ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-10634/2009 от 13.01.2010 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 января 2010 г.

Дело № А75-10634/2009

Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 18 января 2010 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола заседания секретарем Солодким М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Тюменьэнергосбыт» к Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обжаловании ненормативного акта

третьи лица: открытое акционерное общество «Тюменская энергосбытовая компания», общество с ограниченной ответственностью «Сургутские городские электрические сети»

с участием представителей сторон:

от истца – ФИО1 по доверенности от 01.07.2009,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 09.11.2009, ФИО3 по доверенности от 09.11.2009,

третьи лица - не явились,

установил:

открытое акционерное общество «Тюменьэнергосбыт» (далее Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Приказа Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее ответчик, Региональная службы) № 241-э от 18.12.2008 «Об изменении границ зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания» недействительным.

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что действующего законодательство не предусматривает наличие двух гарантирующих поставщиков на одной территории и приказ о расширение границ хоны деятельности открытому акционерному обществу «Тюменская энергосбытовая компания» противоречит Правилам розничных рынков.

Ответчик с предъявленными требованиями не согласен и считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, так как оспариваемый приказ отменен, а потому отсутствует предмет спора.

Открытое акционерное общество «Тюменская энергосбытовая компания» в отзыве на заявление просит отказать в удовлетворении заявленных требований, так как оспариваемый ненормативный акт не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Общество с ограниченной ответственности «Сургутские городские электрические сети» в отзыве на заявление просит удовлетворить заявленные требования, так как оспариваемый ненормативный акт принят с грубым нарушением действующего законодательства.

Третьи лица о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились и суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного срока предусмотренного для обжалования, так как о принятом оспариваемом ненормативном акте узнал только в июле месяце 2009 года.

В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 2, 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации 11-П от 17.11.2005 года в Российской Федерации как в правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а из признания, соблюдения и защита – обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1,2,17 и 18 Конституции Российской Федерации). Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод (статья 46, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных конституционных положений и корреспондирующих им статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статей 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции российской Федерации является составной частью правовой системы Российской Федерации, следует, что правосудие по своей сути может признаваться таковыми, только если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая права на судебную защиту, сформулировал правовые позиции: отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт не согласуется с требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, умаляет и ограничивает данное право.

Одним из важных факторов определяющих эффективность восстановления нарушения прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение дела судом осуществляется судом в разумный срок.

Гарантией для лиц, не имеющих возможности реализовать свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок по уважительным причинам, является институт восстановления процессуальных сроков.

По общему правилу, процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующему в деле, если иное не установлено АПК РФ.

При таких обстоятельствах суд восстанавливает срок для обжалования ненормативного акта.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, установил.

Как следует из материалов дела, Региональной службой по тарифам 19 апреля 2007 года принято решение № 26-Э «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ОАО «Тюменьэнергосбыт» (т. 1 л.д.29), а 26.12.2007 приказом № 57-Э (т. 1 л.д.30) внесены изменение в указанное решение которым определено, что срок деятельности в качестве гарантирующего поставщика установлен до определения победителя первого очередного конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика. Региональной службы по тарифам 18.11.2008г. издан Приказ № 224-Э (т. 1 л.д.31) «Об отмене решения региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2007 года № 26-Э и решения региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 декабря 2007 № 57-Э». Оспариваемый Приказ принят в соответствии с решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 апреля 2008 года по делу А-75-2748/2007, признавшего соглашение от 13.04.2007, заключенного между открытым акционерным обществом «Тюменьэнергосбыт» и Сургутским муниципальным унитарным энергетическим предприятием «Горэнерго» недействительным.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 марта 2009 года по делу № А75-7965/2009 Приказ Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 ноября 2008 года № 224-Э «Об отмене решения региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2007 года № 26-Э и решения региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 декабря 2007 № 57-Э» признан недействительным.

Региональной службой 18 декабря 2008 года издается Приказ № 241-Э «Об изменении границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» изменены границы зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания» путем включения в его зону деятельности, расположенную в пределах административных границ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, территории муниципального образования город Сургут для потребителей, точки поставки электроэнергии которых, находятся в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Сургутские электрические сети».

Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось с заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 58 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики утвержденных Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530
 (с изменениями от 16 июля, 29 декабря 2007 г., 28 июня 2008 г.) (далее Правила) границы зоны деятельности гарантирующего поставщика не подлежат изменению в период между проведением очередных конкурсов. Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика могут быть изменены до проведения первого очередного конкурса в следующих случаях: включение в соответствии с пунктом 55 настоящих Правил территории, соответствующей зоне деятельности организации, указанной в подпункте «б» или «в» пункта 36 настоящих Правил, в качестве гарантирующего поставщика в случае лишения ее статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил в зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 настоящих Правил;

  принятие решения федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов об изменении (объединении или разделении) границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков на основании обращения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и письменного согласия на такое изменение зон деятельности всех гарантирующих поставщиков, границы зон деятельности которых изменяются.

В случае если в период между очередными конкурсами изменяются параметры, определяющие в соответствии с пунктами 54 и 55 настоящих Правил границы зоны деятельности гарантирующего поставщика, такие границы зоны деятельности гарантирующего поставщика корректируются в соответствии с правилами проведения очередных конкурсов (правилами проведения внеочередных конкурсов).

Изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков допускается по инициативе уполномоченных органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации или на основании письменных заявлений возможных участников очередного конкурса о готовности обслуживать зоны, отличные от установленных зон деятельности гарантирующих поставщиков.

Указанные заявления могут быть направлены в соответствующий уполномоченный орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 300 дней до окончания 3-летнего периода осуществления функций гарантирующим поставщиком и должны содержать подтверждение готовности к организации коммерческого учета в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода по границам вновь определяемой зоны.

Пунктами 55 и 56 Правил предусмотрено, что границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктами «б», «в» и «г» пункта 36 настоящих Правил и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком. Если электрические сети расположены на территории более чем одного субъекта Российской Федерации, такие зоны деятельности устанавливаются в каждом из соответствующих субъектов Российской Федерации, но не более одной в каждом из субъектов Российской Федерации.

Территории, соответствующие зонам деятельности указанных в настоящем пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпункт «в» пункта 36 настоящих Правил.

В случае отказа организации, указанной в подпункте «б» или «в» пункта 36 настоящих Правил, от статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил либо лишения такой организации статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил территория, соответствующая зоне ее деятельности в качестве гарантирующего поставщика, решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 настоящих Правил, с даты утраты (лишения) статуса гарантирующего поставщика указанной организацией.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случаях если такие уполномоченные органы не определены) в течение 45 дней с даты вступления в силу настоящих Правил согласовывают определенные в соответствии с пунктами 54 и 55 настоящих Правил границы зон деятельности гарантирующих поставщиков и в течение 5 дней с даты согласования уведомляют о принятом решении организации, получившие статус гарантирующего поставщика, а также направляют в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории данного субъекта Российской Федерации, с указанием зон их деятельности, перечень организаций, которые направили заявление об отказе от статуса гарантирующего поставщика, а также перечень организаций, которым отказано в присвоении статуса гарантирующего поставщика с указанием причин такого отказа (в связи с несоответствием предусмотренным пунктом 36 настоящих Правил требованиям), и организаций, которые лишены статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил. Указанные сведения учитываются при формировании федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, ведение, которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Из анализа указанных норм следует, что Региональная служба не может без достаточных оснований присвоить статус гарантирующего поставщика или признать утратившего такой статус.

Региональная служба приняла решение об утрате Обществом статуса гарантирующего поставщика, решение которого обжаловалось в арбитражный суд в это время издается приказ об изменения границ зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у Региональной службы отсутствовали основания для изменения границ деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания».

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Региональной службой 14 декабря 2009 издан Приказ № 132-Э «Об отмене приказа Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 декабря 2008 года № 241-Э «Об изменении границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Тюменская энергосбытовая компания».

Таким образом, на момент рассмотрения дела отсутствует предмет спора, и заявленные требования удовлетворению не подлежат, так как отмененный ненормативный акт не нарушает права заявителя

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Тюменьэнергосбыт» о признании недействительным Приказа Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 241-э от 18.12.2008 г. – отказать.

Обеспечительные меры приняты Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2009 года - отменить

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

судья Т.П. Кущева