Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
23 декабря 2010 г.
Дело № А75-10284/2010
Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2010 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола заседания секретарём Захаровым А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Окружная клиническая больница» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре об оспаривании представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 22.07.2010 № 31,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.08.2010,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 17.12.2010 № 15, ФИО3 по доверенности от 17.12.2010 № 16,
установил:
учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре об оспаривании представления от 22.07.2010 № 31.
Свои требования заявитель обосновал тем, что Учреждением выделенные в 2009 году денежные средства из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет израсходованы по целевому назначению.
В качестве нормативного обоснования заявитель ссылается на статью 11 Федерального закона от 21.07.2007 № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», часть 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», пункт 8 Правил финансового обеспечения в 2008-2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 987, пункт 6 Порядка расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством российской федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.02.2008 № 51н, Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников», статью 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении.
Ответчиком представлен отзыв по существу заявленного требования, в удовлетворении которого Управление просит отказать, считая вынесенное представление обоснованным и принятым в соответствии с действующим законодательством.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве в полном объеме.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Административным органом в рамках централизованного задания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора проведена проверка использования средств, выделенных в 2009 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.
В ходе проверки, по мнению Управления, установлено нецелевое использование средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 110 174 рублей 59 копеек, выразившееся в выплатах медицинским регистраторам и сестрам-хозяйкам денежных средств, предназначенных для распределения между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, по подстатье 211 «Заработная плата», в должностные обязанности которых не входит непосредственное оказание амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
По результатам проверки 16.07.2010 составлен акт № 75 (л.д.38-55) и вынесено оспариваемое представление от 22.07.2010 № 31 (далее - представление) (л.д. 7-10).
Учреждению предписано возместить в добровольном порядке денежные средства, израсходованные с нарушением бюджетного законодательства.
Не согласившись с указанным представлением, Учреждение обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
Исследовав представленные сторонами доказательства, доводы, изложенные в заявлении об оспаривании представления № 31 от 22.07.2010, отзыве на него, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или ином) нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативном) правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Порядок финансового обеспечения в 2008 - 2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, к числу которых относится и Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 987 (далее - Постановление Правительства РФ N 987) и принятым на его основе приказом Минсоцздравразвития от 05.02.2008 N 51 н «О порядке расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет» (далее - Порядок, Приказ N 51 н).
В соответствии с пунктом 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.01.2007 № 50 "О порядке и условиях расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни" средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемой по критериям в соответствии с Приложением № 2, а также осуществляющим диспансерное наблюдение за ребенком в течение первого года жизни, в соответствии с положением об оплате труда.
Согласно пункту 6 Приказа № 51 н средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемой по критериям в соответствии с Приложением № 2, а также между медицинскими работниками, осуществляющим диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет, в соответствии с положением об оплате труда.
Как следует из материалов дела, произведены выплаты медицинским регистраторам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, сестре-хозяйке ФИО16 на общую сумму 110 174 рубля 59 копеек.
Медицинская помощь женщинам в период беременности, во время родов и после родов является отдельным видом медицинской помощи, и не входит в понятие первичной медико-санитарной помощи (приказ Минздрава № 663 от 13.10.2005).
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий направленных на поддержание и восстановления здоровья населения, в котором принимает участие медицинский персонал.
Вместе с тем, понятие и категории медицинского персонала отражены в Приказе Минздравсоцразвития Российской Федерации от 06.08.2007 № 526 об определении квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников. Должность медицинского регистратора относится к профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал».
Учитывая, что медицинский регистратор относится к профессиональной квалификационной группе «Средний медицинский и фармацевтический персонал», сестра - хозяйка входят в перечень медицинского персонала и относится к профессиональной квалификационной группе «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня», а категории медицинского персонала, непосредственно оказывающего амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам при беременности и родах, не определены, арбитражный суд считает распределение средств на оплату труда медицинским регистраторам не противоречащим действующему законодательству.
Кроме того, в соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из материалов дела следует, что Учреждением денежные средства использовались только на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, т.е. цели, предусмотренные для данных средств государственного внебюджетного фонда.
Как установлено в судебном заседании адресность получения денежных средств государственного внебюджетного фонда не нарушена, условия, предусмотренные порядок распределения денежных средств соблюдены.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает заявленные требования соответствующими установленным законам нормам права.
Аналогичная позиция выражена в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.04.2010 по делам А27-15301/2009 и А27-15305/2009.
Руководствуясь статьями 9, 67, 68, 71, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
заявление учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница» удовлетворить.
Признать представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 22.07.2010 № 31 незаконным.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Дроздов А.Н.