АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Дело №А74-885/2010
04 мая 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2010 года.
Решения в полном объёме изготовлено 04 мая 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал-сервис», посёлок городского типа Усть-Абакан,
к Администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет, посёлок городского типа Усть-Абакан,
о признании недействительным постановления Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет №591 от 28 декабря 2009 года.
Протокол судебного заседания вела секретарь Даньо Л.А.
В судебном заседании принимали участие
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 31.12.2009 № 27;
ФИО2 по доверенности от 01.03.2010 № 4,
ФИО3 по доверенности от 01.03.2010 № 3,
от Администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет:
ФИО4 по доверенности от 11.01.2010,
от прокурора Республики Хакасия:
Анисимова Н.В., уведомление от 05.03.2010 № 8/3-8/7-2010, служебное удостоверение.
Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал-сервис» (сокращённое наименование согласно уставу - ООО «ТВК-сервис») (далее – общество, ООО «ТВК-сервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействующим постановления Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет (далее - администрация) №591 от 28 декабря 2009 года не соответствующим пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Представители заявителя в судебном заседании, 06.04.2010, в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просили признать постановление Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет № 591-п от 28.12.2009 недействительным в полном объёме (как в части утверждения тарифа на холодное водоснабжение, так и горячего) и рассмотреть дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку по своему характеру спорное постановление является ненормативным правовым актом, так как устанавливает обязательные правовые нормы (правила поведения) исключительно для общества.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Арбитражный суд принимает изменение заявителем предмета спора и рассматривает заявление о признании недействительным постановления Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет № 591-п от 28 декабря 2009 года, поскольку данное постановление не отвечает признакам нормативного правового акта, содержащегося в статье 3 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 87-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия». Оно не содержит правил поведения, обязательных для неопределённого круга лиц, а регламентирует лишь конкретные экономически обоснованные тарифы для самого заявителя на определённый период времени – 2010 год.
По существу заявленного требования представители пояснили, что постановлением Главы муниципального образования Усть-Абаканский поссовет от 09.02.2009 № 35-п(к) для общества утверждены экономически обоснованные тарифы на 2009 год на холодное водоснабжение – 13,32 руб./м3, на водоотведение – 16,89 руб./м3, на горячее водоснабжение – 65,20 руб./м3.
Согласно приложению № 1 к приказу Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 09.10.2009 № 152-п предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов по муниципальному образованию Усть-Абаканский поссовет установлен в размере 110,0 %.
С учётом данного обстоятельства экономически обоснованные тарифы на 2010 год для общества должны были составить: 14,65 руб./м. куб. - на холодное водоснабжение, 69,12 руб./м. куб. - на горячее водоснабжение.
Вместе с тем 28.12.2009 на основании решения межведомственной комиссии от 28.12.2009 постановлением Администрации № 591-п о внесении изменений в постановление № 562-п от 15.12.2009 были изменены экономически обоснованные тарифы для общества с 01.01.2010 на холодное водоснабжение – 11,53 руб./м3, на горячее водоснабжение – 66,0 руб./м3. Спорное постановление противоречит пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Представители администрации согласились с представителями заявителя, что спорное постановление по своему характеру является ненормативным правовым актом.
Администрация полагает, что заявителем не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса». В связи с этим, по мнению администрации, данное заявление в силу статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без рассмотрения.
По существу заявленного требования представители администрации пояснили, что с учётом приложения № 1 к приказу Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 09.10.2009 № 152-п рост тарифа не может превышать 10 %.
Администрация не имела возможности утвердить для ООО «ТВК-сервис» тариф по холодному водоснабжению на 2010 год в размере 20,09 руб./м3, как это предусмотрено в представленной обществом производственной программе, рост которого превышал 10 %, в связи с чем применила предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов к экономически обоснованным тарифам, действовавшим для бюджетных и прочих учреждений в 2009 году (для холодного водоснабжения - 10,48 руб./м3).
Представитель прокурора Республики Хакасия в судебном заседании, 06.04.2010, изменил свою позицию, указал, что обществом оспаривается ненормативный правовой акт, который противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы данного юридического лица. Полагает несостоятельным довод администрации относительно несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора. Поскольку из анализа пунктов 18,19 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», пункта 2 Правил рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса» следует, что обращение в федеральный орган исполнительной власти с заявлением о рассмотрении разногласий является правом организации коммунального комплекса, а не его обязанностью. Кроме этого, последствия ненаправления стороной разногласий законом не предусмотрены.
Спорным постановлением для заявителя установлены экономически обоснованные тарифы на 2010 год ниже, чем в предыдущем периоде регулирования, что является нарушением пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В связи с этим спорное постановление № 591-п от 28.12.2009 подлежит признанию арбитражным судом недействительным.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал-сервис» создано 9 апреля 2008 года и зарегистрировано в качестве юридического лица 17 апреля 2008 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 №000730366).
Согласно пункту 2.2 устава общества одними из основных видов его деятельности являются: производство и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных, тепловых сетей, сбор, очистка и распределение воды, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
09 февраля 2009 года постановлением главы МО Усть-Абаканский поссовет № 35-п (к) утверждены экономически обоснованные тарифы для ООО «ТВК-сервис» на 2009 год:
-холодное водоснабжение - 13,32 руб. за куб.м.,
-водоотведение - 16,89 руб. за куб.м.,
-горячее водоснабжение - 65,20 руб. за куб.м.
Как указано в данном постановлении, основанием для утверждения тарифов явилось Решение межведомственной комиссии по регулированию цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги от 05.02.2009.
30 июня 2009 года межведомственная комиссия, приняв по внимание предписание Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия № 16 от 25.05.2009, приняла решение о приведении в соответствии с Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 10.10.2008 № 44 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год», тарифа на холодное водоснабжение в размере 10,48 р. за куб.м. с 05.02.2009.
В последующем постановлением главы МО Усть-Абаканский поссовет № 258-п-а от 30.06.2009 утверждены экономически обоснованные тарифы для бюджетных и прочих учреждений, обслуживаемых ООО «ТВК-сервис» с 05.02.2009: холодное водоснабжение - 10,48 р. за куб.м.
16 октября 2009 года ООО «ТВК-сервис» доставило в администрацию (входящий номер 1312) плановый отчёт по результатам экспертизы проекта Производственной программы на услуги по холодному водоснабжению на 2010 год для потребителей муниципального образования Усть-Абаканский поссовет. Согласно данному отчёту на услугу по холодному водоснабжению на 2010 год ООО «ТВК-сервис» рассчитало тариф в размере 20,09 руб. за куб.м.
16 ноября 2009 года ООО «ТВК-сервис» доставило в администрацию письмо №3-1303 от 16.11.2009, в котором изложило просьбу об извещении о результатах проверки обоснованности производственной программы и тарифов, направленных ранее 16.10.2009 входящий номер 1312.
15 декабря 2009 года главой МО Усть-Абаканский поссовет принято постановление №562-п, пунктом 1 которого утверждены экономически обоснованные тарифы для ООО «ТВК-сервис» на 2010 год (пункт 1): холодное водоснабжение - 14,65 руб. за куб.м.,горячее водоснабжение – 69,12 руб. за куб.м., пунктом 2 утверждены тарифы для бюджетных, прочих организаций, обслуживаемых ООО «ТВК-сервис»: холодное водоснабжение - 11,53 руб. за куб.м., горячее водоснабжение – 66,0 руб. за куб.м. Названное постановление опубликовано в газете «Усть-Абаканские известия» от 18.12.2009.
Как указано в данном постановлении, основанием для утверждения размеров тарифов явилось решение межведомственной комиссии по регулированию цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги от 07.12.2009.
28 декабря 2009 года в названное постановление главой МО Усть-Абаканский поссовет были внесены изменения постановлением №591-п, согласно которым экономически обоснованные тарифы для ООО «ТВК-сервис» составили: за холодное водоснабжение - 11,53 руб. за куб.м., горячее водоснабжение – 66,0 руб. за куб.м. Названное постановление опубликовано в газете «Усть-Абаканские известия» от 30.12.2009 №№199-200.
Как указано в данном постановлении, основанием для внесения размеров тарифов явилось решение межведомственной комиссии по регулированию цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги от 28.12.2009.
28 декабря 2009 года и повторно 12 января 2010 года ООО «ТВК-сервис» обращалось в администрацию с просьбой о предоставлении протоколов заседания межведомственной комиссии от 03.12.2009, от 04.12.2009, от 07.12.2009, от 11.12.2009 и от 16.12.2009.
18 января 2010 года в адрес ООО «ТВК-сервис» поступил из администрации ответ №48 от 14.01.2010 с приложением копии решения межведомственной комиссии от 07.12.2009 и от 28.12.2009, плановая калькуляция себестоимости тарифа на услугу холодного водоснабжения на 2010 год, а также расчёты планового потребления холодной воды населением, бюджетными организациями и прочими потребителями на 2010 год.
