ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-10100/12 от 11.02.2013 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

14 февраля 2013 г.

Дело № А75-10100/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2013 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой Г.А. при ведении протокола секретарем Подкорытовой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания «Сибирь» к Отделу надзорной деятельности по г.Нижневартовску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, третье лицо - прокуратура г. Нижневартовска,

с участием представителей сторон:

от заявителя – не явились;

от заинтересованного лица – Борисов И.С. по доверенности № 312 от 26.12.2012,

от третьего лица - не явились,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Компания «Сибирь» (далее по тексту - общество, ООО «Компания «Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к отделу надзорной деятельности по г. Нижневартовску Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - административный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 28.11.2012 № 716.

Административный орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, на основании поручения прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.10.2012 № 7889-2012 прокуратурой г. Нижневартовска совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности по г. Нижневартовску Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проведена проверка в том числе помещения развлекательного клуба ООО «Компания «Сибирь», расположенного по адресу: г. Нижневартовск, улица Мира дом 56.

Согласно информации административного органа от 19.10.2012 исх. № 2972-2-9-18-25 в адрес прокуратуры города Нижневартовска были направлены сведения о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности при обследовании развлекательного клуба ООО «Компания «Сибирь».

По фактам выявленных нарушений прокуратурой г. Нижневартовска вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 16.11.2012, которое направлено для рассмотрения по существу в административный орган.

Административным органом 28.11.2012 вынесено постановление № 716 о назначении администрации административного наказания по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением Общество, обратилось в арбитражный суд.

Согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пожарная безопасность.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

На основании статьи 37 Закона 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с частью 1 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент, Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее – Правила противопожарного режима), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Компания «Сибирь» допущен ряд нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации помещения, расположенного в г.Нижневартовске по ул.Мира, д.56, в частности:

- отсутствует программа вводного инструктажа, разработанная с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожранной безопасности и утвержденных приказом (распоряжением) руководителя организации,

- ответственное лицо по пожарной безопасности в соответствии с приказом № 04 от 15.04.2010 Томилина Е.А. не прошла обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре,

- отсутствует программа первичного инструктажа, разработанные с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (документы не представлены),

- с вновь принятыми работниками организации не проводится вводный противопожарный инструктаж (документы не представлены),

- не проводится первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте (документы не представлены),

- в организации не проводится повторный противопожарный инструктаж с периодичностью не реже один раз в год (документы не представлены),

- не разработан график проведения повторного противопожарного инструктажа, который утверждается руководителем организации (документы не представлены),

- не разработана инструкция, о мерах пожарной безопасности исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений,

- в организации не разработаны и не согласованы с территориальными органами государственного пожарного надзора специальные программы пожарно-технического минимума для обучения работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях,

- руководителем организации не издан приказ (распоряжение) о создании квалификационной комиссии для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства,

- не предоставлены акты проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) объекта не реже 1 раза в квартал,

- не определены места, специально отведенные для курения табака, и не обозначены знаками «Место для курения».

Согласно пункту 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 14 названных правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака". Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками "Место для курения".

В соответствии с пунктом 61 Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Согласно пункту 460 Правил инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. Вопросы, подлежащие отражению в такой Инструкции, определены пунктом 461 Правил. В силу требований пункта 462 Правил в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее - НПБ), устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций. Под организацией в настоящих Нормах пожарной безопасности понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Пунктом 14 НПБ установлено, что вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой;

Согласно пункту 31 НПБ руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

В соответствии с пунктом 18 НПБ первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения;

Пунктом 11 НПБ предусмотрено, что вводный противопожарный инструктаж проводится: со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности); с сезонными работниками; с командированными в организацию работниками; с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику; с иными категориями работников (граждан) но решению руководителя.

Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте: со всеми вновь принятыми на работу;' с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу; с командированными в организацию работниками; с сезонными работниками; со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации; с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику (пункт 16 НПБ).

В силу пунктов 22 и 23 НПБ повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже оного раза в полугодие. Повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии сграфиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.

Согласно пунктам 39, 51 и 53 НПБ по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются в том числе работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства, приказом (распоряжением) руководителя организации создается квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке (пункт 43 НПБ).

Материалами дела (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, письмом отдела надзорной деятельности по г. Нижневартовску Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) подтверждаются выявленные проверяющими нарушения обществом требований пожарной безопасности.

Довод Общества о том, что нарушения, зафиксированные у ООО «Компания» Сибирь» в связи с непредставлением документов применены быть не могут, так как документы у общества разработаны, на предприятии присутствуют и предоставлены на рассмотрение административного дела, судом не принимается, так как при проведении проверки истребуемые документы представлены не были. Данный факт зафиксирован в информационном письме ОНД по г. Нижневартовску «О направлении информации» от 19.10.2012 года № 2972-2-9-18-25. При рассмотрении дела об административном правонарушении 28.11.2012 с момента проверки прошло больше месяца. На момент рассмотрения дела документы были представлены. Данный факт был расценен в качестве смягчающего обстоятельства.

Довод Общества о том, что пункты 39, 43, 51, 53 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 не применимы к Обществу, судом отклоняется, так как Общество на территории г. Нижневартовска осуществляет деятельность по нескольким адресам (имеет несколько подразделений). В подразделениях назначено лицо ответственное за обеспечение пожарной безопасности. Согласно пункту 36 НПБ работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях должны обучатся пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам непосредственно в организации. Пунктом 43 устанавливается порядок проведения проверки знаний требований пожарной безопасности, работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства. Пунктами 51 и 53 устанавливается порядок утверждения и согласования специальных программ.

Довод Общества о том, что нормы по ограничению курения табака не могут применятся в помещениям Общества, так как не подпадают под перечень организаций перечисленных в пункте 6 Федерального закона от 10.07.200 № 87-ФЗ №Об ограничении курения табака», судом не принимается, поскольку в соответствии с пунктом 14 ППР в РФ для курения табака должны быть отведенные специальные места, которые обозначаются знаками «Место для курения». При проведении проверки было установлено, что курения допускается в помещениях игральных клубов, местах, не предназначенных для этих целей.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Суд считает, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств обратного, или наличии причин объективного характера, препятствующих соблюдению требований пожарной безопасности, суду не представлено. Материалы административного дела свидетельствуют о не проявлении заявителем должной степени заботливости и осмотрительности при эксплуатации здания.

Суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, считает, что административный орган представил достаточные доказательства, подтверждающие наличие в деянии ООО «Компания «Сибирь» состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Доводы ООО «Компания «Сибирь» о процессуальных нарушениях при проведении проверки суд считает не обоснованными.

В силу пункта 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В силу пункта 1 статьи 21 Закона о прокуратуре прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно статье 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Из положений части 1 статьи 28.1 Кодекса следует, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе являются, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в принадлежащих заявителю на праве аренды помещениях проведена старшим помощником прокурора города Нижневартовска Шабалиной Н.В. в рамках осуществления прокурорского надзора, должностные лица органов пожарного надзора принимали участие в проверке в качестве специалистов, а не проводили самостоятельную проверку в порядке Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение прокурором в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также информация, предоставления административным органом по результатам проверки (письмо от 19.10.2012), что соответствует части 1 статьи 28.1 КоАП РФ. При этом суд учитывает, что Кодекс не регламентирует способы получения документов, содержащих достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, прокурор в рамках прокурорского надзора в пределах установленной компетенции провел проверку соблюдения обществом законодательства в области обеспечения пожарной безопасности. Заместитель прокурора при вынесении постановления о возбуждении административного производства в отношении общества действовал в пределах предоставленных полномочий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении возбуждено прокурором при наличии установленных законом повода и основания, при этом прокурором соблюден предусмотренный КоАП РФ порядок возбуждения дела об административном правонарушении.

Ни нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, ни Законом о прокуратуре не предусмотрено составление прокурором (либо иным сотрудником прокуратуры, проводящим проверку) акта проверки, равно как и иного документа, фиксирующего событие правонарушения, непосредственно на месте его совершения.

Статьей 28.4 КоАП РФ предусмотрено вынесение прокурором лишь постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которое фактически приравнено Кодексом по своему процессуальному статусу и содержанию к протоколу об административном правонарушении.

Данным постановлением зафиксированы дата и время проведенной прокуратурой проверки (которые являются соответственно датой и временем обнаружения правонарушения), существо правонарушения, ссылки на нормы законодательства Российской Федерации, нарушенные обществом, статья КоАП РФ, по которой квалифицируется допущенное обществом правонарушение.

При этом требования статьи 28.7 КоАП РФ не могут быть применены, поскольку во время проведения проверки осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не применялась и обязательность ее применения в данном случае законом не предусмотрена.

Нарушений административным органом положений КоАП РФ, предусматривающих порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, судом не установлен. Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.

Общество также ссылается на нарушение при назначении наказания положений статьей 4.1 и 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно частям 1 и 5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ).

Согласно части 3 статьи 4.4 Кодекса в случае, предусмотренном частью 2 статьи 4.4 Кодекса, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

При назначении наказания следует исходить из того, охватывается ли деяние признаками одного правонарушения либо нескольких самостоятельных правонарушений образуют ряд одновременных противоправных действий.

По правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ наказание определяется при совершении одного действия (бездействия), содержащего признаки правонарушений, предусмотренных двумя и более статьями (частями статей) Кодекса.

Совершение правонарушителем двух и более разных неправомерных действий (бездействия) в рамках осуществления производственной деятельности на одном объекте, квалифицируемых по одной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рассматриваемом случае с учетом установленных судом фактических обстоятельствах по делу, образует множественность правонарушений.

Совершение лицом двух и более разных неправомерных действий (бездействия), содержащих признаки правонарушений, предусмотренных различными частями одной статьи, влечет определение наказания за каждое совершенное административное правонарушение по правилам части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности. Эта статья состоит из 8 частей. Диспозиция каждой из этих частей содержит описание состава самостоятельного административного правонарушения.

Таким образом, в одной статье законодатель сгруппировал 8 самостоятельных административных правонарушений, имеющих один родовой объект - общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности. Эти правонарушения по отношению друг к другу являются однородными.

По результатам проведенной проверки Общество привлечено к ответственности по разным частям статьи 20.4 КоАП РФ. При этом вменяемые обществу административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений частей 2 и 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В частности, нарушения правил пожарной безопасности совершены Обществом на разных объектах и путем совершения нескольких разных действий. Объективная сторона совершенных административных правонарушений схожа и выразилась в нарушении требований пожарной безопасности. Каждое правонарушение содержит в себе несколько эпизодов конкретных нарушений правил пожарной безопасности.

То обстоятельство, что все проверенные объекты находятся во владении одного юридического лица, не означает что Общество, допуская нарушения на каждом производственном объекте, совершает одно административное правонарушение, поскольку по смыслу статьи 20.4 КоАП РФ, допущение нарушений в отношении каждого объекта, в котором осуществляется деятельность, образует самостоятельное административное правонарушение.

Назначенное заявителю административное наказание в виде предупреждения соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, назначено исходя из характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 4 стати 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176, 180, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении требованийобщества с ограниченной ответственностью «Компания «Сибирь»» о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по г. Нижневартовску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 28.11.2012 № 716 - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Г.А. Шабанова