ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1010/2011 от 12.04.2011 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 апреля 2011 г.

Дело № А75-1010/2011

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2011 г.

Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2011 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Торжковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Октябрьского района к индивидуальному предпринимателю Шпилевому Ю.В. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

  с участием представителей сторон:

от заявителя: Белоножкина О.И. по доверенности № 1 от 11.01.2011,

от ответчика: не явились,

установил:

заместитель прокурора Октябрьского района (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Шпилевого Ю.В.(далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Требования мотивированы тем, что предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность без наличия специального разрешения (лицензии).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требование о привлечении ответчика к административной ответственности в полном объеме.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило.

Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Октябрьского района проведена поверка соблюдения предпринимателем Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) в помещении интернет-кафе «Бункер», расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Октябрьский район, муниципальное образование городского поселения Приобье, проезд Югорский 1 А.

01.02.2011 сотрудниками МОБ ОВД по Октябрьскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с поступлением сообщения об осуществлении азартных игр осмотрено арендуемое предпринимателем помещение, по результатам которого составлен протокол осмотра места происшествия (л.д. 13-22).

В ходе осмотра помещения интернет-кафе сотрудниками милиции установлены факты осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.

В связи с данным обстоятельством игровые автоматы и компьютерная техника, используемые для организации и проведения азартных игр, изъяты и оставлены на сохранение в месте нахождения (л.д. 23).

02.02.2011 прокурором в отношении индивидуального предпринимателя Шпилевого Ю.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.8-12).

Постановление с материалами проверки в отношении предпринимателя направлены в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), признается административным правонарушением.

Согласно статье 4 Федерального закона № 244-ФЗ:

- азартная игра это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;

- разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;

- игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

В силу статьи 6 Федерального Закона № 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны.

Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации Алтайский край, Приморский край, Калининградская область и Краснодарский край (статья 9 Федерального закона № 244-ФЗ).

Решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом границы игорных зон определяются на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вносимых в Правительство Российской Федерации.

В силу статьи 13 Федерального закона № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Таким образом, при осуществлении деятельности по организации азартных игр предусмотрено получение специального разрешения.

Кроме того предусмотренные Федеральным законом № 244-ФЗ игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям Федерального закона № 244-ФЗ.

Из вышеизложенного следует, что действия лиц по организации и проведению азартных игр вне установленных игорных зон без специального разрешения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.

Согласно договору аренды от 01.01.2011 № 199 предприниматель арендует у общества с ограниченной ответственностью «Запсибгазторг» помещение магазина № 33, общей площадью 69 кв. метров, где осуществляется деятельность интернет-кафе «Бункер» (л.д. 48-53).

Предпринимателем осуществляется развлекательная деятельность в интернет-кафе «Бункер» с использованием программ общества с ограниченной ответственностью «Игрософт», с которым предприниматель 16.12.2010 заключил лицензионное соглашение № 72/10-р (далее – лицензионное соглашение) (л.д. 44-47)

Согласно лицензионному соглашению № 72/10-р от 16.12.2010 общество с ограниченной ответственностью «Игрософт» предоставляет предпринимателю неисключительные права на использование 6 программ посредствам развлекательных автоматов или иного развлекательного оборудования на базе электронной платы. Осуществление азартных игр с использованием программного обеспечения общества с ограниченной ответственностью «Игрософт» соглашением не предусмотрено.

В пункте 5.1 лицензионного соглашения № 72/10-р от 16.12.2010 стороны установили, что несоблюдение предпринимателем законодательства Российская Федерация соглашение автоматически аннулируется.

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 01.02.2011 в помещении интернет-кафе «Бункер» располагались аппаратно-программные комплексы (игровые автоматы) производства общества с ограниченной ответственностью «СоюзТоргИнвест» в количестве 6 (шести) штук номера 0003, 0004, 0006, 0007, 0008, 0009, мониторы марки «PHILIPS» номера 0824008162, 0824008251, 0824008246, 0824008193, 0824008149, 0824008229, монитор марки «SONY» номер 1700262, один системный блок без серийного номера. Указанное имущество изъято и оставлено на хранение администратору-оператору кафе «Бункер». Из фототаблиц к протоколу осмотра усматривается, что на компьютерном оборудовании (мониторах) установлены для игры игровые программы (л.д.13-23).

