ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-950/16 от 13.04.2016 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан                                                                                                         

20 апреля 2016 года                                                                                     Дело № А74-950/2016

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2016 года.

Решение в полном объёме изготовлено 20 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём А.Е. Тыльцевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Республики Хакасия

к управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>),

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>),

к ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании договора недействительным и об истребовании имущества,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия  (ИНН <***>, ОГРН <***>) на стороне истца, администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) на стороне ответчика,

при участии:

от истца –представителя ФИО3, служебное удостоверение ТО 1866647,

от ответчика УИО администрации Усть-Абаканского района – представителя ФИО4 на основании доверенности от 11.01.2016,

от ответчика ФИО1 – представителя ФИО5 на основании доверенности от 26.02.2016 № 19АА0304350,

ответчика ФИО2 и его представителя ФИО5 на основании доверенности от 10.02.2016 № 19АА0324917,

от третьего лица администрации Усть-Абаканского поссовета представителя ФИО6 на основании доверенности от 30.09.2015,

от третьего лица администрации Усть-Абаканского района – представителя ФИО7 на основании доверенности от 11.01.2016.

Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи от 28.02.2014, заключённого в отношении земельного участка площадью 478231 кв.м, с кадастровым номером 19:10:010601:151, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, западная часть рп. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов; к ФИО2 об истребовании спорного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, на стороне ответчиков – администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, которые мотивированы тем, что оспариваемый договор нарушает требования закона, посягает на публичные интересы. Согласно Генеральному плану Усть-Абаканского поссовета спорный земельный участок находится в зоне перспективной жилой застройки (Ж5). На дату обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка и на дату заключения договора купли-продажи земельный участок относился к категории земель населённых пунктов, располагался в зоне перспективной жилой застройки. Зона сельскохозяйственного использования в отношении участка не устанавливалась. Документация по планировке территории перспективной жилой застройки утверждена решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 29.12.2015 № 38, спорный земельный участок указан в качестве ликвидируемого (стр. 31 Проекта планировки северной части р.п. Усть-Абакан для выделения земельных участков под ИЖС). Отсутствие сведений о разрешённом использовании земельного участка в государственном кадастре недвижимости не является основанием для неприменения к нему правового режима земель, установленного градостроительным регламентом территориальных зон. Поскольку спорный земельный участок относится к категории земель населённых пунктов, он не мог быть предоставлен в собственность в порядке, установленном статьёй 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьёй 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Договор купли-продажи земельного участка от 28.02.2014 нарушает требования статей 7, 30, 30.1, 34, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статей 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ является недействительным в силу ничтожности.

Спорный земельный участок в нарушение пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлен ФИО1 в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов. Торги при отчуждении земельного участка не проводились, информирование населения о возможном или предстоящем отчуждении земельного участка не осуществлялось.

Постановление главы Усть-Абаканского района от 28.02.2014 № 307-п «О предоставлении в собственность земельного участка ФИО1» не соответствует требованиям земельного законодательства.

Поскольку право собственности на земельный участок приобретено главой КФХ ФИО1 по ничтожной сделке, договор купли-продажи от 17.04.2014 с предпринимателем ФИО2 является недействительным (ничтожным), также не влечёт юридических последствий, таких как переход права собственности на спорный земельный участок, поскольку выбытие муниципальной собственности произошло по причине нарушения установленного порядка распоряжения земельным участком.

Представитель ответчика УИО администрации Усть-Абаканского района возражал против предъявленных требований. Указал, что постановление от 18.06.2010 № 1105-5 «О предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка» до настоящего времени не отменено. При включении земельных участков сельскохозяйственного назначения в категорию земель населённых пунктов они не лишаются своего экономического признака – использование для нужд сельского хозяйства. Для таких участков характерен смешанный правовой режим и нормы, устанавливающие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок предоставлялся в собственность на основании Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Постановление от 28.02.2014 № 307-п, на основании которого земельный участок передан в собственность ФИО1, не признано незаконным и не отменено.

Представитель ответчиков главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 и ФИО2 возражал против предъявленных требований. Указал, что до настоящего времени постановления главы Усть-Абаканского района о предоставлении земельного участка в аренду от 18.06.2010 № 1105-п и от 31.07.2013 №1325-п, а также постановления главы Усть-Абаканского района о предоставлении земельного участка в собственность путём выкупа от 28.02.2014 № 307-п, не отменены, являются законными и обязательными для исполнения Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района.

Полагает, что договор купли-продажи земельного участка от 17.04.2014, заключённый между ФИО1 и ФИО2, является оспоримой сделкой в силу пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной составляет 1 год. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Представитель ответчика ФИО2 пояснил, что 18.02.2016 в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель считает, что ФИО2 является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, поскольку добросовестное приобретение возможно только в случае, когда имущество приобретается не у собственника, а у другого лица, которое не имело права отчуждать его. Первоначальный собственник не вправе оспаривать последующие сделки по переходу права собственности на земельный участок, а также обращаться с виндикационным иском об истребовании участка в порядке статьи 302 ГК РФ. В рассматриваемом случае собственник земельного участка не обращался в суд с истребованием земельного участка. Прокурор не вправе обращаться с иском об истребовании имущества.

Представитель ответчиков ФИО1 и ФИО2 заявил об истребовании доказательств. Просил истребовать от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» сведения о разрешённом использовании земельного участка с кадастровым номером 19:10:010601:151 с указанием, изменялось ли оно, и если да, то когда и на основании каких документов; от Министерства регионального развития Республики Хакасия – схемы территориального планирования Республики Хакасия, утверждённые постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 № 763.

Арбитражный суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства, так как дело может быть рассмотрено по имеющимся в деле документам. Ходатайство об истребовании сведений от ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ является необоснованным, так как сведения о разрешённом использовании спорного земельного участка имеются в материалах дела в составе кадастрового дела. Кроме того, ответчик не обосновал, какие обстоятельства может подтвердить или опровергнуть данное доказательство, исходя из того, что спорный земельный участок на момент совершения оспариваемой сделки уже существовал.

Заявляя ходатайство об истребовании документов от Министерства регионального развития Республики Хакасия, ответчик также не обосновал,  какие обстоятельства может подтвердить или опровергнуть данное доказательство, а также не представил доказательства того, что он лишён возможности самостоятельно получить данные документы, являющиеся нормативным актом, подлежащим обязательной публикации.

Представитель администрации Усть-Абаканского района просил отказать в удовлетворении иска. Пояснил, что порядок предоставления земельного участка администрацией Усть-Абаканского района соблюден полностью. До настоящего времени постановления главы Усть-Абаканского района о предоставлении земельного участка в аренду от 18.06.2010 № 1105-п и от 31.07.2013 №1325-п, а также постановления главы Усть-Абаканского района о предоставлении земельного участка в собственность путём выкупа от 28.02.2014 № 307-п, не отменены, являются законными и обязательными для исполнения Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района. Кроме того, на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.04.2014, который прошёл государственную регистрацию, ФИО2 является добросовестным приобретателем недвижимого имущества.

Представитель администрации Усть-Абаканского поссовета поддержал позицию истца. Указал, что спорный земельный участок, расположенный в зоне перспективной жилой застройки (Ж5), представлен в собственность для сельскохозяйственного использования с нарушением требований статей 7, 30, 30.1, 85 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, предоставление ФИО1 по договорам аренды земельного участка, относящегося к категории земель населённых пунктов, для сельскохозяйственных нужд, не изменяет вид территориальной зоны земельного участка (жилая), установленный Усть-Абаканским поссоветом в 2012 году в градостроительном регламенте, который составляет основу правового режима земельных участков поссовета.

Генеральный план Усть-Абаканского поссовета, Правила землепользования и застройки Усть-Абаканского поссовета, утвержденные решениями Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012, опубликованы в газете «Усть-Абаканские известия» 19.10.2012 и размещены на официальном сайте Усть-Абаканского поссовета. Следовательно, сведения о том, что спорный земельный участок расположен в зоне перспективной   жилой   застройки   (Ж5)   являются   общедоступными,   в  том числе   известны администрации Усть-Абаканского района, Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района при утверждении схемы расположения границ земельных участков на кадастровом плане территории, при принятии постановления о предоставлении земельного участка ФИО1 в собственность и при заключении договора купли-продажи от 28.02.2014.

Отсутствие сведений о разрешенном использовании земельного участка в государственном кадастре недвижимости, не является основанием для неприменения к нему правового режима земель, установленного градостроительным регламентом территориальных зон, который определяет основу правового режима земельных участков и обязателен для исполнения всеми собственниками, пользователями земельных участков, то есть является правоустанавливающим документом по отношению к государственному кадастру недвижимости, который ведётся с целью учета сведений об объектах недвижимости (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

При рассмотрении настоящего спора, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

ФИО1 07.04.2009 обратился к главе Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 49 лет, площадью 550000 кв.м, расположенного в западной части п. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов, для сельскохозяйственных нужд.

Информация о принятии заявления опубликована администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район в выпуске газеты «Усть-Абаканские известия» от 29.05.2009 № 77-78.

Главой муниципального образования Усть-Абаканский район 18.06.2010 принято постановление № 1105-п о предоставлении ФИО1 в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населённых пунктов, площадью 550000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, западная часть рп. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов, для сельскохозяйственных нужд.

Постановлением от 31.07.2013 № 1325-п в постановление от 18.06.2010 № 1105-п внесены изменения относительно площади предоставляемого в аренду земельного участка – 478231 кв.м.

Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский поссовет 14.05.2012 принято постановление № 169-п о проведении процедуры согласования и назначения публичных слушаний по рассмотрению проекта «Генерального плана и правил муниципального образования Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района».

Согласно протоколу проведения публичных слушаний от 18.08.2012 принято единогласное решение о принятии к сведению проектов «Генерального плана и правил муниципального образования Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района» и о направлении их для утверждения.

Решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 43 утверждён генеральный план муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 № 44, опубликованным в выпуске газеты «Усть-Абаканские известия» от 19.10.2012 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка № 1900/12-4515 на  государственный кадастровый учёт 29.10.2012 поставлен земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:137, площадью 550000 кв.м, разрешённое использование «для сельскохозяйственных нужд», категория земель «земли населённых пунктов», расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, западная часть рп. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 13.11.2015 № 1900/15-161095 земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:151, площадью 478231 кв.м, разрешённое использование «для сельскохозяйственных нужд», категория земель «земли населённых пунктов», расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, западная часть рп. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов, поставлен на государственный кадастровый учёт 01.07.2013.

Муниципальное образование Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) 15.08.2013 заключили договор аренды земельного участка площадью 478231 кв.м, с кадастровым номером 19:10:010601:151, из земель населённых пунктов для сельскохозяйственных нужд, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, западная часть рп. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов.

Соглашением от 28.02.2014 договор аренды земельного участка от 15.80.2013 расторгнут.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 15.01.2014 обратился к главе Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 19:10:010601:151 для осуществления деятельности фермерского хозяйства.

На основании постановления главы Усть-Абаканского района от 28.02.2014 № 307-н «О предоставлении земельных участков в собственность путём выкупа ФИО1» муниципальное образование Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района (продавец) и ФИО1 (покупатель) 28.02.2014 заключили договор купли-продажи земельного участка площадью 478231 кв.м, с кадастровым номером 19:10:010601:151, из земель населённых пунктов для сельскохозяйственных нужд, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, западная часть рп. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов. В соответствии с пунктом 2.1. договора цена участка согласно отчёту об определении рыночной стоимости земельного участка от 28.01.2014 № 57-2801 составляет 200 000 рублей.

По акту приёма-передачи от 28.02.2014 земельный участок передан ФИО1

Право собственности на земельный участок зарегистрировано за ФИО1 08.04.2014, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.01.2016 № 19/210/2016-92.

ФИО1 (продавец) и ФИО2 (покупатель) 17.04.2014 заключили договор купли-продажи земельного участка площадью 478231 кв.м, с кадастровым номером 19:10:010601:151, из земель населённых пунктов для сельскохозяйственных нужд, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, западная часть рп. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов. В соответствии с пунктом 3 договора стороны оценивают земельный участок в 250 000 рублей, расчёт произведён сторонами до подписания договора. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по РХ 30.04.2014, что подтверждается отметкой о государственной регистрации сделки № 19-19-06/010/2014-156.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано за ФИО2 30.04.2014, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.01.2016 № 19/210/2016-92.

Решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 29.12.2015 № 38, опубликованным в выпуске газеты «Усть-Абаканские известия» от 30.12.2015 утверждён Проект планировки северной части р.п. Усть-Абакан, для выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство».

Полагая, что договор от 28.02.2014 купли-продажи земельного участка противоречит  статьям 7, 30, 30.1., 34, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьям 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», прокурор Республики Хакасия обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов (подпункты 1 и 2 пункта 1).

В состав земель населённых пунктов могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Решениями Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 №№ 43, 44 утверждены Генеральный план муниципального образования Усть-Абаканский поссовет   Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Правила землепользования и застройки муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, в соответствии с которыми спорный земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:151 расположен в зоне перспективной жилой застройки (Ж).

В соответствии с пунктом 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В соответствии с Проектом планировки северной части рп. Усть-Абакан для выделения земельных участков под ИЖС, утверждённым решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 29.12.2015 № 38, на проектируемой территории выделены объекты: индивидуальные жилые дома, детские сады, аптеки, магазины, пожарное депо. Земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:151 указан в качестве ликвидируемого (стр. 31 Проекта, таблица 3.1.).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 13.11.2015 № 1900/15-161095 земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:151 относится к категории земель населённых пунктов, разрешенное использование «для сельскохозяйственных нужд».

Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшем на момент предоставления ФИО1 земельного участка, установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

В постановлении главы Усть-Абаканского района от 28.02.2014 № 307-п содержатся ссылки на статьи 15, 29, 37, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», часть 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» как основание предоставления ФИО1 в собственность земельного участка.

Статьёй 78 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулируется правовой режим и оборот земель сельскохозяйственного назначения. Статьёй 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлен порядок предоставления фермерским хозяйствам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:151 относится к категории земель населённых пунктов, к нему не применим порядок предоставления в собственность, установленный статьёй 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьёй 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, предоставляются земельные участки, входящие в состав земель иных категорий, в том числе из земель населённых пунктов.

Порядок предоставления земельных участков из земель населённых пунктов для строительства установлен статьёй 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату предоставления ФИО1 в собственность земельного участка) без предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки предоставляются в собственность для строительства исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Положения указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают обязанности органов, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, по обеспечению справедливого и открытого распределения земель, в связи с чем, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил, что земельный участок предоставлен ФИО1 в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов. Торги при отчуждении земельного участка не проводились. Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка также не осуществлялось.

Спорный земельный участок относится к категории земель населённых пунктов и его отчуждение по договору купли-продажи от 28.02.2014 главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, статье 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», предусматривающих предоставление земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности; в качестве объекта продажи по договору купли-продажи от 28.02.2014 выступил земельный участок, не относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, а относящийся к категории земель населённых пунктов.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента её совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункты 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, при предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка площадью 478231 кв.м из земель населённых пунктов для осуществления деятельности фермерского хозяйства (с учётом поданного 15.01.2014 заявления) органом местного самоуправления нарушены требования статей 7, 30, 81, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», земельный участок продан без соблюдения принципа целевого использования земельных участков, без обеспечения публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, что посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, поскольку в данном случае задействован неопределённый круг лиц, которые могут быть потенциальными приобретателями и высказать своё отношение по факту приобретения в собственность спорного земельного участка.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришёл к выводу, что требования прокурора Республики Хакасия о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка от 28.02.214 подлежат удовлетворению.

Доводы ответчиков о том, что:

- спорный земельный участок не переводился из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов;

- требования подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003                         № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» соблюдены;

- постановления администрации района от 18.06.2010 № 1105-п, 31.07.2013 № 1325-п, 28.04.2014 № 307-п соответствуют законодательству и обязательны к применению;

- установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования ненормативных правовых актов истёк;

- Усть-Абаканским поссоветом не оспорена законность постановки спорного земельного участка на кадастровый учёт, арбитражный суд считает необоснованными, исходя из следующего.

Прокурором Республики Хакасия заявлены исковые требования в порядке статей 168, 301, 302  Гражданского кодекса Российской Федерации о признании сделки купли-продажи земельного участка недействительной в силу ничтожности, истребовании имущества из незаконного владения. Требование об оспаривании ненормативных правовых актов, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлено, следовательно, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования ненормативных правовых актов не подлежит применению.

Согласно абзацу 13 статьи 12 Гражданского кодекса РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (абзац 4 пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Постановление администрации Усть-Абаканского района от 28.04.2014 № 307-п о предоставлении ФИО1 в собственность путём выкупа земельного участка с кадастровым номером 19:10:010601:151 не соответствует требованиям земельного законодательства и не подлежит применению в порядке абзаца 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наличие предыдущих отношений, возникших из договора аренды, в том числе постановления администрации района от 18.06.2010 № 1105-п, от 31.07.2013 № 1325-п о предоставлении земельного участка в аренду, не свидетельствуют о законности сделки купли-продажи спорного земельного участка.