Полагая, что постановление главы МО Усть-Абаканский поссовет от 28.12.2009 №591-п противоречит пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и приложению № 1 к приказу Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 09.10.2009 № 152-п, а также нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Возражая против требования заявителя, администрация полагает, что ООО «ТВК-сервис» не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса» (далее – Правила). В связи с этим, по мнению администрации, заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Представители ООО «ТеплоВодоКанал-сервис» и прокурор, возражая против данного довода администрации, отмечают, что досудебный порядок урегулирования спора является необязательной стадией рассмотрения разногласий, возникших между органом регулирования и организацией коммунального комплекса. Закон предоставляет организации коммунального комплекса право обратиться в федеральный орган исполнительной власти с заявлением о рассмотрении разногласий, однако не предусматривает правовых последствий неподачи такого рода заявления.
Заявитель ссылается на то, что в рассматриваемом случае Администрация муниципального образования Усть-Абаканский поссовет в нарушение пункта 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», не направила в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок копию решения и копию протокола межведомственной комиссии по регулированию цен и тарифов жилищно-коммунальных услуг муниципального образования Усть-Абаканский поссовет или выписку из него в адрес заявителя. Копия протокола межведомственной комиссии по регулированию цен и тарифов жилищно-коммунальных услуг муниципального образования Усть-Абаканский поссовет была вручена им представителем Администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет только в предварительном судебном заседании, состоявшемся 06.04.2010, иных документов, содержащих мотивы непринятия расходов, предлагавшихся организацией коммунального комплекса, в адрес общества не поступало. Решение об установлении тарифов от 28.12.2009 посредством почтовой связи органом регулирования не направлялось, а было опубликовано в официальном источнике.
При этом заявитель указал, что ООО «ТеплоВодоКанал-сервис» неоднократно обращалось в Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский поссовет с просьбой предоставить протоколы заседаний межведомственной комиссии от 03.12.2009, 04.12.2009, 07.12.2009, 11.12.2009,16.12.2009 и оригиналы принятых по их результатам решений. Следовательно, принимало меры к получению документов в досудебном порядке. Однако в сложившейся ситуации соблюсти досудебный порядок урегулирования спора не имело возможности.
Оценив доводы сторон, арбитражный суд полагает неправомерной позицию администрации, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Между тем положения Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не содержат прямых указаний на предварительный обязательный досудебный порядок рассмотрения споров органами регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Правила определяют порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении тарифов и надбавок, установление которых предусмотрено Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
По смыслу положений данных Правил рассмотрение разногласий между регулирующими органами и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, является одним из полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов, что не означает обязательный досудебный порядок урегулирования возникшего спора.
Кроме того, данные Правила рассмотрения разногласий не относятся к федеральным законам, о которых идёт речь в статье 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для оставления данного заявления без рассмотрения. В связи с этим спор подлежит рассмотрению по существу.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, проверяя полномочия органа, принявшего оспариваемое постановление, пришёл к выводу о том, что оно принято уполномоченным органом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьями 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации, статьёй 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) местное самоуправление есть самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения.
Согласно статьям 1, 7, 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы и должностные лица местного самоуправления только по вопросам своего ведения и в пределах полномочий принимают (издают) муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктами 4 и 4.1 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги и организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 названного Закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - подлежат регулированию.
В силу пункта 7 статьи 2 Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса следует понимать ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Частью 2 статьи 5 Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса установлено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи: устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Таким образом, услуги на холодное и горячее водоснабжение относятся к услугам, подлежащим государственному регулированию, а органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями в области регулирования тарифов на данные услуги.
С учётом вышеизложенного и в силу статей 43 (1.1), 46, 49 Устава муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, принятого Советом депутатов муниципального образования Усть-Абаканский поссовет 06.01.2006 №8, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт принят уполномоченным органом.
По вопросу о соответствии оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса заявитель является организацией коммунального комплекса.
Согласно пункту 20 статьи 2 Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
Предельные индексы изменения тарифов устанавливаются федеральным органом власти в области регулирования тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации, и в соответствии с этими индексами орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливает предельные индексы изменения тарифов по муниципальным образованиям (статья 4 названного Закона).
Согласно пункту 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", предельные тарифы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются на период регулирования продолжительностью не менее 3 лет отдельно на каждый год в течение периода регулирования. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются в размере не выше максимального предельного тарифа и не ниже минимального предельного тарифа.
В соответствии с пунктами 1, 4.2 постановления Правительства Республики Хакасия от 25.06.2009 №289 Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, к полномочиям которого отнесено принятие нормативных правовых актов о предельных максимально возможных изменений установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса,
Постановлением Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 09.10.2009 №152-п "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2010 год" по Усть-Абаканскому поссовету утверждён предельный индекс максимально возможного изменения установленного тарифа на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год в размере 110,0 % (приложение №1).
Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 названного закона органы местного самоуправления осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 данной статьи, в частности, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
В силу изложенного тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, установленные органом местного самоуправления, и надбавки к данным тарифам должны соответствовать предельному индексу, установленному органом регулирования субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса при установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов учитываются тарифы, действовавшие на конец финансового года.
Как следует из материалов дела, на конец финансового 2009 года для ООО «ТВК-сервис» действовали экономически обоснованные тарифы, утверждённые постановлением главы МО Усть-Абаканский поссовет № 35-п (к) от 09 февраля 2009 года, на холодное водоснабжение - 13,32 руб. за куб.м., горячее водоснабжение - 65,20 руб. за куб.м.
Принимая во внимание утверждённый Постановлением Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 09.10.2009 №152-п предельный индекс максимально возможного изменения установленного тарифа на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год в размере 110,0 % (что подразумевает увеличение), максимально возможное изменение экономически обоснованного тарифа для ООО «ТВК-сервис» не могло превышать на холодное водоснабжение – 14,65 руб./м3, на горячее водоснабжение – 69,12 руб./м3. (тариф 2009г.: холодное водоснабжение - 13,32 руб./м3 х 110 % = 14,65 руб./м3; горячее водоснабжение – 65,20 руб./м3 х 110% = 69,12 руб./м3).
Между тем администрация утвердила для ООО «ТВК-сервис» на 2010 год экономически обоснованные тарифы на холодное водоснабжение - 11,53 руб./м3, на горячее водоснабжение – 66,0 руб./м3., то есть ниже тарифов, действовавших на конец финансового 2009 года, соответственно данные тарифы не соответствуют предельному индексу максимально возможного изменения тарифов на услуги коммунального комплекса с учётом надбавок (110,0%), предусмотренному Постановлением Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 09.10.2009 №152-п.
Из системного толкования положений пункта 20 статьи 2, части 3.1 статьи 4, пункта 7 части 2 статьи 5, части 1 статьи 9 Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса следует, что новый тариф может превышать ранее существовавший не более чем на величину предельного индекса, установленного в порядке, предусмотренном данным Законом, соответственно, новый тариф не должен быть ниже ранее существовавшего на конец финансового года.
Таким образом, спорное постановление №591-п, которым экономически обоснованные тарифы для ООО «ТВК-сервис» на 2010 год составили на холодное водоснабжение - 11,53 руб. за куб.м., горячее водоснабжение – 66,0 руб. за куб.м., не соответствует требованиям пункта 20 статьи 2, части 3.1 статьи 4, пункта 7 части 2 статьи 5, части 1 статьи 9 Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса, поскольку при утверждении данных тарифов на коммунальные услуги Главой администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет не учтено, что новый тариф (на 2010 год) не может быть ниже ранее существовавшего на конец финансового года (2009 год).
При этом в ходе судебного разбирательства представители администрации не оспаривали то обстоятельство, что новые тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной финансовый год не могут быть ниже тарифов, действовавших в предыдущем периоде регулирования.
Доказательства действия и применения на территории муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района в 2009 году иных экономически обоснованных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, утверждённых для ООО «ТВК-сервис» постановлением главы МО Усть-Абаканский поссовет № 35-п (к) от 09 февраля 2009 года, администрация не представила суду.
Как пояснили представители администрации в ходе судебного разбирательства, при принятии спорного постановления, которым были утверждены тарифы для ООО «ТВК-сервис» на 2010 год, Администрация муниципального образования Усть-Абаканский поссовет применила предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов к экономически обоснованным тарифам, действовавшим для бюджетных и прочих учреждений, обслуживаемых обществом в 2009 году (для холодного водоснабжения - 10,48 руб./м3).
В ходе судебного разбирательства администрация пояснила, что изначально постановлением Главы муниципального образования Усть-Абаканский поссовет от 15.12.2009 №562-п для общества были утверждены экономически обоснованные тарифы на 2010 год на холодное водоснабжение – 14,65 руб./м3, на горячее водоснабжение – 69,12 руб./м3. (тариф 2009г.: холодное водоснабжение - 13,32 руб./м3 х 110 % = 14,65 руб./м3; горячее водоснабжение – 65,20 руб./м3 х 110% = 69,12 руб./м3).