Из объяснений администраторов-операторов Зайцевой Ю.Ю., Шаламовой А.А. следует, что в интерне-кафе «Бункер» с помощью игровых автоматов и компьютерного оборудования предоставлялись развлекательные услуги, которые заключались в том, что участник игры, оплатив 200 рублей, мог играть в течение часа. В случае выигрыша участника игры в игре ему выдавался денежный выигрыш в сумме, эквивалентной сумме, указанной на мониторе компьютера (игровом автомате) (л.д. 31-36).

Из объяснения Швец Д.В. следует, что он 01.02.2011 в интернет-кафе «Бункер» играл на игровом автомате, заплатив за доступ к автомату 100 рублей. Выиграв в игре 200 рублей, он подошел к кассиру, которая выдала ему денежные средства, соответствующие выигрышу, указанному в игровом автомате – 200 рублей (л.д. 30).

Предприниматель Шпилевой Ю.В. в объяснении подтвердил отсутствие у него лицензии на осуществление азартной деятельности (л.д. 26-27).

Суд относится критически к показаниям предпринимателя о том, что денежный выигрыш в случае выигрыша на игровом оборудовании не выдается, т.к. это противоречит представленным суду доказательствам.

Таким образом, на основании представленных доказательств арбитражный суд считает доказанным осуществление индивидуальным предпринимателем Шпилевым Ю.В. деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.

При определении виновности лица в совершении административного правонарушения суд учитывает, что предприниматель при регистрации в 2003 году определил основной вид своей деятельности как деятельность по организации азартных игр (л.д. 43). Занимаясь указанной деятельностью, он не мог не знать об изменениях законодательства и запрете с 01.07.2009 года осуществления деятельности игорных заведений вне игорных зон, а также о возможности получения разрешения только юридическими лицами.

Учитывая изложенное, а также фактические обстоятельства правонарушения признает предпринимателя Шпилевого Ю.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2011 по делу № А67-5522/2010.

Заявителем выявлено административное правонарушение 01.02.2011, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела судом не истек. Нарушений при проведении процедуры оформления выявленного факта административного правонарушения судом не установлено.

Сведения о привлечении предпринимателя к административной ответственности ранее суду не представлены.

Обстоятельств, исключающих, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено, в связи с чем суд полагает возможным назначение минимального размер наказания, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

Как конфискация, так и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения являются видами административных наказаний (статьи 3.2, 3.6, 3.7 КоАП РФ), а следовательно, могут быть применены арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если один из этих видов административных наказаний предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для индивидуальных предпринимателей установлено наказание в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Учитывая изложенное, а также возможность повторного использования изъятого игрового оборудования для осуществления азартной деятельности арбитражный суд считает необходимым применение дополнительного наказания в виде конфискации изъятого игрового оборудования.

Руководствуясь статьями 15, 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

РЕШИЛ:

  заявление заместителя прокурора Октябрьского района удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Шпилевого Юрия Владимировичак административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначив наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четырёх тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен, и квитанция представлена в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа–Югры не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Аппаратно-программные комплексы (игровые автоматы) производства общества с ограниченной ответственностью «СоюзТоргИнвест» в количестве 6 (шести) штук номера 0003, 0004, 0006, 0007, 0008, 0009, мониторы марки «PHILIPS» номера 0824008162, 0824008251, 0824008246, 0824008193, 0824008149, 0824008229, монитор марки «SONY» номер 1700262, один системный блок без серийного номера, находящиеся на ответственном хранении в интернет-кафе «Бункер» конфисковать.

Административный штраф должен быть уплачен, и квитанция представлена в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель УФК по Ханты-мансийскому автономному округу – Югре (Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), Банк - РКЦ Ханты-Мансийска, расчетный счет 40101810900000010001, ИНН 8601010505, КПП 860101001, БИК 047162000, КБК 41511621010010000140, назначение платежа денежные взыскания (штрафы), ОКАТО 71181000000.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Дроздов А.Н.