ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1006/20 от 26.05.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

2 июня 2020 г.

Дело № А75-1006/2020

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 2 июня 2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем
Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-1006/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатационная генерирующая компания» к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об отмене постановления от 27.12.2019 № 82-ОНДУОТ
о назначении административного наказания,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Томм Д.В., паспорт гражданина РФ,

от ответчика – Пинекенштейн Е.А., доверенность от 05.03.2019,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатационная генерирующая компания» (далее – заявитель, Общество, ООО «ЭГК») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного
и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(далее – административный орган,  Служба) об отмене постановления от 27.12.2019
№ 82-ОНДУОТ о назначении административного наказания.

Заявленные требования мотивированы тем, что Общество необоснованно привлечено к административной ответственности, при привлечении к административной ответственности были нарушены права процессуальные  Общества.

Административный орган с требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве. По мнению Службы материалами административного дела факт уклонения заявителя от передачи технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом, подтвержден полностью.

В судебном заседании, состоявшемся 10.03.2020, представителем заявителя представлены уточнения, согласно которым Общество признать ничтожными решения собственников помещений в многоквартирных  домах,  расположенных  по  адресу: пгт. Приобье, ул. Крымская, д. 41А, 43А, 48, 49, мкр. Юбилейный, д.5,  мкр. Газовиков, д.14Г, 19А, 23, 23Б, 27, 48, 49, ул. Строителей, д. 23,53,55, ул. Пионеров, д.4А, 5А, 6,  6Е,6Г; признать  проверку Службы необоснованной, отменить  постановление от 27.12.2019 № 82-ОНДУОТ.

Поскольку ходатайство об уточнении заявленных требований по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не заявлено, представитель Общества в судебном заседании 10.03.2020 пояснил, что в представленных уточнениях указаны доводы об оспаривании постановления Службы от 27.12.2019
№ 82-ОНДУОТ, суд а рамках настоящего дела рассматривает требования об оспаривании упомянутого постановления административного органа.

Определением суда от 20.04.2020 судебное  заседание отложено на 26.05.2020
на 10 часов 30 минут.

В судебном заседании представитель Общества поддержал  требования в полном объеме,  представитель Службы поддержал доводы отзыва на заявление.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭГК» являлся управляющей организацией, осуществлявшей управление общим имуществом многоквартирных домов (далее – МКД) по адресу: пгт.Приобье, мкр. Газовиков д. № 23 «Б», 27, 49, 23, 19 «А», ул. Крымская
д. 43, 49, мкр. Юбилейный д. № 5, ул. Пионеров д. 5 «А».

Собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: мкр. Газовиков д. № 23 «Б», 27, 49, 23, 19 «А», ул. Крымская д. 43, 49, мкр. Юбилейный
д. № 5, ул. Пионеров д. 5 «А» проведены общие собрания, оформленные протоколами. По результатам проведенных собраний собственниками помещений указанных МКД приняты решения о расторжении договора управления, заключенного с ООО «ЭГК», и выборе в качестве управляющей организации ООО УК «Гарант-Приобье».

Из пояснений заявителя и ответчика следует, что на момент рассмотрения настоящего спора решения о смене управляющей компании, оформленные протоколами общих собраний собственников помещений МКД, в установленном порядке не оспорены.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что с 01.11.2019 осуществление управления  МКД  № 23Б, 27, 19А, 49, 23 мкр. Газовиков, № 48, 49 ул Крымская, № 5
мкр. Юбилейный, № 5А ул. Пионеров в пгт. Приобье перешло от Общества к ООО УК «Гарант-Приобье», соответствующие изменения были внесены в реестр лицензии по управлению многоквартирными домами.

14.11.2019 в адрес Службы поступило обращение ООО УК «Гарант-Приобье», в котором указывалось на  уклонение ООО «ЭГК» от передаче новой управляющей компании технической документации по МКД, сменившим управляющую компанию (т.1, л.д. 78). К обращению были приложены акты приема – передачи документов от 12.11.2019 и от 18.09.2019 (т.1, л.д. 79-80).

На основании приказа от 20.11.2019 №17-239/ЛК-2019 Службой  в период
с 20.11.2019 по 13.12.2019 проведена внеплановая документарная проверка исполнения ООО «ЭГК» требований законодательства  о передаче ООО УК «Гарант-Приобье» технической документации (т.1 л.д. 73-77).

В ходе проверки Служба пришла к выводу о том, что срок передачи технической документации у ООО «ЭГК» по МКД мкр. Газовиков д. № 23 «Б», 27, 49, 23, 19 «А»,
ул.
Крымская д. 48, 49, мкр. Юбилейный д. № 5, ул. Пионеров д. 5 «А» истек 04.11.2019.

Согласно актам приема-передачи документации ООО «ЭГК» в адрес
ООО УК «Гарант-Приобье» не передало часть технической документации на МКД новой управляющей компании.

