Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
27 февраля 2010 г.
Дело № А75-1001/2010
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2010 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Загоруйко Н.Б., при ведении протокола заседания судьёй Загоруйко Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сибирский банк развития бизнеса» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 01.08.2009 №86-01/607990,
от ответчика – не явились,
установил:
Открытое акционерное общество «Сибирский банк развития бизнеса» (далее – Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №62-09-584/ПН от 28.12.2009 о наложении штрафа в размере 700 000 рублей.
Определением арбитражного суда от 27.01.2010 заявление принято к производству, судебное заседание по делу назначено на 03.02.2010. Определением арбитражного суда от 03.02.2010 судебное разбирательство по делу отложено на 25.02.2010.
Заявленные требования мотивированы недоказанностью вины заявителя ОАО «СИББИЗНЕСБАНК». Заявитель полагает, что постановление от 28.12.2009 № 62-09-584/НП вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене.
Представители административного органа надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело рассматривается без участия представителей административного органа, на основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), в соответствии с которой неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал его явку обязательной.
В судебном заседании представитель Банка поддержал заявленные требования в полном объёме.
Из представленного отзыва Регионального отделения ФСФР следует, что Общество привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 9 статьи 15.29 КоАП РФ правомерно, оснований для признания указанного правонарушения незаконным не имеется.
Арбитражный суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства, заслушав представителя Общества, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, и из материалов дела следует, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе вынесено постановление о назначении административного наказания от 28.12.2009 №62-09-584/ПН Открытому акционерному обществу «Сибирский банк развития бизнеса» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 15.29 КоАП РФ, на Общество наложен штраф в размере 700 000,00 рублей.
Основанием для вынесения указанного постановления послужило неисполнение Предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
№ 09-СХ-02/24814 от 23.10.2009, которое предписывало Обществу в срок не позднее трёх рабочих дней с даты получения предписания предоставить полную информацию о структуре собственности Общества, предусмотренному п. 3.1.9 Порядка, на магнитном носителе (в формате rtf) и в бумажном виде согласно Приложению № 8 Порядка.
Не согласившись с указанным постановлением Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 1 и 5.3.14Положения о Федеральной службе финансовым рынкам, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317(далее - Положение), ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принят нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), и полномочия контролю и надзору, отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 7 статьи 44 Закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ФСФР России вправе направлять профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления. документов, необходимых для разрешения вопросов, находящихся в компетенцию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11Федерального закона от 05.03.1999г. № 46- ФЗ «О защите прав и законных инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – Закон №46-ФЗ) предписания ФСФР России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их исполнительными лицами, физическими лицами на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 15.29 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Общество, имея лицензии по осуществлению брокерской, дилерской, депозитарной деятельностью, а также по управлению ценными бумагами, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
ОАО «СИБИРСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА» обязано соблюдать лицензионные требования и условия, указанные в Порядке лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утверждённых приказом ФСФР России от 06.03.2007 № 07/21/нз-н (далее- Порядок).
РО ФСФР, посчитав, что Обществом не представлена информация о структуре собственности лицензиата по состоянию на 30.06.2009 на магнитном носителе (в формате rtf) и в бумажном виде согласно Приложению №8 к Порядку не позднее 15 рабочих дней, следующих за отчётным кварталом, направило в адрес Общества предписание №09-СХ-02/24814 от 23.10.2009, полученное им 28.10.2009.
Указанное предписание необходимо было исполнить не позднее - 03.11.2009.
Однако, по мнению административного органа, по состоянию на 27.11.2009 Обществом Предписание исполнено не было, запрашиваемые документы, необходимые для осуществления им законной деятельности, в РО ФСФР не представлены.
Административным органом возбуждено дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого в отношении Банка вынесено оспариваемое постановление.
Вменяемое Банку правонарушение выразилось в том, что несмотря на получение Предписания, наличие достаточною времени для его исполнения, Общество не предприняло мер для его своевременного и надлежаще полного исполнения, доказательств свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих своевременному исполнению Предписания, не представило.
Частью 9 статьи 15.29. КоАП РФ предусмотрено: воспрепятствование профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда проведению федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Судом установлено, и материалам дела подтверждается, что во исполнение предписания РО ФСФР №09-СХ-02/24814 от 23.10.2009 заявителем в адрес ФСФР России направлено почтой DHL с сопроводительным письмом оригинал Справки о структуре собственности ОАО «СИБИРСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА» от 30.06.2009, оригинал Справки о структуре собственности Общества от 30.09.2009.
Доказательством отправления 30.10.2009 вышеуказанных документов заявителя является авианакладная № 315 9639 906, а также выписка с официального сайта DHL, согласно которой 30.10.2009 от заявителя принят груз (конверт), направлен в адрес ФСФР России и получен сотрудником ФСФР России - 02.11.2009.
Судом в судебном заседании опрошен свидетель ФИО2 – работник ОАО «Сибирский банк развития бизнеса», который подтвердил, что сам лично вкладывал в конверт оригиналы справок по состоянию на 30.06.2009 и по состоянию на 30.09.2009, что отражено в протоколе судебного заседания от 03.02.2010.
Акт об отсутствии в конверте справок составлен в отсутствие заявителя и об его составлении Обществу стало известно через месяц. Доказательств обратного административным органом не представлено, и в материалах дела таковых не содержится.
Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, исследование вопроса о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.
Суд с учётом указанных выше норм права, а также установленных по делу фактических обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 15.29 КоАП РФ.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2. КоАП РФ).
Однако в материалах настоящего дела отсутствуют материалы административного производства.
Как определено постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (с изменениями от 20 июня, 26 июля 2007 г., 20 ноября 2008 г.), принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные частью 1 статьи 205 и частью 1 статьи 210 АПК РФ, и невозможность в связи с этим извещения участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания не позднее чем за пятнадцать дней до его начала, судам при наличии соответствующих сведений об участниках арбитражного процесса следует руководствоваться частью 3 статьи 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
В связи с этим арбитражным судом определение о принятии заявления Банка к производству от 27.01.2010 и назначении судебного заседания по делу на 03.02.2010 направлено в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе факсимильной связью(т.1,л.д.23-24).
Определением арбитражного суда от 03.02.2010 судебное разбирательство по делу отложено на 25.02.2010 в связи с непредставлением отзыва на заявление об оспаривании постановления о наложении административного наказания и материалов административного производства Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе.
Таким образом, срок для направления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе материалов административного производства в арбитражный суд, начиная с 29.01.2010 до 25.02.2010, достаточный.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Однако ответчик не представил суду достаточных доказательств в обоснование правомерности оспариваемого постановления.
Учитывая указанные обстоятельства, постановление №62-09-584/ПН от 28.12.2009 Регионального отделения в Уральском федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 15.19. КоАП РФ в виде штрафа в сумме 700 000 рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа признаётся судом незаконным и подлежащим полной отмене.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30.2 Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.5, 1.6, 28.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
Признать незаконным и полностью отменить Постановление Регионального отделения в Уральском федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам №62-09-584/ПН от 28.12.2009 о привлечении Открытого акционерного общества «Сибирский банк развития бизнеса» к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 15.19 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа и назначении ему административного наказания в виде штрафа в сумме 700 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд (г.Омск). Жалоба подаётся через Арбитражный суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Н.Б. Загоруйко