Впоследствии 23.12.2009 в адрес Председателя Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район поступило информационное письмо с просьбой пересмотреть утверждённый для ООО «ТеплоВодоКанал-сервис» экономически обоснованный тариф на 2010 год, что послужило основанием для более тщательной проверки предоставленных обществом документов. В ходе данной проверки выяснилось, что в расчёте планового потребления холодной воды населением на 2010 год в строках «По приборам учёта Микрорайон «Гидролизный», «Посёлок, жилые дома квартирного типа с водопроводом и централизованным горячим водоснабжением с ваннами», «Посёлок, по приборам учёта ХВС» организацией были допущены арифметические ошибки и не исключена статья затрат «Приобретение воды со стороны», тогда как с марта 2009 года Муниципальное предприятие «Черногорск-Водоканал» перестало отпускать питьевую воду населению, в связи с чем ООО «ТеплоВодоКанал-сервис» вынуждено было качать воду собственными силами, что сократило расходы предприятия.
Между тем такие действия администрации свидетельствуют о неосновательном пересмотре (ревизии) экономически обоснованных тарифов, утверждённых на 2009 год на услуги коммунального комплекса для ООО «ТВК-сервис», что является недопустимым в силу статей 13, 14 Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьёй 14 данного Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 13 вышеназванного Закона период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Статьёй 14 названного Закона установлены основания для досрочного пересмотра органом регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса:
объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;
нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной инвестиционной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;
изменение установленных предельных индексов;
предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;
вступившее в законную силу решение суда.
Из смысла указанных норм следует, что данные основания для досрочного пересмотра органом регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могли быть применены администрацией в течение срока действия тарифов на 2009 года с соблюдением процедуры, предусмотренной нормами Закона о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса, но не в ходе утверждения для ООО «ТВК-сервис» экономически обоснованных тарифов на новый 2010 год.
Кроме того, в нарушение требований статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила суду доказательств относимости и допустимости применения предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов к экономически обоснованным тарифам, действовавшим для бюджетных и прочих учреждений, обслуживаемых обществом в 2009 году (для холодного водоснабжения -10,48 руб./м3), к утверждению на 2010 год экономически обоснованных тарифов для самого ООО «ТВК-сервис».
Как усматривается из материалов дела, администрация различает понятия экономически обоснованные тарифы, действующие для бюджетных и прочих учреждений, обслуживаемых ООО «ТВК-сервис» (на 2009г. для холодного водоснабжения - 10,48 руб./м3), и экономически обоснованные тарифы, действующие для самого ООО «ТВК-сервис» (2009г.: холодное водоснабжение - 13,32 руб./м3, горячее водоснабжение - 65,20 руб./м3).
При этом администрацией не оспаривается факт того, что указанные тарифы являются различными.
В связи с указанным выше также являются необоснованными ссылки администрации на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.11.2009 по делу №А74-3529/2009 как на основание для утверждения экономически обоснованного тарифа на новый 2010 год для самого ООО «ТВК-сервис», исходя из экономически обоснованных тарифов, действующих для бюджетных и прочих учреждений, обслуживаемых ООО «ТВК-сервис». Поскольку предметом спора в названном деле являлось постановление Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет от 30.06.2009 №258-п-а, которым были утверждены экономически обоснованные тарифы, действующие для бюджетных и прочих учреждений, обслуживаемых ООО «ТВК-сервис». В связи с этим названное решение арбитражного суда не могло служить для администрации основанием для пересмотра экономически обоснованных тарифов для ООО «ТВК-сервис».
В связи с изложенным выше арбитражный суд пришёл к выводу о том, что постановление Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет №591 от 28 декабря 2009 года не соответствует пункту 20 статьи 2, части 3.1 статьи 4, пункту 7 части 2 статьи 5, части 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», является недействительным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что спорное постановление противоречит требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, арбитражный суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьёй 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 руб.
При обращении с заявлением в арбитражный суд заявитель не уплатил государственную пошлину, заявив ходатайство о предоставлении отсрочки её уплаты.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 февраля 2010 данное ходатайство было удовлетворено, и заявителю была предоставлена отсрочка до рассмотрения спора по существу.
Согласно части первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судом заявителю была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, госпошлина в размере 2.000,0 руб. подлежит взысканию в федеральный бюджет с заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал-сервис», посёлок городского типа Усть-Абакан.
Признать недействительным постановление Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский поссовет №591 от 28 декабря 2009 года, в связи с его несоответствием пункту 20 статьи 2, части 3.1 статьи 4, подпункту 7 части 2 статьи 5, части 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлению Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 09.10.2009 №152-п "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2010 год".
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКанал-сервис», посёлок городского типа Усть-Абакан, внесённого 17 апреля 2008 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 19 №000730366), расположенного по адресу: улица Микроквартал, 13, посёлок городского типа Усть-Абакан, Республика Хакасия, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2.000 руб. (две тысячи рублей).
3. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия И.В. Тутаркова