В ответ на требование Службы о предоставлении документов, подтверждающих передачу ООО УК «Гарант-Приобье» документов, указанных в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 416 от 15.05.2013 (далее – Правил № 416), Обществом  представлены копии двух актов приема-передачи документов новой управляющей компании – от 18.09.2019 и от 12.11.2019 (т.1, л.д. 60-62).

Из актов приема-передачи документов от 18.09.2019 и от 12.11.2019 следует, что документы получены представителем ООО УК «Гарант-Приобье» 25.10.2019 и 12.11.2019 соответственно, не в полном объеме по сравнению с испрашиваемыми.

Поскольку на момент проведения проверки техническая документация на упомянутые МКД и иные связанные с управлением МКД документы не были переданы вновь избранной управляющей организации (ООО УК «Гарант-Приобье»), Служба пришла к выводу о нарушении Обществом  требований части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 416.

Указанные  нарушения отражены в акте проверки от 10.12.2019 № 17-239/ЛК-2019 (т.1 л.д.56-59).

По факту выявленных  нарушений в отношении заявителя составлен протокол
об административном правонарушении № 82-ОНДУОТ от 24.12.2019 (т.1 л.д. 50-54).

Постановлением Службы о назначении административного наказания от 27.12.2019 № 82-ОНДУОТ заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей
(т.1 л.д.40-43).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось
в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности
по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному
из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Субъектами указанного правонарушения являются лица, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть лица, утратившие полномочия на управление многоквартирным домом.

Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен
в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений
в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений
в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Решение общего собрания собственников о выборе способа управления многоквартирного дома управляющей организацией реализуется путем заключения договора с выбранной таким собранием управляющей организацией.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В силу указанной нормы с момента избрания новой управляющей организации обязательства прежней управляющей организации по управлению многоквартирным домом прекращаются.

Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия
на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами
в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или
в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).

В части 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений
в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться
от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (часть 10 статьи 162 ЖК РФ).

Таким образом, указанная норма права определяет срок передачи технической документации от старой управляющей организации новой – три рабочих дня со дня прекращения договора управления многоквартирным домом.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается, что отношения по управлению Обществом  упомянутыми МКД прекратились 01.11.2019, следовательно срок передачи технической документации истек 06.11.2019 через три рабочих дня после указанной даты, а не 04.11.2019 как ошибочно указывает Служба в оспариваемом постановлении.

Вместе с тем, доказательств передачи новой управляющей компании технической документации на МКД и иные связанные с управлением МКД документы до 06.11.2019 Обществом не представлено ни в ходе проверки, ни в материалы настоящего дела.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что до указанной даты Обществом 25.10.2019 переданы ООО УК «Гарант-Приобье» по акту приема-передачи документов от 18.09.2019:

- по д.14 «г» в мкр. Газовиков – 6 ключей от цокольных, подвальных и чердачных помещений и 33 поквартирные карточки;

- по д.41 «а»  по ул. Крымской – 1 акт опрессовки, 3 ключа  от цокольных, подвальных и чердачных помещений и 56 поквартирных карточек;

- по д.23 по ул. Строителей – 1 технический паспорт и 18 поквартирных карточек;

- по д.53 по ул. Строителей - 1 технический паспорт,  1 акт опрессовки и 12 поквартирных карточек;

- по д.55 по ул. Строителей - 1 технический паспорт,  1 акт опрессовки, 3 ключа от цокольных, подвальных и чердачных помещений и 12 поквартирных карточек;

- по д. 43 «а» по ул. Крымской – 1 ключ от цокольных, подвальных и чердачных помещений и 19 поквартирных карточек;

- по д.4 «а» по ул. Пионеров - 1 акт опрессовки, 6 ключей от цокольных, подвальных и чердачных помещений и 31 поквартирная карточка;

- по д. 6 по ул. Пионеров - 1 технический паспорт и 24 поквартирных карточек;

- по д.6 «а» по ул. Пионеров - 1 технический паспорт и 32 поквартирных карточки;

- по д.6 «г» по ул. Пионеров -  28 поквартирных карточек;

- по д.6 «е» по ул. Пионеров - 31 поквартирная карточка.

Доказательств передачи новой управляющей компании иных документов, связанных с управлением МКД, в срок до 06.11.2019 Обществом не представлено.

Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, в том числе перечень такой документации, определен разделом V Правил № 416.

Согласно пункту 18 Порядка № 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.

Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.

В силу пункта 19 Порядка № 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте «б» пункта 4 Правил № 416, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.

Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491). Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;

б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;

в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

Из пункта 26 Правил № 491 следует, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);

д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Технический паспорт на МКД, согласно Приказу Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (Приложение № 12), является документом технического учета жилищного фонда.

Таким образом, материалами административного дела подтверждается, что до 06.11.2019 Общество не передало новой управляющей компании указанную техническую документацию на вышеупомянутые МКД, а также иные документы, связанные с управлением МКД, перечень которых определен в пунктах 24 и 26 Правил № 491.

Следовательно, установив указанные обстоятельства, административный орган пришел к правомерному выводу о совершении Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, а именно – нарушение порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирные дома и иных связанных с управлением многоквартирными домами документов новой управляющей компании.

Доводы заявителя об отсутствии у него документов, перечисленных в пунктах 24
и 26 Правил № 499, подлежат отклонению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 22 Порядка № 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.

Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации или ТСЖ.

При этом согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 17074/09, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В таком случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

Так, согласно пункту 21 Правил № 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах № 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил № 416, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил
№ 416, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

Таким образом, при отсутствии необходимой документации закон обязывает прежнюю управляющую компанию восстановить документацию дома и передать вновь выбранной управляющей организации.

В материалы административного дела, как и в материалы настоящего дела не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом мер по восстановлению каких-либо утраченных документов.

Поскольку на момент проведения проверки техническая документация на МКД и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы не были переданы избранной управляющей организации ООО УК «Гарант-Приобье», суд признает доказанным событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным
в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие
 от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что у заявителя имелась возможность по соблюдению процитированных требований законодательства.

Доказательств того, что у Общества отсутствовала возможность своевременно исполнить обязанность по передаче технической документации по каким-либо объективным, не зависящим от него причинам, не представлено, как не представлено и доказательств принятия Обществом мер, направленных на восстановление технической документации в случае утраты.

Следовательно, материалами дела подтверждается, что в действиях
ООО «ЭГК» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.

На момент принятия оспариваемого постановления срок давности привлечения
к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ,
не истек.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, доводы заявителя об обратном судом отклоняются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Ссылка Общества на то, что протокол об административном правонарушении от 24.12.2019 был составлен в отсутствие представителя Общества, опровергаются рукописной отметкой директора Томм Д.В. в тексте указанного протокола.

Согласно  части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Исходя из положений статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Статья 28. 2 КоАП РФ не содержит запрета на изготовление текста протокола до начала ознакомления с ним лица, в отношении которого он составлен.

Материалами дела подтверждается, что указанные возможности законному представителю Общества были предоставлены. Лицо, привлекаемое к ответственности, было извещено о времени и месте  составления протокола, указало свое несогласие с обстоятельствами, изложенными в протоколе, а также не было лишено возможности представить свои объяснения по вмененному правонарушению, но указанным правом не воспользовалось.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает нарушение прав Общества на защиту, лишение его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения при составлении протокола 24.12.2019.

Также несостоятельны доводы заявителя о неправомерном вынесении 27.12.2019 оспариваемого  постановления при наличии ходатайства представителя Общества о переносе даты рассмотрения дела об административном правонарушении (т.1, л.д. 21).

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3
статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, при подготовке дела к рассмотрению может быть решен вопрос об отложении рассмотрения дела, при этом должностным лицом, уполномоченным рассматривать административный материал, выносится определение об отложении дела.

Согласно части 3 статьи 29.4 КоАП РФ административный орган вправе отложить рассмотрение дела, в частности, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников процесса.

Указанные нормы права призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Таким образом, административному органу предоставлено право как удовлетворить ходатайство о переносе срока рассмотрения административного дела, так и отказать в его удовлетворении.

Суд отклоняет доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов, выразившемся в рассмотрении дела без участия представителя, поскольку отсутствие директора юридического лица на рабочем месте не освобождает Общество от обязанности по соблюдению положений действующего законодательства. Кроме того, в нарушении статьи 65 АПК РФ заявитель не представил в материалы дела доказательства отсутствия возможности возложить обязанности по участию в рассмотрении административного дела на другое лицо, являющееся работником Общества. Также Обществом в материалы дела не представлено доказательств невозможности рассмотрения дела без участия определенного представителя; не представлено доказательств наличия каких-либо специальных познаний директора Общества, имеющих значение для рассмотрения административного дела; не представлено доказательств исполнения обязанностей по передаче технической документации на МКД в установленные сроки, которые могли бы быть учтены Службой при рассмотрении дела об административном правонарушении.

При таких фактических обстоятельствах отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов административного дела  представителя Общества при вынесении постановления не может являться безусловным и обязательным основанием для удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении.

С учетом изложенного, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества, судом не установлено.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом не установлены, об их наличии не заявлено.

Правовые и фактические основания для снижения размера административного штрафа в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в данном случае отсутствуют. При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что Обществом на момент рассмотрения настоящего дела не представлено доказательств исполнения вышеупомянутых обязанностей по передаче технической и иной документации по МКД новой управляющей компании.

При указанных обстоятельствах заявленные  Обществом требования об оспаривании постановления о привлечении заявителя к административной ответственности 
не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу  по истечении  десяти дней со дня  его принятия.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа
за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  15  Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации  настоящий  судебный  акт  выполнен  в  форме  электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный  суд  Ханты-Мансийского  автономного  округа - Югры  разъясняет,  что  в соответствии  со  статьей  177  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации  решение,  выполненное  в  форме  электронного  документа,  направляется лицам,  участвующим  в  деле,  посредством  его  размещения 
на  официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева