представителя общества, выявлены нарушения и отступления от требований технических регламентов и проектной документации, отраженные в акте от 21.04.2021 № 09/145/1177/2021. С актом проверки ознакомлен и.о. управляющего директора ПАО «Коммунаровский рудник» ФИО3, действующий на основании генеральной доверенности (подпись на документе).
По результатам проведенной проверки обществу выдано предписание от 21.04.2021 № 09/145-С об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства. С предписанием ознакомлен представитель общества (подпись в документе).
На основании решения руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 25.11.2021 № Р-360-1173 в отношении общества в присутствии уполномоченного представителя общества проведена внеплановая выездная проверка выполнения мероприятий, предусмотренных ранее выданным обществу предписанием от 21.04.2021 года № 09/145-С, срок исполнения которых истек 15.11.2021.
О факте проведения проверки общество ознакомлено 29.11.2021 (вх. № 21-1421 на уведомлении от 29.11.2021).
По итогам внеплановой проверки 09.12.2021 составлен акт проверки № 09/692/1173/2021 исполнения предписания, в котором зафиксировано неисполнение предписания от 21.04.2021 № 09/145-С, выдано новое предписание № 09/692-С об устранении ранее выявленных нарушений. Копии указанных документов вручены представителю общества (подпись на документе).
Уведомлением от 09.12.2021 общество извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (вх. № 21-1489 от 10.12.2021). В уведомлении содержится разъяснение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьями 24.2, 24.4, 25.1 КоАП РФ.
Главным государственным инспектором межрегионального отдела по государственному строительному надзору Енисейского управления Ростехнадзора в отсутствие представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.12.2021 № 09/339.Юл/692.
Протокол от 23.12.2021 получен обществом 23.12.2021, о чем имеется отметка на документе (вх. 21-1560).
Управлением 23.12.2021 вынесено определение № 09/339.Юл./692 о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности и принятия решения о наложении административного штрафа.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Енисейское управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПАО «Коммунаровский рудник» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 названного Кодекса.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 71, 162, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу пункта 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица осуществляющего государственный строительный надзор федерального органа исполнительной власти вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (далее – Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного строительного надзора, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1, 4 Положения).
В целях реализации своих полномочий Ростехнадзор вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6.6 Положения).
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (действовало до 31.12.2021) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.10.2017 № 454 утвержден Перечень должностных лиц службы и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому в сфере государственного строительного надзора протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в территориальных органах вправе составлять старшие государственные инспекторы.
Учитывая приведенные правовые нормы, арбитражный суд пришел к выводу, что должностные лица Енисейского управления Ростехнадзора при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении действовали в пределах предоставленных им полномочий.
Порядок составления протокола, установленный статьей 28.2 КоАП РФ, а также права лица, привлекаемого к административной ответственности, на дачу объяснений по факту вменяемого нарушения соблюдены.
Процедура проведения проверки проверена арбитражным судом и признана соблюденной, поскольку нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с особенностями, установленными в статье 54 ГрК РФ, Положении об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, не установлено.
Данные обстоятельства обществом не оспорены, соответствующих доводов не заявлено.
По вопросу о наличии законных оснований для привлечения общества к административной ответственности арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение
в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется бездействием лица и выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти.
В силу пункта 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 указанного Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Кодекса.
В части 2 статьи 54 ГрК РФ указан предмет проверки при проведении государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 названной статьи.
Частями 3, 5, 6 и 8 статьи 54 ГрК РФ предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 указанного Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие Кодекса. Основанием для проведения проверки является, в том числе программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора; истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (действовало до 31.12.2021, далее – Положение о строительном надзоре), предметом государственного строительного надзора является проверка, в том числе соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство.
В силу подпункта «а» пункта 2 Положения о строительном надзоре, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
Пунктом 8 Положения о строительном надзоре предусмотрено, что государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в подпункте «а» пункта 2 указанного Положения, осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 9 Положения о строительном надзоре государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Подпункт «а» пункта 10 Положения о строительном надзоре устанавливает, что проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям проектной документации подлежит соблюдение: при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
В силу пункта 13 Положения о строительном надзоре для определения соответствия выполняемых работ требованиям проектной и рабочей документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных проектной документацией, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
В соответствии с пунктом 14 Положения о строительном надзоре при выявлении нарушений в результате проведенной проверки в отношении объектов, указанных в подпункте «а» пункта 2 Положения, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на положения ГрК РФ, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений
с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.2019 № 13 «Об утверждении Положения
о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Енисейское управление Ростехнадзора является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы
в установленной сфере деятельности на территории Республики Хакасия.
Пунктом 4.3 Положения о Енисейском управлении Ростехнадзора к полномочиям территориального органа отнесено, в том числе, осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, осуществление федерального государственного строительного надзора в отношении которых отнесено к компетенции Ростехнадзора, за исключением объектов использования атомной энергии, в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, хранения радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 23.12.2021 № 09/339.Юл/692, административным органом выявлены нарушения в части невыполнения предписания от 21.04.2021 № 09/145-С, срок исполнения которого истек 15.11.2021, а именно:
1. Строительство здания, предназначенного для накопления запаса воды технического качества для подпитки производственных процессов, протекающих на промплощадке ЗИФ, ведется без разрешения на строительство. Нарушены: часть 2 статьи 51 ГрК РФ.
2. На проектную документацию, по которой осуществляется строительство объекта капитального строительства, здания, предназначенного для накопления запаса воды технического качества для подпитки производственных процессов, протекающих на промплощадке ЗИФ, не получено положительное заключение государственной экспертизы на федеральном уровне. Нарушены: часть 1, пункт 1 части 3.4, 4.1 статьи 49, пункт 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ; статья 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ).
3. Не подано извещение о начале строительства объекта капитального строительства, здания, предназначенного для накопления запаса воды технического качества для подпитки производственных процессов, протекающих на промплощадке ЗИФ, в орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора. Нарушены: часть 5 статьи 52, пункт 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ.
4. Строительство здания, предназначенного для опробования и ремонта горного оборудования ведется без разрешения на строительство. Нарушены: часть 2 статьи 51 ГрК РФ.
5. На проектную документацию, по которой осуществляется строительство объекта капитального строительства, здания, предназначенного для опробования и ремонта горного оборудования, не получено положительное заключение государственной экспертизы на федеральном уровне. Нарушены: часть 1, пункт 1 части 3.4, 4.1 статьи 49, пункт 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ; статья 8 Закона № 116-ФЗ.
6. Не подано извещение о начале строительства объекта капитального строительства здания, предназначенного для опробования и ремонта горного оборудования, в орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора. Нарушены: часть 5 статьи 52, пункт 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ.
7. Отсутствует проектная документация на строительство объектов капитального строительства: бункерное отделение (поз. 1.2 схемы строительно-монтажных работ ЗИФ ПАО «Коммунаровский рудник» шифр 1390-002-2020), отделения дробления первой и второй стадии № 1, отделение дробления третьей стадии № 2, отделение измельчения № 3, чана цианирования № 4. Нарушены: части 1, 2 11, 12 статьи 48, части 3.4, 4.1 статьи 49, пункт 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ, статья 8 Закона № 116-ФЗ.
8. Отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на федеральном уровне по объектам капитального строительства: бункерное отделение (поз. 1.2 схемы строительно-монтажных работ ЗИФ ПАО «Коммунаровский рудник» шифр 1390-002-2020), отделения дробления первой и второй стадии № 1, отделение дробления третьей стадии № 2, отделение измельчения № 3, чана цианирования № 4. Нарушены: часть 1, пункт 1 части 3.4, 4.1 статьи 49, пункт 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ, статья 8 Закона № 116-ФЗ.
9. Объекты капитального строительства: бункерное отделение (поз. 1.2 схемы строительно-монтажных работ ЗИФ ПАО «Коммунаровский рудник» шифр 1390-002-2020), отделения дробления первой и второй стадии № 1, отделение дробления третьей стадии № 2, отделение измельчения № 3 эксплуатируются без разрешения ввод объектов в эксплуатацию. Нарушены: часть 1 статьи 55 ГрК РФ, статья 8 Закона № 116-ФЗ.
10. Строительство объектов капитального строительства: бункерное отделение (поз. 1.2 схемы строительно-монтажных работ ЗИФ ПАО «Коммунаровский рудник» шифр 1390-002-2020), отделения дробления первой и второй стадии № 1, отделение дробления третьей стадии № 2, отделение измельчения № 3, чана цианирования № 4 ведется без осуществления государственного строительного надзора уполномоченным органом. Нарушены: часть 1 статьи 54 ГрК РФ.
11. Не проведена в установленном порядке экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений опасного производственного объекта «Фабрика обогатительная цветных металлов» рег. № А65-00171-0002 ПАО «Коммунаровский рудник», предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, сроки эксплуатации, установленные проектной документацией которых истекли, здания или сооружения, по которым отсутствует проектная документация, разработанная и утвержденная в установленном порядке, либо в проектной документации отсутствуют данные о сроке их эксплуатации. Нарушены: статьи 9, 13 Закона № 116-ФЗ, пункт 5 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 (далее – Правила № 420).
12. Не внесены изменения сведений о составе опасного производственного объекта «Фабрика обогатительная цветных металлов» рег. № А65-00171-0002 ПАО «Коммунаровский рудник» в результате изменения количественного и качественного состава технических устройств, зданий и сооружений, фактически расположенных на опасном производственном объекте. Нарушены: статьи 2, 9 Закона № 116-ФЗ, пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (далее – Постановление № 1371), пункты 2, 3, 7, 8, 9, 10, 27 «Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее – Требования № 471).
В соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
В соответствии с частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, следующих объектов:
1) объекты, указанные в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса;
2) объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
3) объекты культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта);
4) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
5) объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов;
6) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4.1 статьи 49 ГрК РФ государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, указанных в части 4.8 настоящей статьи, или случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, определены иные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФстроительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство,
за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории
и проекта межевания территории не требуется), в частности при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 5 статьи 52 ГрК РФ, закреплено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», а в случае, если в соответствии с ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В части 6 статьи 52 ГрК РФ закреплено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
В части 2 статьи 54 ГрК РФ, закреплено, что при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, не указанных в части 1 настоящей статьи. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 настоящей статьи не осуществляется. Государственный строительный надзор осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом, в форме инспекционного визита или выездной проверки.
В соответствии с частями 1, 2, 11, 12 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
В силу части 1 статьи 55 ГрК разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В соответствии со статьей 13 Закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
В силу пунктов 4, 5 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 420 здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Согласно пункту 5 Постановления № 1371 юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
В силу пунктов 2, 3, 7 -10, 27 Требований № 471 требования устанавливают порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ, в том числе проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии).
На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Основаниями для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются изменения, которые поименованы в пункте 27 Требований № 471.
Материалами дела (актами проверки от 21.04.2021 № 09/145/1177/2021, от 09.12.2021 № 09/692/1173/2021) подтверждены допущенные обществом нарушения вышеуказанных требований ГрК РФ, Закона № 116-ФЗ, Постановления № 1371, Правил № 420, Требований № 471 и проектной документации. В связи, с чем выданное обществу предписание от 21.04.2021 № 09/145-С об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства является законным.
Доказательств исполнения в установленный срок (15.11.2021) предписания от
21.04.2021 № 09/145-С обществом на момент проверки и рассмотрения дела судом не представлено. Материалами дела, в том числе протоколом об административных правонарушениях, актом проверки подтверждается факт невыполнения обществом в установленный срок вышеперечисленных пунктов предписания. Данное обстоятельство обществом не оспорено.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) ПАО «Коммунаровский рудник» объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является виновность действия (бездействия) физического или юридического лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами.
Являясь застройщиком объекта капитального строительства с установленной законом обязанностью по соблюдению требований градостроительного законодательства Российской Федерации, общество должно было принять все зависящие от него меры для соблюдения требований градостроительного законодательства Российской Федерации, проектной документации при строительстве объекта капитального строительства. ПАО «Коммунаровский рудник» обязано было и имело возможность организовать работу по устранению допущенных нарушений при строительстве объекта капитального строительства в установленный органом строительного надзора срок.
Кроме того, общество не лишено права на обращение в надзорный орган с мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения требований предписания.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов. Выявление сторонами деловых просчетов, которые не были учтены на стадии заключения договора, при его исполнении на определенных в нем условиях, являются рисками предпринимательской деятельности. Общество, осуществляющее предпринимательскую деятельность, являясь профессиональным участником рассматриваемых правоотношений, для которого действующим законодательством установлен повышенный стандарт осмотрительности, при должной степени заботливости несет риск негативных последствий своего делового просчета.
Таким образом, в отношении общества административным органом доказаны событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 18.1 названного постановления предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 упомянутого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6
статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по такому правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.
При этом угроза нарушения прав других лиц в данном случае предполагается, исходя из того, что объект капитального строительства «Золотоизвлекательная фабрика ПАО «Коммунаровский рудник» является опасным производственным объектом и ведение работ по строительству на данном объекте капитального строительства в нарушение требований проектной документации и действующего законодательства может привести к негативным последствиям.
Исходя из характера вменяемого обществу правонарушения, обстоятельств его совершения, арбитражный суд не находит оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и освобождения общества от административной ответственности.
В этой связи в соответствии с положениями части 2 статьи 206 АПК РФ требование Енисейского управления Ростехнадзора о привлечении ПАО «Коммунаровский рудник»
к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
При решении вопроса о мерах административной ответственности арбитражный суд пришел к следующему.
Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Поскольку общество не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства судом при назначении наказания не применяются положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Отягчающих, исключающих ответственность обстоятельств арбитражным судом не установлено, об их наличии сторонами не заявлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом установленных фактических обстоятельств настоящего дела, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для назначения обществу административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей.
Указанный размер административного штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения. Наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности федеральным законом не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить заявление Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Привлечь публичное акционерное общество «Коммунаровский рудник» к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить публичному акционерному обществу «Коммунаровский рудник», зарегистрированному в качестве юридического лица 20.03.2001 Администрацией Ширинского района, административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Уплата административного штрафа производится по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Республике Хакасия (Енисейское управление Ростехнадзора); л/сч <***>; единый казначейский счет: 40102810845370000082; номер казначейского счета: 03100643000000018000, ИНН <***>; КПП 246601001; Банк получателя: Отделение – НБ Республика Хакасия; БИК 019514901; ОКТМО: 95701000.
В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А74-87/2022. Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович