АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
1 февраля 2016 года Дело № А74-9505/2015
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по исковому заявлению
Министерства экономики Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Хоорай» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 300 000 рублей средств гранта (субсидии).
Министерство экономики Республики Хакасия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Хоорай» (далее – общества) 300 000 руб. средств гранта (субсидии), предоставленных по договору от 07.10.2013 № 050-34-дг.
Определением арбитражного суда от 08.12.2015 исковое заявление министерства принято в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Ответчик отзыв на исковое заявление и возражения не представил.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Общество с ограниченной ответственностью «Хоорай» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Хакасия.
07.10.2012 между министерством и обществом (получатель) заключен договор № 050-34-дг (в реакции дополнительного соглашения от 30.12.2013 №1; далее - договор), предметом которого является предоставление министерством получателю на безвозмездной и безвозвратной основе в 2013 году бюджетных денежных средств в форме гранта (субсидии) на софинансирование реализации бизнес-проекта «Дикоросы Бискамжи» в размере 300 000 рублей (пункт 1.1).
Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.3, 2.3.6, договора получатель обязуется:
- использовать в срок до 01.10.2014 по целевому назначению средства гранта в соответствии с перечнем затрат (приложение № 1 к договору);
- осуществить финансирование бизнес-проекта за счет собственных средств в размере 194 533 рублей;
- возвратить на основании решения министерства в республиканский бюджет Республики Хакасия средства гранта в случае установления министерством факта нарушения получателем условий предоставления гранта и условий, установленных договором.
Пунктом 4.1 установлено, что получатель предоставляет в министерство до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об использовании денежных средств, в том числе средств гранта согласно приложению № 2 к договору.
Согласно пункту 4.2 договора отчеты, предусмотренные пунктом 4.1 договора, предоставляются получателем с приложением заверенных копий документов, подтверждающих сведения, указанные в отчетах (договоров, счетов, платежных поручений, актов приема-передачи, транспортных накладных и других).
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 договора министерство принимает решение о возврате гранта, в том числе в следующих случаях:
- несоблюдения получателем условий договора;
- не предоставления в срок отчета, предусмотренного пунктом 4.1 договора.
В случае выявления министерством нарушений, указанных в пункте 5.3 договора, оказание государственной поддержки прекращается, а договор о предоставлении гранта расторгается в одностороннем порядке, о чем получатель гранта уведомляется в письменном виде в течение 15 календарных дней с момента обнаружения нарушений министерством.
Получатель в течение 30 дней с момента получения уведомления обязан произвести возврат ранее полученных сумм гранта, указанных в решении о возврате гранта, в полном объеме. В случае, если получатель не возвратил средства гранта в республиканский бюджет Республики Хакасия в установленный срок или возвратил их не в полном объеме, министерство обращается в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании ранее перечисленных сумм гранта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В приложениях к договору стороны согласовали перечень статей затрат и форму отчета об использовании денежных бюджетных средств.
Платежным поручением от 16.12.2013 № 4050151 министерство перечислило обществу средства гранта в сумме 300 000 рублей.
20.01.2014, 21.04.2014 и 21.07.2014 получателем представлены отчеты, предусмотренные пунктом 4.1 договора, по состоянию на 01.01.2014, на 01.04.2014 и на 01.07.2014 соответственно. Последующий отчет (по состоянию на 01.10.2014) обществом представлен не был.
Из анализа представленных с отчетом по состоянию на 01.07.2014 документов министерство не смогло прийти к выводу об освоении выплаченной суммы гранта в полном объеме, поскольку к платежному поручению от 07.05.2014 не приложены документы, являющиеся основанием для оплаты счета.
Письмом от 13.10.2014 министерство сообщило обществу о замечаниях, обнаруженных по результатам проверки отчетных документов за 2 квартал 2014 года, и предложено представить в течение 5 календарных со дня получения настоящего письма соответствующие документы. Данное письмо получено обществом 25.10.2014, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 006873.
Приказом министерства от 20.01.2015 № 050-2-х договор о представлении гранта от 07.10.2013 № 050-34-дг, заключенный с обществом, расторгнут в связи с несоблюдением условий договора.
20.01.2015 министерство направило в адрес общества письмо № 050-8/88-ТК, в котором сообщало о выявленном нарушении обязательств по договору (не представление необходимых документов к отчету по состоянию на 01.07.2014; не предоставление отчета по состоянию на 01.10.2014 в срок до 20.10.2014; не использование средств гранта в полном объеме до 01.10.2014), расторжении договора в одностороннем порядке и необходимости возврата средств гранта. Указанное письмо получено обществом 31.01.2015 (почтовое уведомление № 00891).
Поскольку до настоящего времени требование министерства о возврате средств гранта в размере 300 000 рублей обществом не исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив приведённые в заявлении доводы, арбитражный суд пришёл к выводу, что требование министерства подлежит удовлетворению.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулирует Федеральный закон от 24.07.2007
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (статья 1) (далее – Закон о развитии малого и среднего предпринимательства).
Из статьи 3 указанного закона (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям; муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 10 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся в числе прочих разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 17 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам урегулированы положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 78 указанного Кодекса субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи, в том числе установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства постановлением Правительства Республики Хакасия от 20.10.2011 № 677 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2012 - 2014 годы» (далее – региональная программа).
Согласно пункту 5.1.1 региональной программы министерство, государственный заказчик программы, является исполнительным органом государственной власти, ответственным за проведение единой политики в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства и организационное обеспечение мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия.
В соответствии с пунктами 5.11.1 – 5.11.3 министерство и орган государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (грантов) их получателями.
Основаниями прекращения, сокращения предоставления субсидии (гранта) и (или) ее (его) возврата (в случае перечисления части или всей суммы субсидии (гранта) являются:
выявление факта предоставления получателем субсидии (гранта) недостоверных сведений и (или) документов;
несоблюдение получателем субсидии (гранта) условий и порядка предоставления субсидии (гранта);
нецелевое использование субсидии (гранта) получателем субсидии (гранта);
несоблюдение получателем субсидии (гранта) условий договора о предоставлении гранта (субсидии).
Прекращение, приостановление, сокращение размера субсидии (гранта) и (или) ее (его) возврат осуществляются на основании приказа министерства.
В этом случае договор о предоставлении гранта (субсидии) расторгается в одностороннем порядке, о чем получатель поддержки (гранта, субсидии) уведомляется в письменном виде в течение 15 календарных дней с момента обнаружения фактов, указанных в пункте 5.11.2 настоящего раздела.
В течение 30 календарных дней с момента получения письменного уведомления о возврате средств субсидии (гранта) получатель поддержки (гранта, субсидии) обязан вернуть средства, полученные на основании заключенного с министерством договора, в объеме, указанном в письменном уведомлении министерства.
Как следует из материалов дела, обществом не представлены предусмотренные пунктом 4.2 договора документы к отчету по состоянию на 01.07.2014, свидетельствующие об использовании выплаченных средств гранта, и предусмотренный пунктом 4.1 договора отчет по состоянию на 01.10.2014. Также министерством установлено, что документы, свидетельствующие об использовании обществом средств гранта в установленные договором сроки (до 01.10.2014), обществом не представлены. Данные обстоятельства обществом не оспариваются.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о нарушении обществом условий договора, что является основанием для возврата средств гранта. Доказательств обратного ответчиком арбитражному суду не представлено.
Из материалов дела следует, что порядок возврата средств субсидии, установленный бюджетным законодательством, региональной программой и условиями договора, министерством соблюден. Срок исковой давности не истек.
Документы, свидетельствующие о добровольном возврате обществом средств гранта, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Общество возражений по существу заявленных требований, доказательств возврата спорной суммы арбитражному суду не представило, следовательно, исходя из нормы части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и факта надлежащего извещения о начавшемся судебном процессе, требование считается признанным ответчиком.
С учётом вышеизложенного, требования истца о взыскании бюджетных средств в сумме 300 000 рублей с общества являются законными и обоснованными, арбитражный суд не находит оснований для отказа истцу в удовлетворении требований.
В соответствии со статьёй 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по настоящему спору составляет 9 000 рублей, в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на общество и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 228, 229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить исковые требования.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Хоорай» в пользу Министерства экономики Республики Хакасия 300 000 (триста тысяч) рублей средств гранта (субсидии), предоставленных по договору от 7 октября 2013 года № 050-34-дг.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Хоорай» в доход федерального бюджета 9 000 (девять тысяч) руб. государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья И.А.Курочкина