Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
2 декабря 2020 года | Дело № А75-10814/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 2 декабря 2020 года
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-10814/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чубина Бориса Сергеевича (ОГРНИП 318861700006244, ИНН 860206148360)
к администрации Сургутского района о признании незаконным отказа
от 27.04.2020 в предоставлении в собственность земельных участков и об обязании устранить нарушение прав заявителя,
при участии представителей:
от заявителя - Чубин Б.С., паспорт гражданина РФ, Колесникова Е.М., доверенность
№ 86АА 2888424 от 20.07.2020,
от ответчика – Петухов В.Н., доверенность от 02.03.2020,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чубин Борис Сергеевич (далее – заявитель, Глава КФХ, Предприниматель) обратился
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации Сургутского района (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность семи земельных участков с кадастровыми номерами 86:03:0053301:4151, 86:03:0053301:4245, 86:03:0053301:4208, 86:03:0053301:4212, 86:03:0053301:4214, 86:03:0053301:4217, 86:03:0053301:4454, выраженном в письме от 27.04.2020, и об обязании ответчика принять решение
о предоставлении земельных участков в собственность заявителя, о направлении в адрес заявителя предложения о заключении договора купли-продажи земельных участков
(с учетом уточнения заявленных требований в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
От ответчика поступил отзыв на заявление с возражениями относительно заявленных требований (т.1, л.д. 55-56), а также дополнительные письменные пояснения (т.3, л.д. 14-15).
Определением суда от 09.11.2020 судебное заседание отложено на 26.11.2020.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание).
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали заявленные требования, ссылаясь на право Предпринимателя получить в собственность арендуемые земельные участки и необходимость применения положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемому спору, представитель Администрации поддержал доводы отзыва на заявление.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и гражданином Чубиным С.Г. (отцом заявителя) заключен договор аренды земельного участка № 10602 от 24.08.2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4151 площадью 98 752 кв.м, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», адрес земельного участка: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, район куста скважин № 706 Западно-Сургутского месторождения нефти. Видом разрешенного использования земельного участка указано сельскохозяйственное использование (1.0), под сенокос (т.2, л.д. 7-10).
21.08.2018 между гражданином Чубиным С.Г. (арендатор) и Администрацией (арендодатель) заключен новый договор аренды земельного участка № 11940 в отношении того же земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4151 площадью
98 752 кв.м, цель использования – под сенокос, без права возведения объектов капитального строительства (т.2, л.д. 11-16).
Права арендатора по договору аренды земельного участка № 11940 от 21.08.2018 перешли от гражданина Чубина С.Г. к заявителю на основании договора цессии от 18.01.2019 , переход прав арендатора согласован Администрацией (т.2, л.д. 17-19).
Также между гражданином Чубиным С.Г. (арендатор) и Администрацией (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 10804 от 05.04.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4208 площадью 88 300 га с видом разрешенного использования – под сенокос, без права возведения объектов капитального строительства (т.1 л.д. 117-120). По договору цессии от 18.01.2019 права арендатора по договору № 10804 от 05.04.2016 перешли от Чубина С.Г. к заявителю (т.1, л.д. 121).
Впоследствии заявитель (арендатор) и Администрация (арендодатель) заключили новый договор аренды в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4208 площадью 88 300 га - № 12123 от 13.03.2019, цель использования также определена – под сенокос (т.1, л.д. 122-127).
Кроме того, между гражданином Чубиным С.Г. (арендатор) и Администрацией (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 10840 от 21.04.2016
в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4217 площадью 50 га, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», адрес земельного участка: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, территория Сайгатинского лицензионного участка, цель использования – под сенокос, без права возведения объектов капитального строительства (т.1, л.д. 128-131). Права арендатора по договору аренды земельного участка № 10840 от 21.04.2016 перешли от гражданина Чубина С.Г. к заявителю на основании договора цессии от 18.01.2019 (т.1, л.д. 132-133).
Впоследствии заявитель (арендатор) и Администрация (арендодатель) заключили новый договор аренды в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4217 площадью 50 га - № 12122 от 13.03.2019, цель использования определена – под сенокос (т.1, л.д. 134-137).
Между гражданином Чубиным Б.С. (арендатор) и Администрацией (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 10803 от 05.04.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4214 площадью 32 га, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», адрес земельного участка: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, территория Сайгатинского лицензионного участка, цель использования – под сенокошение, без права возведения объектов капитального строительства (т.1, л.д. 138-141).
Впоследствии заявитель (арендатор) и Администрация (арендодатель) заключили новый договор аренды в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4214 площадью 32 га - № 12121 от 12.03.2019, цель использования также определена – под сенокошение (т.1, л.д. 142-146).
Кроме того, между гражданином Чубиным С.Г. (арендатор) и Администрацией (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 11671 от 29.03.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4454 площадью 76 823 кв.м, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», адрес земельного участка: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, территория Сайгатинского лицензионного участка, цель использования – для сенокошения, без права возведения объектов капитального строительства (т.2, л.д. 20-24).
В материалы дела представлен договор цессии от 18.01.2019, заключенный между Чубиным С.Г. и заявителем, о переходе прав арендатора по договору аренды земельного участка № 11671 от 29.03.2018 (т.3, л.д. 9-10), а также письмо Чубина С.Г., адресованное ответчику, о согласовании перехода прав аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4454, сыну арендатора – Чубину Б.С. (т.1, л.д. 76).
Между заявителем (арендатор) и Администрацией (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 10802 от 05.04.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4212 площадью 21 га, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», адрес земельного участка: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, территория Сайгатинского лицензионного участка, цель использования – под сенокошение (т.1, л.д. 147-150). Срок действия договора согласован до 11.03.2019, после его истечение действие договора прекращается (пункт 1.6 договора).
Впоследствии заявитель (арендатор) и Администрация (арендодатель) заключили новый договор аренды в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4212 площадью 21 га - № 12118 от 12.03.2019, цель использования также определена – под сенокошение (т.2, л.д. 1-6).
Кроме того, между заявителем (арендатор) и Администрацией (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 11637 от 01.03.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:03:0053301:4245 площадью 140 439 кв.м, категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», адрес земельного участка: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, территория Сайгатинского лицензионного участка, цель использования – выпас сельскохозяйственных животных, без права возведения объектов капитального строительства (т.2, л.д. 26-31). Срок действия договора - 3 года с момента государственной регистрации, по истечении указанного срока действие договора прекращается (пункт 1.4 договора). Договор зарегистрирован в установленном порядке 26.02.2019.
Все указанные договоры аренды земельных участков как с заявителем, так и с Чубиным С.Г. заключены со ссылкой на подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
14.04.2020 Глава КФХ обратился к ответчику с заявлением о заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся у него в аренде, в отношении участков с кадастровыми номерами 86:03:0053301:4151, 86:03:0053301:4245, 86:03:0053301:4208, 86:03:0053301:4212, 86:03:0053301:4214, 86:03:0053301:4217, 86:03:0053301:4454. Заявитель просил передать указанные участки в собственность без проведения торгов (т.1, л.д. 17).
Администрация отказала в предоставлении в собственность без торгов указанных земельных участков со ссылкой на пункт 5 статьи 10 Федерального закона о 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее –
Закон № 101-ФЗ), указывая при этом на то, что земельные участки предоставлены в аренду гражданину на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных (т.1, л.д.18).
Не согласившись с вынесенным отказом, истец обратился с настоящим заявлением
в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставленияземельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйств.
Согласно подпункту 12 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ срок такого предоставления не превышает три года.
Оборот земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и регулируется Законом № 101-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 22 ЗК РФ арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
В силу требований пункта 5 статьи 22 ЗК РФ на нового арендатора (заявителя) распространяются ограничения, установленные пунктом 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает прямой запрет на выкуп земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных гражданам в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных. Это запрет также распространяется и на правопреемников таких арендаторов.
Указанный запрет необходимо рассматривать в системном смысловом единстве
с пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, согласно которому гражданин
или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной
или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых
у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора
и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации
при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность.
При этом в пункте 3 статьи 624 ГК РФ определено, что законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества, что и сделано в абзаце втором пункта 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ.
Анализ указанных норм права позволяет придти к выводу о том, что право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен в собственность арендатора, должно быть приобретено исключительно на аукционе; право выкупа является непосредственным правовым последствием получения публичного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на основе конкурса (аукциона).
Поскольку в рассматриваемом случае право аренды на вышеупомянутые земельные участки возникло у заявителя (Чубина Б.С.) и у его правопредшественника (Чубина С.Г.) на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и в порядке, определенном пунктом 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, то есть без проведения аукциона, постольку
у заявителя отсутствует право требовать выкупа указанных земельных участков в собственность без проведения торгов в силу прямого законодательного запрета такого выкупа.
Суд отклоняет ссылки заявителя на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 10 ГК РФ, согласно которой не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление
№ 25) разъяснено, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В рассматриваемом случае суд не усматривает оснований для вывода о злоупотреблении ответчиком предоставленными ему правами и введении заявителя либо его правопредшественника в заблуждение относительно оснований, на которых земельные участки предоставлялись в аренду.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определено, что одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу абзацев первого и второго статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Как следует из содержания вышеупомянутых договоров аренды, заключенных Администрацией как с заявителем, так и с Чубиным С.Г., целью использования арендованных земельных участков являлось сенокошение.
Доказательств того, что земельные участки использовались арендаторами не в соответствии с целями их использования, определенными условиями договоров аренды, в материалы дела не представлено.
Таким образом, земельные участки предоставлялись гражданам в целях сенокошения и не для каких иных целей, что соответствует положениям подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и пункту 5 статьи 10 Закона № 101-ФЗ. Следовательно, правовое основание для приобретения права аренды спорных земельных участков указано в договорах аренды верно и соответствовало волеизъявлению обоих сторон договора.
Суд также отклоняет довод заявителя о том, что ему (и его правопредшественнику) земельные участки в любом случае должны были быть предоставлены без торгов в силу части 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, согласно которой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Обосновывая свои требования указанным доводом, заявитель ссылается на соглашения о предоставлении субсидий в рамках реализации государственных программ в сфере развития сельского хозяйства (т.1, л.д. 100-110).
Вместе с тем, случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
В статье 39.18 ЗК РФ определены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности., предусматривающие процедуру предоставления такого земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации
в случаях, установленных Законом № 101-ФЗ.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» статья 10 Закона № 101-ФЗ дополнена
частью 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Однако возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни ЗК РФ, ни Закон № 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ.
Следовательно, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные
на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).
Таким образом, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона
№ 101-ФЗ в любом случае должно рассматриваться по правилам статьи 39.18 ЗК РФ.
Указанные разъяснения изложены в «Обзоре вопросов, содержащихся в обращении граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер», утвержденном Минэкономразвития России.
Материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что в отношении спорных земельных участков после вступления в законную силу Федерального закона
от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» рассматривался вопрос о их предоставлении в аренду по правилам статьи 39.18 ЗК РФ.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку оспариваемое решение Администрации об отказе не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителя, который не лишен права прибрести спорные земельные участки в собственность по результатам конкурсных процедур.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Е.А. Голубева