Решение отдела кадастрового учета филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ о постановке на кадастровый учёт спорного участка с разрешённым использованием «для сельскохозяйственных нужд», принятое на основании представленной схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой 14.06.2013 руководителем Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района без учёта градостроительного регламента территориальных зон, обстоятельства того, что Усть-Абаканским поссоветом не оспорена законность постановки спорного земельного участка на кадастровый учёт для сельскохозяйственных нужд, также не свидетельствуют о законности сделки купли-продажи спорного земельного участка, не являются препятствием для признания сделки недействительной в силу ничтожности.

Ссылка представителя ответчиков главы К(Ф)Х ФИО1 и ФИО2 на то, что спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 19:10:010601:137, не влияет на существо спора, так как из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:137 также относился в категории земель населённых пунктов с момента его постановки на государственный кадастровый учёт 29.12.2012.

Довод ответчиком о пропуске срока исковой давности со ссылкой на то, что договор купли-продажи от 17.04.2014 является оспоримой сделкой, является необоснованным, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года (пункт 3 статьи 166). Иск предъявлен в пределах установленного срока исковой давности.

Арбитражный суд признал несостоятельными доводы ответчика ФИО2 о том, что производство по делу в части требования об истребовании спорного земельного участка подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с прекращением деятельности ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 5 пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

Из материалов дела следует, что истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском 04.02.2016, исковое заявление принято к производству определением суда от 05.02.2016, то есть до внесения в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении деятельности ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

Доводы ответчика о том, что ФИО2 является добросовестным приобретателем, также не могут быть признаны обоснованными. Поскольку право собственности на земельный участок приобретено главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 по ничтожной сделке, следовательно, последующий договор купли-продажи от 17.04.2014 с ФИО2 является недействительным (ничтожным) и не влечёт юридических последствий, таких как переход права собственности на спорный земельный участок, исходя из того, что указанное выбытие муниципальной собственности произошло по причине нарушения установленного порядка распоряжения земельным участком.

В пунктах 35, 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» дано разъяснение о том, что если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).

Поскольку сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:151 относится к категории земель населённых пунктов, расположен в зоне перспективной жилой застройки (Ж5) являются общедоступными, ФИО2 не может быть признан добросовестным приобретателем земельного участка, им не проявлена должная заботливость и осмотрительность при приобретении земельного участка.

С учётом изложенного исковые требования прокурора Республики Хакасия подлежат удовлетворению в полном объёме.

Государственная пошлина по иску составляет 12 882 рубля, в том числе 6000 рублей по требованию о признании договора недействительным и 6882 рубля по требованию об истребовании имущества, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной в размере 196 074 рубля 71 копейки.

При обращении в суд государственная пошлина истцом не уплачивалась, поскольку прокурор Республики Хакасия в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.

По результатам рассмотрения спора на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчиков управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района и главу крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 по 3000 рублей на каждого, на ответчика  ФИО2 – 6882 рубля. Государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета в сумме 3000 рублей с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 и в сумме 6882 рубля с ФИО2 Поскольку управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины государственная пошлина в сумме 3000 рублей не подлежит взысканию в доход федерального бюджета с указанного лица.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р   Е   Ш   И   Л:

1. Удовлетворить иск:

признать недействительным в силу ничтожности договор купли-продажи от 28.02.2014 земельного участка площадью 478231 кв.м, с кадастровым номером 19:10:010601:151, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, западная часть рп. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов, заключённый между управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем ФИО1.

Истребовать  земельный участок площадью 478231 кв.м, с кадастровым номером 19:10:010601:151, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, западная часть рп. Усть-Абакан, с правой стороны автодороги на полигон бытовых отходов из незаконного владения ФИО2 в пользу Муниципального образования Усть-Абаканский поссовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, в лице администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

2. Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета 6882 (шесть тысяч восемьсот восемьдесят два) рубля государственной пошлины.

3. Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины.

Настоящее решение после вступления его в законную силу является основанием для погашения регистрационной записи о праве собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:151.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                       С.М. Тропина