АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакана
17 сентября 2020 года Дело №А74-9579/2019
Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2020 года.
Решение в полном объёме изготовлено 17 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Кузнецовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства экономического развития Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Контрольно-счётной палате Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным представления от 3 июля 2019 года № 02-03/452 в части пунктов 3 и 9,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>).
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя - ФИО1 на основании доверенности от 09.01.2020 № 01/20 – т4 лд131, диплома – т4 лд66 (паспорт);
ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 10.01.2020 № 01-17/9 – т4 лд133, диплома – т4 лд71 (паспорт);
третьего лица - ФИО3 на основании доверенности от 25.12.2019 № 46-д – т4 лд134, диплома – т4 лд124 (паспорт).
Министерство экономического развития Республики Хакасия (далее – министерство, Минэкономразвития Хакасия) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия (далее - Контрольно-счётная палата, контрольный орган) от 3 июля 2019 года № 02-03/452 в части пункта 3 по разработке перечня социально значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства и пункта 9 об обеспечении возврата в республиканский бюджет Республики Хакасия средств господдержки в общей сумме 2 177 700 руб.
Определением арбитражного суда от 12.11.2019 (т4 лд101) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству ответчика привлечено Министерство финансов Республики Хакасия (далее – Минфин Хакасии).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования на основании доводов, изложенных в заявлении, дополнительных пояснениях (т1 лд5-9, т2 лд52-54, т4 лд106-107, 164).
Представитель Контрольно-счётной палаты заявленные требования не признал на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление и дополнениях к нему (т2 лд57-71, т4 лд81-89, 127-130, 165-168).
Представитель Минфин Хакасии поддержал позицию ответчика на основании доводов отзыва и дополнения к нему (т4 лд114-122, 159-162).
В ходе рассмотрения дела судом были допрошены в качестве свидетелей сотрудники Минфина Хакасии, принимавшие участие в совместной проверке с контрольным органом (протокол предварительного судебного заседания от 06.02.2020 – т4 лд145, протокол предварительного судебного заседания от 03.03.2020 – т4 лд147).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на 2019 год (т3 лд1-16), утвержденного председателем Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия 29.01.2019 (переходящее мероприятие с 2018 года - пункт 1.10 плана контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на 2018 год – т2 лд169-176), проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия и средств софинансирования, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, в 2017 - 2018 годах» в Минэкономразвития Хакасия. Контрольное мероприятие проведено совместно с Министерством финансов Республики Хакасия на основании решения от 18.03.2019 (т3 лд89-92).
Во исполнение статьи 14 Регламента Контрольно-счетной палаты, утвержденного решением Коллегии от 27.04.2018, на основании пункта 1.10 плана Контрольно-счетной палаты на 2018 год, председателем Контрольно-счетной палаты 02.07.2018 издано распоряжение № 28-р «О проведении контрольного мероприятия» (т3 лд50) в срок с 02.07.2018 по 14.12.2018.
В адрес Минэкономразвития Хакасии подготовлено и направлено уведомление о проведении контрольного мероприятия от 14.09.2018 № 01-30/47 (т3 лд62).
Согласно решению Коллегии Контрольно-счетной палаты от 26.11.2018 № 1 (т3 лд72) и приказу от 26.11.2018 №01-05/48ос (т3 лд70-71) Коллегией Контрольно-счетной палаты рассмотрена и утверждена информация по результатам I этапа контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2017-2018 годах»; внесены изменения в предмет контрольного мероприятия, который дополнен средствами софинансирования из федерального и местных бюджетов (средства софинансирования).
Распоряжением Контрольно-счетной палаты от 26.11.2018 № 43-р «О внесении изменений в распоряжение от 02.07.2018 № 28-р» (т3 лд73) внесены соответствующие изменения в указанное выше распоряжение № 28-р, наименование контрольного мероприятия изложено в следующей редакции: «Аудит эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия и средств софинансирования, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, в 2017-2018 годах», срок проведения продлен до 31.05.2019.
В адрес Минэкономразвития Хакасии подготовлено и направлено уведомление о продлении срока проведения контрольного мероприятия от 03.12.2018 №01-30/68 (т3 лд77).
По результатам совместного контрольного мероприятия контрольно-ревизионным отделом Минфина Хакасии составлена справка (т3 лд101-139).
Согласно данной справке в деятельности Минэкономразвития Хакасии при предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса выявлен ряд недостатков и нарушений действующего законодательства, которые впоследствии включены в акт Контрольно-счетной палаты.
По результатам проведения контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой 21.05.2019 подготовлен акт № 18, содержащий сведения о результатах проведения контрольного мероприятия (т4лд1-53).
С указанным актом ознакомлен министр экономического развития Республики Хакасия ФИО4, что подтверждается подписью на 32 странице акта № 18, а также предоставлены возражения от 24.05.2019 № 050-51/1979.
11.06.2019 Контрольно-счетной палатой подготовлено заключение на возражения министерства (т2 лд77-105).
28.06.2019 председателем Контрольно-счетной палаты утвержден Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия и средств софинансирования, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, в 2017 - 2018 годах» (т2 лд107-165).
В Отчёте о результатах контрольного мероприятия отражены недостатки и нарушения, и содержатся выводы по результатам контрольного мероприятия.
В подпункте 1.2 пункта 1 Отчёта о результатах контрольного мероприятия министерству предложено разработать перечень социально значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства; в подпункте 1.8 пункта 1 Отчёта о результатах контрольного мероприятия министерству предложено обеспечить возврат в республиканский бюджет Республики Хакасия средств господдержки в общей сумме 2 177 700 руб.
Председателем Контрольно-счётной палаты министерству выдано представление от 03.07.2019 №02-03/452 (т1 лд11-12).
Указанным представлением министерству предложено, в том числе:
- разработать перечень социально значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 3);
- в соответствии с действующими порядками обеспечить возврат в республиканский бюджет Республики Хакасия средств господдержки в общей сумме 2 177 700 руб. (пункт 9).
В представлении указано на необходимость в течение месяца со дня его получения проинформировать Контрольно-счётную палату о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.
Не согласившись с пунктами 3 и 9 представления Контрольно-счетной палаты от 03.07.2019 № 02-03/452, министерство в установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 АПК РФ.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, субъект предпринимательской и иной экономической деятельности наделён возможностью осуществлять защиту своих нарушенных прав в порядке административного судопроизводства - посредством обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (незаконными) соответствующих ненормативных правовых актов, решений, действия (бездействия) государственных органов.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказать заявитель.
В соответствии со статьями 157, 268.1, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 10, 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ«Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьями 9, 18 Закона Республики Хакасия от 30.09.2011 №82-ЗРХ «О Контрольно-счётной палате Республики Хакасия», статьями 16, 17 Регламента Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия, утверждённого решением Коллегии Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия от 27.04.2018 (т3 лд51-61), Контрольно-счётная палата Республики Хакасия наделена правом осуществлять в пределах своей компетенции внешний государственный финансовый контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; проводить контрольные мероприятия, по результатам которых на основании акта составляется отчёт; вносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причинённого вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что отчёт по результатам контрольного мероприятия составлен и оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
При проверке соответствия представления в оспариваемой части закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Пункт 3 представления от 03.07.2019 № 02-03/452 (стр.9 Отчета – т2 лд115).
Данным пунктом министерству предложено разработать перечень социально значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
Оспаривая представление в данной части, Министерство указывает, что решение данного вопроса входит в компетенцию Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
Кроме того, заявитель указал на отсутствие необходимости разработки перечня социально-значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), ввиду урегулированности, по мнению министерства, данного вопроса, в части социально - значимых видов деятельности - положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) (статья 24.1), в части приоритетных видов деятельности - Правилами предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.01.2017 №36 «О реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия» (пункт 1.1).
Более того, по мнению заявителя, отсутствие в акте проверки от 21.05.2019 № 18 указания на необходимость принятия соответствующего перечня приводит к невозможности отражения соответствующего требования в оспариваемом представлении.
Ответчик с указанными выше доводами заявителя не согласен в силу следующего.
Нормативные правовые акты Республики Хакасия, направленные на стимулирование деятельности субъектов МСП посредством осуществления государственной поддержки, в полном объеме не приняты, в частности не утвержден перечень социально значимых и приоритетных видов деятельности (за отдельным исключением).
Ссылка заявителя на перечень, определенный в Правилах предоставления субсидий, исходя из предмета его правового регулирования, по мнению Контрольно-счетной палаты, при оказании мер имущественной поддержки применению не подлежит, так как регулирует отношения оказания мер финансовой поддержки, осуществляемой в рамках постановления Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530.
Минэкономразвития Хакасии наделено соответствующими полномочиями в сфере развития малого и среднего предпринимательства, которые установлены Положением о Министерстве экономического развития Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 153 (пункт 4.7).
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее - Минимущество Хакасии) также являлось объектом проверки в рамках проводимого контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия и средств софинансирования, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, в 2017 - 2018 годах», по результатам которого в отношении Минимущества Хакасии составлен акт № 13 от 16.05.2019, где Контрольно-счетная палата указала на отсутствие перечня социально - значимых и приоритетных видов деятельности.
При этом выводы и предложения, сформированные Контрольно-счетной палатой, в том числе с учетом поступивших возражений и пояснений по всем актам аккумулируются в отчете, на основании которого и было выдано оспариваемое министерством представление.
Изучив доводы сторон и представленные в дело доказательства, арбитражный суд по пункту 3 оспариваемого представления пришел к следующим выводам.
Из пункта 5 раздела 1 отчета о результатах контрольного мероприятия (стр.9 отчета – т2 лд115), утвержденного 28.06.2019, следует, что нормативные правовые акты Республики Хакасия, направленные на стимулирование деятельности субъектов МСП посредством осуществления имущественной поддержки, в полном объеме не приняты, в частности не утвержден перечень социально значимых и приоритетных видов деятельности и не предусмотрен механизм установления льготных ставок арендной платы отдельным категориям субъектам МСП (за отдельным исключением).
Так, Порядком формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня государственного имущества Республики Хакасия, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 07.12.2017 № 638, предусмотрено предоставление объектов имущества в аренду по льготным ставкам арендной платы или на льготных условиях субъектам МСП, занимающимся социально значимыми видами деятельности и иными установленными госпрограммами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности.
Пунктом 2 названного выше Постановления № 638 в отношении субъектов МСП, занимающихся социально значимыми или иными видами деятельности, определены льготные условия внесения арендной платы при заключении договоров аренды в отношении республиканского имущества, в частности предусмотрено внесение арендной платы в первый и второй годы аренды в размере 80 % от арендной платы, в третий год аренды и далее – 100 % размера арендной платы.
При этом нормативными правовыми актами Республики Хакасия социально значимые и приоритетные виды деятельности не определены, в результате отсутствует возможность применения льготных условий.
Учитывая изложенное, в оспариваемое представление включен пункт 3, которым министерству предложено разработать перечень социально значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, соглашается с позицией заявителя, что оспариваемым пунктом 3 представления на министерство незаконно возлагается его выполнение.
На стр. 2 отчета (т2 лд108) усматривается, что объектами контроля являлись, в том числе Министерство экономического развития Республики Хакасия и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, проверяемый период 2017-2018 годы.
Из стр. 4 отчета (т2 лд110) следует, что в ходе проведения проверки анализировались 5 госпрограмм, которые исполнялись в период 12017-2018 годы в Республики Хакасия, в том числе:
- «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия», утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530, в состав которой входят подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия» и «Обеспечение реализации государственной программы», ответственный исполнитель – Минэкономразвития Хакасии;
- «Управление государственным имуществом Республики Хакасия», утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 527, ответственный исполнитель – Минимущество Хакасии.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 № 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" (с последующими изменениями), Законом Республики Хакасия от 25.06.1998 № 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" (с последующими изменениями) Правительством Республики Хакасия 07.12.2017 принято постановлении № 638 « Об утверждении Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня государственного имущества Республики Хакасия, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Порядок № 638).
Указанное постановление действовало на момент проведения проверки и на дату выдачи оспариваемого представления (постановление № 638 утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Республики Хакасия от 13.06.2019 № 291 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», которое вступило в силу с 16.08.2019).
Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия при заключении с субъектами малого и среднего предпринимательства договоров аренды в отношении государственного имущества Республики Хакасия, включенного в Перечень, занимающимися социально значимыми или иными видами деятельности, предусмотренными государственными программами (подпрограммами) Республики Хакасия, предусматривать следующие условия:
арендная плата вносится в следующем порядке:
в первый и второй годы аренды - 80 процентов размера арендной платы;
в третий год аренды и далее - 100 процентов размера арендной платы.
При этом в соответствии с пунктом 1 Порядка № 638 на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями), постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 № 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" (с последующими изменениями), Закона Республики Хакасия от 25.06.1998 № 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" (с последующими изменениями) настоящий Порядок определяет процедуру формирования, ведения и опубликования Перечня объектов государственного имущества Республики Хакасия (далее - Перечень), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) и используемого только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты предпринимательства), а также льготные условия предоставления объектов имущества, включенных в Перечень, в аренду субъектам предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Республики Хакасия приоритетными видами деятельности.
Согласно пункту 2 Порядка № 638 формирование и ведение (в том числе ежегодное дополнение) Перечня осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
Действительно, Порядком № 638 социально значимые и приоритетные виды деятельности не определены.
Однако Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» содержит общие положения относительно поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности.
В пункте 1 Порядка № 638 также речь идет и об иных установленных государственными программами (подпрограммами) Республики Хакасия приоритетных видах деятельности.
Предметом проверки являлась утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 527 государственная программа Республики Хакасия "Управление государственным имуществом Республики Хакасия", ответственным исполнителем которой является Минимущество Хакасии. В данной программе социально значимые и приоритетные виды деятельности не предусмотрены.
Между тем в государственной программе Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530, ответственным исполнителем которой является Минэкономразвития Хакасии, и которая также являлась предметом проверки, такой перечень приоритетных видов деятельности (приоритетные направления) малого и среднего предпринимательства определен пунктом 1.1. Правил предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки субъектам МСП в Республике Хакасия.
Как следует из отчета контролирующего органа, иные государственные программы (подпрограммы) Республики Хакасия предметом анализа не являлись.
В этой связи арбитражный суд полагает, что возложение на заявителя разработки перечня социально значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства является необоснованным, поскольку ответственным исполнителем по программе и порядку предоставления государственного имущества Республики Хакасия субъектам МСП является Минимущество Хакасии.
Указание ответчика на необходимость принятия единого перечня социально-значимых и приоритетных видов деятельности, что позволит урегулировать вопросы, связанные со стимулированием деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, и на общие в этой связи полномочия Минэкономразвития Хакасии в соответствии с Положением о министерстве, утвержденном постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 153, не принимается судом, поскольку не соответствует содержанию и выводам, изложенным в отчете на стр.2, 4 и 9, и выходит за пределы оспариваемого пункта 3 представления, где указано на разработку перечня социально значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
Ссылка ответчика на отсутствие спорного перечня и в постановлении Правительства Республики Хакасия от 13.06.2019 № 291 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» отклоняется судом, поскольку, как было указано выше, данное постановление вступило в силу с 16.08.2019 и не являлось предметом проверки.
Более того, суд соглашается с доводом заявителя, что отсутствие в акте проверки от 21.05.2019 № 18 (т1 лд43-56) соответствующих выводов и указания на необходимость разработки спорного перечня приводит к невозможности отражения соответствующего требования в оспариваемом представлении.
Как было указано выше и следует из пояснений ответчика, Минимущество Хакасии также являлось объектом проверки в рамках проводимого контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия и средств софинансирования, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, в 2017 - 2018 годах», по результатам которого в отношении Минимущества Хакасии составлен акт № 13 от 16.05.2019, где Контрольно-счетная палата указала на отсутствие перечня социально - значимых и приоритетных видов деятельности. При этом выводы и предложения, сформированные Контрольно-счетной палатой, в том числе с учетом поступивших возражений и пояснений по всем актам аккумулируются в отчете, на основании которого и было выдано оспариваемое министерством представление.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1). При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2).
Согласно статье 16 Федерального закона № 6-ФЗ по результатам проведения контрольных мероприятий Контрольно-счетные органы вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).
Аналогичные положения нашли свое отражение в Законе Республики Хакасия от 30.09.2011 № 82-ЗРХ «О Контрольно-счетной палате Республики Хакасия» (статьи 10, 18), принятого во исполнение вышеуказанного федерального закона.
Общие правила проведения контрольного мероприятия предусмотрены Стандартом внешнего государственного финансового контроля СФК 1-1 (далее также - Стандарт), утвержденным приказом Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия от 15.02.2019 № 01-05/4ос.
Итогом заключительного этапа проведения контрольного мероприятия является подготовка отчета о результатах контрольного мероприятия и иных документов, оформленных по результатам контрольного мероприятия (представление, предписание, уведомление о применении бюджетных мер принуждения; информационное письмо; обращение) (пункт 7).
Отчет о результатах контрольного мероприятия (далее - отчет) представляет собой документ Контрольно-счетной палаты, который содержит основные результаты контрольного мероприятия, выводы и предложения (рекомендации), сформулированные в соответствии с поставленными целями (пункты 7.2.1 и 7.2.2).
Так же отчет включает в себя сведения, качающиеся ознакомления с актами по результатам контрольного мероприятия, результаты контрольного мероприятия по каждой цели, выводы, предложения (рекомендации). В последствии, соответствующие предложения об устранении выявленных недостатков и нарушения отражаются в представлении Контрольно-счетной палаты (пункт 7.3.2).
Таким образом, документом аккумулирующим информацию по всем актам, составляемым в рамках проводимого мероприятия и отражающим итоговые результаты контрольного мероприятия, а также содержащим выводы и предложения о выявленных нарушениях, на основании которого осуществляется подготовка представления Контрольно-счетной палаты, является отчет.
Как следует из материалов дела, помимо Минэкономразвития Хакасии объектами
проверки в рамках данного контрольного мероприятия также являлись:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия;
Государственный комитет по делам молодежи Республики Хакасия; Государственное автономное учреждениеРеспублики Хакасия Многофункциональный центр организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Хакасия»; Администрация муниципального образования город Саяногорск; Администрация города Абазы Республики Хакасия; Администрация города Черногорска; Некоммерческая организация «Фонд развития Республики Хакасия»; Некоммерческая организация «Гарантийный фонд - микрокредитная компания Республики Хакасия» и соответственно по каждому из них составлялся отдельный акт проверки, при этом выводы и предложения, сформированные Контрольно-счетной палатой, в том числе с учетом поступивших возражений и пояснений по всем актам аккумулируются в отчете.
Из отчета контролирующего органа усматривается, что Минимущество Хакасии также являлось объектом проверки в рамках проводимого контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия и средств софинансирования, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, в 2017 - 2018 годах».
По результатам данного контрольного мероприятия в отношении Минимущества Хакасии составлен Акт № 13 от 16.05.2019, где Контрольно-счетная палата указала на отсутствие перечня социально - значимых и приоритетных видов деятельности.
В своих пояснениях от 28.05.2019 № 020-1574-ЕТ к Акту № 13 Минимущество Хакасии отмечает, что определение перечня социально-значимых и приоритетных видов деятельности не входит в полномочия Минимущества Хакасии (т4 лд92-94). Также Минимущество Хакасии сообщает о том, что письмо о необходимости разработки нормативного правового акта, содержащего перечень социально-значимых видов деятельности, осуществляемых на территории Республики Хакасия, было направлено в Минэкономразвития Хакасии. От Минэкономразвития Хакасии получен ответ о том, что мероприятие по нормативному закреплению определения «Социальное предпринимательство» предусмотрено в рамках федерального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», со сроком реализации до 20 декабря 2019 года, путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Как указывает в дополнениях к отзыву ответчик, полученная от Минимущества Хакасии информация учтена ответчиком при формировании отчета по результатам контрольного мероприятия от 28.06.2019 и выдаче оспариваемого представления Минэкономразвитию Хакасии от 03.07.2019 № 02-03/452.
Из изложенного следует, что поскольку в акте проверки в отношении министерства от 21.05.2019 № 18 выявленные ответчиком нарушения и соответствующие выводы не содержатся, заявитель был лишен возможности представить свои пояснения и возражения.
При этом отчет (стр.9), как было указано выше, не содержит обоснования и выводов относительно необходимость принятия единого перечня социально-значимых и приоритетных видов деятельности, как не содержит и какого-либо обоснования субъекта, которому предлагается разработать перечень социально значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
Оспариваемое же представление, выданное министерству, вообще не содержит выявленные нарушения и недостатки, указанные выше. При этом только в резолютивной его части содержится пункт 3, которым предложено разработать перечень социально значимых и приоритетных видов деятельности с целью обеспечения льготного механизма предоставления государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что пункт 3 представления нарушает права и законные интересы министерства, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Пункт 9 представления от 03.07.2019 № 02-03/452 (стр. 26-27 Отчета – т2 лд132-133).
Данным пунктом министерству предложено в соответствии с действующими порядками обеспечить возврат в республиканский бюджет Республики Хакасия средств господдержки в общей сумме 2 177 700 руб.
При этом министерству вменяется, что в нарушение действующего законодательства при предоставлении субсидий на поддержку МСП министерством выплачены средства государственной поддержки на общую сумму 2 177 700 руб., в том числе:
- в нарушение пунктов 1.1, 3.3.4.2, 3.3.4.3 Правил предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие МСП в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 610, выплачены денежные средства ИП ФИО5 в сумме 1 500 000 руб. (произведено погашение задолженности перед подрядчиком за выполненные работы, а не возмещение затрат субъекта МСП, субъектом МСП выполнена реконструкция имущества (планировался ремонт), у субъекта МСП отсутствует основание для первоочередного права получения поддержки);
- в нарушение пункта 3.2.5.4 Правил предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие МСП в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 610, выплачены денежные средства ООО «Техремсервис» в сумме 641 700 руб. (представлен неполный пакет документов, поскольку отдельные представленные в составе заявки документы не относятся в заявителю – субъекту МСП);
- в нарушение пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 3.8.2 Правил предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки субъектам МСП в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.01.2017 № 36, пункта 13 договора от 25.10.2017 № 25/10 – выплачены денежные средства в сумме 36 000 руб. ООО «Компания «Рыбный мир» (не представлены необходимые документы, подтверждающие затраты субъекта МСП – несоответствие представленного субъектом МСП договора на оказание услуг первичным учетным документам).
Таким образом, в нарушение пункта 4.1 Правил предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие МСП в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 610, и Правил предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки субъектам МСП в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.01.2017 № 36, а также условий договоров о предоставлении субсидий Минэкономразвития Хакасия не осуществлен контроль за правомерным, эффективным, целевым использованием средств государственной поддержки.
Отсутствие необходимого контроля при реализации мероприятий по поддержке МСП со стороны министерства свидетельствует, по мнению контрольного органа, о наличии системного риска, оказывающего влияние на эффективность использования бюджетных средств и достижения заданных результатов.
Исследовав представленные в дело доказательства, изучив доводы сторон, арбитражный суд по пункту 9 оспариваемого представления пришел к следующим выводам.
- выплата денежных средств ИП ФИО5 в сумме 1 500 000 руб.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 610 утверждена государственная программа Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)".
В соответствии с подпрограммой 2 "Развитие субъектов МСП в Республике Хакасия" государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)", Минэкономразвития Хакасия, как ответственным исполнителем указанной подпрограммы, оказывалась поддержка субъектам МСП на реализацию мероприятий по приоритетным направлениям развития МСП, в числе которых значилась "поддержка субъектов МСП, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности".
Приложением № 1 к указанной государственной программе являются Правила предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие МСП в Республике Хакасия (далее – Правила предоставления поддержки).
В соответствии с пунктом 1.1 Правил предоставления поддержки поддержка заявителям оказывается на реализацию мероприятий по приоритетным направлениям развития малого и среднего предпринимательства.
Приоритетными направлениями поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы" являются, в том числе поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (только по мероприятию, предусмотренному подпунктом 3.3.4 настоящих Правил).
Субсидии предоставляются по договорам, затраты по которым понесены в текущем году, в денежной единице Российской Федерации (рублях) (дата документа, подтверждающего оплату расходов, должна быть текущего года), за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 3.1.1, 3.3.1, 3.3.2 настоящих Правил, по которым затраты субсидируются с начала реализации бизнес-проекта (инновационного проекта), и мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3.6.2.1 настоящих Правил. По одним и тем же затратам субсидия предоставляется только один раз.
Согласно подпункту 3.3.4.1. Правил предоставления поддержки поддержка субъектов МСП, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на возобновление предпринимательской деятельности осуществляется путем предоставления субсидий субъектам МСП на восстановление имущества, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, и (или) приобретение имущества, аналогичного пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
Субсидии предоставляются субъектам МСП, осуществляющим предпринимательскую деятельность и (или) зарегистрированным на земельных участках, в зданиях, строениях, помещениях, сооружениях, расположенных в границах зон стихийных бедствий, установленных правовыми актами органов местного самоуправления (далее - зона чрезвычайной ситуации), и пострадавшим вследствие утраты и (или) повреждения имущества, находящегося в зоне чрезвычайной ситуации.
Субсидии предоставляются заявителям в целях восстановления имущества, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, и (или) приобретения имущества, аналогичного пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, однократно в размере, указанном заявителем в плане расходования субсидии, но не более 1,5 млн рублей на один субъект МСП.
Под имуществом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, понимается имущество (оборудование, средства и технологии, программное обеспечение, товары для осуществления предпринимательской деятельности, объекты недвижимого имущества), принадлежащее заявителю на праве собственности и необходимое для осуществления предпринимательской деятельности.
Под аналогичным имуществом в настоящем разделе понимается имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, приобретенное для тех же целей, что и утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации.
В силу подпункта 3.3.4.2. Правил предоставления поддержки субсидии направляются на следующие затраты, планируемые и (или) понесенные для осуществления предпринимательской деятельности после даты введения в муниципальном образовании Республики Хакасия режима чрезвычайной ситуации, на территории которого заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность:
приобретение оборудования;
приобретение средств и технологий;
приобретение программного обеспечения;
приобретение товаров для осуществления предпринимательской деятельности;
ремонт объектов движимого и недвижимого имущества.
Заявители могут обратиться за субсидией в течение одного года с момента установления режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия.
Согласно подпункту 3.3.4.3. Правил предоставления поддержки на объект недвижимого имущества (здания, строения, помещения, сооружения), расположенного в границах зон чрезвычайной ситуации, субсидия предоставляется только одному субъекту малого и среднего предпринимательства.
Первоочередное право на получение субсидии имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, отвечающие одному или нескольким требованиям:
утраченное и (или) поврежденное имущество заявителя застраховано от возникновения ущерба в результате действия чрезвычайной ситуации, и срок страхования не истек;
ранее в отношении заявителя Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия не принято решение в оказании поддержки в связи с утратой и (или) повреждением в результате чрезвычайной ситуации имущества.
Пунктом 2.2. Правил определен перечень документов предоставляемых заявителем в составе заявки для получения поддержки.
В соответствии с подпунктом 3.3.4.4. Правил предоставления поддержки для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии заявитель дополнительно к перечню документов, указанному в пункте 2.2 раздела 2 настоящих Правил, представляет следующие документы:
план расходования субсидии за подписью руководителя субъекта малого и среднего предпринимательства;
заверенная судом копия решения суда о признании имущества субъекта малого и среднего предпринимательства пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (при наличии);
копии документов, подтверждающих право владения (пользования) субъекта малого и среднего предпринимательства объектом недвижимого имущества (земельного участка, здания, строения, помещения, сооружения), расположенного в границах зон чрезвычайной ситуации, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
копии документов, подтверждающих право собственности заявителя на имущество (оборудование, средства и технологии, программное обеспечение, товары для осуществления предпринимательской деятельности), пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации;
копии документов, подтверждающих страхование имущества от возникновения ущерба в результате действия чрезвычайной ситуации, при условии, что срок страхования не истек (при наличии);
копии документов, подтверждающих приобретение в собственность заявителем имущества, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности, направленного на те же цели, что и утраченное имущество в результате чрезвычайной ситуации (договоров, счетов, платежных поручений, актов и других) (при наличии).
Пунктом 3.4.1.6. Правил предоставления поддержки предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявки Комиссия принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии, что оформляется протоколом, который подписывается членами Комиссии.
В случае принятия положительного решения о предоставлении субсидии Министерство в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения заключает договор о предоставлении субсидии. Министерство еженедельно, но не позднее чем через 15 рабочих дней со дня подписания договора о предоставлении субсидии, и до полного перечисления средств заявителю направляет заявку на финансирование в Министерство финансов Республики Хакасия.
Министерство финансов Республики Хакасия на основании заявки Министерства в течение периода действия подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы" доводит предельные объемы финансирования Министерству в пределах доведенных бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Хакасия на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству на реализацию подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014 - 2016 годы".
Перечисление субсидии производится Министерством на расчетный счет Получателя субсидии (гранта) в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств на счет Министерства.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что министерством индивидуальному предпринимателю ФИО5 в рамках подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия" государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия" было выделено 1 500 000 руб. (платежное поручение от 14.06.2017 № 111061).
При этом, как указывает ответчик и третье лицо, в нарушение пункта 3.3.4.4. Правил предоставления поддержки ИП ФИО5 при подаче заявки на получение поддержки не были представлены копии документов, подтверждающих страхование имущества от возникновения ущерба в результате действия чрезвычайной ситуации.
С учетом положений подпунктов 3.3.4.3. и 3.3.4.4. арбитражный суд соглашается с позицией заявителя, поскольку данными пунктами Правил предоставления поддержки предусмотрена альтернатива требований (одно или несколько), и в перечне документов в составе заявки копии документов, подтверждающих страхование имущества от возникновения ущерба в результате действия чрезвычайной ситуации, при условии, что срок страхования не истек, представляются при наличии.
А кроме того, заявка ИП ФИО5 была единственной (стр. 3 протокола № 2 от 13.05.2016 заседания Комиссии по отбору субъектов МСП для предоставления субсидий (грантов) в 2016 году – т1 лд77), следовательно, не могло быть рассмотрено первоочередное право на получение субсидии.
В ходе проведенного контрольного мероприятия также было установлено, что в 2017 году Министерством заявителю произведено перечисление субсидии платежным поручением от 14.06.2017 № 111061, тогда как ИП ФИО5 платежным поручением от 13.10.2017 № 17 (т1 лд123) рассчиталась с подрядчиком ООО «СтройКомплект Сибирь» по договору субподряда от 01.04.2017 № СК-01.04 (т1 лд114-115), акт о приемке выполненных работ от 29.09.2017 № 1 на сумму 1 606,3 тыс. руб. (т1 лд119-122). Фактически произошло погашение задолженности перед подрядчиком за выполненные работы, а не возмещение затрат заявителя.
Таким образом, по мнению ответчика и третьего лица, предоставление субсидии произошло с нарушением требований пункта 1.1 и пункта 3.3.4.2. Правил предоставления поддержки.
Арбитражный суд соглашается в данной части с позицией заявителя, поскольку подпунктом 3.3.4.2. Правил предоставления поддержки предусмотрено, что субсидии направляются на следующие затраты, планируемые и (или) понесенные для осуществления предпринимательской деятельности после даты введения в муниципальном образовании Республики Хакасия режима чрезвычайной ситуации, на территории которого заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность: ремонт объектов движимого и недвижимого имущества.
Затраты ИП ФИО5 относятся к планируемым, поскольку с заявкой предприниматель обратился 16.03.2016 (т1 лд89-90), договор с подрядчиком ООО «СтройКомплект Сибирь» № СК-01.04 заключен 01.04.2017.
Для этого в составе заявки в соответствии с подпунктом 3.3.4.4. Правил предоставления поддержки предоставляется план расходования субсидии (т1 лд99 на оборотной стороне) и подпунктом 2 пункта 2.2. Правил предоставления поддержки - расчет размера субсидии (гранта) (т1лд90 на оборотной стороне).
Так же в ходе проведенного контрольного мероприятия по проверке целевого использования бюджетных средств направленных на цели, определенные подпрограммой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия» Государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия» ревизионной группой 10 - 11 апреля 2019 года был осуществлен визуальный осмотр объектов, оборудования, транспортных средств с целью сверки фактически приобретенного имущества, выполненных работ по восстановлению жилого помещения (п. Колодезный) с перечнем имущества, и объемом работ, которые были отражены в документах, подтверждающих использование средств субсидии (грантов), полученных заявителями (договоры поставки, товарные накладные, договор подряда, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3, акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2 и пр.).
Контрольные действия осуществлялись членами ревизионной группы выборочным методом в присутствии представителей Минэкономразвития Хакасии, субъекта МСП. Результаты контрольных действий зафиксированы в акте осмотра от 10.04.2019, 11.04.2019 № б/н и фототаблице (17л.).
В ходе контрольного действия, проведенного ревизионной группой (акт осмотра от 10, 11 апреля 2019 года № б/н), установлено, что фактически восстановленное здание - одноэтажное, а не двухэтажное, как это указано в правоустанавливающих документах (свидетельство о государственной регистрации от 11.07.2008 № 19-19-11/008/2008-370 (бланк № 19АА 144313) объект недвижимости: жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на дачном земельном участке, назначение: жилое, 2 - этажный, общая площадь 200,0 кв.м. инв. № нет, адрес объекта: Республика Хакасия, Ширинский район, пос. Колодезный, дачное некоммерческое товарищество «Степное гнездо», д.4.
Согласно справке начальника ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов (т1 лд106 на оборотной стороне) 12.04.2015 в дачном доме произошел пожар. В результате данного пожара строение разрушено частично (остались фундамент и стены первого этажа).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, по мнению ответчика и третьего лица, в ходе восстановления имущества, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, получателем субсидии (ИП ФИО5) осуществлена реконструкция жилого помещения, а не ремонт, что является нарушением п. 3.3.4.2. Правил предоставления поддержки.
Данные доводы также не принимаются судом во внимание, поскольку, как было указано выше, спорная субсидия направлялась министерством на планируемые предпринимателем затраты. Осмотры проведены проверяющими должностными лицами в апреле 2019 года, следовательно, при представлении субсидии в 2016 году министерство не могло обладать данными сведениями.
При этом суд отмечает, что нарушение пункта 4.1 Правил предоставления поддержки по неосуществлению контроля за правомерным, эффективным, целевым использованием субсидии в оспариваемом представлении не вменяется ответчиком.
Кроме того, как следует из справки третьего лица (т3 лд118), в ходе проверки также было установлено несоответствие отдельных видов работ фактическим.
Поскольку данное обстоятельство не является основанием выявленного и вмененного министерству нарушения (в отчете и в оспариваемом представлении отсутствует), суд его не оценивает.
Следовательно, нарушений пунктов 1.1, 3.3.4.2., 3.3.4.3. Правил предоставления поддержки министерством при предоставлении субсидий ИП ФИО5 не допущено.
При таких обстоятельствах пункт 9 представления в указанной части подлежит признанию недействительным.
- выплата денежных средств ООО «Техремсервис» в сумме 641 700 руб.
Оспариваемым представлением министерству вменяется нарушение пункта 3.2.5.4 Правил предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие МСП в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 610 - выплачены денежные средства ООО «Техремсервис» в сумме 641 700 руб. (представлен неполный пакет документов, поскольку отдельные представленные в составе заявки документы не относятся в заявителю – субъекту МСП).
В ходе проведенного контрольного мероприятия Минфином Хакасии установлено, что ООО «Техремсервис» по мероприятию 3.2.3 «Субсидирование затрат при лизинге оборудования» было осуществлено субсидирование понесенных затрат.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии заявитель должен представить документы по перечню согласно пункту 2.2. Правил предоставления поддержки, а также дополнительные согласно пункту 3.2.3.2. Правил.
В ходе проверки было установлено, что между ООО «Техремсервис» и ООО «Муниципальная лизинговая компания» заключен договор № 228 финансовой аренды (лизинга) от 11.03.2016 (т1 лд134 оборотная сторона – 140).
Согласно расчету размера субсидии на возмещение понесенных затрат сумма запрашиваемой субсидии составляла 2 850 000 руб. (95% процентов от произведенных затрат (авансовый платеж) в размере 3 000 000 руб.) - т1 лд125 на оборотной стороне.
ООО «Техремсервис» к заявке на предоставление субсидии приложены, в том числе сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (2015 год) ООО «Дельта» по состоянию на 01.01.2016 в количестве 2 человек – т1 лд164, а также налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения ООО «Дельта» за 2015 год (ОКВЭД 70.2 Консультирование по вопросам управления) – т1 лд161-162. ООО «Дельта» является учредителем ООО «Техремсервис» с долей участия в уставном капитале в размере 95% - т1 лд132.
Таким образом, в ходе проверке установлено, что к заявке приложены документы, не имеющие отношение к ООО «Техремсервис».
Выявленные обстоятельства нашли отражение в справке Минфина Хакасия о результатах контрольного мероприятия (т3 лд105). Между тем, как пояснили в ходе допроса свидетели (проверяющие со стороны третьего лица), данные обстоятельства как нарушение не расценивали, в связи с чем в резолютивной части (заключении) нарушение не указано.
В ходе рассмотрения дела ответчик согласился с тем обстоятельством, что необоснованно включил указанное нарушение в акт проверки, отчет, и, соответственно, представление.
При таких обстоятельствах пункт 9 представления в указанной части нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
- выплата денежных средств ООО «Компания «Рыбный мир»в сумме 36 000 руб.
Как было указано выше, министерству вменяется нарушение пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 3.8.2 Правил предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки субъектам МСП в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.01.2017 № 36, пункта 13 договора от 25.10.2017 № 25/10 – выплачены денежные средства в сумме 36 000 руб. ООО «Компания «Рыбный мир» (не представлены необходимые документы, подтверждающие затраты субъекта МСП – несоответствие представленного субъектом МСП договора на оказание услуг и первичных учетных документов).
Из материалов дела следует, что оказание финансовой поддержки ООО «Компания «Рыбный мир» осуществлялось министерством на основании Правил предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.01.2017 № 36 «О реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия» (далее – Правила № 36, в ред., действующей в спорный период) в связи с участием ООО «Компания «Рыбный мир» в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального, межрегионального и международного значения.
В соответствии с пунктом 1.1. Правил № 36 настоящие Правила определяют условия и порядок предоставления субсидий (грантов) субъектам малого и среднего предпринимательства, критерии отбора, а также контроль за использованием предоставляемых субсидий (грантов) и порядок их возврата.
Субсидии (гранты) предоставляются Министерством экономического развития Республики Хакасия (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в пределах доведенных как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год в целях возмещения затрат, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, по мероприятиям, установленным разделом 3 настоящих Правил.
Поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - заявители), зарегистрированным и действующим на территории Республики Хакасия, соответствующим критериям, установленным статьями 4, 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 14 указанного закона, и статьями 1, 2 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в пределах ассигнований, предусмотренных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на текущий финансовый год и на плановый период.
Субсидирование осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе.
Поддержка заявителям оказывается на реализацию мероприятий по приоритетным направлениям развития малого и среднего предпринимательства.
Приоритетными направлениями поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в рамках подпрограммы 2 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия" государственной программы "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 № 530, является, в том числе участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального, межрегионального и международного значения.
Субсидии (гранты) предоставляются по договорам, затраты по которым понесены в текущем году, в денежной единице Российской Федерации (рублях) (дата документа, подтверждающего оплату расходов, должна быть текущего года).
Согласно пункту 2.2. Правил № 36 прием и регистрацию документации, направляемой субъектами малого и среднего предпринимательства для участия в отборе (конкурсном отборе), осуществляет Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Республиканский центр поддержки предпринимательства" (далее - ГКУ РХ "РЦПП"). Заявка регистрируется в день поступления с указанием номера, времени и даты регистрации.
В силу пункта 2.3.Правил № 36 ГКУ РХ "РЦПП" осуществляет информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение работы утвержденной Министерством комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных образований для предоставления субсидий (грантов) (далее - Комиссия), а также мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положение о Комиссии и ее состав утверждаются приказом Министерства.
Пунктом 2.4. Правил № 36 предусмотрены условия предоставления субсидий (грантов), в том числе предоставление заявителем достоверных сведений и документов (подпункт 1); предоставление заявителем сведений и документов, установленных пунктами 2.4.1, 3.1.2, 3.2.3, 3.3.2, 3.4.3, 3.5.4, 3.6.4, 3.7.2, 3.8.2, 3.9.3, 3.9.4, 3.10.3 настоящих Правил (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 2.4.1. Правил № 36 для получения поддержки заявитель представляет в ГКУ РХ "РЦПП" заявку, состоящую из следующих документов:
заявление о предоставлении субсидии (гранта);
расчет размера субсидии (гранта);
копии листов паспорта (второй, третий, пятый - двенадцатый) индивидуального предпринимателя;
копии учредительных документов;
документ, подтверждающий полномочия лица, визирующего документы в составе заявки;
копия паспорта транспортного средства, самоходной машины (при подтверждении затрат, связанных с приобретением (лизингом) транспортных средств, самоходных машин).
Вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства", заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства", по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
К перечисленному выше перечню документов заявители дополнительно представляют в составе заявки документы, указанные в разделе 3 настоящих Правил, в зависимости от цели предоставляемой субсидии (гранта).
У заявителя сохраняется право включить в заявку иные документы, подтверждающие указанные в ней сведения. Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет заявитель.
Разделом 3 Порядка № 26 предусмотрены мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе поддержка межрегиональной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 3.8. Правил № 36).
Согласно пункту 3.8.1. Правил № 36 средства направляются на возмещение затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального и межрегионального значения (выставки, ярмарки), за исключением затрат на проезд к месту проведения указанных мероприятий и обратно, найма жилых помещений и питания.
Выставка - систематическое или разовое заранее запланированное мероприятие, организуемое с целью демонстрации публичных достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни, сосредоточенное на отведенном для этого пространстве и продолжающееся определенное время.
Ярмарка - ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся, проводимое в установленном месте торговое мероприятие, на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы или услуги) в соответствии с типом ярмарки.
Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 65% произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с участием в межрегиональных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Предельный размер субсидии одному заявителю в течение текущего года не должен превышать 0,1 млн рублей.
В соответствии с пунктом 3.8.2. Правил № 36 для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии заявитель дополнительно к перечню документов, указанному в пункте 2.4.1 раздела 2 настоящих Правил, представляет копии документов, подтверждающих произведенные заявителем затраты на участие в мероприятии.
Пунктом 2.5. Правил № 36 установлено, что для предоставления поддержки заявителям Министерство, в том числе:
получает информацию из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства для определения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства;
получает выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 2.6. Правил № 36 в предоставлении поддержки по результатам отбора (конкурсного отбора) отказывается, в том числе в следующих случаях:
несоответствие заявителя условиям предоставления субсидий (грантов), установленным пунктом 2.4 настоящих Правил;
несоответствие требованиям оформления заявки, установленным пунктами 2.4.1 и 2.4.2 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
в составе заявки представлены недостоверные сведения и документы.
Из материалов дела следует, что 11.12.2017 ООО «Компания «Рыбный мир» была представлена заявка о предоставлении субсидии (т3 лд11-12), к которой приложен расчет размера субсидии на возмещение затрат по мероприятию «Лучшие предприятия Хакасии», «Сделано в Хакасии», фестиваль «Новая жизнь». Из расчета следует, что расходы по организации выставки составили 57 000 руб., сумма запрашиваемой субсидии (65%) – 37 050 руб., расходы за услуги по перевозке груза составили 36 000 руб., сумма запрашиваемой субсидии (65%) – 23 400 руб. Итого: 60 450 руб.
Ответчиком указана сумма, подлежащая возврату по спорному нарушению, 36 000 руб. Вместе с тем, из имеющихся в деле документов следует, что сумма субсидии составила 23 400 руб. (65 % от 36 000 руб.). Следовательно, предложение ответчика к возврату суммы 12 600 руб. (36 000-23 400) является незаконным, нарушает права заявителя.
По существу вменных нарушение суд пришел к следующим выводам.
К заявке в подтверждение произведенных обществом затрат на участие в мероприятии представлены копии документов, подтверждающие произведенные затраты (договор об организации выставок в г. Абакане 9-11 ноября 2017 года, заключенный ООО «Компания «Рыбный мир» с ЗАО «ИнфоЦентр плюс», от 03.10.2017 № 12/17-ЛПВ, счет на оплату, акт выполненных работ (услуг), платежное поручение на сумму 57 000 руб. (т2 лд24-27)).
Также были представлены договор-заявка на перевозку груза № 25/10 от 25.10.2017, заключенный между ООО «Компания «Рыбный мир» и ИП ФИО6 (т2 лд27 с обратной стороны – 28).
По условиям названного договора предусмотрена разовая перевозка, которая осуществляется с 09 по 11 ноября 2017 года, погрузка и выгрузка груза осуществляется силами и за счет перевозчика в порядке, указанном в пункте «Информация по грузу».
В пункте 13 договора стороны согласовали информацию по грузу, а также стоимость 36 000 руб. Кроме того, указано, что точная информация о грузе, времени погрузки, автомобиле, водителе указывается в приложениях к договору.
В заявке на доставку груза автотранспортом к договору № 25/10 от 25.10.2017 стороны согласовали дату и время подачи транспортного средства (08.11.2017 с 15.00 до 17.00, с 20.00 до 21.00 транспортировка холодильного оборудования, инвентаря, материалов для праздничного оформления, 09.11.2017 с 08.00 до 10.00, с 16.00 до 20.00 завоз, вывоз продукции, 10.11.2017 с 08.00 до 10.00, с 16.00 до 20.00 завоз, вывоз продукции, 11.11.2017 2017 с 10.00 до 14.00, с 17.00 до 20.00 завоз, вывоз продукции, транспортировка холодильного оборудования, инвентаря, материалов).
Из представленного обществом счета № т008669 от 25.10.2017 следует, что наименование товара указано – услуги по аренде автотранспорта по договору № 25/10 от 25.10.2017, единица измерения – шт., количество – 1, цена – 36 000 руб., сумма – 36 000 руб.
Обществом представлены счет-фактура и акт от 13.11.2017 № 00000012 на сумму 36 000 руб., в которых наименование товара (казанной услуги) указано – услуги по аренде автотранспорта по договору № 25/10 от 25.10.2017.
Изучив указанные документы, ответчиком установлено, что обоснование стоимости услуг в представленном договоре отсутствует (расчет, калькуляция и т.п.). В заявке на доставку груза даты и время подачи транспортного средства не соответствуют датам в договоре № 25/10 от 25.10.2017. Наименование оказанных услуг по акту от 13.11.2017 № 00000012 «Услуги по аренде автотранспорта по договору № 25/10 от 25.10.2017» на сумму 36 000 руб. не соответствует наименованию услуг по договору «Разовая перевозка груза», в акте не указана дата оказания услуг, величина натурального и (или) денежного измерения оказанных услуг с указанием единиц измерения, отсутствуют товаротранспортные накладные.
Таким образом, по мнению ответчика, в нарушение пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 3.8.2 Правил № 36, пункта 13 договора от 25.10.2017 № 25/10 – выплачены денежные средства в сумме 36 000 руб. ООО «Компания «Рыбный мир», а именно: не представлены необходимые документы, подтверждающие затраты субъекта МСП – несоответствие представленного субъектом МСП договора на оказание услуг и первичных учетных документов.
Исследовав приложенные к заявке ООО «Компания «Рыбный мир» документы в их совокупности, арбитражный суд полагает, что выявленные ответчиком нарушения положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 402-ФЗ, сами по себе не свидетельствуют о нарушении министерством Порядка предоставления субсидий.
ООО «Компания «Рыбный мир» в составе заявке приложен полный перечень сведений и документов, установленных пунктами 2.4.1, 3.8.2 Правил № 36. Следовательно, документы, подтверждающие затраты субъекта МСП, имелись в составе заявки. Данные документы сопоставимы и согласуются между собой. Как было указано выше, по условиям договора № 25/10 от 25.10.2017 предусмотрена разовая перевозка, которая осуществляется с 09 по 11 ноября 2017 года, погрузка и выгрузка груза осуществляется силами и за счет перевозчика в порядке, указанном в пункте «Информация по грузу». В пункте 13 договора стороны согласовали информацию по грузу, а также стоимость 36 000 руб. Кроме того, указано, что точная информация о грузе, времени погрузки, автомобиле, водителе указывается в приложениях к договору (таким приложением является представленная заявка). Во всех представленных документах имеется ссылка на договор № 25/10 от 25.10.2017, стоимость оказанных услуг идентична.
Довод ответчика о предоставлении ООО «Компания «Рыбный мир» в составе заявки недостоверных сведений и документов (в части документов, подтверждающих полномочия генерального директора) подлежит отклонению, поскольку формально заявителем представлен полный пакет документов в соответствии с положениями Правил № 36, а министерство в соответствии с пунктом 2.5. Правил № 36 получает, в том числе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, в которой отражены сведения о генеральном директоре общества.
Кроме того, данный довод также подлежит отклонению в связи с тем, что ни в отчете ответчика, ни в оспариваемом представлении данное основание в качестве вменяемого министерству нарушения не указано.
Учитывая изложенное, арбитражный суд признает вмененное министерству нарушение необоснованным, поскольку нарушения министерством положений Порядка № 36 не допущено, в связи с чем представление от 03.07.2019 в указанной части подлежит признанию недействительным.
Иные доводы сторон рассмотрены и учтены судом, однако не влияют на выводы, к которым суд пришел по результатам рассмотрения дела.
На основании изложенного, у Контрольно-счётной палаты не имелось правовых основания для выдачи министерству представления в оспариваемой части, нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах в силу положений части 2 статьи 201 АПК РФ пункты 3 и 9 представления Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия от 03.07.2019 № 02-03/452 подлежат признанию недействительными, а заявление министерства в указанной части подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд считает, что сам факт признания представления ответчика в оспариваемой части недействительным устраняет допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в указанной части.
Определением от 22.08.2019 арбитражный суд по ходатайству заявителя приостановил действие представления Контрольно-счётной палаты в оспариваемой части до вступления в законную силу итогового судебного акта по настоящему делу.
В силу части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска.
В соответствии с частью 5 статьи 96 АПК РФ обеспечительные меры в виде приостановления действия представления Контрольно-счётной палаты в оспариваемой части арбитражный суд полагает отменить после вступления решения по делу №А74-9579/2019 в законную силу.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина относится на Контрольно-счётную палату. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации контрольный орган освобождён от уплаты государственной пошлины. Учитывая изложенное, государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1.Удовлетворить заявление Министерства экономического развития Республики Хакасия.
Признать недействительными пункты 3 и 9 представления Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия от 3 июля 2019 года № 02-03/452, в связи с их несоответствием положениям постановления Правительства Республики Хакасия от 07.12.2017 № 638 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня государственного имущества Республики Хакасия, используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", Правил предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 610, Правил предоставления субсидий на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.01.2017 № 36 "О реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 №530 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия ".
2.Отменить действие обеспечительных мер в виде приостановления действия представления Контрольно-счётной палаты Республики Хакасия от 03.07.2019 № 02-03/452 в части пунктов 3 и 9, принятых определением арбитражного суда от 22.08.2019, после вступления настоящего решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья И.А. Курочкина